Спроси и предложение. Процесс координации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение взаимодействия спроса и предложения, способствующего координации рыночных сил.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотрение спроса как экономической категории.
2. Исследование предложения как экономической категории.
3. Определение взаимодействия спроса и предложения как процесса координации развития рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Глава 1. Спрос как экономическая категория…………………………………….5
1.1.Теория спроса. Закон спроса. Функция спроса………………………..5
Глава 2. Предложение как экономическая категория…………………………..15
2.1.Теория предложения. Закон предложения. Функция предложения...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….30

Работа содержит 1 файл

ПРО СПРОС.docx

— 36.43 Кб (Скачать)

Кафедра экономики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине Микроэкономика

на тему: «Спрос и предложение. Процесс координации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

Глава 1. Спрос как экономическая категория…………………………………….5

1.1.Теория спроса. Закон  спроса. Функция спроса………………………..5

Глава 2. Предложение как  экономическая категория…………………………..15

2.1.Теория предложения.  Закон предложения. Функция предложения...15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………28

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….30

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшими элементами рыночного  механизма являются спрос, предложение  и цена.

Рынок есть механизм взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они, соотнося спрос и предложение  товара, определяют его цену.

Необходимо признать, что  выведенные в XIX веке законы спроса и предложения были практически революционными в экономической теории. Они сыграли свою роль не только в теоретическом плане, их роль весьма и весьма велика и в практическом применении на практике.

Изучение же спроса и предложения  на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании организации. Постоянное отслеживание спроса и предложения  и способность моментально реагировать  на малейшие их изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу организации.

Сейчас для любой организации  важно не только произвести какую-либо продукцию, а также и сбыть  ее, найти конкретную нишу на рынке  для своего товара.

Актуальность выбранной  темы обусловлена необходимостью изучения влияния на каждый элемент рыночного  механизма цены, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос  и предложение.

Предметом исследования выступает совокупность экономических отношений, возникающих между производителями и потребителями товаров и услуг в результате взаимодействия спроса и предложения.

Объектом исследования выступают  спрос и предложение как отдельные  экономические категории.

Целью курсовой работы является определение взаимодействия спроса и предложения, способствующего координации рыночных сил.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотрение спроса как экономической категории.
  2. Исследование предложения как экономической категории.
  3. Определение взаимодействия спроса и предложения как процесса координации развития рынка.

При написании данной курсовой работы использовались такие методы, как сравнение, наблюдение, опрос, дедукция, индукция и другие.

Поскольку стремления покупателей  и продавцов удовлетворяются  друг за счет друга, то они неизбежно  встречаются друг с другом, образуется так называемый рынок, система экономических  отношений между покупателями и  поставщиками товара, в результате которых между ними совершаются  сделки.

Как известно, равновесие означает такой вариант выбора сделки в  экономике, который бы устраивал  всех субъектов экономической деятельности. Оптимальный выбор в экономике  предполагает сбалансированность способа  использования ограниченных производственных ресурсов и их распределения между  членами общества, то есть сбалансированность производства и потребления, ресурсов и их использования, а, следовательно, спроса и предложения.

Ясно, что для определенного  товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы – продать его по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших факторов, как для спроса, так и для  предложения, и одновременно общим  для них фактором. Наряду с ценой, на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие у покупателя возможности удовлетворять ту же потребность иным близким по назначению товаром, а на предложение – уровень развития технологии в данной отрасли.

Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они  руководствуются, совершая покупки, —  важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно  более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке. 

Глава 1. Спрос как экономическая категория.

1.1.Теория спроса. Закон  спроса. Функция спроса.

 

Спрос на какой-либо товар  или услугу - это желание и возможность  потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени  при прочих равных условиях.

Следует различать понятия  спроса и объема (величины) спроса. Объем спроса - это количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени при прочих равных условиях.

«Основное свойство спроса заключается в том, что при  прочих равных условиях снижение цены ведёт к соответствующему возрастанию  величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведёт  к соответствующему уменьшению величины спроса. То есть, существует отрицательная  или обратная, зависимость между  ценой и величиной спроса. Эта  зависимость называется законом  спроса»1.

