Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:35, курсовая работа
Развитие финансовых рынков, стабилизация общеполитической и экономической ситуации в стране, создает необходимость расширения спектра услуг, предоставляемых сегодня банками, страховыми и инвестиционными компаниями. В силу этого, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в своем Послании народу Казахстана от 6 марта 2009 года предложил свои взгляды по преодолению последствий кризиса и подготовке последующего экономического роста. В период обострения конкурентной борьбы среди организаций, работающих на финансовых рынках, становится важным определение четких стратегий развития бизнеса, совершенствование структуры менеджмента компаний. Особую важность сегодня приобретает устойчивость и стабильность, наличие перспектив и четко определенных планов развития компании .
В СССР и социалистических странах Европы существовала монополия государства на страховую деятельность. Все страховые операции осуществлялись через государственные организации. В Советском Союзе это был Госстрах СССР, который имел разветвленную систему республиканских и местных управлений и отделений. Такая ситуация сохраняется и теперь в некоторых социалистических странах.
Монополия на страхование присуща не только странам социалистической ориентации. Монополизированным было страховое дело и в царской России. До определенного периода времени монополия на страхование существовала, например, во Франции. И сейчас можно назвать страны с рыночной экономикой, где сохраняется монополия на страховое дело. К ним относятся, например, Ирландская Республика (страхование здоровья), Индонезия (все виды страхования) и некоторые другие государства. Системы страхования также могут быть разными [4, c.65].
Специфичными являются и индивидуальные страховщики. К индивидуальным страховщикам относят физических лиц, объединенных в синдикаты, которые действуют на страховых рынках типа Ллойд (Lloyds of London). Такие рынки организованы в некоторых странах Западной Европы и в отдельных штатах США. Лондонский Ллойд возник еще в XVII в. Он не несет ответственности по страховым обязательствам своих членов. Сейчас корпорация насчитывает свыше 26000 членов, объединенных почти в 400 синдикатов. Деятельность Ллойда регулируется специальным законом.
Ллойд – это рынок страховых услуг мирового значения. Здесь преобладает страхование морских, авиационных, автомобильных нефтегазодобывающих рисков. В страховом обороте Ллойд не выступает от своего имени. Он только создает все необходимые условия для успешной страховой деятельности своих членов, которые действуют за собственный счет. Ллойд привлекает страхователей со всего мира хорошо отработанными и стабильными условиями страхования, высокой квалификацией андеррайтеров.
Синдикаты формируются, как правило, по видам страхования. Возглавляет синдикат андеррайтер, который берет на себя страховые риски от имени своих членов. Среди членов синдикатов Ллойда много известных бизнесменов, деятелей науки и культуры. Участие этих лиц укрепляет Ллойд не только финансовыми средствами, но и поднимает его авторитет в обществе.
Страховой бизнес на примере Ллойда только условно можно считать индивидуальным. По существу, это большие группы физических лиц, относящихся к определенным синдикатам, которые, в свою очередь, действуют на страховом рынке в основном по принципу сострахования. Создание страховщиков такого типа значительного распространения не приобрело. Ллойд также переживает период великих перемен. Он идет на сближение с ассоциированными компаниями. Уже сейчас наряду с членами, которые несут полную ответственность за последствия страхования, есть лица, которые вступают в синдикаты Ллойда на основании ограниченной ответственности [9].
В Казахстане страховщиками признаются финансовые учреждения, которые созданы в форме акционерных обществ или товариществ с ограниченной ответственностью в соответствии с Законом Республики Казахстан "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" с учетом особенностей, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О страховой деятельности», а также получили в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности [3].
Начало возникновения в Казахстане института страхования совпадает со временем приобретения независимости нашим государством. Несмотря на то, что все страны СНГ имели единую базу, страховое дело в каждом из государств имеет свои отличительные черты. Страхование в Казахстане отличается от страхования у наших ближайших соседей - России и среднеазиатских государств.
