Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:46, контрольная работа
Условия экономического развития муниципальных образований в нашей стране за последние годы значительно изменились, причем наряду с открывшимися возможностями возник ряд сложностей.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования…………………………………….4
1.1 Социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием муниципального образования………………….4
1.2 Цели и задачи муниципальной социальной политики………………….7
Глава 2. Практика управления социально-экономическим развитием муниципальным образованием Кимовский район………………………….9
2.1. Основные показатели социально-экономического положения муниципального образования Кимовский район…………………………...9
2.2. Характеристика бюджета МО Кимовский район……………………..12
2.3. Основные проблемы социально-экономического развития муниципального образования Кимовский район……………………….…13
2.4. Программа социально-экономического развития муниципального образования Кимовский район до 2015 года……………………………….15
Заключение…………………………………………………………………....23
Список использованной литературы……………………………………...…24
Глава 2. Практика управления социально-экономическим развитием муниципальным образованием Кимовский район
2.1. Основные показатели социально-экономического положения муниципального образования Кимовский район.
Кимовский район вытянулся более чем на 60 км вдоль Дона. По территории района проходит граница климатических и растительных зон — степной и лесостепной. Здесь начинается черноземная полоса. Чернозем содержит от 4 % до 15% гумуса. Почвы района — слабо оподзоленные, средневыщелочные черноземы и темно-серый черноземовидный суглинок. Климат умеренно-континентальный. Погода в районе отличается от погоды в Туле и северных районов Тульской области. Температура воздуха в Кимовском районе на несколько градусов выше, чем в Туле. Количество осадков в Туле и северных районах области выпадает 650 мм, а в Кимовском — 450 мм в год. Максимальная абсолютная температура в Кимовском районе наблюдалась +38 "С, а самая низкая минус 42"С. Наибольшее количество осадков выпадает в июле — до 78 мм, в июне — 70 мм, а наименьшее количество осадков — в феврале 32 мм. Лесов в районе всего 4 % от всей площади, что в 2 раза меньше потребного. Город Кимовск — районный центр Кимовского района Тульской области, расположен в 200 км от Москвы и в 77 км к востоку от г. Тулы. Граничит с районами Тульской области: Новомосковским, Узловским, Богородицким, Куркинским, а также с районами Рязанской области: Михайловским и Скопинским. Вся занимаемая районом площадь — 111, 1 тыс. га. Население района 42,1 тыс. человек, в том числе в г. Кимовске проживают 28,1 тыс. человек. В рамках реализации Федерального закона от 06.10.2003г.№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в районе
создано 9 муниципальных образований, в том числе 3 городских и 5 сельских. Под сельскохозяйственными угодьями занято 78,6 тыс. га, в том числе под пашней — 67,0тыс. га.Кимовский район наших дней - это индустриально-аграрный центр. Основными видами промышленного производства являются машиностроение (включая оборонный комплекс), производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство, радиоэлектроника. Промышленных предприятий и филиалов в Кимовске и районе имеется свыше 70, сельскохозяйственных предприятий — 11 фермерских хозяйств — 39.Одной из значимых сфер экономики нашего муниципального образования является потребительский рынок. Нетрудно заметить, что здесь продолжаются качественные и количественные преобразования. Все больше центральные улицы украшают современные магазины и павильоны. Идет усиление позиций организованного рынка. Потребительский рынок представлен 510 объектами, в том числе имеются 345 объектов розничной торговли и 90 объектов бытового обслуживания, 50 объектов общественного питания, 2 универсальных рынка, объекты сетевых компаний ООО «Тандем» (магазины «Магнит»), ООО «Семейная копилка», ООО «Копейка». Через Кимовск пролегает железнодорожная магистраль (бывшая Сызрано-Вяземская железная дорога, девятая по счету в России), проходят поезда: Тула — Ряжск и Калининград — Нижний Тагил. В районе осуществляет деятельность Кимовское ПАТП филиал ООО «Тулаавтотранс» и ГУП ТО «Кимовское ДРСУ»
Демографическая ситуация муниципального образования Кимовский район остается сложной, что связано, в первую очередь, с проблемой стареющего населения. Доля населения в возрасте старше 55 лет составляет более 30 процентов от общей численности населения. Удельный вес населения пенсионного возраста на начало 2010 года составил 41,1 процента, что в полтора раза превышает показатели Тульской области – 27,4 процента, по Российской Федерации – 21,6 процента и по Центральному федеральному
округу – 24,4 процента. За период с 2004 по 2010 год численность постоянного населения муниципального образования Кимовский район сократилась на 5,1 тыс. человек. Сокращение численности населения, в том числе его трудоспособной части, происходит, в основном, за счет естественной убыли. Естественная убыль обусловлена высоким уровнем смертности за счет большой доли населения старшего возраста. Смертность превышает рождаемость в 2,3 раза (в Тульской области - в 2 раза, в Российской Федерации – в 1,1 раза, в Центральном федеральном округе – в 1,4 раза). Численность населения муниципального образования Кимовский район на начало 2011 года составила 42,1 тыс. человек.
