Средства (инструменты) государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:55, реферат

Описание работы

Количественно выразить экономическую роль государства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и государства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой государства. Но помимо финансирования производства государство осуществляет ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики.

Содержание

Введение
§1 «Невидимая рука» А. Смита
§2 Принципы конкуренции Кейнса
§3 Рыночная система
§4 Методы регулирования рынка
§5 Роль государства в экономике:
государство – защитник экономических свобод;
несовершенство рынка и их последствия.

§6 Экономические функции государства
§7 Государственное регулирование экономики:
Понятие гос. регулирования экономики
Сущность государственного регулирования
Исполнители хозяйственных интересов (субъекты ГРЭ)
Обратная связь ГРЭ с носителями хозяйственных интересов

2.Объекты и цели государственного регулирования экономики
Объекты ГРЭ
Цели ГРЭ

Средства (инструменты) государственного регулирования экономики
Административные средства
Экономические средства: денежно-кредитные и бюджетные
Госсектор

Этапы развития гос. регулирования экономики. Границы его эффективности
4.1 Этапы ГРЭ
Заключение

Работа содержит 1 файл

Р Рынок и государство.docx

— 50.41 Кб (Скачать)
    1. Государственный сектор.

     Государственные капиталовложения осуществляются в  значительной степени в государственном  секторе экономики, играющем важную роль в ГРЭ. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия  на частное хозяйство.

     Государственный сектор (ГС) представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам.

     Существование в условиях рыночного хозяйства  сектора, который в своей деятельности руководствуется принципами, несколько  отличающимися от принципов частных  фирм, позволяет использовать ГС для  решения общегосударственных экономических  задач, повышение прибыльности частного хозяйства.

     ГС  играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные  фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении  национального капитала в какую-либо страну.

     ГС  служит повышению эффективности  народного хозяйства в целом  и является одним из инструментов перераспределения ВВП. 

  1. Этапы развития государственного регулирования экономики. Границы его эффективности.
 

     Существующая  ныне система ГРЭ сложилась не сразу. В процессе своего развития она  прошла несколько этапов. 

     4.1 Этапы ГРЭ.

  1. Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечение устойчивости денежного обращения. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.
  2. Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.
  3. Эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной собственности.
  4. Переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию; попытки повысить действенность ГРЭ путём изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определяя их эффективности.
  5. Осуществление во всём большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных, перспективных ориентиров. Всё более адресное, дозированное и комплексное использование инструментов регулирования.

     На  масштабы, инструменты и эффективность  ГРЭ решающее воздействие оказывали  задачи, вставшие перед экономикой отдельных стран, материальные возможности  государства, отражённые в доле перераспределяемого  им ВВП и в абсолютных размерах средств, которые оно готово использовать на ГРЭ, накапливаемый опыт и успехе в научных разработках проблем  ГЭП.

     Характер  и направление научных исследований в области ГРЭ за последние  десятилетия претерпели существенные изменения. Если в начале и в середине 50-х годов обсуждался вопрос: «Регулировать  или не регулировать экономику?», то позднее – «Какова должна быть степень этого регулирования?», далее  – «С какими целями, в каких направлениях и какими средствами надо регулировать?»  Активизация сторонников монетарной концепции привела к изменениям в арсеналах ГРЭ, но не отменила общих  тенденций регулирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     В условиях тоталитарного государственного управления, по существу, парализуется рыночная система, и ликвидируются  и важнейшие звенья: товарные, фондовые и валютные биржи и др. Вместо них создаются ложные подобия  рыночных связей. Например, вместо рынка  средств производства организуется приказная система материально-технического снабжения.

     Начатый в нашей стране переход к рынку  предполагает воссоздать в полном объёме все рыночные отношения с присущими  им регуляторами экономики. При этом государство с помощью экономических  методов призвано оказывать регулирующее воздействие на сам рынок в  интересах всего населения.

     Парадоксом  переходной экономики является то, что возможности государства  влиять на хозяйственные процессы в  этот период уменьшаются (в силу либерализации, приватизации и др.), а потребность  в государственном вмешательстве  сохраняется на высоком уровне и  даже возрастает в связи с общим  кризисным состоянием экономики  и особенно ряда его секторов (социальная сфера и трудно адаптирующиеся к рынку отрасли).

     Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в  целом, социально незащищённых слоёв  населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической  свободы они не были подавлены, ущемлены и устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.

     Государство всегда выступало особым экономическим  субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остаётся остро  дискуссионным вопросом экономической  науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы:

  1. Борисов Е. Ф., Волков Ф. М. «Основы экономической теории». – М.: изд. «Высшая школа», 1993.
  2. Липшиц И. В. «Введение в экономику и бизнес (экономика для экономистов)». - М.: изд. «Вита-пресс», 1997.
  3. Макконел К. Р., Брю С. Л. «Экономикс». – М.: изд. «Республика», 1992. 1 том.
  4. Макконел К. Р., Брю С. Л. «Экономикс». – М.: изд. «Республика», 1992. 2 том.
  5. Мамедов О. Ю. «Современная экономика». – Ростов-на-Дону: изд. «Феникс», 1996.
  6. Райзберг Б. А. «Рыночная экононика». – ТОО Редакция журнала «Деловая жизнь». – М., 1993.
  7. Рузавин Г. И. «Основы рыночной экономики». – М.: изд. «ЮНИТИ», 1996.

Информация о работе Средства (инструменты) государственного регулирования экономики