Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:15, реферат
Основной целью написания данного реферата является определение нового курса развития социальной политики в Росси.
Введение
1. Модели социальной политики
2. Принципы стратегии социально-экономического развития России
3. Приоритеты социальной политики
4. Современный этап развития социальной политики в России
Заключение
Список литературы
Курсовая работа: Стратегия
социально-экономического развития России
Название: Стратегия социально-
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: курсовая работа Добавлен 07:02:18 09 января 2011 Похожие работы
Просмотров: 1518 Комментариев: 0 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать
Содержание
Введение
1. Модели социальной политики
2. Принципы стратегии
социально-экономического
3. Приоритеты социальной политики
4. Современный этап развития социальной политики в России
Заключение
Список литературы
Введение
Трансформация российского общества породила качественно новые явления во всех сферах жизнедеятельности. Она глубоко затронула уровень, и особенно качество жизни россиян, потребовала адекватной социальной политики.
Принятие целого ряда федеральных
законов и программ, предусматривающих
изменение структуры и
Система социальный защиты населения Российской Федерации вступила во второй десяток лет своего развития. С 1991, возродившись как новый вид профессиональной деятельности, она прошла определенный путь, отмеченный бурным развитием.
Основной целью написания данной курсовой работы является определение нового курса развития социальной политики в Росси. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть основные модели социальной политики;
- обозначить основные
принципы стратегии социально
– экономического развития
- выявить приоритеты социальной политики;
- рассмотреть ситуацию развития социальной политики на современном этапе.
Для рассмотрения данной темы использованы учебники и периодическая литература таких авторов как Гончаров П.К., Лайкам К., Пронин С., Ишаев В., Карелова В. и других.
1. Модели социальной политики
Государства на постсоциалистическом пространстве имеют общие проблемы в социальной сфере. Среди них одна из главных – наличие огромных государственных социальных обязательств, унаследованных от социалистической системы и не обеспеченных финансовыми ресурсами.
В современной истории постсоциалистического периода выделяются две основные модели развития социальной политики: патерналистская модель и адресная социальная система.
Патерналистская модель социального
развития была заимствована из практики
регулирования социальной сферы
Советского Союза. Для нее характерно
жесткое определение
Для модели адресной социальной политики характерны дифференциация выполнения социальных функций государства в отношении различных слоев населения, перераспределение социальных расходов государства в пользу наиболее уязвимых групп населения, повышение эффективности социальной системы, снижение социальной напряженности в обществе.
Период перехода к более
эффективной модели социальной политики
характеризуется сложностью и глубиной
необходимых преобразований и требует
к себе комплексного, системного подхода.
Реформирование социальной сферы не
может рассматриваться и
Уровень социальной напряженности, объем, и характер накопившихся социальных проблем требует придерживаться поэтапного, эволюционного подхода к построению новой модели социальной политики. В процессе перехода к адресной социальной системе можно выделить следующие основные стадии:
- антикризисное управление
социальными процессами в
- достижение социальной стабильности;
- устойчивое развитие социальной сферы.
Социальная политика в постсоциалистической России, как и во многих других странах с переходной экономикой, была ориентированна преимущественно на сохранение масштабов оказываемых государством социальных услуг. При этом усилия, направленные на повышение эффективности социальных программ, отступали на второй план. На фоне быстрого падения ВВП происходило увеличение доли удельного веса социальных расходов в совокупных расходах государства.
Основной формой социальной защиты населения в странах с рыночной экономикой является социальное страхование. Для современной системы социального страхования все еще характерны основные черты и проблемы патерналистской модели социального развития. Процесс реформирования системы, сформировавшийся в условиях централизованного, планового управления и уравнительных признаках, далеко не завершен.
Основу системы
Произошедшее в 90-е годы повышение доли социальных расходов не смогло предотвратить снижение уровня жизни населения, включая работников отраслей социальной сферы. Оно привело лишь к дальнейшему быстрому нарастанию проблемы бюджетного дефицита.
В целом патерналистская модель социального развития показа свою низкую эффективность в регулировании социальных процессов в современном обществе. Среди множества её недостатков необходимо выделить следующие:
· несоответствие финансовых возможностей государства объему законодательно определенных социальных обязательств;
· неоправданно высокие (с точки зрения финансовых возможностей) расходы на социальную сферу;
· недостаточная межведомственная координация органов, участвующих в формировании и реализации социальной политики;
· перекрестная реализация социальных программ, вызывающая дублирование социальной помощи;
· несовершенная система оценки эффективности расходов на социальную сферу;
· отсутствие системного подхода к формированию социальной защиты населения.
