Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:58, реферат
Цель исследования – изучить особенности спроса и предложения и их влияние на ценообразование в рыночной экономике.
Для реализации данной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- изучить зависимость спроса от цены;
- изучить зависимость предложения от цены;
- эластичность спроса;
- эластичность предложения.
Величина предложения
является функцией всех этих факторов:
Где, Рг - цены ресурсов,
К - характер применяемой технологии,
Т - налоги и субсидии,
N - количество продавцов,
В - прочие факторы.
Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, то есть сдвиг кривой S в положение S 1. Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S положение S 2 (см. рисунок выше).
Движение вдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения: чем выше цена, тем выше величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения.
Сдвиг кривой предложения
влево или; вправо отражает изменение
предложения: оно происходит под
влиянием неценовых факторов, определяющих
функцию предложения.
Эластичность
предложения
Аналогично понятию
«эластичность спроса» выделяют
понятие «эластичность
цене — показатель, отражающий степень
чувствительности предложения к изменению
цены предлагаемого товара.
Степень изменения предложения под влиянием изменения цены характеризует эластичность предложения и измеряется коэффициентом эластичности предложения - Es:
где ΔQs/Qs - изменение объема предлагаемой
продукции (в %);
ΔP/P - изменение цены (в %).;
Так как зависимость
между ценой и количеством предлагаемой
продукции прямая, то коэффициент эластичности
предложения всегда больше 0.
Различают следующие формы
эластичности предложения:
Рис. 4
Эластичность
предложения зависит от многих факторов:
• возможности длительного хранения и стоимости хранения. Товар, который не может храниться длительное время или его хранение стоит дорого, имеет низкую эластичность предложения;
• специфики производственного процесса. В том случае, когда производитель товара может или увеличить его выпуск при росте цены, или выпускать другой товар при снижении цены, предложение данного товара будет эластичным;
• фактора времени. Производитель не может быстро реагировать на изменение цены, поскольку необходимо известное время на наем дополнительных работников, покупку средств производства (когда требуется увеличить выпуск) или сокращение части работников, произведение расчетов с банковским кредитом (когда требуется уменьшить выпуск). В коротком периоде предложение может быть увеличено на рост спроса (цены) лишь путем более интенсивного использования имеющихся производственных мощностей. Однако подобная интенсивность может увеличить рыночное предложение только на сравнительно небольшую величину. Следовательно, в коротком периоде предложение мало эластично по цене. В долгом периоде предприниматели могут увеличить свои производственные мощности посредством расширения существующих возможностей и строительства фирмами новых предприятий. Таким образом, в долгом периоде эластичность предложения по цене достаточно существенна;
• цены других благ, в том числе ресурсов. В данном случае речь идет о перекрестной эластичности предложения;
• степени
достигнутого применения
ресурсов: трудовых, материальных, природных.
Если этих ресурсов нет, то реакция предложения
на эластичность очень мала.
Рыночное равновесие.
Еще в XIX в. в экономической теории возникла дискуссия: что определяет уровень рыночной цены – спрос или предложение? Как – при каком уровне цены – может быть достигнуто рыночное равновесие – равенство спроса и предложения?
Здесь уместно вспомнить о двух прямо противоположных концепциях рыночной цены. Одна из них высказана английскими классиками и К. Марксом и обосновывает приоритет предложения продавца (товаропроизводителя): цена – это денежное выражение стоимости товара, созданной трудом. Другое учение, развитое австрийской школой политической экономии (маржиналистами), отстаивает приоритет спроса: потребности человека, полезность и ценность блага, следовательно, спрос покупателя диктуют уровень рыночной цены.
Выход из сложившегося противоречия нашел Альфред Маршалл. Прежде всего, он сформулировал и выразил в математической форме законы спроса и предложения. Затем он синтезировал противоположные учения о рыночной цене. В соответствии с реальной действительностью Маршалл считал, что рыночная цена отражает влияние и предложения, и спроса. Как осуществляется двустороннее воздействие, видно на графике (рис.5), где одновременно представлены кривая спроса (по цене) и кривая предложения (по цене).
