Стратегия социально-экономического развития Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить стратегию устойчивого экономического развития Республики Беларусь. Цель работы определяет постановку следующих задач: изучить основные критерии устойчивого развития экономики; выявить и рассмотреть цели, условия и этапы становления экономики устойчивого развития Республики Беларусь; изучить механизмы ее формирования; выявить современные проблемы экономики устойчивого развития в Республике Беларусь; определить роль государства в организации функционирования экономики устойчивого развития Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1: КРИТЕРИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ..................................................................................................................5
ГЛАВА 2: ЦЕЛИ, УСЛОВИЯ, ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………..…8
ГЛАВА 3: МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ…………………………………………..…..…..…13
3.1 Бюджетно-налоговая политика…………………………………………….….13
3.2 Денежно-кредитная политика…………………………………………………14
3.3 Ценовая политика и создание конкурентной среды…………………………15
3.4 Институциональные преобразования и развитие рыночной
инфраструктуры ………………………………………………………………..…..15
3.5 Развитие малого и среднего предпринимательства……………………...…..16
ГЛАВА 4: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………….............18
ГЛАВА 5: РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛРУСЬ……………………………………………………………………………..….21
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 64.98 Кб (Скачать)

     С учетом выше изложенного совершенно очевидно, что дальнейшее усовершенствование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства содействует реализации экономических программ по устойчивому развитию Республики Беларусь. 

 

ГЛАВА 4

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ  УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

     В Республике Беларусь большое внимание уделяется структурным преобразованиям экономики, направленным на уменьшение потребления сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, ориентацию производства на эффективное использование созданного научно-технического и производственного потенциала, местных ресурсов.

     Переход Республике Беларусь к устойчивому  развитию является сложным процессом и требует решения многих проблем.

     В общей картине экономического состояния  белорусских предприятий к одной  из самых насущных проблем, требующих  неотложного решения, следует отнести  проблему инвестирования экономики. Так, в январе – июле 2009 года темп роста инвестиций в основной капитал к уровню аналогичного периода 2008 года по республике составил 117,8 процента, что на 1,3 процентного пункта ниже показателя января – марта того года . Нехватка инвестиционных ресурсов привела к деградации белорусской промышленности – уровень использования производственных мощностей во многих отраслях промышленности ниже 50%.  Коэффициент износа активной части основных фондов промышленности в 2007 году составил 70,0% при пороговом значении 40%; в целом по экономике степень износа основных средств предприятий составила 47,1 % в 2007 году. По мнению ученых-экономистов, «при износе на 70,0% активной части основных средств в промышленности использование инвестиций на капитальной ремонт неэффективно». А на обновление основных фондов у отечественных предприятий не хватает средств – среднегодовой коэффициент обновления основных фондов составляет примерно 5%, что в 3 раза меньше рекомендуемого экономической наукой [3].

     Логическим  следствием рассмотренных проблем  является, в частности, низкая конкурентоспособность продукции, трудности ее сбыта. Причины значительного роста отрицательного сальдо внешней торговли в основном традиционные – рост цен на энергоносители и другие материально-сырьевые ресурсы, высокие темпы роста импорта. Эти факторы действовали в течение всего 2008 года, а в последние месяцы проявилось влияние мирового финансового кризиса через резкое замедление экспорта товаров. Важно отметить, что вследствие падения спроса на белорусскую продукцию на внешних рынках, вызванного последствиями глобального финансового кризиса, в ноябре 2008 года объемы экспорта, по сравнению с октябрем, уменьшились на 718,9 млн. долларов. Снижение экспортных поставок в ноябре 2008 г. наблюдается по основным экспортным позициям: нефтепродукты, калийные удобрения, тракторы, нефть, грузовые автомобили, изделия из черных металлов, шины и прочие. Необходимо отметить, что, начиная с марта 2009 года, наметились некоторые положительные сдвиги. Так, индексы объема экспорта постепенно прирастают (в январе-марте – 51,2; в январе-апреле – 51,4; в январе-мае – 52; в январе-июне – 52,3 процента), а индексы объема импорта снижаются (68,1; 67,1; 66,7; 66,6 процента соответственно). В результате этих процессов несколько снизились темпы роста промышленного производства в октябре 2009 года в сравнении с сентябрем текущего года - всего на 0,3 процентного пункта, что некритично, но отражает влияние кризиса [15].

