Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:15, реферат
Основной целью написания данного реферата является определение нового курса развития социальной политики в Росси.
Введение
1. Модели социальной политики
2. Принципы стратегии социально-экономического развития России
3. Приоритеты социальной политики
4. Современный этап развития социальной политики в России
Заключение
Список литературы
Состояние устойчивого развития социальной сферы характеризуется постоянным улучшением качественных показателей социальной сферы, отсутствием угрозы социальной стабильности развития общества и наличием потенциала для дальнейшего развития.
Устойчивое развитие социальной
сферы становится принципиальной особенностью
перспективной стратегии
2. Принципы стратегии социально–
Государство в рыночной экономике
выступает как организатор
В основе стратегии должны
лежать высокие, достойные России и
одновременно достижимые долгосрочные
цели. Это превращение России в
динамично развивающуюся
Условием успешного
· выбор такой стратегической
цели, которая обладает консолидирующим
потенциалом, способна объединить усилия
разных социальных групп. Формирование
механизма социального
· создание новой системы социального порядка, регулирующей поведение основных социальных субъектов в контексте реализации стратегических целей государства.
Успешная стратегия развития
государства по принципу благосостояния
для большинства будет
В настоящее время в соответствии с западными стандартами благосостояния живут только 5 – 7% людей. А весь сегодняшний российский класс, который сохранил доперестроечный уровень жизни, составляет не более 20%. Слой бедности, в котором среднедушевые доходы не покрывают даже прожиточного минимума, охватывает почти 60 млн., или около 40% населения страны. При этом почти 30 млн. человек живут на грани нищеты, которая стала носить застойный характер.
Механизмы достижения стратегических и социально – экономических целей. Решающим условием в обеспечении экономического роста, а следовательно, и всей стратегии развития России как социального государства в ближайшие 10 лет становится инвестиционный прорыв. Он предполагает:
- форсированный рост
- инвестиционную поддержку ряда ключевых секторов;
- инновационное наполнение инвестиций.
Но чтобы инвестиции стали значимым фактором роль в их материальном обеспечении должно играть отечественное производство инвестиционных товаров, в частности машиностроение. Это предполагает ускоренную модернизацию данного сектора на основе отечественного и импортного оборудования и технологий.
Необходимо учитывать
ряд угроз экономической
1. Недостаточность внутреннего спроса.
2. Внешний долг.
3. Неготовность инвестиционного
комплекса к масштабным
4. Непропорционально высокий темп роста цен на топливо, электроэнергию, транспортных тарифов.
Эффективная траектория экономического
роста в среднесрочной
Первый период – высоких
темпов роста и наращивания
Второй период - существенного снижения динамики обусловлен исчерпанием резервов и запаздыванием ввода новых мощностей, осуществляемых за счет инвестиций последних лет. Расчеты показывают, что его длительность может составлять два – три года. Темпы экономического роста при этом могут снизиться до 2 – 4% в год.
Третий период. Начиная с 2006 г. возможен выход на стационарную траекторию развития с сохранением в течение десятилетия темпов роста на уровне не ниже 5% в год. Задача состоит в том, чтобы создать условия расширенного воспроизводства на основе преимущественных внутренних накоплений и инвестиционных возможностей.
О бюджетной политике. Необходима сбалансированность между социальными обязательствами и её возможностями мобилизации финансовых ресурсов, как на федеральном, так и на региональных уровнях.
Дефицит федерального бюджета просто переместился в бюджеты субъектов РФ. Это происходит из – за того, что не учитываются социальные обязательства регионов, которые также являются государственными обязательствами, т.е. финансовые ресурсы перемещаются в федеральный бюджет, а обязательства и ответственность остается в финансово не обеспеченных регионах. Азбучной истиной является то, что единое государство должно иметь и единый государственный бюджет, который обязан учитывать всю сумму доходов и расходов за соответствующий год на территории страны.
Генеральным принципом достижения
сбалансированного и
3. Приоритеты социальной политики
Важнейшим объективно обусловленным требованием, предъявляемым к социальной политике периода перехода к рыночной экономике, является соблюдение принципа сохранения социального равновесия в процессе движения общества к качественно новому состоянию. В этой связи необходимо обратить внимание на следующие существенные моменты.
Первое. Социальное равновесие в современном индустриальном обществе – это политика, отражающая интересы большинства нации.
