Стандартизация – основа улучшения качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:18, реферат

Описание работы

Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящийся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе – заинтересованы в выполнении обязательных требований технических регламентов и рекомендованных требований стандартов.
В данной работе рассматриваются основные понятия и определения стандартизации, рассмотрены виды, задачи, функции, методы стандартизации, рассмотрена система стандартизации в России, показана ее роль как основы в улучшении качества продукции.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 38.20 Кб (Скачать)

Введение

Наступившему XXI веку предназначено  быть веком высокого качества во всех его проявлениях - качество труда, продукции  и услуг, качество окружающей среды, т.е. реализовать современную парадигму  цивилизованного развития. Качество – совокупность свойств и характеристик продукции, обуславливающих ее способность удовлетворять требования в соответствии с ее назначением. Качество является основным фактором реализации товара по выгодной цене. Поэтому овладение методами обеспечения качества является одним из главных условий выхода поставщика на рынок с конкурентоспособной продукцией, а, значит, и коммерческого успеха.

В современных условиях управление качеством во многом базируется на стандартизации, которая является инструментом обеспечения безопасности и качества продукции, работ, услуг. В этом убеждает опыт передовых стран мира – Германии и Японии, в которых умелое применение методов стандартизации обеспечило качество продукции и тем самым дало старт обновлению экономики этих стран.

Сегодня изготовитель и его  торговый посредник, стремящийся поднять  репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе – заинтересованы в выполнении обязательных требований технических регламентов и рекомендованных  требований стандартов.

В данной работе рассматриваются основные понятия и определения стандартизации, рассмотрены виды, задачи, функции, методы стандартизации, рассмотрена система стандартизации в России, показана ее роль как основы в улучшении качества продукции.

 

 

 

 

Сущность и основы стандартизации

Стандартизация является одним из важнейших элементов  современного механизма управления качеством продукции (работ, услуг). Стандартизация – это деятельность по управлению правил и характеристик в целях их добровольного и многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сфере производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

Стандарт – это нормативно-технический  документ по стандартизации, устанавливающий  комплекс правил, норм, требований к  объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарты представляются в виде документов, содержащих определенные требования, правила или нормы, обязательные к исполнению. К стандартам относятся все предметы для физического сравнения: государственные первичные эталоны единицы длинны, массы, силы и т.д.

Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов, услуг, и обеспечение:

 ·  безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

 ·  безопасности хозяйственных субъектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

 ·  обороноспособности  и мобилизационной готовности страны;

 ·  технической и  информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

 ·  единства измерений;

 ·  качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем науки, техники и технологии;

 ·  экономии всех видов ресурсов.

Главная задача стандартизации – создание системы нормативно-технической  документации, определяющей прогрессивные  требования к продукции, изготовляемой для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации.

Основными задачами стандартизации являются:

1.  обеспечение взаимопонимания  между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);

2.  установление оптимальных  требований к номенклатуре и  качеству продукции в интересах  потребителя и государства, в  том числе обеспечивающих ее  безопасность для окружающей  среды, жизни, здоровья и имущества;

3.  установление требований  по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и т.д.), а также  взаимозаменяемости продукции;

4.  согласование и увязка  показателей и характеристик  продукции, ее элементов, комплектующих  изделий, сырья и материалов;

5.  унификация на основе  установления и применения параметрических  и типоразмерных рядов, базовых  конструкций, конструктивно-унифицированных  блочно-модульных частей изделий;

6.  установление метрологических  норм, правил, положений и требований;

7.  нормативно-техническое  обеспечение контроля (испытаний,  анализа, измерений), сертификации  и оценки качества продукции;

8.  установление требований  к технологическим процессам  в том числе в целях снижения  материалоемкости, энергоемкости и  трудоемкости, обеспечения применения  малоотходных технологий;

9.  создание и внедрение  систем классификации и кодирования  технико-экономической информации;

10. нормативное обеспечение  межгосударственных и государственных  социально-экономических и научно-технических  программ (проектов) и инфраструктурных  комплексов (транспорт, связь, оборона,  охрана окружающей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т.д.);

11. создание системы каталогизации  для обеспечения потребителей  информацией о номенклатуре и  основных показателях продукции;

12. содействие реализации  законодательства Российской Федерации  методами и средствами стандартизации.

