Становление макроэкономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:16, реферат

Описание работы

В 1929 году в США произошло событие, которое полностью перевернуло уклад жизни многих людей. Это событие так же повлияло на представления об экономике, экономической политике и государстве как обычных людей, так и профессиональных политиков, бизнесменов и ученых-экономистов.

Содержание

Введение.
1. «Великая депрессия». Причины экономического кризиса 1929-1934 гг.
2. Пути разрешения экономического кризиса.
3. Развитие теории и практики регулирования рыночной экономики в период «Великой депрессии». Выход в 1936 году в свет труда Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».
4.Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

конференция макроэкономика.docx

— 41.27 Кб (Скачать)

      Федеральное правительство организовало общественные работы, затратив в 1933-1939 гг. на их финансирование более 12 млрд. долларов.

      Была  принята и реализована федеральная  программа чрезвычайной помощи. Объем финансирования программы составил 1 млрд долларов, из них 500 млн. долларов передано штатам непосредственно.

      Осуществлены  организация, государственная поддержка  и стимулирование жилищного и дорожного строительства, лесонасаждений, гидромелиорации, обустройства национальных парков. В частности, в 1933 г. создана в 1938 г. - Федеральная национальная ипотечная ассоциация (FNMA, или "Фани-Мэй" - FM). После того как ипотечные банки выдали кредиты гражданам на покупку жилья, они продают эти кредиты (долговые обязательства граждан) FM. Полученные от FM в результате такой сделки деньги служат ипотечным банкам источником выдачи кредита другим гражданам.

      Начальный капитал FM был сформирован за счет федерального бюджета, затем она выпустила акции для продажи частным инвесторам, но по-прежнему продолжает оставаться под определенным контролем правительства. FM имеет кредитную линию в министерстве финансов США.

      В марте 1933 г. по решению президента Ф.Рузвельта были закрыты коммерческие банки и за две недели проведена их ревизия. 1/3 банков ликвидирована. Образованная реконструктивная финансовая корпорация взяла на себя функции многих разорившихся банков. Устойчивые банки получили разрешение продолжать операции, неустойчивые ставились под контроль государственных уполномоченных. Коммерческие банки получили право лишь принимать у акционерной компании депозиты и давать ей кредиты.

      Для повышения цен на некоторые виды сельскохозяйственной продукции приняты меры к сокращению ее производства (в целях компенсации ущерба фермерам предоставлялись субсидии, источником которых стали налоги на предприятия, перерабатывающие продукцию сельского хозяйства).Правительство стремилось повысить цены на сельскохозяйственные продукты .

      Усилился  государственный контроль за деятельностью  на рынке ценных бумаг, повысилась индивидуальная и коллективная ответственность биржевых посредников за осуществленные операции. Под государственный контроль поставлен биржевой кредит.

      В 1930 г. принят закон о таможенном тарифе, в соответствии с которым средний уровень импортных пошлин на облагаемые товары увеличился до 30-40% (по отдельным товарам до 70%), вводилась защита "зарождающихся отраслей".

      Наряду  с экономико-организационными применялись  и монетаристские методы:

      1) понижение официальной учетной ставки. Так, учетная ставка Нью-Йоркского резервного банка периодически снижалась - с 6% в октябре 1929 г. до 1,5% в сентябре 1931 г.;

      2) расширение покупки федеральной резервной системой векселей и государственных ценных бумаг на открытом рынке;

      3) передача в 1934 г. золота Федеральной резервной системы в распоряжение казначейства. Было принято решение отказаться от золотого стандарта, запретить экспорт золота, установить свободно колеблющийся курс доллара относительно других валют. Отметим, что именно с этой даты национальная валюта США не имеет обеспечения золотом;

      4) увеличение расходов федерального бюджета, в основном за счет роста государственного долга (повышения бюджетного дефицита). Если в 1929 г. государственный долг составлял 16,9 млрд долл. (16% ВВП), то в 1940 г. - 50,7 млрд долл. (51% ВВП).

      Практически аналогичные процессы в экономическом развитии происходили и в странах Европы. В наибольшей степени кризис поразил экономику США и Германии, самых развитых капиталистических стран мира, господство мощных монополий в хозяйственной жизни которых было безраздельным. Несколько меньшей была глубина экономического кризиса во Франции, но зато кризис затянулся там до 1935 г. Примерно таким же было падение промышленного производства и в Италии (почти на 1/3), несмотря на предпринятые фашистским режимом энергичные противокризисные меры. В Англии, промышленность которой лишь накануне кризиса достигла уровня 1913 г., падение производства было сравнительно небольшим. Сравнительно менее глубоким был кризис и в Скандинавских странах. 