Рис. 5. Рыночное равновесие
Ранее мы выяснили, в каком направлении изменяются кривые спроса и предложения. Кривая спроса D имеет понижающийся (отрицательный) наклон, а кривая предложения S повышающийся (положительный) наклон. Если работает рыночный механизм, то эти кривые пересекаются в определенной точке (см. рис.5).
Точка Е на графике, в которой пересекаются кривые спроса D и предложения S, называетсяточкой равновесия. В ней объем спроса равен объему предложения (Qd = Qs), а цена спроса равна цене предложения (Pd = Ps).
Равновесной называется цена на конкурентном рынке, при которой размеры спроса соответствуют величине предложения и отсутствует дефицит или избыток товаров и услуг.
Равные объемы
спроса и предложения называются равно
Между тем несомненно, что равновесная цена и равновесное количество обладают следующими свойствами:
1) товаров представлено
на рынке не больше и не
меньше, чем нужно для потребления
людей. Все затраты на
2) в точке
равновесия выражен и
3) на рынке не обнаруживается ни избытка товаров (количества, которое излишне для продажи при данном объеме доходов населения), ни дефицита (нехватки) товаров.
Таким образом,
нам стала известна зависимость
спроса и предложения от рыночной
цены. Эта зависимость проявляется
в регулирующем воздействии цены
на соотношение спроса и предложения,
а стало быть, на экономическое
положение продавцов и
Первый вариант: рыночная цена возрастает, а это ведет, с одной стороны, к снижению спроса, а с другой стороны, к увеличению предложения. В результате в экономическом выигрыше оказываются производители и продавцы, они увеличивают выпуск и реализацию товаров, получая больше дохода.
Второй вариант: цена на товары снижается, что способствует, с одной стороны, расширению спроса, а с другой стороны, сокращению предложения. В итоге экономически выигрывают покупатели (на ту же сумму они приобретают больше благ).
Однако нетрудно догадаться, что существует и обратная зависимость рыночной цены от спроса и предложения. Эта закономерная связь такова. Во-первых, чем больше спрос, тем выше цена, и наоборот - при уменьшении спроса снижается цена. Во-вторых, чем больше предложение, тем ниже цена, и наоборот - с сокращением объема предложения цена увеличивается.
В случаях изменения объема спроса и предложения под влиянием неценовых факторов достигнутое рыночное равновесие будет нарушаться.
Колебания спроса и предложения под влиянием неценовых факторов изменяют равновесную цену и равновесное количество товаров на рынке (рис. 6).
а)
б)
Рис. 6 График
нового равновесия:
а – при изменении спроса; б – при
изменении предложения
Как видно из графиков, нарушения равновесия приводят к следующим последствиям:
• увеличение спроса вызывает рост равновесной цены и равновесного количества товара;
• уменьшение спроса приводит к падению как равновесной цены, так и равновесного количества товара;
• рост предложения товара вызывает уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара;
• сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.
Таким образом,
на рынке спрос и предложение
не всегда уравновешены, но рынок тяготеет
к равновесию. В рыночной экономике действуют
законы спроса и предложения, согласно
которым любое изменение спроса и предложения
автоматически включает стихийный механизм
поиска равновесных цен, т.е. равновесия
производства и потребления, что и создает
сбалансированность экономики.
АПК
- это функциональная многоотраслевая
подсистема, выражающая взаимосвязь, взаимодействие
сельского хозяйства и
Формирование
АПК связано с переходом
Структура АПК включает три сферы:
1 сфера — производство средств производства для сельского хозяйства,
2 сфера — собственно сельское хозяйство
3
сфера — переработка и
Важнейшей
составной частью АПК является продовольственный
комплекс, в который не входят отрасли
переработки
В условиях
машинной стадии производства сельское
хозяйство не может обходиться только
собственными средствами производства.
Положение собственно сельского
хозяйства в АПК
Абсолютное преобладание несельскохозяйственных сфер в структуре АПК позволяет им инициировать создание современного механизма функционирования АПК как более жесткого, носящего технико-экономический характер нормативного контроля над технологией и организацией сельскохозяйственного производства.
Это
обусловливает переход
Практика
внутрифирменного планирования, в свою
очередь, приводит к более полному
использованию принципов