Стандартизация – основа улучшения качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:18, реферат

Описание работы

Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящийся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе – заинтересованы в выполнении обязательных требований технических регламентов и рекомендованных требований стандартов.
В данной работе рассматриваются основные понятия и определения стандартизации, рассмотрены виды, задачи, функции, методы стандартизации, рассмотрена система стандартизации в России, показана ее роль как основы в улучшении качества продукции.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 38.20 Кб (Скачать)

В 1994 г. вышла новая версия этих стандартов, которая расширила  в основном стандарт МС 9004 версиями МС9004-1, -2, -3, -4, в которой большее внимание уделяется вопросам обеспечения качества программным продуктов, обрабатываемым материалам, услугам.

На взаимоотношения поставщиков  и потребителей оказывает сильное  влияние сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000.

Главная целевая установка  систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, – обеспечение  качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств  в способности предприятия сделать  это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы  на эту цель.

В настоящее время широкое  распространение получили международные  стандарты ИСО серии 9000, которые  вместе с терминологическим стандартом ИСО 8402 отражают концентрированный  мировой опыт управления качеством. Это стандарты:

 ·  МС 9000 «Общее руководство  качеством и стандарты по обеспечению  качества»;

 ·  МС 9001 «Системы  качества. Модель для обеспечения  качества при проектировании  и/или разработке, производстве, монтаже  и обслуживании»;

 ·  МС 9002 «Системы  качества. Модель для обеспечения  качества при производстве и  монтаже»;

 ·  МС 9003 «Системы  качества. Модель для обеспечения  качества при окончательном контроле  и испытаниях»;

 ·  МС 9004 «Общее руководство  качеством и элементы системы  качества. Руководящие указания».

Эти стандарты – ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9004 – приняты в России для прямого использования в следующем виде:

ГОСТ Р ИСО 9000-2001 – «Системы менеджмента качества. Основные положения  и словарь»;

 ГОСТ Р ИСО 9001-2001 – «Системы менеджмента качества. Требования»;

 ГОСТ Р ИСО 9004-2001 – «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».

В настоящее время большое  количество предприятий в России обращается в органы по сертификации за получением сертификата на соответствие систем менеджмента качества своего предприятия стандартам серии ИСО 9000. Но еще не на всех производственных предприятиях имеются данные сертификаты  соответствия. В чем же причина  такой тенденции?

Наши производители, наконец, начинают задумываться об обеспечении  качества своей продукции на предприятии, его улучшении. На это их толкает  не только информационная эрудированность  потребителей, способных отстоять и  защитить свои права в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей», но и нынешние условия  мировой торговли. Совсем немного  осталось времени, когда Россия войдет на равных условиях с другими странами во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). На российский рынок хлынет поток зарубежных товаров, которые не только не будут уступать российским товарам, а в чем-то будут и лучше нашего.    Необходимым условием для производства конкурентоспособного товара, чтобы не только оставаться на плаву, но и для дальнейшей эффективной и результативной работы своего предприятия, каждый производитель должен сделать - постоянное улучшение качества своей продукции.

Совершенствование системы  стандартизации, применение международных  стандартов - неплохая предпосылка  для создания предприятием систем обеспечения  качества, способных значительно  повысить конкурентоспособность отечественной  продукции.

Хотя международные рекомендации по стандартизации не являются обязательными  для всех государств, однако соответствие продукции нормам международных  стандартов определяет ее стоимость  и конкурентоспособность на международном  рынке. Применение международных стандартов качества открывает обширные возможности  для выхода российских предприятий  на международный рынок.

Международная стандартизация позволяет сэкономить время и  средства необходимые для разработки национальных стандартов. Таким образом, развитие международной стандартизации предопределяет развитие мировой торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль стандартизации в  повышении качества продукции

Качество сегодня - главный  критерий оценки продукции, работ, услуг, оно определяет уровень жизни  каждого человека и общества в  целом. Оно как бы индикатор высокого стандарта или уровня совершенства и не случайно производитель, рекламируя свою продукцию, в первую очередь, говорит  о ее качестве. Именно качество - это  тот ключ, которым, как показывает опыт многих стран, открываются двери  к выходу из кризиса.

Качество - понятие многосложное, и его обеспечение требует  максимальной консолидации научных  сил объединения творческого  потенциала и практического опыта  многих специалистов. И при нынешней ситуации в России проблема качества только и должна быть решена совместными усилиями государства, федеральных органов управления, руководителей и коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого инженера, каждого рабочего или исполнителя услуги.