Второе. Социальное равновесие
поддерживается следующими методами:
в социальной сфере – обеспечением
равных социальных прав, политикой
социальной стабильности и выравнивания
уровня жизни и доходов социальных
групп, глобальными и локальными
механизмами социальной защиты от потрясений
или «провалов» рынка. В экономической
сфере – государственным
Утверждение принципа социального равновесия как фундаментальной основы стабильности и развития является исторически переломным моментом в развитии современных государств. Именно это обстоятельство дало толчок развитию современной социальной политики в качестве средства обеспечения такого равновесия, как в текущем, так и в долгосрочном плане. Был выработан целый набор среднесрочных и долгосрочных ориентиров, основанных не на интуиции, а на научных прогнозных оценках тенденций социального и экономического развития.
Социальная политика отличается той спецификой, что она не обладает собственным автономным инструментарием, механизмами, обеспечивающими реализацию целей. Социальная политика рождается законодательством (социальным, трудовым, хозяйственным), а также экономической политикой. Собственно говоря, подлинная экономическая политика имеет место тогда и только тогда, когда общество и государство воспринимают социальные цели как приоритетные направления. Более того, социальная политика – это механизм обеспечения перманентных трансформационных процессов. На переломных этапах развития этот механизм особенно важен, так как тогда трансформация всегда сопряжена с глубокими перестановками внутри социальной структуры, ростом и расширением одних социальных групп, сужением и исчезновением других групп, изменением их доходов, статуса и престижа, качества жизни. Все это неизбежно ведет к серьезной ломке сложившейся системы дифференциации социальных групп на макросоциальной шкале доходов.
С этой точки зрения особого
внимания заслуживают основные модели
социальной дифференциации. Существуют
некий оптимальный и предельный
уровни дифференциации доходов, если рассматривать
это явление с точки зрения
критериев эффективности и
Сверхполярные модели развития для современных условий крайне неустойчивы и хрупки. Эти неустойчивость и хрупкость повсеместно имеют одни и те же проявления. В социальном плане – это необеспеченность большинства, часто в форме откровенной бедности и нищеты, и социальное недовольство. В экономическом плане – это падение эффективности, дестимулирование и демотивация продуктивной деятельности, резкое разделение интересов элиты, работодателей и работников. Именно такие модели развития являются моделями социальной эксплуатации, когда роскошь и баснословное богатство отдельных групп и нищенское существование других. Такие модели взрывоопасны по своей социальной архитектуре, и их устойчивость поддерживается в значительной степени прямыми репрессивными средствами. Сейчас такая модель характерна для большинства слаборазвитых стран. Для таких обществ уровень дифференциации доходов между крайними децильными группами (соотношение доходов 10% наиболее богатых и бедных) составляет не менее 20-30: 1.
Умеренно – полярные модели. Общество осознает необходимость определенных изменений и вводит частичные элементы социального регулирования. Для них характерно то, что социальная политика осуществляется государством на ограниченном поле, и перед ней ставятся весьма узкие задачи. Для таких моделей характерна децильная дифференциация порядка 10-15:1, которая имела место в индустриальных обществах первой половины XX века, а сейчас ив части развивающихся стран.
Умеренная модель – тип
господствующий сейчас модели в промышленно
развитых странах Запада и Японии.
При тех или иных особенностях
для неё характерна в целом
более консолидирующая
Наряду с рыночными моделями возможны и нерыночные модели, которые возникали в какой – то мере как реакция на сверхполярную дифференциацию доходов. Эти модели существовали в бывших социалистических странах, а сейчас на Кубе, в КНДР. Такие модели можно отнести к моделям так называемой планируемой дифференциации, которые помимо несомненных позитивных преимуществ продемонстрировали и серьезные недостатки, прежде всего, в экономической сфере. Они не способствовали эффективному экономическому росту в нормальных условиях, когда не требовалась тотальная мобилизация ресурсов, для этих моделей в целом характерен весьма не высокий уровень дифференцмации доходов – до 4:1.(9)
Основной стратегической
задачей для Росси в ходе реформ
была осуществление комплекса
То, что произошло в России в 90 – х. гг., нельзя не квалифицировать как исторический провал, откат назад в ту систему социальной дифференциации, которая существовала в России в конце прошлого – начале этого столетия. Изменение такой ситуации относится к числу главных приоритетов социальной политики. Вместе с тем, очевидно, что решение оснополагающих проблем позитивного развития далеко не полностью зависит от реалий социально- экономической ситуации 90-х гг. и наличия или отсутствия оптимальной программы действий. Существует более широкий набор условий, определяющих успех или неудачу такой программы, и эти условия находятся за пределами экономики и социальной политики.