Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Кимовский район

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:46, контрольная работа

Описание работы

Условия экономического развития муниципальных образований в нашей стране за последние годы значительно изменились, причем наряду с открывшимися возможностями возник ряд сложностей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования…………………………………….4
1.1 Социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием муниципального образования………………….4
1.2 Цели и задачи муниципальной социальной политики………………….7
Глава 2. Практика управления социально-экономическим развитием муниципальным образованием Кимовский район………………………….9
2.1. Основные показатели социально-экономического положения муниципального образования Кимовский район…………………………...9
2.2. Характеристика бюджета МО Кимовский район……………………..12
2.3. Основные проблемы социально-экономического развития муниципального образования Кимовский район……………………….…13
2.4. Программа социально-экономического развития муниципального образования Кимовский район до 2015 года……………………………….15
Заключение…………………………………………………………………....23
Список использованной литературы……………………………………...…24

Работа содержит 1 файл

стратегия соц_эк развития.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Глава 2. Практика управления социально-экономическим  развитием муниципальным  образованием Кимовский район

2.1. Основные показатели  социально-экономического  положения  муниципального  образования Кимовский  район.

Кимовский район вытянулся более чем  на 60 км вдоль Дона. По территории района проходит граница климатических  и растительных зон — степной  и  лесостепной. Здесь начинается черноземная полоса. Чернозем содержит от 4 % до 15% гумуса. Почвы района — слабо оподзоленные, средневыщелочные черноземы и темно-серый черноземовидный суглинок. Климат умеренно-континентальный.  Погода в районе отличается от погоды в Туле и северных районов Тульской области.  Температура воздуха в Кимовском районе на несколько градусов выше, чем в Туле.  Количество осадков в Туле и северных районах области выпадает 650 мм, а в Кимовском  — 450 мм в год. Максимальная абсолютная температура в Кимовском районе наблюдалась +38 "С, а самая низкая минус 42"С. Наибольшее количество осадков выпадает в июле  — до 78 мм, в июне  — 70 мм, а наименьшее количество осадков — в феврале 32 мм. Лесов в районе всего 4 % от всей площади, что в 2 раза меньше потребного. Город Кимовск — районный центр Кимовского района Тульской области, расположен в 200 км от Москвы и в 77 км к востоку от г. Тулы. Граничит с районами Тульской области: Новомосковским, Узловским, Богородицким, Куркинским, а также с районами Рязанской области: Михайловским и Скопинским. Вся занимаемая районом площадь — 111, 1 тыс. га. Население района 42,1 тыс. человек, в том числе в г. Кимовске проживают  28,1 тыс. человек. В рамках реализации Федерального закона от 06.10.2003г.№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в районе

создано 9 муниципальных образований, в том  числе 3 городских и 5 сельских. Под сельскохозяйственными угодьями занято 78,6 тыс. га, в том числе под пашней — 67,0тыс. га.Кимовский район наших дней - это индустриально-аграрный центр. Основными видами промышленного производства являются машиностроение (включая оборонный комплекс), производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство, радиоэлектроника. Промышленных предприятий и филиалов в Кимовске и районе имеется свыше 70, сельскохозяйственных предприятий — 11 фермерских хозяйств — 39.Одной из значимых сфер экономики нашего муниципального образования является потребительский рынок. Нетрудно заметить, что здесь продолжаются качественные и количественные преобразования. Все больше центральные улицы украшают современные магазины и павильоны. Идет усиление позиций организованного рынка. Потребительский рынок представлен  510 объектами, в том числе имеются  345 объектов розничной торговли и  90  объектов бытового обслуживания, 50 объектов общественного питания, 2 универсальных рынка, объекты сетевых компаний ООО «Тандем» (магазины «Магнит»), ООО «Семейная копилка», ООО «Копейка». Через Кимовск пролегает железнодорожная магистраль (бывшая Сызрано-Вяземская железная дорога, девятая по счету в России), проходят поезда: Тула  — Ряжск и Калининград — Нижний Тагил. В районе осуществляет деятельность Кимовское ПАТП филиал ООО «Тулаавтотранс» и ГУП ТО «Кимовское ДРСУ»

     Демографическая ситуация муниципального образования Кимовский район остается сложной, что связано, в первую очередь, с проблемой стареющего населения. Доля населения в возрасте старше 55 лет составляет более 30 процентов от общей численности населения. Удельный вес населения пенсионного возраста на начало  2010 года составил 41,1  процента, что в полтора раза превышает показатели Тульской области – 27,4 процента,  по Российской Федерации  – 21,6 процента и по Центральному федеральному

округу  – 24,4 процента. За период с 2004 по 2010 год численность  постоянного населения муниципального образования Кимовский район сократилась на 5,1 тыс. человек. Сокращение численности населения, в том числе его трудоспособной части, происходит, в основном, за счет естественной убыли. Естественная убыль обусловлена высоким уровнем смертности за счет большой доли населения старшего возраста. Смертность превышает рождаемость в 2,3 раза (в Тульской области - в 2 раза, в Российской Федерации – в 1,1 раза, в Центральном федеральном округе – в 1,4 раза). Численность населения муниципального образования Кимовский район    на начало 2011 года составила 42,1 тыс. человек.