Какая конкретная же роль отводится  стандартизации для решения проблемы качества? Прежде всего, специалисты Госстандарта России совершенствуют нормативную базу в области качества. Сегодня государственная система стандартизации перестроена для работы на условиях рыночной экономики в соответствии с правилами и нормами международной стандартизации. Новые правовые основы позволяют создавать стандарты на принципах всеобщей пользы с ориентацией на мировые достижения, с включением в эти стандарты обязательных (по требованиям безопасности) рекомендуемых норм и показателей.

 Стандартизация расценивается государством как средство управления качеством и повышения конкурентоспособности продукции, так сказать эффективный рычаг воздействия на производителей, обеспечивающих выполнение требовании безопасности, защиту прав потребителей.

По прогнозам специалистов, в современных условиях вышеназванная  роль стандартизации будет возрастать в связи с появлением новых  сфер применения стандартов в социальной сфере, банковской деятельности, страховой медицине, оценочной деятельности и ряде других.  Правильное использование возможностей стандартизации на предприятии позволяет повысить эффективность его функционирования. При этом основными составляющими экономического эффекта на конкретном предприятии являются:

- снижение себестоимости производства стандартной продукции;

- увеличение продажной цены единицы изделия вследствие повышения его качества;

- рост объема сбыта продукции в результате увеличения спроса на более качественные изделия;

- уменьшение количества необходимых средств предприятия (как основных, так и оборотных) из-за сокращения длительности производственного цикла и более интенсивного использования оборудования при выпуске стандартной продукции;

- и как следствие, улучшение  качества продукции вследствие  повышения ее экономических, качественных, количественных характеристик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Уровень запросов наших потребителей сравнялся, по существу с уровнем  требований к товарам и услугам  на зарубежных рынках. Возможность  свободного выбора жесткая конкуренция  не могут не заставлять производителей думать о качестве. И те фирмы  и предприятия, которые осознали, что качество - это единственный путь к выживанию в условиях рыночной экономики, уже начинают получать отдачу от усилий и средств, которые они вкладывают в него.

Влияние стандартизации на улучшение качества продукции осуществляется через комплексную разработку стандартов на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие  изделия, оборудование, оснастку и готовую  продукцию, а также через установление в стандартах технологических требований и показателей качества, единых методов  испытаний и средств контроля.

Таким образом, стандартизация – основа улучшения качества продукции.

Во-первых, потому что система стандартизации играет важнейшую роль в промышленности, сельском хозяйстве, поскольку стандартами проникнуто все: лучшие технологии, принципы и требования к выпускаемой продукции. Это дает возможность обществу потреблять качественные товары по приемлемым ценам.

Во-вторых, стандартизация является ключевым фактором поддержки ряда направлений государственной политики, таких как конкуренция, внедрение инноваций, устранение торговых барьеров, расширение торговли, защита интересов потребителей, защита окружающей среды и многих других направлений.

В-третьих, стандартизация, совмещаемая с законодательством, способствует более эффективному техническому регулированию на государственном уровне.

В-четвертых, стандартизацию следует рассматривать как эффективное средство обеспечения качества, совместимости, взаимозаменяемости, унификации, типизации, норм безопасности и экологических требований, единства характеристик и свойств продукции, работ, процессов и услуг.

Все это в очередной  раз доказывает, что стандартизация служит мощным средством ускорения технического прогресса, улучшения качества продукции, роста производительности труда, повышения эффективности производства.

Умелое использование  возможностей стандартизации руководителями предприятий может послужить  хорошей предпосылкой для создания на них более эффективных систем управления и улучшения качества продукции и качества жизни в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1 Стандарты - ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные  положения.

2 Стандарты - Федеральный  закон № 184 от 27.12.2002г. « О  техническом регулировании».

3 Кудряшов, Л. С. Стандартизация, метрология, сертификация в пищевой  промышленности: Учебник для вузов  / Л. С. Кудряшов, Г. В. Гуринович,  Т. В. Рензяев. – М: Делипринт, 2002. – 303с.

4 Ребрин, Ю.И. - Управление качеством. Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.

5 Димов Ю.В. - Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник для вузов, 2-е изд.- М.: Питер, 2005.

 


Информация о работе Стандартизация – основа улучшения качества продукции