Средства (инструменты) государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:55, реферат

Описание работы

Количественно выразить экономическую роль государства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и государства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой государства. Но помимо финансирования производства государство осуществляет ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики.

Содержание

Введение
§1 «Невидимая рука» А. Смита
§2 Принципы конкуренции Кейнса
§3 Рыночная система
§4 Методы регулирования рынка
§5 Роль государства в экономике:
государство – защитник экономических свобод;
несовершенство рынка и их последствия.

§6 Экономические функции государства
§7 Государственное регулирование экономики:
Понятие гос. регулирования экономики
Сущность государственного регулирования
Исполнители хозяйственных интересов (субъекты ГРЭ)
Обратная связь ГРЭ с носителями хозяйственных интересов

2.Объекты и цели государственного регулирования экономики
Объекты ГРЭ
Цели ГРЭ

Средства (инструменты) государственного регулирования экономики
Административные средства
Экономические средства: денежно-кредитные и бюджетные
Госсектор

Этапы развития гос. регулирования экономики. Границы его эффективности
4.1 Этапы ГРЭ
Заключение

Работа содержит 1 файл

Р Рынок и государство.docx

— 50.41 Кб (Скачать)

     ГРЭ в области отраслевой и территориальной структур также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В других случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящихся в состоянии затяжного кризиса; в других – поощряется развитие новых отраслей и видов производств, являющихся носителями научно-технического прогресса, призванным привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и в народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности.

     Важнейшим объектом ГРЭ является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация  прибыли всегда служат главной целью  хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, поэтому ГЭП  поощрение накопления в первую очередь  соответствует экономическим интересам  субъектов хозяйства.

     Одновременно  государственное регулирование  накопления опосредованно служит и  другим объектам ГРЭ. Создавая дополнительные стимулы и возможности накопления в разное время всем инвесторам или  отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

     Регулирование занятости – это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразится на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, т. к. оно ведёт к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и самое главное – опасным социальным последствиям.

     Постоянным  объектом внимания государственных  регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения – борьба с инфляцией, представляющей серьёзную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты – условия накопления, социальные отношения.

     Состояние платёжного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платёжного баланса путём воздействия на импорт и экспорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, а также путём торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.

     Ещё один из основных объектов регулирования  – цены. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

     Государственные регулирующие инстанции стремятся  влиять и на другие объекты ГРЭ, например, они стремятся заинтересовать частные  фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капитала и накопляемых знаний и опыта.

     Наряду  с хозяйственными объектами под  постоянным вниманием государственных  регулирующих органов находятся  условия существования и воспроизводства  существующего строя, отношения  собственности и конкуренции. Законодательство и судебная политика, связанные с  защитой собственности, порядком её продажи, наследования, отчуждения, регистрации  постоянно совершенствуются. Государственные  регулирующие  меры направлены на обеспечение  условий конкуренции, поддержку  мелкого и среднего предпринимательства. Это направление ГЭП особенно противоречиво, т. к. концентрация производства и капитала – это процесс объективный, а национальная конкурентность на мировом рынке обеспечивается в значительной степени крупными корпорациями.

     Объектами государственного регулирования всё  в большей степени становятся общие условия существования  и развития человеческого общества – окружающая среда, безопасность личности, уровень образования и культуры, здравоохранение, международное сотрудничество.

     Объекты ГРЭ различаются в зависимости  от уровня решаемых задач. Это следующие иерархические уровни фирмы; регионы; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги): хозяйство в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, НИОКР, цены); глобальный (социальные отношения, экология); национальный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы). 

    1. Цели  ГРЭ.

     Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

     От  этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредствующих  конкретных целей, без осуществления  которых генеральная цель не может  быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами  ГРЭ. Цель – выравнивание экономического цикла – направлена на объект, т. е. на экономический цикл; совершенствование  отраслевой и региональной структур хозяйства – на секторальную, отраслевую и региональные структуры; улучшение  окружающей среды – на окружающую среду и т. д.

     Как видно, названные цели, во-первых, неодинаковы  по значениям и масштабам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости  от других. Например, невозможно представить  стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления капитала, выравнивания конъюнктуры, совершенствование  отраслевой структуры экономики, стабильного  денежного обращения.

     Конкретные  частные цели могут услужить опосредующими  для достижения других, более высоких  для данного текущего момента  целей. Так, конкретная цель – обеспечение  дополнительных капиталовложений в  модернизацию угольных шахт – может  быть опосредующей для: стабилизации и  снижения издержек в отечественной  угледобывающей промышленности; снижения импорта твёрдого топлива и улучшения  топливно-энергетического баланса; поддержание занятости и хозяйственной  конъюнктуры в угледобывающих районах; снятия в этих районах социального  напряжения, вызванного угрозой закрытия шахт; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний.

     Перечисленные цели частично перекрывают друг друга, одна может оказаться временно более  важной и подчинить себе другие в  зависимости от реальной хозяйственной  и социальной ситуации, уровня осознания  этой ситуации субъектами ГРЭ и от установленной правительственными органами на данный отрезок времени  системы приоритетов целей. Любая  из вышеназванных целей может  служить, содействовать или препятствовать достижению другой цели.

     Итак, в дереве целей ГРЭ существуют не только отношения подчинения конкретных целей генеральной, но и отношения  соподчинения и взаимосвязи между  самими конкретными целями, т. е. конкретные цели внутри дерева могут быть первичными, вторичными, третичными и т. д.

     Положения отдельных целей в дереве целей  ГРЭ нестабильно. Оно постоянно  изменяется в зависимости от хозяйственной  ситуации, экономических задач, выступающих  на передний план. В условиях кризиса  первичной целью становится выход  из него, в узком конкретном случае – оживление конъюнктуры. Все  остальные цели отступают и подчиняются  первичной. В условиях длительного  дефицита платёжного баланса, роста  внешней задолженности, уменьшение валютных резервов на первый план выступает  первичная цель – оздоровление платёжного баланса и подчинённые ей цели – привлечение капитала в страну, повышение национальной конкурентоспособности  на мировых рынках. 

  1. Средства (инструменты) государственного регулирования экономики.
 

     Средства  государственного регулирования подразделяются на государственные и административные. 

    1. Административные  средства.

     Административные  средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасности финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают меры запрета,  разрешения и  принуждения.

     Приведём  несколько примеров по запретам и  разрешениям. Французские власти запретили  строить новые промышленные предприятия  в пределах Парижской агломерации, и для достижения этой цели они  увеличили налоги на новые предприятия, не ввели «драконовские» штрафы (это  были бы экономические меры), а просто прекратили выдачу лицензий на новое  промышленное строительство.

     Правительство одного государства разрешила использовать бывшую военно-морскую базу в качестве пассажирского и торгового порта, создав, таким образом, новую сферу  приложения капитала. В результате в районе порта возросла хозяйственная  активность.

     К мерам принуждения можно отнести  то, что государственные органы всех развитых стран обязывают промышленные предприятия организовывать у себя промышленное обучение молодёжи, создавать  определённые бытовые удобства для  занятых, устанавливать очистные сооружения.

     Административные  средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера  действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием  минимальных бытовых условий  для относительно слабо социально  защищённых слоёв населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными государственными административными акциями по регулированию экономики в послевоенных Западной Германии и Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.

     Наряду  с административными средствами следует отметить ещё одно неэкономическое  средство регулирования – правительственные  убеждения. Сама по себе формулировка долгосрочных целей ГЭП является средством регулирования, т. к. она  оказывает воздействие на принятие экономических решений хозяйственных  субъектов. В ряде случаев правительство  обращается с призывами к населению  проявлять сдержанность в расходах, покупать больше отечественных и  меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищном строительстве, покупать облигации государственного целевого займа. Как правило, такие  призывы находят отклики у  населения, тем более что за ними часто следуют стимулирующие  меры. 

    1. Экономические средства: денежно-кредитные  и бюджетные.

     Экономические средства государственного регулирования  подразделяются на средства денежно-кредитной  и бюджетной политики.

     Самостоятельным комплексным инструментом ГРЭ (и  одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма ГРЭ – это государственное  экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор  инструментов ГРЭ. О государственном  секторе и экономическом программировании речь пойдёт ниже.

     Основные  средства денежно-кредитной политики – это: а). регулирование учётной  ставки (дисконтная политика, осуществляемая Центральным Банком); б). установление и изменение размеров минимальных  резервов, которые финансово-кредитные  институты страны обязаны хранить  в Центральном Банке; в). операции государственных учреждений на рынке  ценных бумаг, такие как эмиссия  государственных обязательств, торговля ими и погашение.

     При помощи этих инструментов государство  стремится изменить соотношение  спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и, особенно в связи  с уменьшением роли фондовой биржи  и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабело.

     Прямое  государственное хозяйственное  регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный  бюджет – это доходы и расходы  центрального правительства и местных  властей.

     Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных  расходов являются налоги. Они также  широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации. В первую очередь интерес представляет не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.

     Налоги  в ГРЭ – это, с одной стороны, главный источник финансирования государственных  расходов, материальная основа бюджетной  политики, а с другой стороны, это  инструмент регулирования. Задача государственных  бюджетных органов состоит не в простом обложении налогами тех или иных источников поступления  средств, а в создании тонко настраиваемого механизма воздействия на хозяйственное  поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые  налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов. 

Информация о работе Средства (инструменты) государственного регулирования экономики