Стандартизация – основа улучшения качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:18, реферат

Описание работы

Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящийся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе – заинтересованы в выполнении обязательных требований технических регламентов и рекомендованных требований стандартов.
В данной работе рассматриваются основные понятия и определения стандартизации, рассмотрены виды, задачи, функции, методы стандартизации, рассмотрена система стандартизации в России, показана ее роль как основы в улучшении качества продукции.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 38.20 Кб (Скачать)

в) симплификация – деятельность, заключающаяся в определении  таких конкретных объектов, которые  признаются нецелесообразными для  дальнейшего производства и применения в общественном производстве;

г) типизация объектов стандартизации – деятельность по созданию типовых (образцовых) объектов – конструкций, технологических правил, форм документации;

д) оптимизация объектов стандартизации заключается в нахождении оптимальных главных параметров (параметров назначения), а также  значений других показателей качества и экономичности.

2) Комплексная стандартизация - направлена на повышение   качества продукции путем установления  взаимозаменяемых и оптимальных  требований к объекту стандартизации  и его элементов, а также  к технологическому оборудованию  и процессам.

Основные критерии выбора объекта комплексной стандартизации: технико-экономическая целесообразность и уровень технического совершенства продукции.

Принципы комплексной  стандартизации основаны на выявлении  взаимосвязи между показателями качества составных частей изделия  и предметов труда – системность, оптимальность, программное планирование.

3) Опережающая стандартизация - заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм и требований к объекту стандартизации, которые согласно прогнозу будут оптимальными в последнее время. Опережение может относиться как к изделию в целом, так и к наиболее важным показателям качества, методам и средствам производства, испытания и контроля.

Объекты опережающей стандартизации: важнейшие виды продукции и процессы при стабильности потребности в  них и возможности изменения  их в течение срока действия стандарта.

4) Унификация продукции  – это приведение объектов  одинакового функционального назначения  к единообразию, т.е. к оптимальной  конструкции по установленному  признаку и рационального сокращения  числа этих объектов на основе  этих данных об их эффективной  применяемости. Следовательно, при  унификации устанавливают минимум необходимые, но достаточное число типов, видов, обладающих  высокими пок-ми кач-ва и полной взаимозаменяемостью.  Она помогает выделить отдельные образцы, прототипы которых в тех или иных разделов применяют во многих изделиях.

5) Агрегатирование –это принцип создания машин, оборудование и приборов из унифицированных агрегатов, устанавливаемых в изделие в различных количестве и комбинации. Агрегаты должны обладать полной взаимозаменяемостью по всем эксплуатациям параметрам и присоединительным размерам. Если унификация приводить к уменьшению  числа типов размеров унифицированных объектов, то агрегатирование дает возможность увеличить число объектов специализированного назначения.

 

Система стандартизации в России

Органы и службы стандартизации – организации, учреждения, объединения  и их подразделения, основной деятельностью  которых является осуществление  работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации. Органы по стандартизации – это  органы, признанные на определенном официальном  уровне, основная функция которых  заключается в руководстве работами по стандартизации.

Государственное управление деятельностью по стандартизации в  России осуществляет Государственный  комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), создавать технические регламенты.

К функциям Госстандарта относятся:

  1. Выполнение роли заказчика разработки государственных стандартов, устанавливающих основополагающие и общетехнические требования, обязательные требования (требования безопасности продукции, охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции);
  2. Рассмотрение и принятие государственных стандартов, а также др. нормативных документов межотраслевого значения (инструкций, методических указаний и пр.), обязательных для министерств и др. органов государственного управления;
  3. Обеспечение единства и достоверности измерений в стране, укрепление и развитие государственной метрологической службы;
  4. Осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением обязательных требований государственных стандартов за состоянием и применением измерительной техники;
  5. Руководство работами по совершенствованию систем стандартизации, метрологии и сертификации;
  6. Участие в работах по международному сотрудничеству в области стандартизации и использованию их результатов;
  7. Издание и распространение государственных стандартов и др. нормативной документации, необходимой для информационного обеспечения работ по стандартизации;
  8. Повышение качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке;
  9. Нормативное обеспечение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими странами и участие Российской Федерации в международном разделении труда;
  10. Обеспечение защиты интересов Российской Федерации при разработке международных и региональных стандартов.

Службы стандартизации –  специально создаваемые организации  и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления – государственном, региональном, отраслевом, предприятий (организаций).

Российские службы стандартизации – научно-исследовательские институты  Госстандарта РФ и технические комитеты по стандартизации создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих  в данной области наиболее высокий  научно-технический потенциал.

Введенная в действие с 1 января 1993 г. государственная система  стандартизации (ГСС) регламентирует процессы построения, изложения и распространения  стандартов в Российской Федерации. Ею предусмотрены демократизация процедур разработки стандартов и устранение монополизма в этой области.

