Стратегия социально-экономического развития Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить стратегию устойчивого экономического развития Республики Беларусь. Цель работы определяет постановку следующих задач: изучить основные критерии устойчивого развития экономики; выявить и рассмотреть цели, условия и этапы становления экономики устойчивого развития Республики Беларусь; изучить механизмы ее формирования; выявить современные проблемы экономики устойчивого развития в Республике Беларусь; определить роль государства в организации функционирования экономики устойчивого развития Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1: КРИТЕРИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ..................................................................................................................5
ГЛАВА 2: ЦЕЛИ, УСЛОВИЯ, ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………..…8
ГЛАВА 3: МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ…………………………………………..…..…..…13
3.1 Бюджетно-налоговая политика…………………………………………….….13
3.2 Денежно-кредитная политика…………………………………………………14
3.3 Ценовая политика и создание конкурентной среды…………………………15
3.4 Институциональные преобразования и развитие рыночной
инфраструктуры ………………………………………………………………..…..15
3.5 Развитие малого и среднего предпринимательства……………………...…..16
ГЛАВА 4: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………….............18
ГЛАВА 5: РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛРУСЬ……………………………………………………………………………..….21
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 64.98 Кб (Скачать)

     На  период до 2010 г. предусматривается повысить конкурентоспособность национальной экономики, прежде всего, за счет улучшения использования факторных условий (природные и трудовые ресурсы, научно-технический и инновационный потенциалы, производственная и социальная инфраструктура), а также создания привлекательного инвестиционного климата и благоприятных условий для предпринимательской деятельности, развития рыночной инфраструктуры, расширения внутреннего потребительского рынка. Для этого необходимо ускорить формирование социально ориентированной рыночной (многоукладной) экономики, повысить уровень ее эффективности за счет приоритетного развития отраслей и производств, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на мировых рынках. В решении этих задач первостепенное значение имеет реализация Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь.

     На  2011 – 2020 годы ставится цель приблизить структуру экономики Республики Беларусь к структуре хозяйства экономически развитых стран по удельному весу сферы услуг, создать условия для формирования постиндустриального общества.

     Для реализации экономической политики и достижения стратегических целей  страны с развитой рыночной экономикой используют стратегическое планирование. Стратегическое планирование экономики позволяет государству: во-первых, получить представление о состоянии экономики и уровне решения социальных проблем на каждый конкретный момент времени; во-вторых, спроецировать на будущие существующие тенденции в развитии социально-экономических отношений; в-третьих, наметить стратегические цели, к достижению которых должны стремиться соответствующие субъекты управления; в-четвертых, увязать поставленные цели с объемом и структурой всех видов ресурсов, требующихся для их достижения; в-пятых, обеспечить комплексное, координированное включение бюджетно-налоговых и денежно-кредитных инструментов в механизм достижения стратегических задач; в-шестых, дает возможность производственным организациям страны получить представление о конъюнктуре на внутреннем и мировых рынках и тенденциях на них [16, стр. 14].

     Длительность  периода, необходимого для достижения конечных целей, требует выделения  следующих этапов экономического развития Беларуси.

     Первый  этап (2001 – 2005 гг.) – создание макроэкономических условий для стабильного экономического развития, повышение уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики. На этом этапе было предусмотрено  завершить создание необходимой социально-правовой базы для формирования социально ориентированной рыночной экономики и эффективного функционирования субъектов хозяйствования.

     Второй  этап (2006 – 2015 гг.) – активная структурная перестройка и модернизация экономики с формированием основных блоков социально ориентированной рыночной экономики. Основной целью этапа является дальнейшее повышение качества и уровня жизни населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технико-технологического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности. На этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательной и правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, модернизации производственного аппарата, обеспечение безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики [14, стр. 9].

     Приоритетными направлениями в этот период должны стать: развитие человеческого потенциала на основе качественного совершенствования  систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг; инновационное  развитие национальной экономики; наращивание  экспортного потенциала на основе повышения  уровня конкурентоспособности, развитие наукоемких высокотехнологичных ресурсо- и энергосберегающих экологически чистых отраслей и производств; развитие агропромышленного комплекса.

     Третий  этап (после 2015 г.) – создание основ постиндустриального информационного общества, приближение к уровню жизни населения экономически развитых государств в рамках социального рыночного хозяйства. Целью этапа является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах с материально-вещественных ценностей на духовно-нравственные. В этот период будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с постепенным освобождением от стереотипов потребительства, новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие предусматривается обеспечивать за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширения частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов должно базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества [12, стр. 129].

     Изложенное выше определяет белорусскую модель социально ориентированной рыночной экономики в ее завершенном виде как высокоэффективную экономику с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов, базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства форм собственности. 
 
