Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:00, курсовая работа
Цель работы – изучить стратегию устойчивого экономического развития Республики Беларусь. Цель работы определяет постановку следующих задач: изучить основные критерии устойчивого развития экономики; выявить и рассмотреть цели, условия и этапы становления экономики устойчивого развития Республики Беларусь; изучить механизмы ее формирования; выявить современные проблемы экономики устойчивого развития в Республике Беларусь; определить роль государства в организации функционирования экономики устойчивого развития Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1: КРИТЕРИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ..................................................................................................................5
ГЛАВА 2: ЦЕЛИ, УСЛОВИЯ, ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………..…8
ГЛАВА 3: МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ…………………………………………..…..…..…13
3.1 Бюджетно-налоговая политика…………………………………………….….13
3.2 Денежно-кредитная политика…………………………………………………14
3.3 Ценовая политика и создание конкурентной среды…………………………15
3.4 Институциональные преобразования и развитие рыночной
инфраструктуры ………………………………………………………………..…..15
3.5 Развитие малого и среднего предпринимательства……………………...…..16
ГЛАВА 4: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………….............18
ГЛАВА 5: РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛРУСЬ……………………………………………………………………………..….21
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………………..28
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1: КРИТЕРИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ......................
ГЛАВА 2: ЦЕЛИ, УСЛОВИЯ, ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ
УСТОЙЧИВОГО
РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……
ГЛАВА 3: МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
УСТОЙЧИВОГО
РАЗВИТИЯ…………………………………………..…..…
3.1 Бюджетно-налоговая политика…………………………………………….….13
3.2 Денежно-кредитная политика…………………………………………………14
3.3 Ценовая
политика и создание
3.4 Институциональные преобразования и развитие рыночной
инфраструктуры
………………………………………………………………..…..
3.5 Развитие
малого и среднего
ГЛАВА 4: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………….............18
ГЛАВА 5: РОЛЬ ГОСУДАРСТВА
В ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ЭКОНОМИКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛРУСЬ……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………..28
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время без разработанной стратегии экономического поведения немыслима деятельность любого субъекта экономических отношений, предприятий и организаций всех форм собственности. Применение методологии стратегического планирования, разработка стратегических планов и программ их реализации особенно актуально для стран с переходной экономикой, каковой является экономика Республики Беларусь. Дело в том, что количество альтернатив путей развития для этих стран гораздо выше, чем для стран, экономика которых стабильна и не требует коренных изменений. И в данном случае особенно важным является стратегическое целеполагание и задача стратегии находить способы достижения поставленных целей. Кроме того, в настоящее время во всем мире скорость изменений во внешней среде увеличивается, нарастает динамизм процессов, происходящих в обществе. И только стратегическое управление способно обеспечить стабильное развитие в долгосрочной перспективе. Один из ведущих специалистов в области разработки стратегии государства Е. Н. Ведута считает, что «экономическая стратегия государства определяет трансформацию приоритетов и инструментов государственного вмешательства в экономику для реализации его политической стратегии. Она характеризует направленность действий государства и принципы их реализации в самом общем виде для долгосрочного периода».
Объектом работы является стратегия устойчивого экономического развития Республики Беларусь.
Цель работы – изучить стратегию устойчивого экономического развития Республики Беларусь. Цель работы определяет постановку следующих задач: изучить основные критерии устойчивого развития экономики; выявить и рассмотреть цели, условия и этапы становления экономики устойчивого развития Республики Беларусь; изучить механизмы ее формирования; выявить современные проблемы экономики устойчивого развития в Республике Беларусь; определить роль государства в организации функционирования экономики устойчивого развития Республики Беларусь.
Использовались такие методы исследования как обобщение, анализ, синтез изученной литературы.
При написании работы основными источниками являются: Александрович Я. М. «Сущность и методологические подходы к определению устойчивого социально-экономического развития»; Бондарь А. В. «Макроэкономика: учебное пособие»; Демчук М.И. «Республика Беларусь: системные принципы устойчивого развития»; Зайченко Н. П. «Основные положения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года».