Например, в Республике Узбекистан предусмотрено, что право на проведение обязательного страхования имеет только государственная компания, которая аккумулирует большинство страховых платежей. В России страховые компании, занимающиеся особым страхованием, могут заниматься и страхованием жизни, способствуют увеличению страховых резервов.
Первые страховые компании в Казахстане появились в 1990 году. Их организационные структуры развивались от кооперативов и товариществ до акционерных обществ.
К 1993 году, когда с принятием Закона «О страховании» были заложены основы страхового законодательства нашего государства, количество страховых организаций достигало 900. Правда, многие из них связывало со страхованием только название. Требования, предъявленные законом, смогли выполнить только 13 страховщиков. В том же году по инициативе 38 компаний был создан Союз Страховщиков Казахстана.
Указ президента Республики Казахстан от 19 апреля 1994 года «Об организационно-правовых мерах по формированию и развитию страхового рынка» дал право ввести систему государственного регулирования страховой деятельности. В составе Министерства финансов был создан Департамент страхового надзора.
В
1994-1998 годах был принят новый Закон
«О страховании» и введено обязательное
страхование гражданско-
Новым этапом в становлении отечественной страховой индустрии стал Указа Главы государства «О дальнейших мерах по оптимизации органов государственного управления» от 30 июня 1998 года, согласно которому функции и полномочия органа страхового надзора были переданы Национальному банку. На этот момент в Казахстане работали 72 страховые компании.
В ноябре 2000 года Указом Президента Республики Казахстан № 491 была принята Государственная программа развития страхования на 2000-2002 годы. В многообразной череде нормативных документов, принятых с целью регулирования страхового рынка за период государственной независимости, это первая программа, конкретно определяющая перспективы развития данного сектора экономики и государственную политику в этом направлении.
Закон
Республики Казахстан «О страховой
деятельности» был принят 18 декабря
2000 года за № 126-2. Закон определяет основные
положения по осуществлению страхования
как вида предпринимательской
Принятый
Закон "О страховой деятельности"
на основе международных стандартов
создает широкие возможности
для притока в экономику
До 2004г. в Республике Казахстан регулированием деятельности страховых компаний занимался Национальный банк, который принял ряд мер, касающихся финансов страховых компаний, управления активами, деятельности на страховом рынке, которые направлены на создание более цивилизованного рынка. Одна из самых важных мер - увеличение минимального уставного капитала для страховых компаний до 100 млн. тенге, что привело к сокращению числа страховщиков. Данная мера направлена на повышение надежности страховых компаний за счет сокращения мелких страховщиков.
Указом Президента №1270 «О дальнейшем совершенствовании системы государственного регулирования» с 1 января 2004 года основные функции по регулированию и надзору за банковской, страховой деятельностью и работой пенсионных и инвестиционных фондов выполняет Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. В ведение Агентства переданы функции контроля и регулирования деятельности страхового рынка.
Одним из первых документов, разработанным Агентством, стала Государственная программа развития страхового рынка Республики Казахстан на 2004–2006 годы, утвержденная постановлением Правительства от 1 июля 2004 года за №729.
Таким
образом, с 1998 по 2004 год были введены «Пруденциальные
нормативы и иные обязательные к исполнению
нормы и лимиты», Закон «О страховой деятельности»,
а так же создано Агентство Республики
Казахстан по регулированию и надзору
финансового рынка и финансовых организаций
и принята Государственная программа
развития страхового рынка Республики
Казахстан. Количество нормативных актов,
разработанных Департаментом финансового
и страхового надзора Национального банка,
достигло цифры 46, число страховых компаний
за этот период сократилось до 32. Прежде
всего, уменьшение числа страховых организаций
вызвано повышением требований законодательства
к деятельности страховых организации,
в том числе к их финансовой устойчивости
и платежеспособности.