     Необходимым  отметить низкий уровень прибыльности и рентабельности экономики. Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг в I полугодии 2009 г. в целом по республике составила 10,4 процента против 15,6 процента в I полугодии 2008 г., рентабельность продаж соответственно – 6,1 процента против 8,8 процента. За январь-май 2009 г. рентабельность реализованной продукции, работ, услуг составила 10,2 процента, за июнь – 11,2 процента [15].

     Резко снизились мировые цены на продукцию  химической и нефтехимической промышленности – карбамид, капролактам, сульфат аммония, по которым Беларусь имела традиционно сильные экспортные позиции.

     Недостаточный рост реальных денежных доходов населения, заметный рост цен в связи с  девальвацией белорусского рубля, отвлечение доходов населения на покупку валюты и в банковские вклады, приводят к проявлению негативных тенденций на потребительском рынке республики.

     Необходимо отметить еще одно направление: страна получила кредитный рейтинг, белорусская экономика привлекает к себе инвесторов из многих стран. И если раньше экономика развивалась практически без внешних заимствований, то сегодня ситуация коренным образом меняется.

На 1 января 2007 г. валовой внешний долг страны составлял 6740 млн. долл., на 1 апреля – 7999 млн., 1 июня – 9271 млн. долл. За полгода он вырос в 1,4 раза. Беларусь подошла к вопросу о пределе внешних заимствований для белорусской экономики, т.е. об угрозе экономическому суверенитету.

     Проведенный анализ социально-экономической ситуации в программном документе «Основные  направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы» показывает, что на функционирование экономики страны продолжают влиять ряд нерешенных экономических проблем. Основными из них являются:  недостаточная эффективность производства и сложное финансовое положение значительного числа организаций реального сектора экономики; высокий уровень физического и морального износа основных средств, высокая материало- и энергоемкость производства, сильная зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы; ограниченность инвестиционных ресурсов и инновационных возможностей для обновления основных фондов, преодоления технического и технологического отставания существующих производств; высокий уровень налоговой нагрузки, сдерживающий деловую активность и развитие частного сектора; недостаточное развитие предпринимательства. 
 
 
 

ГЛАВА 5

РОЛЬ  ГОСУДАРСТВА В  ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

     Осуществить переход к устойчивому развитию может лишь эффективное государство  в тесном взаимодействии с частным  бизнесом и развитым гражданским обществом, способными формировать современные рычаги воздействия на экономику, политику и осуществлять глубокие системные преобразования.

     Республика  Беларусь всегда отличалась высокой  степенью государственного регулирования экономики. В силу данной особенности экономической модели Беларусь оказалась менее других стран вовлечена в мировой финансовый рынок, и это основная причина относительной стабильности и устойчивости белорусского экономического роста.

     Самым убедительным подтверждением своевременности  и правильности принятых в начале года решений и последующей экономической политики являются итоги экономического развития Республики Беларусь за три квартала текущего года.

     За  девять месяцев выполнены 14 из 19 важнейших  параметров прогноза социально-экономического развития. Во II квартале 2009  года ВВП составил в текущих ценах 31,8 трлн. рублей и увеличился по сравнению с I кварталом текущего года в сопоставимых ценах на 4,5 %.

     Обеспечена  макроэкономическая стабильность. Сохраняет  устойчивость национальная валюта. Не допущено развитие инфляционных процессов, за девять месяцев 2009 года инфляция составила 105,4%, или 0,6% в среднем за месяц, в том числе за сентябрь – 0,9% [15].

     Сохранены за этот период социальные приоритеты экономической политики. Выполнены все параметры в области заработной платы, пенсионного обеспечения, социальной защиты населения. За девять месяцев текущего года введено 3578 тыс. м2 общей площади жилья.

     На  всех этапах проводимой в стране экономической  политики главным являлось сохранение высоких темпов экономического роста. Ее приоритет в текущем году и при разработке прогноза на 2008 г. – основная стратегическая задача.

     К наиболее важным мерам, принятым в текущем  году, можно отнести разработку, принятие и реализацию Программы мер по экономии энергоресурсов и денежных средств, утвержденной Правительством в конце мая.

     Для минимизации потерь бюджета произведена  инвентаризация средств, оставляемых  в распоряжении государственных  органов, уточнены показатели доходов  и расходов бюджета, обозначены меры по сокращению некоторых видов государственных расходов, своевременному возврату денежных средств, выданных на возвратной основе.

     В целях компенсации потерь населения  усилен контроль за изменением величины минимального потребительского бюджета, инфляцией, в 2007–2008 гг. обеспечено оснащение квартир в жилых домах индивидуальными приборами учета расхода воды [15].