 

       

      3. Развитие теории и практики регулирования рыночной экономики в период «великой депрессии»

      Выход в 1936 году в свет труда  Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». 
 

      В 30-тые годы XX века кризисные процессы в экономике и экономической теории Запада достигли небывалой остроты. Появилась потребность в новой рыночной теории, которая бы смогла четко объяснить существование таких явлений, как массовая безработица, долгое падение производства, существование неиспользованных производственных мощностей при относительной ограниченности народного потребления, и показала возможные пути выхода из кризисного положения без уничтожения рыночных основ хозяйствования.

      Потребность в новой рыночной теории была удовлетворена  выходом в 1936 году в свет труда  Джона Мейнарда Кейнса (1883—1946) «Общая теория занятости, процента и денег». Теоретическое осознание роли государства  в рыночной экономике связано  именно с названной работой английского  экономиста.

      Он  предложил теоретическую модель рыночной экономики, которая послужила  основой для ее реформирования и  приведения к современному виду. В 30-х  гг., когда разрабатывалась и была опубликована «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнса, проблема состояла в том, чтобы найти методы, обеспечивающие выход из глубокого  кризиса, создать условия для  роста производства и преодоления  массовой безработицы. Заслуга Дж. М. Кейнса заключалась в исследовании функционирования четырех взаимосвязанных  рынков (товаров, труда, денег, облигаций) и выявлении факторов, которые  мешают действиям стихийных рыночных сил в установлении равновесия. К особенным допущениям Кейнса принадлежат три вида неэластичностей: негибкость ставок заработной платы (и соответственно замедленная реакция цен на изменения спроса и предложения), «ликвидная ловушка» (особенное положение экономики в условиях глубокой депрессии, когда увеличение количества денег в обращении не ведет к снижению нормы процента) и неэластичность инвестиционного спроса зависит от нормы процента. При отсутствии какого-либо из этих трех допущений Кейнса его модель имеет автоматическую тенденцию к равновесию с полной занятостью. Если же в модель вводится хотя бы одно из указанных допущений, она будет отображать равновесие с безработицей. В этом лежит принципиальное отличие кейнсианской модели от классической, которая всегда находится в положении равновесия с полной занятостью.

      Теория  Кейнса придает решающее значение инвестициям. Чем выше их прибыльность, ожидаемый  от них доход и чем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы и выше темпы производства.

      Согласно  этой теории государство может воздействовать на инвестиции, регулируя уровень  процента (ссудного, банковского) либо осуществляя инвестиции в общественные работы и другие сферы. Теория Кейнса предусматривает активное вмешательство  государства в экономическую  жизнь. Кейнс отрицал догмы неоклассической  экономической теории о возможности  достижения полного и рационального  использования ресурсов без помощи государства. Как подчеркивал Л. Харис, Кейнс видел свое задание  в том, чтобы показать, что равновесие при полной занятости не является случайностью. Общий случай - это  равновесие при существовании безработицы, а полная занятость - это лишь особенный случай. Чтобы достигнуть желаемого положения, т. е. полной занятости, государство обязано проводить политику для ее достижения, поскольку автоматически действующие рыночные силы этого не гарантируют.

      В своей работе Дж. М. Кейнс подверг  критике идеализацию классиками механизма рыночного саморегулирования, он доказал невозможность самоисцеления  экономики в период экономического спада. Он отстаивал необходимость  государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, содействовать ее дальнейшей стабилизации. Им была не только убедительно доказана необходимость активного государственного вмешательства в экономику, но и  предложены конкретные инструменты  регулирования.

      Концепцию, предложенную Кейнсом, именуют теорией  эффективного спроса.2 Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг.