Для достижения социальных и технико-экономических целей  стандартизация выполняет определенные функции:

1. Функция упорядочения  – преодоление неразумного многообразия  объектов (раздутая номенклатура  продукции, ненужное многообразие  документов), сводится к упрощению  и ограничению;

2. Охранная (социальная функция)  – обеспечение безопасности потребителей  продукции (услуг), изготовителей  и государства, объединение усилий  человечества по защите природы  от техногенного воздействия  цивилизации;

3. Ресурсосберегающая функция  обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных  ресурсов и заключается в установлении  в НД обоснованных ограничений  на расходование ресурсов;

4. Коммуникативная функция  направлена на преодоление барьеров  в торговле и на содействие  научно-техническому и экономическому сотрудничеству;

5. Цивилизующая функция  направлена на повышение качества  продукции и услуг как составляющих  качества жизни;

6. Информационная функция.  Стандартизация обеспечивает материальное  производство, науку, технику и  др. сферы нормативными документами,  эталонами мер, образцами-эталонами  продукции, каталогами продукции,  каталогами продукции как носителями  ценной технической и управленческой  информации;

7. Функция нормотворчества  и правоприменения проявляется  в узаконивании требований к  объектам стандартизации в форме  обязательного стандарта (или другого нормативного документа) и его всеобщем применении в результате придания документу юридической силы.

Объект стандартизации –  объект, подлежащий стандартизации: продукт, процесс, услуга, для которых разрабатывают  те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п, т.е все, что имеет перспективу многократного  применения, используемое в науке, технике, промышленности, строительстве, культуре, здравоохранении.

Область стандартизации –  совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации (оборудование, методы, процессы услуги, квалифицированный  персонал).

Уровень стандартизации –  форма участия в деятельности по стандартизации с учетом того, что  участники какого-либо географического, экономического, политического региона  мира принимают стандарт. Стандартизация осуществляется на уровнях:

  1. Международная стандартизация – это стандартизация, участие в  которой открыто для всех стран; ее цель – развитие международной торговли, науки, технической связи в общении людей.
  2. Региональная стандартизация – это стандартизация, участие в которой только для стран одного географического, политического или экономического региона мира; проводится государством в целях унификации своих стандартов и обеспечивает развитие специализации производства, внедрение, взаимозаменяемость, развитие сырьевой базы.
  3. Национальная стандартизация – стандартизация в одном конкретном государстве.
  4. Административно-территориальная стандартизация – стандартизация конкретной провинции, области или края.

 

 

 

Стандарты и их классификация

Нормативный документ по стандартизации – это документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся объектов стандартизации определенных видов деятельности или их результатов  и доступные широкому кругу пользователей  или потребителей.

Стандарт – это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области; документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации выполнения работ или оказания услуг.

В зависимости от специфики  объекта стандартизации, а также  от содержания разрабатываемых и  предъявляемых к нему требований все стандарты подразделяются на следующие виды:

- стандарты основополагающие – это нормативные документы, которые содержат общие или руководящие положения для различных областей науки, техники и производства;

- терминологические стандарты  – стандарты, распространяющиеся  на термины, которым даются  определения;

 - стандарты на продукцию, услуги;

 - стандарты на процессы;

- стандарты на совместимость;

  - стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа;

- стандарты с открытыми  значениями.

В зависимости от сферы  действия различают стандарты разного  статуса или категории: международный  стандарт, региональный стандарт, государственный  стандарт РФ (ГОСТ Р), межгосударственный стандарт (ГОСТ), стандарт отрасли, стандарт общественного объединения, стандарт предприятия.

Правила (ПР) – документ, устанавливающий обязательные для  применения организационно-технические  и (или) общетехнические положения, порядки и методы выполнения работ.

Рекомендации (Р) – документ, содержащий добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки  и методы выполнения работ.

Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти.

Технический регламент –  регламент, содержащий технические  требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарты, технические  условия или кодекс установившейся практики, либо путем включения в  себя содержания этих документов.

Кодекс установившейся практики – документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации, оборудования конструкций  или изделий. Этот документ может  быть стандартом, частью стандарта  или самостоятельным документом.

Общероссийский классификатор  технико-экономической и социальной информации (ОКТЭСИ) – официальный  документ, представляющий собой систематизированный  свод наименований и кодов классификационных  группировок и (или) объектов классификации  в области технико-экономической  и социальной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы стандартизации

Методы стандартизации – это прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации. Стандартизация базируется на общенаучных и специфических методах:

1) Упорядочение объектов стандартизации – универсальный метод в области стандартизации продукции, процессов и услуг и связано с сокращением многообразия. Результатом работ по упорядочению являются, например, ограничительные перечни комплектующих изделий для конечной готовой продукции; альбомы типовых конструкций изделий; типовые формы технических, управленческих и прочих документов. Упорядочение как универсальный метод состоит из отдельных компонентов:

а) систематизация объектов стандартизации заключается в научно обоснованном, последовательном классифицировании  и ранжировании совокупности конкретных объектов стандартизации (примером может  служить Общероссийский классификатор  промышленной и сельскохозяйственной продукции – ОКП, который систематизирует  всю товарную продукцию в виде различных классификационных группировок  и конкретных наименований продукции);

б) селекция объектов стандартизации – деятельность, заключающаяся в  отборе таких конкретных объектов, которые признаются целесообразными  для дальнейшего производства и  применения в общественном производстве;

Информация о работе Стандартизация – основа улучшения качества продукции