Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Кимовский район

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:46, контрольная работа

Описание работы

Условия экономического развития муниципальных образований в нашей стране за последние годы значительно изменились, причем наряду с открывшимися возможностями возник ряд сложностей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования…………………………………….4
1.1 Социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием муниципального образования………………….4
1.2 Цели и задачи муниципальной социальной политики………………….7
Глава 2. Практика управления социально-экономическим развитием муниципальным образованием Кимовский район………………………….9
2.1. Основные показатели социально-экономического положения муниципального образования Кимовский район…………………………...9
2.2. Характеристика бюджета МО Кимовский район……………………..12
2.3. Основные проблемы социально-экономического развития муниципального образования Кимовский район……………………….…13
2.4. Программа социально-экономического развития муниципального образования Кимовский район до 2015 года……………………………….15
Заключение…………………………………………………………………....23
Список использованной литературы……………………………………...…24

Работа содержит 1 файл

стратегия соц_эк развития.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Региональный центр  повышения квалификации 
 

Контрольная работа заочника

по дисциплине «Стратегический менеджмент территорий»

 на тему «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Кимовский район 
 
 

Выполнил:                                                     слушатель гр. 760371в Ищук В.В. 

Проверил:                                                                            доц. Болдырева Р. Ю. 
 
 
 

Тула 2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические  аспекты управления социально-экономическим  развитием муниципального образования…………………………………….4

1.1 Социально-экономические  процессы как объект управления  социально-экономическим развитием  муниципального образования………………….4

1.2 Цели и задачи  муниципальной социальной политики………………….7

Глава 2. Практика управления социально-экономическим  развитием муниципальным образованием Кимовский район………………………….9

2.1. Основные  показатели социально-экономического  положения  муниципального образования  Кимовский район…………………………...9

2.2. Характеристика  бюджета МО Кимовский район……………………..12

2.3.  Основные  проблемы социально-экономического развития  муниципального образования Кимовский район……………………….…13

2.4. Программа  социально-экономического развития  муниципального образования Кимовский  район до 2015 года……………………………….15

Заключение…………………………………………………………………....23

Список использованной литературы……………………………………...…24 
 
 

Введение

     Условия экономического развития муниципальных  образований в нашей стране за последние годы значительно изменились, причем наряду с открывшимися возможностями  возник ряд сложностей.

     В целом, применительно к современной России можно говорить о качественных сдвигах в сфере местного экономического развития. Значение этих сдвигов нередко ускользает из внимания за текущими трудностями, однако оно поистине революционно. Конституцией Российской Федерации 1993 года, отделившей местное самоуправление от государственной власти, и Федеральным Законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» определены основные принципы местного самоуправления1. Российские муниципалитеты получили самостоятельность, основанную на разграничении компетенции разных уровней власти, определении предметов совместного ведения и передачи части полномочий сверху вниз. Экономической основой местного самоуправления в России стало право самостоятельно распоряжаться муниципальной собственностью и местными финансами. Муниципальные органы власти получили возможность и обязанность заниматься развитием собственной экономики в интересах проживающих на их территории людей.

     В контрольной работе изучим теоретические и практические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования на примере Кимовского района  Тульской области. 
 
 

     Глава 1. Теоретические  аспекты управления социально-экономическим  развитием муниципального образования

     1.1 Социально-экономические процессы как объект управления социально-экономическим развитием муниципального образования

     Формирование  и функционирование механизма реализации социально-экономической политики определяется объективными потребностями  и тенденциями общественного развития. Именно потребности и тенденции предопределяют структуру механизма, набор и использование его компонентов. По своей сути механизм реализации социально-экономической политики представляет собой сложную систему институциональных и неинституциональных субъектов социально-экономической жизни, взаимодействие которых позволяет теоретически осмыслить и оформить интересы населения, хозяйствующих субъектов, органов государственной власти федерального и регионального уровней, разработать социально-экономическую стратегию и организовать скоординированную предметно-практическую деятельность государственных органов, институтов гражданского общества и граждан по ее реализации на основе имеющейся нормативно-правовой базы.

     Механизм  реализации социально-экономической политики имеет сложную структуру: субъект социально-экономической политики; государство в совокупности всех его органов, ориентированных на регулирование социально-экономических отношений; политические партии; общественно-политические движения и другие институты гражданского общества; объект социально-экономической политики - социально-экономические процессы в обществе во всем их содержательном многообразии разнообразных формах проявления; системы нормативно-правовых актов, регулирующие взаимодействие между субъектами и объектами социально-экономической политики; методы реализации социально-экономической политики; предметно-политическая деятельность по решению задач социально-экономической политики на различных стадиях Данная структура является обобщенной и при решении конкретных задач социально-экономической политики дополняется и другими элементами.