В первой главе работы рассматриваются критерии устойчивого развития экономики; во второй главе – цели, условия и этапы становления экономики устойчивого развития Республики Беларусь; в третьей главе внимание уделяется механизмам формирования экономики устойчивого экономического развития; в четвертой главе – современным проблемы экономики устойчивого развития в Республике Беларусь; в пятой заключительной главе определяется роль государства в организации функционирования экономики устойчивого развития Республики Беларусь.
ГЛАВА 1
КРИТЕРИИ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИКИ
Понятие «устойчивое развитие» было введено в мировую науку и политику комиссией Брутланд как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Устойчивое развитие предусматривает необходимость достижения рационального сочетания в развитии трех его составляющих – человек – экономика – природа, которые могут быть представлены как социальная, экономическая и природная сфера жизнедеятельности человека, одинаково важные для обеспечения устойчивого развития [4].
В прикладном плане модель устойчивого развития – это способ организации и функционирования общества, государства, экономики на принципах устойчивости, обеспечивающих предупреждение и нейтрализацию внешних и внутренних угроз.
В качестве основных звеньев устойчивого развития выступают социальная сфера, экономика, природная среда. Объекты устойчивого развития – социально-экономические и экологические процессы, их рациональное взаимодействие. Субъекты регулирования – государство в лице республиканских органов государственного управления, местных распорядительных и представительных органов, юридические и физические лица [1, с.14].
Рассмотрим основные критерии устойчивого развития экономики. В первую очередь необходимо отметить, что локомотивом экономического роста является человек, обладающий квалификационными и трудовыми возможностями, социальной активностью и мобильностью, способностью реализовать эффективно возможности своей деятельности.
Эксперты Организации Объединенных Наций предпочитают оценивать уровень человеческого развития, достигнутый в различных странах, с помощью специального индекса человеческого развития (ИЧР). Этот индекс отражает достижения каждой данной страны в обеспечении трех важнейших аспектов человеческого благополучия: здоровья и долголетия, измеряемых ожидаемой продолжительностью жизни; образования, измеряемого комбинацией двух показателей – грамотности взрослого населения и охвата населения тремя ступенями образования (начальным, средним и высшим); материального уровня жизни, измеряемого величиной реального ВВП на душу населения.
При расчете объема ВВП, приходящегося на одного жителя страны, используется дробь, в числителе которой указывается объем ВВП, а в знаменателе — среднегодовая численность населения.
Показатель ВВП на душу населения, рассчитанный в сопоставимых ценах, достаточно точно отражает динамику социального благосостояния граждан страны за определенный период времени.
ВВП на душу населения всегда рассчитывается в национальной валюте. Но при переходе к международным сравнениям есть смысл выполнять специальный расчет данного показателя в долларовом эквиваленте.
По данным Национального статистического комитета, Валовой внутренний продукт на душу населения в 2008 году составил 13308 тыс. руб. В настоящее время Республика Беларусь превосходит мировое сообщество по производству на душу населения телевизоров, холодильников, молока, зерна, а также электроэнергии, стали и цемента. По производству минеральных удобрений Беларусь имеет огромный отрыв и от стран СНГ, и Евросоюза. Известно, что Беларусь занимает 3 место среди стран СНГ по уровню ВВП на душу населения. В глобальном масштабе представляется целесообразным поставить задачу вхождения страны в 50 наиболее развитых экономик мира.
В XXI веке образование во всех формах признано в качестве важнейшего механизма обеспечения прогресса в целях устойчивого развития. Ежегодно международные эксперты по заказу Программы развития ООН (ПРОООН) готовят доклад о развитии человека, где публикуются индексы развития человеческого потенциала (ИРЧП) по странам мира. Этот доклад за 2006–2007 гг. показал, что Беларусь входят в первую десятку стран с высоким уровнем человеческого развития именно за счет хорошего уровня образования. В Беларуси отмечена почти 100-процентная грамотность в возрастной группе старше 15 лет. Беларусь занимает 68 позицию в рейтинге по ИРЧП (0,730). Составляющие ИРЧП следующие: индекс ожидаемой продолжительности жизни — 0,728, индекс образования — 0,956, индекс ВВП — 0,730. По индексу образования Беларусь опережает страны с высоким уровнем человеческого развития: Швейцарию (0,946), занимающую седьмое место в рейтинге, и Японию (0,946) — восьмое место.
