Стратегии и методы ценообразования

Автор: n***************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 04:15, научная работа

Описание работы

Предметом исследования являются методы ценообразования, в то время, как объектом исследования является рынок, рыночные отношения, соотношения спроса и предложения, которые влияют на ценообразование.
Целью исследования является поиск наиболее эффективных методов ценообразования при различных условиях внешней среды.

Работа содержит 1 файл

новый НИРС(методы ценообразования).docx

— 48.13 Кб (Скачать)

   Важнейшей частью методологии ценообразования  является совокупность принципов установления цен, соблюдение которых обеспечивает создание единой системы цен, отвечающей всем предъявляемым к ней требованиям.

   Важнейшим принципом ценообразования является принцип учета экономических границ применения новых товаров.

   Успешное  решение проблемы установления приемлемых для продавца и покупателя цен  в существенной степени зависит  от того, как в ценах учитываются  их противоречивые интересы. Специфика  противоречия между производителями (продавцами) и потребителями состоит  в следующем. Производителя нового товара интересует эффект в сравнении  с суммой произведенных затрат, а  потребителя - дополнительный эффект, который обеспечивался бы в цене на новый товар в сравнении  с ценой вытесняемых товаров. Производители заинтересованы в  сохранении и повышении уровня рентабельности своего производства, а следовательно, и в высоком уровне цены. Потребителя  интересует прежде всего полезность товара. Затраты на производство товара интересуют потребителя лишь в той  мере, в какой они окажут влияние  на цену товара и на его экономическое  положение.

   Поскольку в цене на каждый товар содержится доля, превышающая издержки производства и воплощающая доход (прибыль), в  увеличении массы которого заинтересовано каждое предприятие, и производитель  и потребитель стремятся к  получению наиболее выгодных условий  увеличения массы дохода (прибыли). При ограниченности производственных ресурсов, а значит, и возможности  получения совокупного дохода (прибыли) между производителями и потребителями  неизбежно возникают противоречия по поводу распределения получаемого  дохода (прибыли).

   Расчет  цен на новые товары необходимо проводить  с учетом объективно существующих экономических  границ их применения. Методологической основой определения экономических  границ применения новых товаров  являются установленные  К. Марксом абсолютные экономические границы применения машин (в теории стоимости) и основные положения теории потребительского поведения.

   Общий экономический критерий применения машин как средства повышения  производительности общественного  труда, по определению К. Маркса, состоит  в том, что «...труд, которого стоит  их производство, должен быть меньше того труда, который замещается их применением» .

   В противном  случае общая величина затрат труда, необходимая для производства продукции, не уменьшится, а следовательно, производительность труда не возрастет. Таким образом, в основе определения экономических  границ применения новых товаров  лежит экономия затрат общественного  труда. 

  1. Периодическое издание:«Социологические исследования», Автор: О.С. Логунова,Издание: 2009г.
 

    ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЦЕНОВЫХ СТРАТЕГИЙ ВУЗАМИ МОСКВЫ

   В современных  рыночных условиях сфера образования  втягивается в экономические  процессы, регулируется общими законами спроса и предложения, хотя и со спецификой, обусловленной как характером предоставляемой  услуги, так и высокой степенью вмешательства государства (распределение  средств, установление формального  порядка, проведение регулярного контроля и т.п.). Большой и наиболее динамично  развивающийся сегмент рынка  образовательных услуг составляет высшее профессиональное образование. Именно вузы в первую очередь испытывают на себе влияние рынка, становясь  сферой услуг и существуя по установленным  в данной сфере правилам. Как и  любой другой, данный рынок состоит  из продавцов (различные учебные  заведения, предлагающие образовательные  программы) и групп потребителей, которые осуществляют выбор. В сложившейся  ситуации вуз становится брэндом.

   Брэнд - это достаточно широкое понятие, в которое входят: сам товар  или услуга со всеми его характеристиками - набор свойств, ожиданий, ассоциаций, воспринимаемых пользователем и  приписываемых им товару, а также  тот смысл, который вкладывают в  него сами создатели. Этот смысл активно  сообщается через систему "пять пи" (product - продукт, price - цена, place - дистрибуция, promotion - реклама, package - упаковка).

