Становление макроэкономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:16, реферат

Описание работы

В 1929 году в США произошло событие, которое полностью перевернуло уклад жизни многих людей. Это событие так же повлияло на представления об экономике, экономической политике и государстве как обычных людей, так и профессиональных политиков, бизнесменов и ученых-экономистов.

Содержание

Введение.
1. «Великая депрессия». Причины экономического кризиса 1929-1934 гг.
2. Пути разрешения экономического кризиса.
3. Развитие теории и практики регулирования рыночной экономики в период «Великой депрессии». Выход в 1936 году в свет труда Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».
4.Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

конференция макроэкономика.docx

— 41.27 Кб (Скачать)

      План 

Введение.

1. «Великая депрессия». Причины экономического кризиса 1929-1934 гг.

2. Пути разрешения экономического кризиса.

3. Развитие теории и практики регулирования рыночной экономики в период «Великой депрессии». Выход в 1936 году в свет труда Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».

4.Заключение.

Список использованной литературы.

 

       Введение 

      В 1929 году в США произошло событие, которое полностью перевернуло  уклад жизни многих людей. Это  событие так же повлияло на представления  об экономике, экономической политике и государстве как обычных  людей, так и профессиональных политиков, бизнесменов и ученых-экономистов.

      Массы безработных людей и члены их семей лишились средств к существованию. Учитывая тот факт, что многие банки разорились, а в США отсутствовала система государственного социального страхования и вклады граждан попросту не были вовзвращены, у людей не оставалось никаких надежд ни на какую-либо помощь государства, ни на то, чтобы вернуть свои деньги.

      Многие  люди оказались перед реальной угрозой  голодной смерти. Нужно также учитывать  психологическое состояние людей. В стране, где было принято работать и самому решать свои проблемы, ни на кого не надеясь, люди не могли помочь себе сами. Люди теряли веру в себя и  свои силы. Начиналась психологическая  депрессия, которая была во сто крат хуже экономической.

      Однако  положение людей, сохранивших работу, было не лучшим. К постоянному гнетущему  чувству неуверенности в завтрашнем дне и боязни потерять работу, примешивалось  то, что им постоянно понижали зарплату. Это имело место во всех отраслях промышленности. Даже по данным официальной  статистики, среднегодовой заработок  рабочего сократился в 1933 г. по сравнению с 1929 г. на 30%. Таким образом, сокращался общий фонд заработной платы американских рабочих; за годы кризиса он сократился реально примерно на 60%. Это означало, что процесс обнищания вновь возобновился с наступлением кризиса. Число полностью безработных достигло в 1933 г. 12,8 млн человек, или 25% общей численности занятых.

      Казаллось бы, сельское хозяйство должно оказаться  в более выигрышном положении. Однако и удел фермеров был не лучшим. С  наступлением промышленного кризиса  и новым еще большим обострением  кризиса перепроизводства в сельском хозяйстве, большинство из них оказалось  на грани полного разорения. Цены на важнейшие продукты земледелия и  животноводства упали в 1932 г. в 2 – 3 раза по сравнению с 1929 г. Соответственно денежные доходы фермеров упали за эти годы с 11 312 млн. до 4748 млн. долл., или на 58 %. Многие фермы оказались в крайне тяжелом положении. Они были десятки раз заложены и перезаложены. Кредиторы начали распродавать эти фермы за долги. На Юге землевладельцы начали выгонять со своих земель кропперов- издольщиков (в США так называли арендаторов земли), большую часть которых составляли бывшие рабы. Были уже и случаи линчевания.

      Таким образом, обстановка в стране была крайне тяжелая. И задача выхода из создавшегося положения перед встала американским правительством. Именно правительство  предприняло ряд уникальных мер  – как по своей новизне, так  и по эффективности, – которые  вывели страну из тяжелого экономического кризиса.

      Изучению  роли государства в период экономического кризиса и его влиянию на состояние  американской экономики и будет  посвящена настоящая работа.

 

       1. «Великая депрессия» 

      1. Причины экономического кризиса 1929-1934 гг 

      Как это ни парадоксально, но в в преддверии экономического кризиса 1926-1928 гг. экономика США была на пике развития. Национальный доход возрос с 32 млрд. долларов в 1913 г. до 89,7 млрд долларов в 1927 г., то есть в 2, 8 раза. Повышалась рентабельность производства, увеличивались дивиденды, а в результате росли и курсы акций.Одним из критериев был общий кризис капитализма, начавшийся в годы первой мировой войны.

      Война нанесла большой урон капиталистической экономике. Ускорив развитие одних отраслей промышленности и затормозив развитие других, она деформировала сложившуюся хозяйственную структуру капиталистических стран.

