США в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 08:55, контрольная работа

Описание работы

США встречают завершение ХХ века и наступление третьего тысячелетия в качестве влиятельного лидера мировой экономики в обстановке глобальных перемен, требующих переосмысления стратегических приоритетов как во внутренней хозяйственной жизни, так и в экономических отношениях с партнерами по мировому хозяйству. Опыт последних двух десятилетий показал, что ставки на научно-технический прогресс и активизацию предпринимательства недостаточно, чтобы решить проблемы экономического благосостояния нации, особенно в социальном аспекте.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………….2
2. США и партнеры……………………………………………………………4
3.Экономический рост и прошлый опыт, и текущие проблемы США…6
4. Экономические кризисы США……………………………………………7
5. Основные перемены в экономике………………………………………..10
6. США в мировом хозяйстве………………………………………………..15
7. Заключение………………………………………………………………….18
8.Список литературы…………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

США в мировой экономике.docx

— 47.88 Кб (Скачать)

     Поскольку эти меры всегда являются объектом политической и социальной борьбы, а их принятие и осуществление  неизбежно сопряжено с ошибками в оценках, объективными и чисто  техническими трудностями, бюрократизмом  и сопротивлением определенных групп  и слоев общества, то и конечный эффект этих мер, как правило, отличается от первоначально задуманного. 

 

  1. Экономические кризисы в США

                                                                                                                 Таблица 1.

Даты  кризисов Продолжительность

        (месяцев)

Величина  падения ВНП, в % Уровень безработицы в %
1948-49 11 -1,4 7,9
1953-54 10 -3,7 6,1
1957-58 8 -3,9 7,5
1960-61 10 -1,6 7,1
1969-70 11 -1,0 6,1
1973-75 16 -4,9 9,0
1980 6 -2,3 7,8
1981-82 16 -3,3 10,8
1990-91 8 -2,2 7,7
 

Источник: Economic Report of the President 1993. -Wash. 1993, p. 59. 

     С известной долей упрощения в  экономическом развитии США во второй половине ХХ в. можно выделить три  периода, отличающихся по характеру  применяемых в производстве технологий, целям государственного регулирования  экономики, положению США в мировом  хозяйстве. 

     Первый  период охватывает время до конца 50-х  годов, и его завершение обозначено кризисом 1957-1958 гг. Характерные его  черты состояли в послевоенной переориентации экономики на гражданские нужды, восстановлении и расширении роли потребительского спроса в качестве двигателя экономического роста, развертывании антикризисного государственного регулирования. В  международных экономических отношениях США он отмечен восстановлением  и укреплением хозяйств стран  Западной Европы и введением ими  в 1958 г. частичной обратимости валют. С этого времени начинается цепь потрясений бреттон-вудской валютной системы, которые привели ее к  крушению в 1971-1973 гг. 

     В этот период завершается преобладание универсального оборудования в промышленном производстве и закладываются основы автоматизации, которая получит  широкое распространение в следующем  десятилетии. Универсальные станки, которые приходилось переналаживать при обработке различных деталей, и которые поэтому использовались не на полную мощность, уступают место  поточным линиям, специально сконструированным  для выпуска массовой однотипной продукции и потому работающим с  полной отдачей. 

     Отсчет  второго периода начинается от кризиса 1957-1958 гг. и завершается кризисом 1973-1975 гг. Это период расцвета поточного  производства, ориентированного на выпуск стандартной продукции для массового  потребителя. Стабильные мировые цены на сырье и базовые материалы  закрепили движение научно-технического прогресса в этом направлении. Вместе с тем на протяжении этого периода  закладываются основы нового этапа  научно-технического прогресса, который  приобретает характер научно-промышленной революции. 

     Во  внешнеэкономической сфере происходят знаменательные сдвиги. Сближение уровней  экономического развития США, стран  Западной Европы и Японии и качественный рост хозяйственных связей между  ними потребовали перехода на новые  принципы функционирования мировой  валютной системы. Этот переход растянулся на несколько лет. В 1971 г. рушится  бреттон-вудская валютная система, и к 1976 г. фактически завершается  переход к ямайской системе, основным принципом которой стали плавающие  валютные курсы. 