     В реальном секторе экономики намечен  широкий спектр мер по повышению привлекательности энергетического рынка республики, в том числе за счет участия Беларуси в проектах Энергетической Хартии, разработки Государственной программы производства дизельного биологического топлива, диверсификации поставок нефти и газа.

     Четко сформулирована задача оптимизации  топливно-энергетического баланса  страны с конкретизацией в отраслевом разрезе мер, обеспечивающих снижение различных расходов, сокращение потерь и сохранение в конечном счете конкурентоспособности продукции.

     Важнейшим документом, принятым в текущем году, является Директива Президента Республики Беларусь № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической  безопасности государства». План мероприятий  по исполнению Директивы содержит как оправдавшие себя традиционные подходы по ужесточению контроля за расходованием энергоресурсов, их разработку, защиту различных отраслевых и региональных программ энергосбережения, так и новые, более соответствующие современным взглядам на проблему энергосбережения.

     Задача  сохранения высоких темпов экономического роста и его социальной направленности помимо решения задачи адаптации экономики к возросшей энергетической и ресурсной нагрузке в целом имеет ряд других составляющих. Все они тесно взаимосвязаны, и важнейшая из этих составляющих – внешнеэкономическая деятельность. Значительная открытость белорусской экономики имманентно делает данное направление определяющим, практически ставит в зависимость от него все содержание экономической политики внутри страны.

     За  январь-август текущего года объем  внешней торговли товарами и услугами возрос на 21,6%, в том числе экспорт – на 18,3, импорт – на 24,8% [15].

       В текущем году уже принят  ряд существенных мер по сокращению  отрицательного сальдо, как путем оптимизации всего внешнеторгового баланса, так и нейтрализации действия основного фактора негативного влияния на него – проблемы удорожания энергоносителей.

     Республиканским и местным органам управления Правительство установило конкретные задания по росту экспорта и величине сальдо. Многие органы управления их выполняют. Об этом свидетельствуют следующие данные: темп роста экспорта за I квартал – 103,5%, за январь-август – 118,3%. Разрыв между экспортом и импортом в течение 8 месяцев постепенно сокращался.

     В середине 2009 года было принято два постановления Правительства, № 840 и 823, в соответствии с которыми регламентированы удельный вес прямых поставок в общем объеме экспорта и введена ответственность министерств и концернов за сальдо внешней торговли по конкретным группам товаров. Эти механизмы в Беларуси применены впервые.

     Кроме этих решений, в стране разработана  и реализуется целая система программ, стратегий и других планов, направленных на оптимизацию внешней торговли. Однако надо понимать, что сальдо – это результат сложного взаимодействия динамики экспорта и импорта, внутреннего производства и совокупного спроса.

     Беларусь, небогатая ресурсами страна, не может в одночасье изменить отраслевую структуру экономики, поэтому для обеспечения своей конкурентоспособности обречена на дополнительную модернизацию и системную структурную перестройку.

     На  протяжении ряда лет высокие темпы  экономического роста предопределяются активным инвестиционным процессом. Четыре года подряд темп роста инвестиций в основной капитал был выше 120%, а в 2006 г. – более 130%.

     По  прогнозу, в текущем году инвестиции должны возрасти на 14,5–17%, фактически за девять месяцев они возросли на 16,6% [15].

     Высокая динамика инвестиционного процесса основана на реальных позитивных изменениях в области бизнес – планирования  инвестиционных проектов, повышении инвестиционной привлекательности страны, развитии возможностей строительного комплекса.

       Подводя итоги необходимо отметить, что важнейшим условием обеспечения устойчивого развития страны является эффективно функционирующая система государственного управления, обладающая отлаженным механизмом взаимодействия ее органов, целевой и функциональной оптимальностью управленческой структуры, экономичностью.

     Для достижения целей устойчивого развития Республики Беларусь необходимо усиление роли государства в приоритетных направлениях развития страны. Целью эффективного государственного управления должна стать реализация стратегии, в рамках которой следует согласовать и гармонизировать целевые установки в области рыночных преобразований, антикризисного регулирования, структурно-технологической перестройки, повышения уровня жизни населения, эффективного включения в мировую экономику. Необходимо последовательно приводить в жизнь общесистемные меры по ужесточению денежно-кредитной политики, мероприятия по заимствованию на внешних рынках денежных средств, обеспечению дополнительных поступлений валюты в страну и привлечению иностранных инвестиций, связыванию денежных средств населения. С моей точки зрения, государственное управление должно иметь трансформационную и в тоже время опережающую стратегию. 

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Республики Беларусь