     Система образования насчитывает 40 муниципальных  образовательных учреждений различных  типов и видов с численностью учащихся и воспитанников более 4,5 тыс. человек. В систему образования входят учреждения дошкольного, общего образования, а также учреждения дополнительного образования.

     Основные  объекты культуры и туризма Кимовского района: мемориал в с. Монастырщино ( Храм Рождества Пресвятой Богородицы и музей Куликовской битвы); Епифанский историко-этнографический музей,  муниципальное учреждение культуры « Кимовский историко-краеведческий музей», Никольский Собор на Красной площади в Епифани, Церковь Успенья Пресвятой Богородицы в п. Епифань, Богоявленская церковь с. Хитровщина, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы д. Покровское   и другие древние храмы, памятные места, связанные с жизнью и деятельностью известных писателей и поэтов. На территории района расположено более 100 памятников истории, архитектуры и природы, более 350 памятников археологии.

     В 2010 году реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) населения  увеличились по сравнению с предыдущим годом на  14,8 процентов (по Тульской области  – на  3,0 процента, в Российской Федерации - на 2,3 процента). В 2010 году среднедушевые денежные доходы превышали величину прожиточного минимума  почти на 30 процентов (в 2007 году  – на уровне прожиточного минимума, в 2008 году – на 13,1 процента) и составили 6743,5 рубля (среднее значение  по Тульской

области – в два раза выше – 13526 рублей, в Российской Федерации – 16887,0 рубля). Основным источником доходов для большей части населения  муниципального образования являются заработная плата и пенсия. В структуре доходов оплата труда и социальные выплаты составляли 94,0 процента (по Тульской области этот показатель равен 56,8 процентов).4

2.2. Характеристика бюджета  МО Кимовский район

     Исполнение бюджета муниципального образования Кимовский район за 2008 год и 2010 год по доходам составило, соответственно, 501,6 млн. рублей и 729,1 млн. рублей. За 2008-2010 гг. доходы района выросли на 45,4%. Доля безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней в доходах района в 2008-2010 гг. увеличилась с 76 процентов до 79,3 процента. За 2010 год наибольшая доля (65,9 процента) собственных доходов бюджета района сформирована за счет поступлений 2-х налогов: налога на доходы физических лиц (51,5 процента), налогов на совокупный доход (14,4 процента). По сравнению с соответствующим периодом 2009 года поступления собственных доходов в бюджет района увеличились на 26,7 процента.

     Структура расходов бюджета района соответствует  основным полномочиям муниципального района по содержанию и развитию инфраструктуры района. Общий объем расходов бюджета с 2008 по 2011 год снизился  с 542272,3 тыс.руб. до 522388,7 тыс.руб. или на 3,7 процента.

     2.3. Основные проблемы социально-экономического развития  муниципального образования Кимовский район

     В 2008 - 2010 годах в экономике муниципального образования существенного снижения значений макроэкономических показателей не происходило. Вопреки кризисным 30 явлениям, складывалась благоприятная ситуация, способствующая поддержанию темпов экономического роста на относительно высоком уровне.

     За 2009 год  промышленное производство в сопоставимых ценах выросло  на 72,5 %, производство сельхозпродукции в сопоставимых ценах  – на 7,6 %. Устойчивый рост реальных располагаемых денежных доходов населения и заработной платы способствовали поддержанию на уровне потребительского спроса, несмотря на инфляцию. Динамика большинства показателей и в 2010 году по отношению к 2009 году имеет положительные значения. Индекс промышленного производства составил 100,6 процента к уровню 2009 года, оборот розничной торговли увеличился на 3,8 процента. Доходы консолидированного бюджета муниципального образования Кимовский район увеличились за 2010 год по сравнению с 2009 годом на 44,0 процента. Оценка социально-экономического положения показывает, что наряду с положительными тенденциями в социальной сфере  муниципального образования имеет место ряд серьезных проблем, многие из которых носят долгосрочный и специфический характер. Проблемы в удовлетворении потребностей населения муниципального образования в жилье. На 01.01.2011 площадь ветхого и аварийного жилищного фонда составляет  134,3 тыс. кв. метров. Для обеспечения жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном  жилищном фонде необходимо построить 20 пятиэтажных жилых дома по 120 квартир. Большое количество ветхого и аварийного жилья связано с проблемами ликвидации шахт Подмосковного угольного бассейна, основных балансодержателей жилищного фонда шахтерских городов и поселков.