     Государственное регулирование экономики в этот период отличается в США ярко выраженной приверженностью кейнсианской доктрине. На передний план выдвигается политика экономического роста, главные четыре цели которой получили название магического  четырехугольника: поддержание высоких  устойчивых темпов экономического роста, достижение полной занятости, стабилизация цен и обеспечение равновесия платежного баланса. Это были годы, когда и в правительственных  кругах, и в обществе ширилось и  крепло убеждение, что государство  может управлять экономическими процессами, чуть ли не как водитель управляет автомобилем. Несмотря на противоречия между поставленными  целями, государство настойчиво стремилось к их достижению, активно используя  весь свой арсенал средств воздействия  на экономическую жизнь. 

     Вместе  с тем уже в этот период формируется  понимание того, что экстенсивный экономический рост не только не решает всех экономических и социальных проблем, но и создает новые острые проблемы, среди которых выделяются своими масштабами и значением проблемы исчерпания легкодоступных сырьевых ресурсов и угроза катастрофического ухудшения окружающей среды. Среди мировых глобальных проблем выделяется также проблема чрезмерного разрыва в уровнях экономики между развитыми и развивающимися странами и необходимость поисков новой модели взаимодействия между ними. 

     Толчком к поискам решения отмеченных выше проблем стал экономический  кризис 1973-1975 гг. Самое крупное за послевоенный период сокращение производства происходило в обстановке крутой ломки мировых ценовых пропорций, породивших глобальный сырьевой кризис. В эти же годы развертывается мировой  валютный кризис. Под ударом оказалась  также вся система государственного регулирования вместе с ее концептуальной и практической сторонами. 

     Кризисные процессы середины 70-х годов подвели  черту под периодом экстенсивного  экономического развития. Жесткие технологии массового поточного производства вместе с созданным для этой цели оборудованием оказались непригодными в обстановке растущих мировых цен  на нефть, другие энергоносители, а  также на многие виды минерального сырья. На повестке дня стали проблемы перехода на ресурсосберегающие технологии и связанной с этим массовой замены производственного оборудования. Достижения компьютерной техники, средств связи  и управления, появление новых  материалов и методов их обработки  открыли новый этап научно-технической  революции. 

     Однако, необходимость коренных изменений  не означала готовности экономики США  к их немедленному осуществлению. Требовалось  осознание смысла происходящих перемен, а вместе с этим стал необходим  и пересмотр целей и методов  государственной экономической  политики. Для таких значительных поворотов нужно время. Фактически вся вторая половина 70-х годов  ушла в США на поиски решения возникших  проблем, причем поиск этот шел в  основном в русле усиления уже  ставших традиционными мер государственного воздействия на экономику, в первую очередь средствами налоговой и  кредитно-денежной политики. 

     В международном плане важным событием этих лет стало установление, начиная  с 1974 г., ежегодных встреч глав государств и правительств группы семи ведущих  капиталистических стран, получивших название встреч "большой семерки", а затем Группы 7. Встречи большой  семерки стали стихийной реакцией лидеров капиталистического мира на усиление экономической взаимозависимости  между ними и их общей зависимости  от процессов и событий в мировой  экономике. Со временем этот форум превратился  в важный и влиятельный орган  координации экономической политики стран капитализма. Именно здесь  США стали все в большей степени осознавать свое изменившееся положение в мире, необходимость перехода от покровительства и демонстрации превосходства к сотрудничеству с партнерами, превратившимися в сильных конкурентов. 

  1. Основные  перемены в экономике США.
 

     Основные  перемены в экономике США, связанные  с переходом производственной сферы  на ресурсосберегающие технологии, относятся  к периоду 80-х годов. Это было десятилетие  поистине радикальных перемен, начало которым положил обширный экономический  кризис 1980-1982 гг. Этот кризис охватил  в первую очередь базисные отрасли, связанные с добычей и переработкой сырья и материалов. Для иллюстрации  его масштабов отметим, что выплавка стали в США сократилась с 138 млн. тонн в 1979 г. до 66 млн. тонн в 1982 году. Столь значительные масштабы кризиса  означали завершение целой технологической  эпохи, во времена которой объемы производства подобной продукции служили  показателем экономической мощи. 

     Перестройка металлургии происходила путем  освоения новых технологических  процессов, отказа от доменного и  мартеновского способов выплавки чугуна и стали и практически полного  перехода черной металлургии на электросталеплавильное и кислородно-конвертерное оборудование, а также на повсеместное применение метода непрерывной разливки стали. Ну и конечно, сами марки выпускаемого металла обновились. В основе сортаментов - высокопрочные марки стали, фасонный прокат и прочие достижения, благодаря  которым обеспечивалась существенная экономия применяемой в машиностроении стали. В итоге, теперь годового выпуска  стали в объеме примерно 90 млн. тонн оказалось достаточно для обеспечения  потребностей растущего национального  производства. Аналогичные процессы имели место и в других отраслях. 