ГСС регламентирует процессы построения, изложения и распространения  стандартов в Российской Федерации  и включает пять основополагающих стандартов:

ГОСТ Р 1.0-92 Государственная  система стандартизации Российской Федерации. Основные положения;

ГОСТ Р 1.2-92 Государственная  система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных  стандартов;

ГОСТ Р 1.3-92 Государственная  система Российской Федерации. Порядок  согласования, утверждения и регистрации  технических условий;

ГОСТ Р 1.4-92 Государственная  система Российской Федерации. Стандарты  предприятия. Общие положения;

ГОСТ Р 1.5-92 Государственная  система Российской Федерации. Общие  требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

Система стандартизации Российской Федерации должна быть гармонизирована  с международными, региональными  и национальными системами и  обеспечивать:

- защиту интересов потребителей и государства в вопросах качества и номенклатуры продукции, услуг и процессов, их безопасность для жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды;

- повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства;

- совместимость и взаимозаменяемость продукции;

- содействие экономии людских и материальных ресурсов, улучшение экономических показателей производства;

- создание нормативно-технической базы социально-экономических программ и крупных проектов;

- устранение технических барьеров в производстве и торговле, конкурентоспособность продукции на мировом рынке и эффективное участие в международном разделении труда;

- безопасность народно-хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

- содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности.

Основой государственной  системы стандартизации является фонд законов, подзаконных актов, нормативных  документов по стандартизации, имеющий  четырехуровневую систему:

I. Техническое законодательство  – правовая основа ГСС. Оно  представляет собой совокупность регламентов первого уровня. Ядро технического законодательства – Федеральный закон «О техническом регулировании» №184.

II. Нормативные документы второго уровня - Государственные стандарты РФ (ГОСТ Р); межгосударственные стандарты (ГОСТ), введенных в действие постановлением Госстандарта России в качестве государственных стандартов РФ; правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации; общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации.

Ш. Нормативные документы третьего уровня - представлены стандартами, сфера применения которых ограниченна определенной отраслью народного хозяйства – отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности – стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО). Категория ОСТ введена еще в 60-е гг., категория СТО впервые введена в 1992 г.

IV. Нормативные документы четвертого уровня – представлены документами, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) – стандартами предприятий (СТП) и техническими условиями (ТУ – выступают в роли технических или нормативных документов).

Таким образом, нормативные  документы по стандартизации, действующие  в Российской Федерации, подразделяются на следующие основные категории:

государственные стандарты  Российской Федерации – ГОСТ Р;

 общероссийские классификаторы  технико-экономической информации  – ОКТЭИ;

  межотраслевые стандарты РФ – ГОСТ;

  отраслевые стандарты – ОСТ;

технические условия –  ТУ;

  стандарты предприятий и объединений предприятий – СТП;

  стандарты научно-технических и инженерных обществ – СТО.

Государственный и межотраслевой  уровни обеспечиваются действием международных  и государственных стандартов, разрабатываемых  по всем стадиям жизненного цикла  продукции. В них дается общая  регламентация всех отраслей хозяйства  страны по управлению качеством продукции: терминология по качеству, оценка качества, рекомендации по созданию систем управления качеством (стандарт серии ИСО 9004).

Управление качеством  в отрасли ведется по государственным  стандартам и стандартам общих технических  условий, а также по отраслевым стандартам ОСТ.

На уровне предприятия  стандартизация учитывает специфику  производства: вид продукции, серийность, особенности технологических процессов  и др. Эти нормы закрепляют в  стандартах предприятий.

Наиболее многочисленная группа среди нормативно-технических  документов по стандартизации – технические  условия (ТУ). ТУ – это нормативно-технический  документ, устанавливающий комплекс технической документации и требований на соответствующую продукцию. Они регламентируют взаимоотношения изготовителей и потребителей в вопросах о качестве изделий при их изготовлении, контроле, приёмке и поставки. ТУ разрабатываются на продукцию, на которую стандарты не устанавливаются. ТУ могут уточнять и детализировать требования стандартов.

Если работы по стандартизации на конкретном предприятии непосредственно  направлены на повышение качества продукции, то затраты на их проведение первоначально  выше ожидаемых результатов. Однако в дальнейшем на продукцию повышенного  качества растет спрос потребителей, и она может быть реализована по значительно большим ценам. Таким образом, рост объемов поступлений от продаж может компенсировать не только дополнительные затраты предприятия по улучшению качества, но и обеспечить в будущем более высокую прибыль по сравнению с той, которую давала продукция, выпускавшаяся ранее.

Если проводимые на предприятии  работы по стандартизации не меняют качество выпускаемой продукции, то затраты  на их проведение непосредственно перекрываются  получаемой в рамках предприятия  экономией сырья, материалов, времени, трудовых и финансовых ресурсов.

Так, например, проведение работ  по унификации сырья и материалов обеспечивает сокращение их типоразмеров в запасах предприятия, снижение уровня самих запасов, значительное сокращение необходимых складских  площадей, улучшение материально-технического снабжения, экономию оборотных средств, ускорение их оборачиваемости и др., что, в свою очередь, положительно влияет на снижение издержек производства и обеспечивает рост прибыли предприятия.

 

 

 

 

Система международных стандартов

Опираясь на национальный опыт в области стандартизации и  применения систем обеспечения качества, Техническим комитет ИСО/ТК176 Международной организации по стандартизации осуществляет методологическую и методическую работу в области межнациональных проблем стандартизации. Членами этой организации являются национальные органы и эксперты из стран всех регионов мира, крупных и малых, промышленных и развивающихся. ИСО разрабатывает стандарты и руководства, которые повышают ценность организаций всех типов и способствуют более свободной и беспристрастной торговле между странами, разработал и в 1987 г. опубликовал первые пять стандартов ИСО серии 9000. Помимо этого был разработан словарь терминов и их определений в области обеспечения качества — МС ИСО 8402.

Информация о работе Стандартизация – основа улучшения качества продукции