     При формировании социально-экономической  политики неизбежно встает вопрос о  приоритетах социально-экономической  политики, т.е. социально-экономических  задачах, которые признаются обществом как на данном этапе его развития в качестве наиболее настоятельных и неотложных, требующих первоочередного решения (тактические, или краткосрочные приоритеты), так и на этапе долгосрочного развития (стратегические приоритеты). Принцип приоритетности в социально-экономическом развитии общества активно используется практически во всех странах мира, в том числе и высокоразвитых. Тактические и стратегические приоритеты определяются в ходе организации и управления экономическими системами всех уровней. Под приоритетными направлениями понимаются такие направления социально-экономической политики, которые в наибольшей степени приближают к достижению поставленных текущих и долгосрочных целей социально-экономического развития субъекта Федерации.

     Главной приоритетной целью социально-экономической  политики субъекта Федерации (СЭПСФ) должно быть население региона, его благосостояние, здоровье, уровень образования и  культуры, интеллектуальный потенциал. Все остальное - лишь средства для достижения этой цели. Нужно всегда помнить очевидную истину, что экономика существует для людей, а не люди для экономики. Об этом сказано и в Конституции Российской Федерации, где ст. 7 содержит положение о том, что «Российская Федерация - социальное государство» и оно имеет политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

     Используя данную показателей, характеризующих целевую функцию «качество жизни населения», процесс формирования социально-экономической политики может быть представлен в виде совокупности работ, которые следует выполнять в определенной последовательности. В целом этот процесс будет выглядеть следующим образом:

  1. Определяется система показателей, характеризующих качество жизни населения муниципального образования.
  2. Определяется фактическое значение показателей качества жизни муниципального образования.
  3. Определяется уровень качества жизни дифференциальным методам и отклонения фактических значений от показателей, принятых за базу (значения социальных показателей, достигнутых в предшествующем периоде, общегосударственные, международные стандарты).
  4. Выявляются причины отрицательных и положительных отклонений фактических значений показателей качества жизни муниципального образования от показателей, принятых за базу.
  5. Определяются резервы (возможности) улучшения показателей качества жизни за счет устранения выявленных негативных причин и использования положительных факторов.
  6. Определяются возможности улучшения качества жизни населения муниципального образования за счет бюджетных средств.
  7. Определяются возможности улучшения качества жизни населения муниципального образования за счет внебюджетных средств.
  8. Выявляются возможности улучшения качества жизни населения за счет привлеченных, заемных средств.
  9. Устанавливаются целевые значения показателей качества жизни населения с учетом всех реальных возможностей и ограничений.
  10. Определяется общий размер финансовых и материальных средств, необходимых для достижения целевых значений показателей качества жизни населения муниципального образования
  11. Формируются условия, благоприятные для достижения целевых значений показателей качества жизни населения. Производится правовая (законодательная) информационная, техническая, кадровая подготовка практической реализации разработанной социально-экономической политики.
  12. На заключительном этапе проверяется готовность к реализации разработанной социально-экономической политики муниципального образования, принимаются решения о ее практической реализации2.

     Формирование  социально-экономической политики затрагивает интересы практически всех граждан и предприятий региона, определяет будущее его развития. Это слишком важный вопрос, чтобы доверять его исключительно чиновникам. Определение перспектив социально-экономического развития и формирование приоритетных направлений социально-экономической политики должно иметь надежное научное обоснование. Это предполагает вовлечение в этот процесс научного сообщества, авторитетных научно-исследовательских и экспертных институтов, а также населения и общественно-политических организаций. Нельзя забывать и о том, что необходима также четкая правовая регламентация данного процесса.

     1.2 Цели и задачи муниципальной социальной политики

     К основным направлениям муниципальной  социальной политики, фактически реализуемым органами местного самоуправления относятся:

     -содействие  занятости населения и обеспечению  благоприятных условий труда  на предприятиях, расположенных  на территории муниципального  образования; -содействие обеспечению граждан жильем через создание условий для жилищного строительства и прямое обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий:

     -участие  в обеспечении социальной поддержки  отдельных групп населения;

     -организация  муниципальной системы здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

     -организация  предоставления образовательных  услуг, содержание и развитие  муниципальных учреждений дошкольного,  основного общего и профессионального  образования;

     -создание  условий для деятельности учреждений культуры и досуга в муниципальном образовании, содержание муниципальных учреждений культуры и мест массового отдыха, сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

     -создание  условий для развития физической  культуры и спорта в муниципальном образовании, содержание муниципальных физкультурно-спортивных сооружений;

     -реализация  муниципальной молодежной политики

     Разработка конкретной системы мероприятий в рамках муниципальной социальной политики должна учитывать тип данного муниципального образования и специфику местного сообщества. Такая разработка осуществляется и реализуется органами местного самоуправления с привлечением широких слоев общественности. В представительном органе муниципального образования, как правило, создаются комитеты и комиссии по социальной политике. В структуре местной администрации обычно есть заместитель главы по социальным вопросам и структурные подразделения, курирующие то или иное направление социальной политики (образование, здравоохранение, культура, социальная защита и т.д.). Данные структурные подразделения координируют свою деятельность с соответствующими государственными органами субъекта РФ3.

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Кимовский район