     Вступление  США в новые условия экономического развития потребовало пересмотра основных критериев государственного регулирования  экономики, целей, средств и соответствующих  им способов государственного воздействия  на экономическую жизнь. С начала 80-х годов администрация США  обратилась к идейному арсеналу консервативного  направления экономической мысли, сердцевиной которого был монетаризм. Основной курс был взят на обуздание  инфляции, возрождение экономической  мощи США, на повышение их экономического потенциала, создание условий для  структурной перестройки экономики  и усиления конкурентных позиций  США на мировых рынках. 

     На  переломном рубеже экономического развития было признано целесообразным пойти  на ограничение прямого вмешательства  государства в экономику и обеспечить повышение роли стихийных рыночных сил. В обстановке радикальных изменений, предопределенных новым этапом научно-технического прогресса, только сам бизнес мог наиболее эффективно выработать направления и методы организации новых видов производств, т.е. выполнить свою роль локомотива экономического роста. Вместе с тем он не мог бы выполнить эту роль без поддержки государства. Последнее считало необходимым сконцентрировать свои усилия на стимулировании инвестиционной активности частного бизнеса, на увеличении сбережений населения, на уменьшении дефицита федерального бюджета и на сокращении темпов инфляции. 

     Для достижения указанных целей применялись  следующие основные методы: - ослабление государственной регламентации  предпринимательской деятельности; ликвидация некоторых правительственных  органов; пересмотр принципов регулирования  в направлении замены административных мер экономическими; - сокращение ставок налога на прибыли корпораций; введение дополнительных налоговых льгот  для новых капиталовложений; сокращение минимальных сроков амортизации  основного капитала; - снижение ставок подоходного налога (особенно максимального) и налога на имущество; - ограничение  расходов федерального правительства, в первую очередь за счет социальных статей путем уменьшения сроков выплаты  пособий по безработице, пересмотра размеров и порядка выплаты ряда других пособий и социальных выплат, а также урезания расходов по ряду второстепенных статей бюджета и  неэффективных методов государственной  деятельности; - проведение жесткой  кредитно-денежной политики, сдерживающей рост денежной массы в обращении. 

     Таким образом, нет оснований считать, что в 80-годы в США произошло  ослабление государственного регулирования  экономики, как это делают некоторые  отечественные и зарубежные авторы. Сам термин "дерегулирование", возникший в этот период в связи  с ослаблением государственной  регламентации и предоставлением  большей свободы предпринимательскому корпусу, не означает что государство  уменьшило свои усилия по регулированию  экономики. Ведь принятие решения о  расширении свободы предпринимательской  деятельности и его реализация и  есть акт государственного регулирования. Но еще важнее другое - это решение  сопровождалось существенным усилением  государственного регулирования по линии косвенного воздействия: через  налоговую, кредитно-денежную политику и другие каналы. Произошло смещение акцентов государственного управления экономическим процессом в соответствии с новыми условиями хозяйственной  жизни. Это хорошо видно на примере  налоговой, бюджетной и кредитно-денежной политики. 

     Для активизации движущих сил экономического роста правительство США с  начала 80-х годов активно использует сокращение ставок налогов на прибыли  корпораций, вводит новые налоговые  льготы для капиталовложений, существенно  сокращает минимальные сроки  амортизации основного капитала, снижает ставки личного подоходного  налога. Общая линия налоговой  политики в США смещается в  сторону роста значения налогов  на личные доходы и отчислений в  социальные фонды в качестве источника  поступлений в бюджет по сравнению  с налогами на доходы корпораций. В  конце 80-х и начале 90-х годов  доля поступлений от индивидуального  подоходного налога составляет 44-45% доходов в федеральном бюджете, доля поступлений от налогов и  взносов на социальное страхование - 37-38%, а доля поступлений от налогов  на прибыли корпораций - 10-9%, при том, что в 1970 г. налоги на прибыли корпораций давали 18%, а в 1980 г. -14% поступлений  в доходной части бюджета. 

Информация о работе США в мировой экономике