Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 12:19, реферат
В наше время, казалось бы, стало особенно много «говорящих» профессии. Мы, конечно, в первую очередь вспоминаем дипломатов и политиков, а также всяких не всегда и не всем понятных риэлтеров, дистрибъютеров, менеджеров, мерчендайзеров и прочих. Однако при этом забываем такие издавна существовавшие, притом самые массовые и тоже «голосовые» профессии, как врач, продавец, учитель, не говоря уже о певцах и актерах.
Поэтому современное российское общество находится в сложной ситуации, как экономической, так и политической, социальной, культурной. Сегодня требуются хорошо подготовленные, высокообразованные молодые кадры, чтобы вывести страну из кризиса.
Следует заметить, что процесс адаптации у каждого конкретного человека протекает по-разному и зависит от многих факторов, в частности, от предпочитаемого и наиболее часто используемого стиля межличностного общения.
Введение…………………………………………………………...4
1.1. Понятие общения…………………………………………….5
1.2. Стили общения……………………………………………….8
1.3. Адаптация……………………………………………………14
Заключение……………………………………………………….20
Список литературы……………………………………………....21
Отличительные признаки сотрудничества: уважительное отношение к партнёру, готовность выслушать и понять их чувства и желания; оценка своей позиции в качестве важной, но не единственно возможной; стремление регулировать своё поведение в сторону большей корректности; забота о сохранении отношений, несмотря на имеющиеся разногласия; готовность принести извинения; стремление действовать разумно и осознанно; поэтапность, последовательность в достижении целей. Из всех стилей сотрудничество наиболее универсально. Оно подходит как для одноуровневого (горизонтального) общения, так и в вертикальных структурах (между руководителями и подчинёнными, учащимися и педагогами), однако её использованию может противостоять ряд личностных качеств и установок (высокомерие и самомнение, подозрительность, установка на лидерство). Личностная зрелость, уважительное отношение к людям, ответственность способствуют применению этого стиля на практике.
Компромисс
Этот стиль заключается в стремлении преодолеть противоречие за счёт частичных уступок одной стороны в ответ на взаимные уступки другой.
Поведение людей, прибегающих к его помощи, характеризуется такими особенностями: готовностью много раз менять решение, если другая сторона не соглашается с ним; заботой о том, чтобы уступки каждой стороны были равноценны; применением убеждения ради нахождения точек общего решения, выработки единой позиции; готовностью выслушать претензии противоположной стороны; заботой о сохранности взаимоотношений с партнёром.
Компромисс
не снимает напряжённости до конца,
т. к. исходное противоречие сохраняется,
но создаётся возможность для урегулирования
отношений в дальнейшем. Он особенно эффективен
при разрешении сложных социальных противоречий.
Значительно реже используется в межличностной
сфере и практически никогда детьми.
Приспособление
Приспособление предполагает, что один из партнеров по общению целиком, оказывается, зависим от другого. Ради сохранения уже сложившихся отношений человек готов жертвовать своими интересами, замалчивать существующие проблемы, постоянно идти на уступки. Доминирование стиля приспособления приводит к тому, что человек позволяет другим «ездить на себе». Поведение с использованием этого стиля может характеризоваться: низкой динамичностью; отсутствием внешнего противоборства, попыток защитить свои интересы; установкой на безоговорочное признание вины; страх потерять расположение, любовь, дружбу; социальная или экономическая зависимость; использование приёмов шантажа со стороны одного партнёра и боязнь быть разоблачённым со стороны другого.
Избегание
Об избегании можно говорить в том случае, если человек старательно уклоняется от обострения отношений, споров и вообще от всякого общения. Он не поддаётся ни на какие провокации и проявляет изобретательность в разрядке напряжённых отношений. Избегание предполагает: наличие несовпадающих взглядов и стремлений участников, их разный эмоциональный настрой; противоположности интересов и целей; действий, направленных на быстрое свёртывание общения; стремление к разрядке напряжённости; слабой эмоциональной вовлечённости в проблему одной из сторон.
Адаптация
Понятие "адаптация", возникшее первоначально в биологии, может быть отнесено к таким общенаучным понятиям, которые, по словам Г.И. Царегородцева, возникают на "стыках", "точках соприкосновения" наук или даже в отдельных областях знания и экстраполируются в дальнейшем на многие сферы естественных и социальных наук.
Существует
множество определений
а) адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к среде;
б) адаптация используется для обозначения отношения равновесия, которое устанавливается между организмом и средой;
в) под адаптацией понимается результат приспособительного процесса;
г) адаптация связывается с какой-то определенной "целью", к которой "стремится" организм.
Процесс адаптации можно обозначить термином адаптирование, состояние организма в результате успешного осуществления этого процесса – адаптированность.
В данном случае можно сказать, что адаптация – это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности.
В развитие современной теории адаптации в физиологии, биологии и медицине внесли значительный вклад ряд отечественных и зарубежных ученых, в том числе Г. Селье, П.К. Анохин, Р.М. Баевский, Ф.З. Меерсон, В.П. Казначеев, С.В. Казначеев, В.И. Медведев, А.Ж. Юревиц и другие.