   Преимущества, которые может дать брэнд вузу, очевидны: во-первых, брэнд - инвестиция в будущее, которая позволяет  получить дополнительную прибыль. Во-вторых, брэнд упрощает процедуру выбора вуза потребителем, идентифицирует вуз  среди вузов-конкурентов, гарантирует  потребителю качество предоставляемых  услуг и пр. Таким образом, современные  вузы сталкиваются с необходимостью разработки брэнда, выделяющегося на рынке, уникально спозиционированного, обеспечивающего единое маркетинговое  сообщение в различных средствах  коммуникации, гарантирующего постоянство  во времени и в пространстве вне  зависимости от региона/страны.

   Так как  цена является одним из решающих факторов при принятии решений, ценообразование - это существенный элемент общей конкурентной стратегии на рынке образовательных услуг. Ценовая стратегия вуза явление не только экономическое. Кроме своей основной функции она играет активную коммуникативную роль, в частности, сообщая потребителю информацию о позиционировании услуги. В условиях современного рынка правильно установленная цена может сыграть ключевую роль в успешности или провале продаж.

   Для анализа  специфики ценовой стратегии  рассмотрим подходы к анализу  цены в социологической теории. Цены являются не только экономическими, но и культурными образованиями. Взаимосвязь  между экономическим и социальным на рынке проявляется в частности  как взаимосвязь цены и социальных ценностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Периодическое издание: «Общество и экономика», Автор: Алишер Расулев, Сергей Воронин, Издание:2010г.
 

    Государственное регулирование ценообразования 

   Эффективность государственного регулирования  ценообразования в целом можно оценить по динамике оптовых и потребительских цен. Уровень цен оказывает непосредственное влияние на инвестиционно-инновационную деятельность, что связано с изменением рисков в сфере производства и реализации инновационной продукции. Анализ показывает, что за последние годы под влиянием монопольных тенденций наблюдается неравномерный рост оптовых и потребительских цен.

   Так, индекс потребительских цен (ИПЦ) за 2002 - 2008 годы составил 173,6%, индекс цен производителей промышленной продукции (ИЦППП) - 417,0%, индекс тарифов на грузовые перевозки (ИТГП) - 946,4%. Опережающий рост цен производителей промышленной продукции (в особенности, на сырье, топливно-энергетические ресурсы) и тарифов на грузовые перевозки  оказывает негативное влияние на устойчивость цен потребительского рынка, что сдерживает инновационную  активность предпринимателей из-за высоких  рисков невозврата средств.

   Анализ  динамики цен в отраслях промышленности показывает, что наибольший рост цен  за исследуемый период наблюдается  в электроэнергетике (823,1%) и в  топливной промышленности (808,7%). В связи с этим, в целях формирования бизнес-среды, благоприятной для проведения модернизации национальной экономики и повышения ее конкурентоспособности, целесообразно принять меры, направленные на сдерживание необоснованного роста цен на монопольных рынках промышленной продукции (прежде всего - в топливной промышленности и электроэнергетике).

   Рост  тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей и населения, имеющий  место в последние годы, отразился  на изменении ценовых соотношений  внутренних и мировых цен по данному  виду продукции. Если в период до 2000 г. это соотношение составляло 10 - 15% от мирового уровня, то в августе-сентябре 2009 г. соотношение внутренних и мировых цен составило уже около 86% для населения и 68% - для крупных предприятий промышленности, что сказывается на соотношениях цен других видов продукции.

  1. Периодическое издание: «Основы маркетинга», Автор: Ф. Котлер
 

   Подход  к ценообразованию меняется, если товар является частью товарной номенклатуры. В этом случае фирма стремиться разработать  систему цен, которая обеспечивала бы получение максимальной прибыли  по номенклатуре в целом. Расчет цен - занятие непростое, поскольку разные товары взаимосвязаны друг с другом с точки зрения спроса и издержек и сталкиваются с разной степенью конкурентного противодействия. Мы с вами рассмотрим четыре ситуации. 
 