      В годы войны оказались нарушенными  мирохозяйственные связи, существенной перестройке подверглись торговые и финансовые отношения капиталистического мира.

      Ускоренное  первой мировой войной развитие государственно- монополистического капитализма повлекло за собой быстрый рост концентрации производства и капитала. На этой основе произошло новое громадное усиление позиций монополий и их роли в  хозяйственной жизни, что обусловило невозможность восстановления в полном объеме довоенных экономических отношений даже после ликвидации военного механизма государственного регулирования экономики. В обстановке кризиса начала 30-х гг. вполне проявились как отрицательные последствия нерегулируемого капитализма, так и результата засилья монополий в экономике.

      Продолжительность кризиса была невиданной. Возникнув  осенью 1929 г., он достиг пика своего развития лишь к середине 1932 г., но и после этого потребовалось два – три года, а в отдельных странах – и более продолжительный срок для возврата к докризисному уровню.

      Одной из главных причин, затягивавших выход  из экономического кризиса, стало безраздельное  господство монополий в экономике  империалистических стран. В немонополизированных отраслях хозяйства кризисное падение  цен промышленники стремились компенсировать наращиванием объема продажи своей  продукции. В монополизированном же секторе, наоборот, производство резко  сокращалось, с тем чтобы, реализуя меньший объем продукции, обеспечить сохранение высоких монопольных цен. Искусственное поддержание монополиями высокого уровня цен при резком падении производства влекло за собой дальнейшее углубление кризиса в результате сокращения потребления сырья и оборудования, а также снижения платежеспособного спроса населения. Все это до крайности затрудняло выход из кризиса, так как высокие цены препятствовали рассасыванию товарных излишков. Итогом хозяйственной политики монополий явился непомерный рост недогруженности производственных мощностей (т. е. избытка основного капитала) и безработицы, что крайне осложнило традиционный путь преодоления экономического кризиса, состоявший в обновлении основного капитала.

      Падение промышленного производства и углубление аграрного кризиса крайне отрицательно сказались на мировой торговле. Всеобщий характер кризиса практически лишил  одни страны возможности маневрировать  за счет других, продавая свои товары на их рынках. Конкуренция на мировом  рынке приняла характер торговой войны. Внутренний рынок ограждался все более высокими таможенными барьерами.

      Рынок, впитывавший беспрепятственно все  производимые товары, в какое-то время  оказался переполненным, но товары продолжали поступать. Спрос же начал постепенно уменьшаться, он отставал от предложения, и, наконец, почти прекращался. Спрос  падал, а между тем множество  предприятий все еще продолжали работать в силу инерции и выбрасывали на рынок все новые и новые партии товаров. Стремительно падали цены.1

      Быстро  расширялся рынок ценных бумаг. В 20-е  годы стоимость выпущенных ценных бумаг  составила 50 миллиардов долларов. При  этом вырученные за акции деньги в  меньшей мере шли на развитие производства, в большей - на покупку других ценных бумаг.

      Половина  эмитированных ценных бумаг при  этом ничем не была обеспечена. Несмотря на это, инвесторы предпочитали вкладывать деньги не в производство, а в  ценные бумаги, приобретая их на вторичном  рынке (деньги на вторичном рынке  ценных бумаг перемещаются от одного портфельного инвестора к другому  и не направляются в производственную сферу).

      Для покупки ценных бумаг инвесторы  брали кредиты в банках, которые, в свою очередь, использовали в качестве кредитных ресурсов собственные  средства и денежные вклады граждан, а также временно свободные средства компаний и кредиты Федеральной  резервной системы.

      Росту объемов кредитования портфельных  инвесторов поначалу способствовали низкие проценты, взимаемые банками. Да и  сами коммерческие банки все больше увлекались куплей-продажей ценных бумаг, которая давала им больший доход, чем кредитование хозяйства.

      В условиях нехватки ликвидности для  расплаты по долгам банки повышали ссудный процент, кредит становился недоступным основной массе предпринимателей.

      40% всех инвесторов покупали акции  в кредит под незначительное  маржевое обеспечение. В результате  произошел инвестиционный "перегрев". Федеральная резервная система  не догадалась вовремя "поставить  плотины" на пути растущих  финансовых потоков вторичного  рынка ценных бумаг, направить  деньги в производственную сферу.