      Кейнс обратил внимание на то, что ускользало от внимания других экономистов. Он выступил с критикой так называемого закона Сэя, который разделялся многими  из них. Ж. Б. Сэй считал, что «сам процесс производства создает доход, в точности равный стоимости произведенных  товаров. Это значит, что производство дюбого объема продукции автоматически  обеспечивает доход, необходимый для  закупки всей продукции на рынке. Предложение порождает свой собственный  спрос».3

      Нельзя  забывать о роли денег и о том, что товары не просто обмениваются «товар на товар», а продаются и  покупаются. Если спрос меньше произведенной  в обществе продукции, то возникает  несоответствие между ними и часть  продукции не находит сбыта. Цены не успевают выравнивать спрос и  предложение. Здесь действует «эффект  храповика». Эффект храповика показывает, что увеличение совокупного спроса повышает уровень цен, а при уменьшении спроса не всегда происходит падение  цен в течение короткого периода. Суть храповика состоит в том, что цены легко повышаются, но с трудом понижаются. В случае возрастания спроса цены растут, в случае его сокращения они остаются на прежнем уровне. Понизить уровень заработной платы весьма трудно: колесо не крутится в обратном направлении; рабочие и профсоюзы упорно противодействуют. Низкие ставки не устраивают и предпринимателей, они боятся потерять квалифицированных рабочих. То, что может сделать отдельная фирма, нередко оказывается проигрышем для других фирм. Нормальное функционирование отдельных фирм — недостаточное условие для успешного функционирования экономики в целом. Когда же произойдет повсеместное снижение заработной платы, то снизится покупательная способность населения, сократится спрос на товары, а это приведет не к снижению (как полагают классики), а к увеличению безработицы. Производство еще больше сократится, численность потерявших работу возрастет. Кейнс приходит к выводу: размеры общественного производства и занятости, их динамика определяются не факторами предложения, а факторами платежеспособного спроса. В центре внимания должно находиться рассмотрение спроса и его составляющих, а также факторов, влияющих на спрос.

      Рост  совокупного спроса тормозят два  фактора. Первый - психология потребителей. Кейнс вывел основной психологический  закон: «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с  ростом доходов, но не в той мере, в которой растет доход». Склонность к потреблению снижается, а склонность к сбережениям растет. Второй негативный фактор - снижение эффективности инвестиций капитала. С ростом размеров накопленного капитала норма прибыли снижается  пропорционально закона падения  продуктивности капитала. Совокупный спрос - это реальный объем национального  производства товаров и услуг, которые  домашние хозяйства, предприятия и  государство готовы купить при данном уровне цен.

      Чтобы увеличить инвестиции, которые играют решающую роль в расширении платежеспособного  спроса, предлагалось снизить проценты на кредиты, что увеличит разрыв между стоимостью кредитов и ожидаемой прибыльностью капиталовложений, поднимет их «предельную эффективность». Предприниматели будут вкладывать денежные средства не в ценные бумаги, а в развитие производства. Чтобы стимулировать эффективный спрос, Кейнс рекомендовал увеличить государственные расходы, инвестиции и закупки товаров. Расчет делался на то, что государство «будет брать на себя все большую ответственность за прямую организацию инвестиций». При этом предполагалось, что расширение инвестиционной деятельности государства будет направлено прежде всего на организацию общественных работ - строительство шоссейных дорог, освоение новых районов, сооружение предприятий. Намечалось перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих наиболее низкие доходы. Такая политика была призвана увеличить спрос этих социальных групп, повысить денежный спрос массовых покупателей. Склонность к потреблению в обществе должна увеличиться.

      В итоге, утверждал Кейнс, расширится производство, будут привлечены дополнительные работники и сократится безработица. Рассматривая два инструмента регулирования  спроса — денежно-кредитный и  бюджетный, Кейнс отдавал предпочтение второму. Во время спада инвестиции слабо реагируют на снижение уровня процентной ставки (денежно-кредитный  способ регулирования). Значит, главное  внимание следует уделять не снижению процентной ставки (косвенная форма  регулирования), а бюджетной политике, в том числе увеличению тех  расходов самого государства, которые  стимулируют инвестиции фирм.

      Выход из положения Кейнс видел в  увеличении инвестиций, отводя им решающую роль в расширении эффективного спроса. «Поскольку при увеличении занятости  затраты потребителей растут медленней, чем растет цена совокупного предложения, рост занятости выявится нерентабельным, если только резерв, который образовался, не будет «заполнен» ростом инвестиций». Для обозначения количественной зависимости между приростом инвестиций и приростом национального дохода Кейнс использовал концепцию мультипликатора. По словам Кейнса, принцип мультипликатора дает общий ответ на вопрос о том, как колебания инвестиций, которые составляют относительно небольшую часть национального дохода, способны вызвать такие колебания совокупной занятости и дохода, которые характеризуются значительно большей амплитудой.

Информация о работе Становление макроэкономики