Установление цен в рамках товарного ассортимента. 
    Фирма обычно создает не отдельный товар, а целый товарный ассортимент. Например, «Панасоник» предлагает сразу пять разных цветных синхронных видеокамер - от самой простой весом около 2,1 кг до сложной весом порядка 2,9 кг с автоматической установкой фокуса, системой регулирования наплывов и двумя вариообъективами разной светосилы. Каждая последующая камера ассортимента обладает какими-то дополнительными свойствами. Руководство должно принять решение о ступенчатом дифференцировании цен на разные камеры. При установлении ценовой ступеньки каждого уровня необходимо учитывать различия в себестоимости камер, разницу в оценках их свойств покупателями, а также цены конкурентов. При незначительном разрыве в ценах между двум соседними камерами ассортимента потребители будут покупать более совершенную, а при значительном - менее совершенную. 
      Во многих сферах торговли при установлении цен на товары своего ассортимента продавцы пользуются четко установленными ценовыми ориентирами. Так, в магазинах мужской одежды могу продавать костюмы трех уровней цен - 150, 220 и 310 долл. Эти три ценовых ориентира будут ассоциироваться в сознании покупатели с изделиями невысокого, среднего и высокого качества. Даже в случае умеренного повышения всех трех цен люди будут, как правило, продолжать покупать костюмы предпочитаемого ими ценового уровня. Задача продавца - выявить ощущаемые потребителем качественные различия товаров, оправдывающие разницу в ценах.
 

  1. Научная литература: «Рынок ценных бумаг», Автор: В.А. Боровкова.
 

   Ценообразование на рынке ценных бумаг осуществляется по определенным правилам, с использованием конкретных методов, на основе общепринятых принципов и с учетом отдельных  факторов. К ним можно отнести:

  • установление границ и временных интервалов анализа;
  • выявление основных критериев;
  • исследование основных событий анализируемого периода;
  • определение уровня насыщения рынка;
  • учет соотношения спроса и предложения;
  • анализ и оценка состояния конкурентной среды;
  • обнаружение и изучение причин роста или падения уровня цен, объемов спроса и предложения.

   Основными методами, с помощью которых осуществляется ценообразование на рынке ценных бумаг, являются: экспертный, аналитический, статистический, нормативно-параметрический (балльный), балансовый методы и методы экономико-математического моделирования.  

   Экспертный  метод основан на использовании опыта специалистов-экспертов, интуиции. Лица, привлекаемые в качестве экспертов, являются высококвалифицированными специалистами, обладающими большим профессиональным и практическим опытом (признанными специалистами). Они дают аргументированные заключения об уровне реальной стоимости той или иной ценной бумаги или цене определенной фондовой операции. Трудность метода состоит в необходимости тщательного подбора экспертов и детального отбора анализируемых состояний.

   Аналитический метод представляет собой детальный анализ конъюнктуры рынка, познание внутренних связей и зависимостей явлений с целью определения прогрессивных тенденций развития и возможностей совершенствования. При анализе для определения цены используются такие рабочие методы, как сравнение, диагностический факторный анализ, мониторинг, системный анализ. Системный подход включает в себя анализ составных элементов стоимости ценной бумаги и разнонаправленных факторов, одновременно влияющих на уровень каждого элемента. Трудоемкость данного метода состоит в учете большого числа разнообразных источников информации.

   Статистический  метод базируется на статистическом анализе с использованием средних величин, индексов, дисперсии (абсолютного отклонения от средних величин), вариации (относительного отклонения от средних величин), применении корреляционного и регрессионного анализа. Наиболее активно в данном методе используются фондовые индексы, которые позволяют определять тенденции изменений конъюнктуры рынка на определенные виды ценных бумаг. Сложность статистического анализа заключается в необходимости правильно определить вид статистической зависимости и в выборе приемов анализа.

   Индексный метод состоит в определении общей тенденции изменения конъюнктуры рынка определенных видов ценных бумаг. Трудность состоит в выборе фондового индекса для неконвертируемых ценных бумаг.

   Нормативно-параметрический (балльный) метод. При анализе ценной бумаги или фондовой операции определяются все инвестиционные характеристики, присущие данному виду ценной бумаги или операции. Каждой инвестиционной характеристике ценной бумаги или параметру фондовой операции присваивают определенный диапазон нормативных значений. Нормативная единица оценивается определенным количеством баллов. Все полученные баллы суммируются, и общая сумма баллов умножается на принятую заранее стоимостную оценку одного балла. В результате получается определенный стоимостный уровень цены. Недостатками метода являются неравноценность отдельных параметров, большой диапазон нормативных значений, субъективность балльной оценки.

Информация о работе Стратегии и методы ценообразования