Несбалансированность ресурсов и обязательств государства являются наиболее острой бюджетной проблемой, решение которой выделено в качестве одной из стратегических задач развития страны на современном этапе.
Существенное влияние
на эффективность реализации социальной
политики оказывает проблема нечеткого
разграничения расходных и
Таким образом, социальная система
современной России несет в себе
архаичную структуру
Тем не менее, применение на
начальном этапе социально-
- резкого падения уровня жизни большей части населения;
- отсутствия опыта решения
столь масштабных задач в
- необеспеченности техническими
и нормативно-методическими
- недостаточной определенностью
социально-экономических
- несформированностью социальной структуры общества;
- необходимостью полного
использования тех ресурсов, форм
и методов работы, которые остались
от дореформенной системы
Ввиду масштабности и значимости накопившихся проблем реформирование социальной политики государства определено в качестве одной из стратегических задач развития страны на современном этапе. Социальная реформа рассматривается как неразрывная составляющая часть экономической и финансовой стратегии государства.
Приоритетным направлением
проведения социальных реформ является
переход к более эффективной
модели – модели адресной социальной
политики, реализуемой с учетом реально
имеющихся у государства
Адресный подход позволит
перераспределить ресурсы, выделяемые
на социальную политику, в пользу особо
нуждающихся категорий
К основным целевым характеристикам модели адресной социальной политики необходимо отнести следующие:
· дифференциацию социальной политики государства в отношении различных слоев населения;
· корректное выделение
категорий получателей
· использование принципа адресности, как средства перераспределения социальной помощи для наиболее нуждающихся групп населения;
· «муниципализацию» социальной политики за счет передачи значительной части полномочий по определению размеров и форм предоставления социальной помощи на региональный и муниципальный уровень;
· перевод системы социального страхования на принципы добровольного страхования социального риска;
четкое разграничение полномочий в реализации социальной политики между уровнями бюджетной системы.
Одной из принципиальных проблем адресной модели социальной политики является проблема минимизации затрат, связанных с корректным определением адресата социальной помощи. Задача по разработке эффективных и недорогих методов проверки нуждаемости, хорошо адаптированных к местным условиям, является одной из важнейших для этапа реформирования социальной политики. Существующие методики проверки нуждаемости, основанные на учете легальных доходов, являются несовершенными и недостаточными.(7)
Стратегическими целями социальной политики в России, определенными на данном этапе развития, являются:
· достижение ощутимого достижения улучшения материального положения и условий жизни людей;
· обеспечение эффективности занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
· гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильём;
· переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, представляемых семье;
· нормализация и улучшение
демографической ситуации, снижение
смертности населения, особенно детской
и граждан трудоспособного
Достижение определенных выше целей предполагает осуществление поэтапного перехода к адресной модели социальной политики, в рамках которого выделяются следующие основные задачи:
· существенное повышение социальной политики;
· упорядочивание государственных социальных обязательств;
· концентрация усилий на решении наиболее острых социальных проблем;
· существенное улучшение социальной инфраструктуры;
· выработка новых механизмов реализации социальной политики.
В рамках реализации адресной модели социальной системой Российской Федерации можно выделить следующие основные стадии.
Сложившуюся на сегодняшний день ситуацию в социальной сфере можно рассматривать как этап антикризисного управления социальными процессами.
Задачей социальной политики на ближайшую перспективу является достижение социальной стабильности развития общества. Социальная стабильность – это такое состояние социальных процессов в стране, которое позволяет обеспечить поступательное развитие экономики, сохранять политическую стабильность в обществе.
Социальная стабильность развития общества обеспечивается проведение эффективной социальной политики государства, базирующейся на следующих основных принципах:
· признание необходимости динамичного развития социальной сферы как одного из важнейших условий устойчивого развития общества;
· четкое определение
приоритетов в области
· обеспечение управляемости
социальными процессами на основании
сохранения единства социального пространства
и обеспечения федеральных
· обеспечение единства социальной политики на различных уровнях управления.