2
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
2.1
Анализ деятельности
страхового рынка
Республики Казахстан
По состоянию на 1 января 2008 года на страховом рынке Республики Казахстан осуществляли лицензированную деятельность 41 страховая организация (перестраховочная) (в том числе: 7 - по страхованию жизни), 14 страховых брокеров и 44 актуария, В 2007 году были выданы лицензии на право осуществления страховой деятельности по отрасли «страхование жизни» 2 страховым организациям. Региональная сеть страховых организаций представлена 191 филиалом.
Совокупный
объем активов страховых организаций
на 1 января 2007 года составил 223 556,1 млн.
тенге, увеличившись за прошедший год
на 65,0% или на 88 064,4 млн. тенге (Таблица 1).
Таблица 1 – Структура активов страховых организаций, млн. тенге
Активы | 01.01.2009 | 01.01.2010 | 2009/2008 | ||
сумма | доля,% | сумма | доля,% | ||
Деньги | 9131,1 | 6,8 | 7359,0 | 3,3 | -20,0% |
Вклады размещенные | 25554,5 | 18,9 | 63747,1 | 28,5 | в 2,5 раза |
Ценные бумаги | 66259,2 | 48,9 | 78162,3 | 35,0 | 18,0% |
Операция «обратное РЕПО» | 13360,0 | 9,9 | 20664,7 | 9,2 | в 1,5 раза |
Страховые премии к получению от страхователей и посредников | 10638,0 |
7,8 |
11472,6 |
5,1 |
7,8 |
Основные средства | 2920,2 | 2,2 | 4195,4 | 1,9 | 43,7% |
Активы перестрахования | - | - | 21138,5 | 13,0 | - |
Прочая дебиторская задолженность | 3455,5 | 2,5 | 6027,2 | 2,7 | 74,7% |
Другие активы | 4109,2 | 3,0 | 2789,4 | 1,3 | -32,1% |
Итого активов | 135489,7 | 100,0 | 223556,1 | 100,0 | 65,0% |
Значительное увеличение совокупных активов страховых организаций произошло в связи с изменениями структуры активов с ноября 2009 года. Так совокупные активы страховых организаций увеличились на долю перестраховщика, которая на 1 января 2010 года составила 29 138,5 млн. тенге. При этом, наблюдается увеличение вкладов в БВУ с 25 554,5 млн. тенге до 63 747,1 млн, тенге, операций «обратное РЕПО» до 20 664,7 млн. тенге и прочей дебиторской задолженности на с 3 455,5 млн. тенге до 6 02.7,2 млн. тенге.
По состоянию на 1 января 2010 года сумма обязательств страховых организаций составила 97 279,3 млн. тенге, что на 75,9% больше, чем на аналогичную дату прошлого года. Увеличение совокупных обязательств произошло в основном за счет роста страховых резервов. На отчетную дату объем страховых резервов, сформированных страховыми (перестраховочными) организациями для обеспечения исполнения принятых обязательств по действующим договорам страхования и перестрахования, составил 86 359,8 млн. тенге, что на 88,8% больше объема сформированных резервов на 1 января 2009 года.
За 2009 год совокупный размер собственного капитала страховых организаций увеличился на 46 076,1 млн. тенге или на 57,5% и по состоянию на 1 января 2010 года составил 126 276,8 млн. тенге (Таблица 2).
Таблица 2 – Финансовые показатели, млн. тенге
01.01.2009 | 01.01.2010 | 2009/2008 | |
Совокупные активы | 135489,7 | 223556,1 | 65,0 |
Обязательства | 55289,0 | 97279,3 | 76,9 |
в т.. страховые резервы | 45749,5 | 86359,8 | 88,8 |
прочие обязательства | 9539,5 | 10919,5 | 14,5 |
Собственный капитал (по балансу) | 80200,7 | 126276,8 | 57,5 |
Данное увеличение произошло в основном за счет создания на рынке страховых услуг новых страховых (перестраховочных) организаций.
Инвестиционный портфель страховых организаций: