Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 12:19, реферат
В наше время, казалось бы, стало особенно много «говорящих» профессии. Мы, конечно, в первую очередь вспоминаем дипломатов и политиков, а также всяких не всегда и не всем понятных риэлтеров, дистрибъютеров, менеджеров, мерчендайзеров и прочих. Однако при этом забываем такие издавна существовавшие, притом самые массовые и тоже «голосовые» профессии, как врач, продавец, учитель, не говоря уже о певцах и актерах.
Поэтому современное российское общество находится в сложной ситуации, как экономической, так и политической, социальной, культурной. Сегодня требуются хорошо подготовленные, высокообразованные молодые кадры, чтобы вывести страну из кризиса.
Следует заметить, что процесс адаптации у каждого конкретного человека протекает по-разному и зависит от многих факторов, в частности, от предпочитаемого и наиболее часто используемого стиля межличностного общения.
Введение…………………………………………………………...4
1.1. Понятие общения…………………………………………….5
1.2. Стили общения……………………………………………….8
1.3. Адаптация……………………………………………………14
Заключение……………………………………………………….20
Список литературы……………………………………………....21
Введение……………………………………………………
1.1. Понятие общения…………………………………………….5
1.2. Стили общения……………………………………………
1.3. Адаптация……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В наше время, казалось бы, стало особенно много «говорящих» профессии. Мы, конечно, в первую очередь вспоминаем дипломатов и политиков, а также всяких не всегда и не всем понятных риэлтеров, дистрибъютеров, менеджеров, мерчендайзеров и прочих. Однако при этом забываем такие издавна существовавшие, притом самые массовые и тоже «голосовые» профессии, как врач, продавец, учитель, не говоря уже о певцах и актерах.
Поэтому современное российское общество находится в сложной ситуации, как экономической, так и политической, социальной, культурной. Сегодня требуются хорошо подготовленные, высокообразованные молодые кадры, чтобы вывести страну из кризиса.
Уровень их подготовки, полнота знаний во многом зависят от условий, в которых проходило их обучение в ВУЗе, от того, насколько они адаптировались к новой и непривычной по сравнению со школьной, обстановке.
Следует
заметить, что процесс адаптации
у каждого конкретного человека
протекает по-разному и зависит
от многих факторов, в частности, от предпочитаемого
и наиболее часто используемого стиля
межличностного общения.
Понятие общения
Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств. Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. Ни для кого не секрет, пишет польский психолог Е. Мелибруда, что "межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим". Непреодолимая притягательность общения для человека хорошо выражена в известном высказывании французского писателя А. де Сент-Экзюпери: "Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения".
Существует множество определений этого понятия. Мы приведем здесь лишь некоторые.
Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождается потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера по общению.
Общение – это реализуемое знаковыми средствами взаимодействие двух или более человек, вызываемое потребностями совместной деятельности; направлено на изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Состоит во взаимном обмене сообщениями с предметным и эмоциональным аспектами.
Также общение обусловлено наличием потребности в контакте с другими людьми, об удовлетворении которой говорит появлении чувства радости общения. Нарушения общения вызывают изменения личности, например, такие как: снижение уровня активности, исчезновение критичности, нарушение самооценки, направленности, динамики мотивации и мн. др.
Общение характеризуется определенным предметом, потребностями, мотивами и целями, конкретным содержанием, функциями, сторонами, манерой и стилем.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; персептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Общение полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций его функций.
Например, по цели общения:
Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Н.М. Бахтина, и др. отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
Первым у нас стал проводить эксперименты с целью изучения некоторых сторон общения В.М. Бехтерев, который считал, что общение – механизм объединения людей в группы, условие социализации личности. Он отмечал, что чем разнообразнее и богаче общение человека с окружающими его людьми, тем успешнее осуществляется развитие личности.
В.Н. Мясищев не мог пройти мимо глубокого и всестороннего обзора этой темы. Индивидуальная система отношений личности, ее ядро, всецело определяется специфическим, индивидуальным для каждого конкретного человека опытом его социально-психологических связей, т.е. опытом общения, прежде всего в условиях ближайшего и значимого для него социального окружения.
В реальном общении даны не только межличностные отношения людей, т.е. выявляются их эмоциональные привязанности, неприязнь и пр., но в ткань общения вплетены и общественные, безличные по своей природе отношения. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ «цементирования» индивидов и, вместе с тем, как способ развития самих этих индивидов
Стили общения
В общении всегда присутствуют два компонента: содержание и стиль. Содержание определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное общение. Содержанием общения является информация, передаваемая в межиндивидуальных контактах от одного человека к другому. Это могут быть знания, идеи, указания, сведения о внутреннем мотивационно-потребностном или эмоциональном состоянии человека, сообщения об окружающей обстановке.