 
 
 

ГЛАВА 3

  МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ  ЭКОНОМИКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ 

     Рамки курсовой работы не позволяют рассмотреть  все критерии устойчивого развития экономики, поэтому рассмотрим основные из них. Для обеспечения устойчивого роста экономики предусматривается дальнейшее усовершенствование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства.

         3.1  Бюджетно-налоговая  политика

 

     Бюджетно-налоговая  политика в настоящем пятилетии направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.

     В области налоговой политики в 2006 – 2010 годах продолжена налоговая реформа, которая обеспечила закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики.

     Одним из важнейших направлений налоговой  реформы является упрощение налоговой системы, и реальное снижение налогового бремени на экономику.

     При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика в 2006 – 2010 годах направлена на: создание условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрацию ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении неэффективных расходов; обеспечение эффективной работы системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса, включая формирование новых систем финансовой поддержки регионов; принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок.

         3.2  Денежно-кредитная  политика

 

     Стратегические  цели денежно-кредитной политики в 2006 – 2010 годах – обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений.

     Денежно-кредитная  политика направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической  политики. Предусматривается также  обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной  способности и обменного курса  по отношению к иностранным валютам.

     Основные  задачи развития банковской системы  страны: повышение устойчивости банков, увеличение их капитала и ресурсной базы; оптимизация структуры активов и пассивов банков для увеличения объемов долгосрочного кредитования реального сектора экономики и населения; расширение состава и улучшение качества банковских услуг, развитие информационных и новых банковских технологий.

     Темпы наращивания денежного предложения  в национальной валюте выдерживаются в соответствии со спросом экономики на деньги и с целевым параметром инфляции, допустимый уровень которого к 2010 году не должен превысить 5 процентов. При этом валовые кредиты банков увеличатся в 2,7 раза.

     Продолжается  процесс взаимовыгодного сближения  денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и других стран  СНГ, прежде всего Российской Федерации,  в рамках функционирования Союзного государства и других интеграционных образований [15].

         3.3 Ценовая политика и создание конкурентной среды

 

     Важнейшими  направлениями ценовой политики определены формирование механизма, стимулирующего структурную перестройку экономики, создание условий для повышения эффективности функционирования и конкурентоспособности отраслей экономики, стабильный рост жизненного уровня населения страны.

     Основные  задачи в области ценообразования: сокращение ценовых диспропорций; совершенствование механизмов ценового регулирования, направленных на создание барьеров для неоправданного роста издержек и установления завышенных цен, в том числе и для субъектов естественных монополий; регулирование внутреннего уровня цен с учетом цен в сопредельных странах для защиты экономических интересов Республики Беларусь.

     Антимонопольная политика направлена на создание условий  для равной, добросовестной конкуренции  производителей на национальном рынке  посредством: предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и государственных органов управления; пресечения недобросовестной конкуренции; обеспечения правовой защищенности добросовестной конкуренции; содействия развитию конкуренции на товарных рынках страны; контроля за экономической концентрацией.

    3.4 Институциональные преобразования и развитие рыночной инфраструктуры

 

     Важнейшей задачей в институциональной  области является развитие системы институтов, необходимых для мобилизации финансовых ресурсов на модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе внедрения и распространения новых технологий.

     Для этого предусматриваются: активизация рынка корпоративных бумаг; расширение спектра инструментов фондового рынка; совершенствовование финансовых услуг, оказываемых небанковскими институциональными инвесторами (инвестиционные фонды, финансовые, лизинговые, трастовые, страховые компании); развитие специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, способствующих накоплению и перераспределению капиталов (институт кредитной кооперации); формирование эффективной системы финансового посредничества в экономике, что потребует развития доверия к институтам финансового посредничества.

    3.5 Развитие малого и среднего предпринимательства

 

     Государственная политика поддержки малого и среднего предпринимательства направлена на создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому развитию данного сектора экономики, формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, стимулированию развития предпринимательства в малых городских поселениях и сельской местности.

     Для этого предусматриваются: комплексное совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства; обеспечение координации деятельности государственных органов и общественных организаций по оказанию поддержки малому и среднему предпринимательству; создание благоприятных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, внедрение механизмов гарантирования возврата микрокредитов, а также к материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим разработкам, новым и высоким технологиям; дальнейшее расширение и совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для предпринимательства; активизация производственной, инновационной, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности и наращивание экспортного потенциала субъектов малого предпринимательства на основе повышения уровня конкурентоспособности производимой ими продукции; организация взаимодействия малых производственных предприятий с крупными путем развития кооперативных связей .

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Республики Беларусь