Допущение «при прочих равных условиях» имеет здесь принципиальное значение, потому что на количество купленного товара или услуги, помимо цены рассматриваемого продукта, влияют также многие другие факторы.

Зависимость величины спроса от цены блага, а также от прочих факторов можно изобразить графически с помощью кривой спроса. «Кривая  спроса – кривая, показывающая, какое  количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам  в данный момент времени». Кривую спроса можно изобразить в зависимости  не только от цены, но также и от других факторов, которые могут оказывать  влияние на спрос. При этом, как  правило, цену, или другие факторы, влияющие на спрос, откладывают по оси ординат, а величину спроса – по оси абсцисс.

 

 

Рис. 1. Кривая спроса

 

D – Спрос

Q - Количество

P - Цена

 

«Каждая точка графика  представляет собой конкретную цену и соответствующее количество блага, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все  возможные варианты соотношения  цены и величины спроса в своих  пределах. Закон спроса находит отражение  в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить  определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями»2.3

Кривая спроса является графическим  изображением функции спроса. При  этом функцию спроса определяют как  функцию, устанавливающую спрос  в зависимости от влияющих на него различных факторов.

«Необходимо различать изменение  объема (величины) спроса и изменение  спроса. Изменение объема спроса имеет  место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости  объема спроса от цены – движение вдоль  линии спроса. Если же в силу изменения  прочих факторов установится новая  зависимость между ценой и  объемом спроса, т. е. изменится функция  спроса, то говорят, что изменился  спрос – сдвиг линии спроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Предложение как  экономическая категория.

 

2.1.Теория предложения. Закон предложения. Функция предложения.

 

Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя  продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени при  прочих равных условиях.

Следует различать понятия  предложения и объема (величины) предложения. Объем предложения - то количество товара или услуги, которое  готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного  периода времени при прочих равных условиях. То есть аналогично функции  спроса вводится функция предложения. «Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов»4.

Основное свойство предложения  заключается в том, что при  прочих равных условиях объем предложения  товара увеличивается, если цена на товар  возрастает и наоборот. То есть существует прямая зависимость между ценой  и величиной предложения. Эта  зависимость называется законом  предложения.

В данном утверждении принципиально  важным остается положение «при прочих равных условиях», это объясняется  тем, что аналогично спросу на предложение  кроме цены влияет ряд прочих факторов.

Зависимость предложения  от цены, как и от других факторов, можно изобразить графически с помощью  кривой предложения. При этом цену, или другие влияющие факторы, откладывают  по оси ординат, а величину предложения  – по оси абсцисс.

Рис. 2. Кривая предложения.

S – Предложение

Q - Количество

P - Цена

 

«Изменение цены и соответствующее  ему изменение объема предложения  на графике отображается в виде движения по кривой предложения. Другими словами, изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение  товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль  линии предложения.

При изменении других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара происходит изменение самого предложения, и линия предложения  на графике сдвигается»5. Таким образом, изменение функции предложения означает сдвиг кривой S в положение S1.

Как уже было упомянуто  выше, на предложение кроме цены могут оказывать влияние и другие факторы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим  механизмом между производством  и потреблением.

Спрос и предложение подчинены действию определенных законов.

Согласно закону спроса, потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем  по высокой; между ценой и величиной  спроса существует обратная зависимость.

Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость  между ценой и объемом предлагаемого  к продаже товара: по более высокой  цене производитель готов выпускать  и продавать большее количество товара, чем по низкой.

Действие закона спроса объясняют  существованием эффекта дохода и  эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит  в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить  этим товаром другие, цены на которые  не изменились.

Совокупный спрос и  совокупное предложение относятся  к основным показателям, характеризующим  состояние экономики страны. Они  определяются соответственно общей  суммой индивидуальных спросов и  предложений.

Одной из важнейших характеристик  спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам  покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке.

Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность  определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости  от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

Ценовая эластичность спроса измеряет степень  чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители  относительно нечувствительны к  изменениям цен, спрос неэластичен.

Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в  одном и том же направлении, спрос  неэластичен. В случае единичной  эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.

Количество доступных  товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или  роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это  факторы, влияющие на эластичность спроса.

Информация о работе Спроси и предложение. Процесс координации