Система образования насчитывает 40 муниципальных образовательных учреждений различных типов и видов с численностью учащихся и воспитанников более 4,5 тыс. человек. В систему образования входят учреждения дошкольного, общего образования, а также учреждения дополнительного образования.
Основные объекты культуры и туризма Кимовского района: мемориал в с. Монастырщино ( Храм Рождества Пресвятой Богородицы и музей Куликовской битвы); Епифанский историко-этнографический музей, муниципальное учреждение культуры « Кимовский историко-краеведческий музей», Никольский Собор на Красной площади в Епифани, Церковь Успенья Пресвятой Богородицы в п. Епифань, Богоявленская церковь с. Хитровщина, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы д. Покровское и другие древние храмы, памятные места, связанные с жизнью и деятельностью известных писателей и поэтов. На территории района расположено более 100 памятников истории, архитектуры и природы, более 350 памятников археологии.
В 2010 году реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) населения увеличились по сравнению с предыдущим годом на 14,8 процентов (по Тульской области – на 3,0 процента, в Российской Федерации - на 2,3 процента). В 2010 году среднедушевые денежные доходы превышали величину прожиточного минимума почти на 30 процентов (в 2007 году – на уровне прожиточного минимума, в 2008 году – на 13,1 процента) и составили 6743,5 рубля (среднее значение по Тульской
области – в два раза выше – 13526 рублей, в Российской Федерации – 16887,0 рубля). Основным источником доходов для большей части населения муниципального образования являются заработная плата и пенсия. В структуре доходов оплата труда и социальные выплаты составляли 94,0 процента (по Тульской области этот показатель равен 56,8 процентов).4
2.2. Характеристика бюджета МО Кимовский район
Исполнение бюджета муниципального образования Кимовский район за 2008 год и 2010 год по доходам составило, соответственно, 501,6 млн. рублей и 729,1 млн. рублей. За 2008-2010 гг. доходы района выросли на 45,4%. Доля безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней в доходах района в 2008-2010 гг. увеличилась с 76 процентов до 79,3 процента. За 2010 год наибольшая доля (65,9 процента) собственных доходов бюджета района сформирована за счет поступлений 2-х налогов: налога на доходы физических лиц (51,5 процента), налогов на совокупный доход (14,4 процента). По сравнению с соответствующим периодом 2009 года поступления собственных доходов в бюджет района увеличились на 26,7 процента.
Структура расходов бюджета района соответствует основным полномочиям муниципального района по содержанию и развитию инфраструктуры района. Общий объем расходов бюджета с 2008 по 2011 год снизился с 542272,3 тыс.руб. до 522388,7 тыс.руб. или на 3,7 процента.
2.3. Основные проблемы социально-экономического развития муниципального образования Кимовский район
В
2008 - 2010 годах в экономике
За 2009 год промышленное производство в сопоставимых ценах выросло на 72,5 %, производство сельхозпродукции в сопоставимых ценах – на 7,6 %. Устойчивый рост реальных располагаемых денежных доходов населения и заработной платы способствовали поддержанию на уровне потребительского спроса, несмотря на инфляцию. Динамика большинства показателей и в 2010 году по отношению к 2009 году имеет положительные значения. Индекс промышленного производства составил 100,6 процента к уровню 2009 года, оборот розничной торговли увеличился на 3,8 процента. Доходы консолидированного бюджета муниципального образования Кимовский район увеличились за 2010 год по сравнению с 2009 годом на 44,0 процента. Оценка социально-экономического положения показывает, что наряду с положительными тенденциями в социальной сфере муниципального образования имеет место ряд серьезных проблем, многие из которых носят долгосрочный и специфический характер. Проблемы в удовлетворении потребностей населения муниципального образования в жилье. На 01.01.2011 площадь ветхого и аварийного жилищного фонда составляет 134,3 тыс. кв. метров. Для обеспечения жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде необходимо построить 20 пятиэтажных жилых дома по 120 квартир. Большое количество ветхого и аварийного жилья связано с проблемами ликвидации шахт Подмосковного угольного бассейна, основных балансодержателей жилищного фонда шахтерских городов и поселков.