Наиболее общая классификация разновидностей социально-психической адаптации личности включает: нормальная адаптация; девиантная или нонконформистская адаптация; патологическая адаптация.
Нормальная адаптация – это такой адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности.
Девиантная адаптация – девиантными, или отклоняющимися, неконформистскими можно назвать те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.
Патологическая адаптация – это такой социально-психологический процесс, который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов.
С
понятием адаптация тесно связано
такое явление как
Одни авторы придерживаются мнения, что адаптация является этапом социализации личности, ее частью. Другие рассматривают адаптацию и социализацию как единый процесс взаимодействия личности и общества. При этом адаптация выражает приспособление человека к новой для него предметной деятельности, являясь условием социализации, понимаемой как процесс становления личности. Третьи, напротив, делают вывод, что социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Здесь стоит отметить, что в разных отношениях адаптация может рассматриваться и уже и шире социализации.
Суть процесса адаптации можно выразить в следующем: оказавшись в проблемной ситуации и отражая ее, индивид переживает определенное психическое состояние. Это состояние обычно весьма динамично. Таково, например, состояние фрустрированности, которое возникает в особенно трудных для личности проблемных ситуациях, называемых фрустрирующими проблемными ситуациями. Параллельно с активизацией и использованием адаптивных механизмов изменяется и психическое состояние личности. По завершении адаптивного процесса первоначальное психическое состояние вместе с породившей его проблемной ситуацией исчезает или сильно меняется.
Адаптационный процесс можно рассматривать на различных уровнях его протекания, т.е. на уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, базовых психических функций, психофизиологической регуляции, физиологических механизмов обеспечения деятельности, функционального резерва организма, здоровья. По мнению Ф.Б. Березина, у человека в этом ряду решающую роль играет психическая адаптация, в значительной мере оказывая влияние на адаптационные процессы, осуществляющиеся на иных уровнях.
Показателем успешности психической адаптации является, прежде всего, достижение возможности выполнения основных задач деятельности.
Основной
задачей постоянно
Нарушение гомеостатического баланса в системе человек-среда, может возникнуть в следующих случаях: при резком изменении условий среды, в результате которого существующие механизмы адаптации могут оказаться недостаточно эффективными; при существенном преобразовании потребностей и целей индивида; при значительном уменьшении физических или психических ресурсов личности.
Собственно процесс адаптации начинается с фазы разрушения старой программы поддержания гомеостаза, при этом возникает достаточно сложное положение, когда старая программа уже не функционирует, а новые еще не созданы или оказываются не завершенными.
Поведенческие реакции в этот период несут основную защитную функцию, обеспечивающую минимизацию действия адаптогенных факторов и перенапряжения регуляции.
Социально-психическая дезадаптированность личности выражается в неспособности ее адаптации к собственным потребностям и притязаниям. С другой стороны, личность, имеющая нарушения адаптации или полную дезадаптированность, не в состоянии удовлетворительно идти навстречу тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляют к ней социальная среда и собственная социальная роль, ее ведущая в данной среде профессиональная или иная деятельность. Одним из признаков социально-психической дезадаптированности личности является переживание ею длительных внутренних и внешних конфликтов без нахождения их решения.
Это состояние может быть описано с использованием следующих ключевых понятий: стресса, фрустрации и конфликта. Различные физиологические состояния, вызываемые любой причиной (стрессором), например холодом, интоксикацией, инфекцией, травмой и т.д., несмотря на разнообразие проявлений, имеют однотипную неспецифическую реакцию организма. Возникающее при этом особое состояние организма обозначается термином "стресс".
Возникающий при изменении сбалансированности системы человек - среда, он одновременно сопровождается нарушением удовлетворения актуальных потребностей; состояние, при этом возникающее, называется фрустрацией.
Преграды в реализации некоторой деятельности или запреты на ее осуществление, являются по существу психологически внешними барьерами и порождают ситуацию фрустрации, а не конфликта, несмотря на то, что при этом сталкиваются две, казалось бы, внутренние силы. Запрет может перестать быть самоочевидным, стать внутренне проблематичным, и тогда ситуация фрустрации преобразуется в конфликтную ситуацию.
Ответы людей на
воздействие фрустрирующих
Разрешение ситуации конфликта, снижение фрустрационной напряженности, устранение тревоги и восстановление гомеостаза может быть достигнуто двумя путями. В первом случае – при изменении среды путем активного воздействия или в результате ухода из нее, тогда адаптация реализуется без изменения потребностей и целей индивида. Во втором – устранение несоответствия между актуальными потребностями и возможностью их реализации может быть достигнуто и в относительно стабильной среде в результате изменения личности.
Что непосредственно касается адаптации к учебной деятельности в вузе, то она включает ряд основных составляющих: социально-психологическую, психологическую и деятельностную.