      Обескровленные  и потерявшие заказы предприятия  начали свертывать производство; курсы  акций, резко оторвавшиеся от номинала, стали падать. Коммерческие банки  потребовали возврата ссуд, и владельцы  ценных бумаг стали продавать  их, чтобы погасить кредит. Поскольку  покупателей не было, падение курсов приняло лавинообразный характер. 24 октября 1929 г. на Нью-Йоркской фондовой бирже произошел резкий спад курсов акций. В этот день и затем в течение четырех последовательных торговых сессий цена многих популярных акций упала на 100 пунктов и ниже. С 1929 по 1932 г. курс акций Radio Corporation уменьшился в 33 раза, New-York Central - в 51, Krysler - в 27, General Motors - почти в 80, General Electric - в 11, United Steel - в 17 раз.

      Владельцы акций не смогли возвратить кредит, следовательно, предприятия потеряли свои деньги на банковских счетах, а  граждане - сбережения в банках. Разорились 32 тысячи частных компаний. Сокращение спроса обусловило падение цен (за 1929-1933 гг. суммарное снижение составило  около 25%), при этом цены на инвестиционные товары и товары длительного пользования  упали в меньшей степени, чем  на товары кратковременного пользования.

      Объем ВНП в текущих ценах за 1929-1933 гг. снизился почти в 1,9 раза, причем производство инвестиционных товаров  и товаров длительного пользования  уменьшилось более значительно, чем продукции кратковременного пользования.

      Спад  капиталовложений был большим, чем  спад ВНП. При уменьшении личных доходов  на 45% граждане в основном могли покупать лишь товары кратковременного пользования. Предприятия резко уменьшили  капиталовложения, так как упал спрос  на их продукцию, производственные мощности простаивали.

      Кризис 1929 года заставил правительство США  предпринимать серьезные попытки  воздействия на экономическое развитие и предупреждения их разрушительных последствий. 

      2. Пути разрешения экономического кризиса 

      В самом начале экономического кризиса (в 1929 г.) президент Гувер провел ряд деловых встреч с лидерами делового круга. Он убеждал представителей крупного бизнеса не прибегать к узкоэгоистическим мерам, не свертывать производство, не увольнять рабочих и сохранять прежний уровень зарплат. Со своей стороны он добился официального отказа от стачек на период кризиса во имя достижения «национального единства». Президент и члены его кабинета, основываясь на идеологии «твердого индивидуализма», решительно возражали против использования государства для непосредственного регулирования экономики и социальных отношений. Они отвергали все предложения о государственной помощи безработным и, тем более, введении федеральной системы страхования. Вся практическая деятельность республиканского правительства в этой сфере свелась к организации в небольших размерах общественных работ. Мне кажется, что нельзя так прямолинейно осуждать президента Гувера и его администрацию.

      Стереотипы  мышления сыграли неблаговидную  роль: людям с детства внушали  мысль о том, что американская система капитализма будет всегда процветать, что «твердый индивидуализм» – это все для страны. На основе этого республиканцы и говорили: индивидуализм спасет бизнес и государство.

      Гувер являлся сторонником индивидуалистического  рыночного хозяйства. И республиканское правительство какое-то время не прибегало к государственному регулированию. Однако уже в 1929 г. были приняты срочные меры к активизации ФРС (Федеральная резервная система) и существенному удешевлению кредита; в декабре того же года президент провел через конгресс очередное снижение налогов на доходы корпораций. В июне 1930 г. вступил в силу новый тарифный закон Хоули – Смита, еще раз увеличивший размеры импортных пошлин. Экономическая политика президентства Гувера в первые же месяцы кризиса была далека от принципов политики невмешательства государства в экономические дела (laissez-faire).

      Осенью  1931 г. в связи с резким ухудшением хозяйственной конъюнктуры и участившимися крахами крупных банков правительство было вынуждено еще более отступить от канонов «твердого индивидуализма». Г. Гувер выступил с предложением создать Национальную кредитную корпорацию с капиталом в 500 млн. долл., который предполагалось собрать путем добровольных взносов банковских групп. Когда же оказалось, что владельцы крупнейших банков не намерены расходовать средства на помощь своим коллегам, попавшим в беду, на спасение монополий, оказавшихся перед угрозой краха, были брошены крупные государственные средства. В январе 1932 г. конгресс принял закон об основании Реконструктивной финансовой корпорации (РФК). Всего за один год РФК распределила субсидий и займов на 2 млрд. долл.

      Основные  направления антикризисной программы  американского правительства заключались  в следующем.

      Правительство наделялось полномочиями регулировать заработную плату, цены, продолжительность рабочего времени, процесс конкуренции в промышленности.

      Была  введена минимальная заработная плата, установлена максимальная продолжительность рабочего дня, действовали "кодексы честной конкуренции".

      Правительственные органы приняли и реализовали  ряд программ-заказов (на накапливаемые и приобретаемые государством стратегические материалы, сырье, оборудование). Поставки оплачивались из федерального бюджета.

Информация о работе Становление макроэкономики