Сложная ситуация сохраняется в обеспечении услугами ЖКХ. Проведенная инвентаризация жилищно-коммунального комплекса муниципального образования показала, что износ основных фондов объектов ЖКХ составляет от 70 до 80 процентов по котельным и другим инженерным объектам и сетям. Остаются острыми вопросы водоснабжения, канализации и газификации в большинстве сельских муниципальных образований. Следствием высокого износа коммунальной инфраструктуры является повышение доли утечек и неучтенного расхода воды и доли потерь тепловой энергии. Сложившаяся ситуация в экономике, безусловно, оказала влияние на уровень доходов населения. Одним из существенных вопросов является разрыв в уровне оплаты труда в промышленности и отраслях бюджетной сферы. Неблагоприятная демографическая ситуация связана, в первую очередь, с проблемой стареющего населения района. Доля населения в возрасте старше 55 лет составляет более 30 процентов от общей численности населения. Область ежегодно теряет за счет естественной убыли около 1,0 тыс. человек населения. В складывающихся условиях экономика муниципального образования испытывает сильное давление кадрового фактора и увеличение нагрузки на молодое поколение в части пенсионного обеспечения старшего поколения и содержания подрастающего.
Сложная
эколого-радиологическая
2.4. Программа социально-экономического развития муниципального образования Кимовский район до 2015 года
Основная цель программы: обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения на основе модернизации экономики, сбалансированного пространственного и социального развития, создания условий для успешной самореализации жителей на принципах гражданского общества.
В соответствии с поставленной целью программой определены задачи по следующим сферам и направлениям: - муниципальное управление;- социальная сфера; - бюджетно-финансовая сфера; - строительство и инфраструктура; - производство и инновации; - инвестиции и предпринимательство;- экология6.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы: обеспечение интенсивного сбалансированного развития муниципального образования Кимовский район, характеризующегося стабильно растущей экономикой, эффективным функционированием социальных институтов, устойчивой общественно-политической ситуацией. В том числе, планируется достижение следующих конечных результатов: увеличение доходов населения в 1,57 раза;- увеличение объема отгруженной продукции организациями муниципального образования в 1,51 раза;- увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции в 1,55 раза; - увеличение объема инвестиций в основной капитал в 2,34 раза.
Цели и задачи программы:
На
основе комплексного анализа социально-
Для достижения поставленной цели органам местного самоуправления в период до 2015 года включительно необходимо обеспечить решение следующих приоритетных задач:
1.
В сфере муниципального
1.1. Повышение качества муниципального управления: реализация мероприятий административной реформы, сокращение административных барьеров, оптимизация структуры и функций органов местного самоуправления; модернизация модели управления муниципальной собственностью и развитие государственно-частного партнерства; создание условий для повышения качества местного самоуправления.
1.2.
Создание инфраструктуры
2. В социальной сфере.
2.1. Образование: развитие систем дошкольного, общего и профессионального образования; реализация системы мер, направленных на создание условий для устойчивого воспроизводства квалифицированных педагогических кадров; охрана здоровья обучающихся и педагогических работников; создание условий для реализации высокого образовательного потенциала населения; стимулирование инноваций в сфере образования.
2.2. Культура: сохранение и развитие многообразия накопленной предыдущими поколениями системы ценностей в сфере культуры и искусства; повышение эффективности функционирования учреждений культуры, развитие и техническое переоснащение объектов культуры, обеспечение широкого доступа населения к культурным ценностям;создание условий для развития профессионального искусства, традиционных народных промыслов; создание условий для профессиональной подготовки, эффективной и творческой деятельности работников культуры и искусства.
2.3. Здравоохранение: повышение доступности и качества медицинской помощи на основе модернизации здравоохранения; развитие первичной медицинской помощи; усиление профилактической направленности в здравоохранении; обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью; информатизация здравоохранения; реализация системы мер, направленных на создание условий для устойчивого воспроизводства квалифицированных медицинских кадров; формирование у населения культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению.