Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:55, реферат
Количественно выразить экономическую роль государства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и государства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой государства. Но помимо финансирования производства государство осуществляет ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики.
Введение
§1 «Невидимая рука» А. Смита
§2 Принципы конкуренции Кейнса
§3 Рыночная система
§4 Методы регулирования рынка
§5 Роль государства в экономике:
государство – защитник экономических свобод;
несовершенство рынка и их последствия.
§6 Экономические функции государства
§7 Государственное регулирование экономики:
Понятие гос. регулирования экономики
Сущность государственного регулирования
Исполнители хозяйственных интересов (субъекты ГРЭ)
Обратная связь ГРЭ с носителями хозяйственных интересов
2.Объекты и цели государственного регулирования экономики
Объекты ГРЭ
Цели ГРЭ
Средства (инструменты) государственного регулирования экономики
Административные средства
Экономические средства: денежно-кредитные и бюджетные
Госсектор
Этапы развития гос. регулирования экономики. Границы его эффективности
4.1 Этапы ГРЭ
Заключение
В
чём реально состоят эти
Свобода в распоряжении результатом своего труда означает, что человек имеет права на владение, пользование и распоряжение теми благами, которые он создал своим трудом или приобрёл на заработанные деньги.
Иными словами, это та основа, на которой формируется личная и частная собственность. Страна, где такой экономической основы нет, это страна, где человек – человеку враг. Ведь если право распоряжения результатом своего труда человеку не гарантированно обществом, то этот результат у него может отобрать любой.
Свобода предпринимательства – это право самостоятельно выбирать, что и как делать в сфере экономики. Такая свобода означает, что предпринимателю никто не вправе диктовать, какие блага и каким способом производить – решить это вправе лишь он сам. Только при этом условии человек может принимать на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Свобода заключения сделок – это право человека самостоятельно выбирать, кому и на каких условиях продавать созданные им блага. Именно это право является главным условием развития торговли, поскольку только при его наличии человек действительно полностью волен в своей хозяйственной деятельности и может принять на себя весь риск её осуществления.
Любая свобода требует защиты, а иначе её отбирают силой. Такая защита свобод, в том числе и экономических, т. е. их гарантирование – главная и постоянная задача любого государства. Решения одной только этой задачи было бы достаточно, чтобы отнести государство к числу важнейших участников экономической жизни страны.
Но реально круг задач, которыми занимается государство, значительно шире. Это связанно с тем, что рыночные механизмы обладают определёнными несовершенствами (слабостями). Эти несовершенства рынка порождают последствия, устранять которые приходится государству.
Среди экономистов нет единого мнения относительно роли государства в обеспечении экономического роста.
В соответствии с одной из высказываемых точек зрения роль государства, по крайней мере, на начальной стадии роста, должна быть значительной. Это требование во многом вытекает из характера трудностей экономического развития, с которыми сталкиваются экономически отсталые страны.
Случается так, что обеспечить выход из положения могут лишь государственные налоговые меры, стимулирующие накопление капитала. Здесь принципиально возможны два альтернативных пути.
Во-первых,
уровень накопления можно увеличивать
с помощью налогов. Возросшие
налоговые поступления
Второй
метод состоит в принудительном
стимулировании сбережений через инфляцию.
Государство может
Итоги долгого развития экономической теории можно свести к двум простым утверждениям:
1). рынок способен решать главные экономические проблемы;
2). рынок не способен решать ряд задач, важных для общества.
Осознание этих истин потребовало от человечества немалого труда и далось совсем непросто. Например, идеологи командной системы утверждали, что:
1).
после создания крупного
2).
дальнейший экономический
Однако исследования учёных, практика рыночного хозяйствования в капиталистических странах, равно как и негативный опыт создания планово-командной системы в России, показали, что:
Иными
словами, рынок вовсе не стоит
списывать в архив
Слабость (несовершенство) рынка – неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще, или наилучшим образом. Причины слабости рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удаётся соблюсти все те условия, которые позволяют рыночным механизмам почти идеально решать главные экономические проблемы общества.
Назовём наиболее важные из них:
1).
никто из продавцов или
2).
среди продавцов с одной
3).
всем участникам рынка должна
быть доступна полная
4). все затраты по любой сделке должны покрываться только её участниками и им же должны доставаться и все выгоды от неё;
5).
государство и общественные
Если условия для безошибочной работы рыночных механизмов нарушаются, то эти механизмы неизбежно начинают работать с ошибками.
И когда возникает необходимость во вмешательстве в экономическую жизнь общества государства.
Как правило, в условиях смешанной экономической системы государство берёт на себя решение нескольких задач:
1).
устранение последствий,
2).
смягчение неравенства доходов
и богатства за счёт их
Слабости (несовершенства) рынка проявляются в:
1).
возможности монополизации
2).
трудности создания
3).
возникновение внешних
4).
образование социально
§
6. Экономические функции
Чтобы у нас сложилось достаточно ясное представление о роли государства в экономической системе. Нам должно быть известно пять экономических функций государства:
Государство
берёт на себя задачу обеспечения
правовой базы и некоторых важнейших
услуг, являющихся предпосылкой эффективного
функционирования рыночной экономики.
Необходимая правовая база предполагает
такие меры, как предоставление законного
статуса частным предприятиям, определение
прав частной собственности и
гарантирование соблюдение контрактов.
Государство также
Обеспечение
рынка средством обращения, гарантирование
качества продуктов, определение прав
собственности и
При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. Это значит, что индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воли рыночной системы, ждут прибыль и упрочнение их позиций; уделы же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и в конечном счёте банкротство. При конкуренции покупатели – это хозяин, рынок – их агент, а предприятия – их слуга.
Рост монополии резко изменяет эту ситуацию. Монополия – это ситуация, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий объём предложения, а поэтому и на цену, продаваемого продукта. Монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок или манипулировать на нём ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Своей способностью регулировать общий объём предложения монополисты могут искусственно ограничивать объём продукции и тем самым получать за неё более высокие цены, а очень часто и устойчивую экономическую прибыль. Монополия порождает нерациональное распределение экономических ресурсов.
Рыночная
система представляет собой обезличенный,
беспристрастный механизм, а возникающее
на его основе распределение дохода
может порождать большее
Рыночная
система приносит очень крупные
доходы тем, чей труд высоко оплачивается
в силу природных способностей и
благоприобретённого
Государство
взяло на себя обязательство уменьшить
неравенство доходов в нашем
обществе. Эта задача нашла отражение
в ряде политических мер и программ.
Во-первых, трансфертные
платежи обеспечивают пособия остро
нуждающимся, вспомоществование иждивенцам
и инвалидам, а безработным пособия по
безработице. Во-вторых, государство изменяет
также распределение доходов путём рыночного
вмешательства, т. е. путём модификации
цен, устанавливаемых рыночными силами.
Гарантирование цен фермерам и законодательство
о минимальных ставках заработной платы
– наглядные примеры того, как государство
фиксирует цены с целью повысить доходы
определённых групп населения.
Экономистам
известны два случая резкого
нарушения функционирования
рынка, то есть ситуаций, в которых конкурентная
рыночная система производила «не те»
количества определённых товаров и услуг,
либо оказалось не в состоянии вообще
выделить какие бы то ни было ресурсы на
производство некоторых товаров, выпуск
которых экономически оправдан. Первый
случай связан с переливами ресурсов,
или побочными эффектами, другой – с государственными,
или социальными благами.
Информация о работе Средства (инструменты) государственного регулирования экономики