Стиль указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими. У каждого человека свой, характерный только для него стиль общения с людьми, накладывающий вполне узнаваемый, характерный отпечаток на его поведение и общение в любых ситуациях.
Он несколько изменяется в зависимости от партнера и характера деятельности, но в то же время сохраняет свои сущностные черты, отражающие неповторимость и уникальность личности.
Стиль общения зависит от очень разных моментов – и от истории жизни, и от отношения к людям, и от того, какое общение наиболее предпочтительно в обществе. Вместе с тем стиль общения, определяя то, как человек склонен строить и понимать различные ситуации, сам оказывает огромное влияние на его жизнь, формируя его отношение к людям, способы решения проблем и его личность.
Начало научного исследования стиля общения связано с именем немецкого психолога Курта Левина. Заслуга К. Левина и его сотрудников состояла в том, что они положили начало углубленному исследованию проблемы стиля общения, они разрабатывали понятие «стиль лидерства», обозначающее «совокупность приемов и методов, применяемых лидером и руководителем с целью оказания воздействия на зависящих от него или находящихся в подчинении людей». К.Левиным и его последователями были выделены и описаны 3 стиля лидерства: авторитарный, демократический и анархичный. Авторитарным называется стиль лидерства, при котором лидер действует властно, директивно, сосредотачивает основные функции управления в своих руках.
Демократичный лидер стремиться управлять группой совместно с подчиненными, давая им достаточную свободу действий.
Либеральный – форма руководства, при которой лидер отстраняется от активного управления группой, позволяя членам группы делать все, что им захочется.
Исследование К. Левина и его сотрудников положило начало углубленному психологическому изучению проблемы стиля общения, которое получило широкое распространение во всем мире и продолжается вот уже несколько десятков лет.
А. Коуэн вместе с коллегами также предпринял попытку определения стиля, используемого отдельными индивидами при общении. Он отмечал, что почти каждый человек имеет предпочитаемый (доминантный) стиль общения.
Это стиль, который соответствует его я-концепции, который ему наиболее удобен. Одни люди очень разнятся по своему стилю дома, на работе, с друзьями и т.д. Другие демонстрируют лишь легкие вариации их «обычного» стиля. Стоит представить его классификацию:
Авторы этой типологии отмечают, что эти четыре категории не исчерпывают всех возможных стилей общения, которые могут отличаться в разных ситуациях и у разных людей.
Ю.С. Крижанская и В.П. Третьяков выделяют три стиля взаимодействия: Ритуальный, манипулятивный и гуманистический.
Для ритуального стиля характерны стандартизированные действия, общение поверхностное, неглубокое, личность партнера не имеет никакой ценности.
Для
манипулятивного стиля
Гуманистический стиль предполагает глубоко-личностное взаимодействие людей, в котором учитываются интересы обоих сторон, отношения строятся на базе общечеловеческих ценностей.
Следующую классификацию, принадлежащую К.Томасу, я представлю немного подробнее. Он выделил пять характерных стилей, используемых в общении людьми.
Соперничество
Проявляется в активном и упорном противостоянии своим противникам, несмотря на их попытки достичь компромисса или пойти на примирение. Предполагает наличие у человека, демонстрирующего этот стиль, следующего: настаивание на своей позиции, точке зрения без чёткого ее обозначения; несдержанность, раздражительность, когда партнёр пытается противопоставить своё мнение, позицию, мнению или позиции данного субъекта; слабая изменчивость целей, даже при высокой динамичности и изменчивости ситуации взаимодействия; общий консерватизм интересов; нетерпимость к чужому мнению и чужой воле; оценка своих партнёров по общению как лиц, имеющих предубеждения против него; отстаивание своих интересов или интересов третьих лиц, правдоискательство; стремление переубедить, навязать своё мнение, решение, точку зрения;
Люди, придерживающиеся этого стиля, полагают, что есть «их точка зрения» и неправильная. Для них не имеет значения количество их сторонников и противников: даже оставшись в одиночестве, они отстаивают свои позиции.
Эта тактика чревата непримиримой враждой, особенно если её придерживаются обе стороны. Часто её выбирают подростки.
Сотрудничество
Это стиль представляет собой стремление таким образом общаться с партнером, чтобы при возникновении разногласий наиболее продуктивно их разрешить. Таким образом, не только устраняется причина недовольства, напряжённости, но и достигается большое взаимопонимание, доверие, уважение.