Необходимо отметить, что ожидаемая продолжительность жизни в стране составила 70,5 лет. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин не превысила 64,7 года, у женщин — 75,6 года.
Проведенный анализ составляющих индекса, основного критерия устойчивого развития экономики, говорит о том, что лидирующие позиции Беларуси в СНГ связаны в большей степени с высоким показателем ВВП на душу населения, чем с различиями в уровнях образования и долголетия.
Существование разницы между рангами стран по ИЧР и по доходу на душу населения свидетельствует о том, что в разных странах результаты экономического роста преобразуются в рост качества жизни их населения с неодинаковым успехом.
Отрицательная разница свидетельствует о том, что по ИРЧ страна занимает более низкое место, чем по доходу на душу населения.
Положительная разница свидетельствует об относительно успешном использовании результатов экономического роста в интересах человеческого развития. Такая ситуация характерна для многих бывших социалистических и развитых европейских стран. К этой группе относится и Республика Беларусь.
ГЛАВА 2
ЦЕЛИ,
УСЛОВИЯ И ЭТАПЫ
СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Переход к устойчивому развитию – это смена стратегии развития цивилизации, переход к построению постиндустриального (ноосферного) общества. В новом обществе мерилом богатств становятся не вещи, а духовные ценности, знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой. Устойчивое развитие страны рассматривается как элемент устойчивого развития мирового сообщества, а национальные цели - как реализация общих целей и задач, принципов и направлений развития, изложенных в "Повестке дня на XXI век", "Декларации тысячелетия", Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию и других документах ООН, в конкретных условиях Беларуси.
Устойчиво развивающаяся национальная экономика должна быть эффективной, конкурентоспособной и одновременно социально ориентированной, ресурсо- и энергосберегающей.
В экономической литературе выделяют следующие основные цели экономики устойчивого развития: построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики, которая предполагает наличие развитых институтов предпринимательства и рыночной инфраструктуры; построение действенного механизма государственного и рыночного регулирования, заинтересовывающего предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, рациональном природопользовании; достижение высокого уровня благосостояния добросовестно работающих членов общества [8, стр. 361].
Как отмечает Президент Национальной академии наук Беларуси М. В. Мясникович, «главной целью экономической стратегии должно стать обеспечение устойчивого экономического роста» [10, стр. 28].
Для реализации поставленной перед экономикой цели необходимо проводить макроэкономическую политику, направленную на «обеспечение сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития, что позволит, в конечном счете, наиболее рационально использовать имеющиеся в стране ограниченные ресурсы, а также накапливать необходимые финансовые средства для решения экологических, социальных, региональных и инновационных программ. В связи с этим важнейшими задачами макроэкономической политики являются обеспечение соответствия между совокупным предложением и спросом, поддержание оптимального соотношения между потреблением и накоплением, уровнем жизни и внешним заимствованием, между ВВП, финансовыми и денежно-кредитными показателями» [12, стр. 96].
В связи с этим предусматривается совершенствование структур производства и потребления с учетом имеющихся ресурсов и оптимального уровня удовлетворения потребностей населения. Важнейшим средством обеспечения устойчивости развития национальной экономики и решения социальных задач является дальнейший рост валового внутреннего продукта, развитие межотраслевых комплексов и отраслей народного хозяйства.
Министерство экономики представило в Минфин предварительные прогнозные параметры экономического развития Беларуси на 2009-2011 годы для подготовки проекта бюджета. В соответствии с прогнозом Министерства экономики в 2009 г. прирост ВВП составит 8-9%, в 2010-м — 8,5-10%, в 2011-м — 7-8%. Уровень инфляции, по оценке Минэкономики, в 2009 г. может составить 6-7%, в 2010 г. — 5%, в 2011 г. — 4-5%. В Минэкономики также ожидают снижение индекса роста цен в промышленности (в среднегодовом выражении) с 9-10% в 2009 г. до 7-8% в 2011 г. и уменьшение индекса цен в строительстве с 10,5-11,3% до 8-9,5%. [15].
Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Республики Беларусь