     Сложная ситуация сохраняется в обеспечении  услугами ЖКХ. Проведенная инвентаризация жилищно-коммунального  комплекса  муниципального образования показала, что  износ основных фондов объектов ЖКХ составляет  от 70 до 80 процентов по котельным и другим инженерным объектам и сетям. Остаются острыми вопросы водоснабжения, канализации и газификации в большинстве сельских муниципальных образований.  Следствием высокого износа коммунальной инфраструктуры является повышение доли утечек и неучтенного расхода воды и доли потерь тепловой энергии. Сложившаяся ситуация в экономике, безусловно, оказала влияние на уровень доходов населения. Одним из существенных вопросов является разрыв в уровне оплаты труда в промышленности и отраслях бюджетной сферы. Неблагоприятная демографическая ситуация связана, в первую очередь, с проблемой стареющего населения района. Доля населения в возрасте старше 55 лет составляет более 30 процентов от общей численности населения. Область ежегодно теряет за счет естественной убыли около 1,0 тыс. человек населения. В складывающихся условиях экономика муниципального образования испытывает сильное давление кадрового фактора и увеличение нагрузки на молодое поколение в части пенсионного обеспечения старшего поколения и содержания подрастающего.

     Сложная эколого-радиологическая обстановка  обусловлена комплексом экологических  и радиационных факторов, связанных  с влиянием на окружающую среду промышленных предприятий близлежащих районов, характеризующимся довольно высоким уровнем загрязнения окружающей среды,  а также  последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС.5

     2.4. Программа социально-экономического развития муниципального образования Кимовский район до 2015 года

     Основная  цель программы: обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения на основе модернизации экономики, сбалансированного пространственного и социального развития, создания условий для успешной самореализации жителей на принципах гражданского общества.

     В соответствии с поставленной целью  программой определены задачи по следующим сферам и направлениям: - муниципальное управление;- социальная сфера; - бюджетно-финансовая сфера; - строительство и инфраструктура; - производство и инновации; - инвестиции и предпринимательство;- экология6.

     Ожидаемые конечные результаты реализации программы: обеспечение  интенсивного сбалансированного развития муниципального образования Кимовский район, характеризующегося стабильно растущей экономикой, эффективным функционированием социальных институтов, устойчивой общественно-политической ситуацией. В том числе, планируется достижение следующих конечных результатов: увеличение доходов населения в 1,57 раза;- увеличение объема отгруженной продукции организациями муниципального образования  в 1,51 раза;- увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции в 1,55 раза; - увеличение объема инвестиций в основной капитал в 2,34 раза.

     Цели  и задачи программы:

     На  основе комплексного анализа социально-экономического положения муниципального образования Кимовский район программой определена следующая  цель развития: обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения на основе модернизации экономики, сбалансированного пространственного и социального развития, создания условий для успешной самореализации жителей на принципах гражданского общества.

     Для достижения поставленной цели органам  местного самоуправления в период до 2015 года включительно необходимо обеспечить решение следующих приоритетных задач:

     1. В сфере муниципального управления.

     1.1. Повышение качества муниципального управления: реализация мероприятий административной реформы, сокращение административных барьеров, оптимизация структуры и функций органов  местного самоуправления; модернизация модели управления  муниципальной собственностью и развитие государственно-частного партнерства; создание условий для повышения качества местного самоуправления.

     1.2. Создание инфраструктуры информационного  общества путем внедрение элементов  информационного общества во  всех сферах общественной жизни.

     2. В социальной сфере.

     2.1. Образование: развитие систем дошкольного, общего и профессионального образования; реализация системы мер, направленных на создание условий  для устойчивого воспроизводства квалифицированных педагогических кадров; охрана здоровья обучающихся и педагогических работников; создание условий для реализации высокого образовательного потенциала населения; стимулирование инноваций в сфере образования.

     2.2. Культура: сохранение и развитие многообразия накопленной предыдущими поколениями системы ценностей в сфере культуры и искусства; повышение эффективности функционирования учреждений культуры, развитие и техническое переоснащение объектов культуры, обеспечение широкого доступа населения к культурным ценностям;создание условий для развития профессионального искусства, традиционных народных промыслов; создание условий для профессиональной подготовки, эффективной и творческой деятельности работников культуры и искусства.

     2.3. Здравоохранение: повышение доступности и качества медицинской помощи на основе модернизации здравоохранения; развитие первичной медицинской помощи; усиление профилактической направленности в здравоохранении; обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью; информатизация здравоохранения; реализация системы мер, направленных на создание условий для устойчивого воспроизводства квалифицированных медицинских кадров; формирование у населения культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению.

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Кимовский район