Спрос и предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:58, реферат

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности спроса и предложения и их влияние на ценообразование в рыночной экономике.
Для реализации данной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- изучить зависимость спроса от цены;
- изучить зависимость предложения от цены;
- эластичность спроса;
- эластичность предложения.

Работа содержит 1 файл

спрос и предложение.docx

— 226.39 Кб (Скачать)

     

 

     В нашем примере рост цен на компьютеры привел к падению спроса на мониторы.

     Важным  фактором, влияющим на спрос, является число покупателей. Поясним это  на примере. Допустим, у нас имеются  два покупателя - покупатель 1 и покупатель 2, индивидуальные функции спроса которых D1 и D 2 (см. рисунок ниже). Тогда совокупный спрос может быть определен путем сложения кривых спроса обоих покупателей:

     

     В реальной рыночной экономике, когда  речь идет о числе покупателей, чрезвычайно  важно учитывать их половозрастную структуру, средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т.д.

     На  изменение спроса влияют и вкусы  потребителей, однако их влияние порой  довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко  прямо противоположное) влияние  на различные группы населения. 

     Эластичность  спроса.

Спрос на товары по-разному реагирует на изменение факторов, его определяющих. Степень чувствительности спроса к  изменению различных факторов (цена товара, доход потребителя, цены товаров-заменителей  и дополняющих товаров) называется эластичностью спроса.

  1. Коэффициент эластичности спроса по цене (прямая эластичность спроса) показывает, на сколько изменится объем спроса (DQD)  при изменении цены (DP) на 1 %

,

где D – кривая спроса.

Коэффициент EP(D) всегда отрицательный, так как по закону спроса P и Q изменяются в противоположном направлении.

Эластичность  спроса по цене зависит: 
а) от степени необходимости (чем она больше, тем ниже эластичность); 
б) количества товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, т.е. выше эластичность); 
в)  факторов времени (чем его больше, тем легче потребителю отреагировать на изменение цены, т.е. выше эластичность).

В зависимости  от этих показателей различают:

1. Неэластичный спрос (EP(D) < 1) – рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает незначительное изменение объема (QD) (рис. 1.а).

2. Эластичный спрос (EP(D) > 1) – рыночная ситуация, при которой изменение P на 1 % (DP=1 %) вызывает значительное изменение Q(рис. 1.б).

 

Рис. 1. Графики спроса с различной эластичностью по цене

3. Спрос единичной эластичности (EP(D) = 1) – это рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает 1-процентное изменение QD (рис.1.в).

4. Абсолютно неэластичный спрос, означающий абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены EP(D) = 0): изменение P на 1 % и более не влияет на изменение Q(кривая Dна рис. 1. в).

5. Абсолютно эластичный спрос, означающий абсолютную чувствительность Qк малейшему изменению P (EP(D) =  ): незначительный рост P приводит к падению Qдо нуля, а незначительное снижение P – к увеличению Qдо бесконечности (кривая D¥ на рис. 1.в).

  1. Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько изменится объем спроса (DQD) при изменении доходов потребителей (DI) на 1 %.

.

В зависимости  от связи между Qи I (прямая и обратная) коэффициент EI(D) может быть положительным и отрицательным:

1) EI(D) > 0 означает, что рост I вызывает рост Q(качественный товар: мясо, молоко) (кривая Dна рис.2).

2) EI(D) < 0 означает, что рост I вызывает сокращение Q(товары низшей категории, например заменители масла), (кривая Dна рис.2).

3) EI(D) > 1 означает, что рост Qпревышает рост I на 1 %  (товары роскоши, спрос на которые формируется при определенном уровне дохода) – кривая D3.

Рис. 2 Варианты зависимости спроса от дохода

  1. Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает, на сколько изменится объем спроса на товар А (QDA) при изменении цены другого товара (PB):

.

Знак  коэффициента EPB (DA) зависит от связи между товарами:

– если товары взаимозаменяемы (масло/маргарин), то EPB (DA) (+) показывает, что с ростом P на товар В объем спроса на товар А увеличится (кривая Dна рис. 3);

– если товары взаимодополняемые (фотоаппарат/ф.пленка), то EPB (DA) (-) показывает, что с ростом P на товар В объем спроса на товар А сократится (кривая Dна рис. 3).

Рис. 3 Кривые спроса на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. 

     Закон предложение

Потребитель - один экономический агент сделки, но создает  товары и предлагает их потребителю  производитель. Совокупность товаров, выносимых им на рынок, и образует предложение. Проще говоря, под предложением товара экономисты понимают чье-либо желание продать товар, а под объемом предложения - то максимальное количество товара, которое отдельный продавец желал бы продать в единицу времени при данных условиях.

То, что сегодня  в экономической теории обозначает «предложение», настолько многообразно, что с трудом поддается даже самой общей классификации. В настоящее время в предложении принято выделять пять групп товаров (услуг):

  1. сырье (ресурсы);
  2. товары производственного назначения (оборудование);
  3. труд (наемный);
  4. капитал (производительный и денежный);
  5. товары потребительского назначения, в т.ч.:
    1. изделия длительного пользования (автомобили, холодильники, мебель, одежда);
    1. изделия краткосрочного пользования (продукты питания);
    2. услуги (действия в ходе которых достигается полезный эффект,- рестораны, туризм).

    Состав предложения  постоянно меняется, объем увеличивается, обновляется, включая все новые  товары (информация, лицензия, патенты, ноу-хау). И каждая товарная группа порождает свой особый, локальный рынок.

Аналогично закону спроса в рыночной экономике действует  и закон предложения: величина предложения (Qs) находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен (Р): чем выше цена, тем большее количество товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы.

С точки зрения потребителя, высокая цена выступает  как сдерживающий фактор: чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель  будет покупать. Для поставщика цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта, а поэтому она  служит стимулом к тому, чтобы производить  и предлагать свой продукт к продаже на рынке. Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически:                                                      

Например, точка А характеризует ситуацию, когда при понижении цены производитель будет предлагать меньше товара, а точка В - наоборот, при повышении цены - больше предлагается товара. Принято откладывать цену по вертикальной оси, а зависимую  переменную - объем продажи (предложение) по горизонтальной оси.    

 Кривая предложения  (supply curve) показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. То есть фактически кривая предложения характеризует зависимость величины предложения (объема продаваемых благ) от цены. Изображенная кривая S (от англ. supply) характеризует уровень цен и объем продаж блага в определенный момент времени. Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене.

В общем виде функция предложения имеет вид:                                                                             

 Qs = f(P)

где Qs - величина предложения (quantity of supply) или объем продаваемого товара; Р - цена.

Можно сказать, что производитель, принимая решение об объеме производства для предложения на рынке будет всякий раз выбирать такой объем производства, который обеспечивает ему наибольшую прибыль. Выпуск дополнительной единицы продукции при данном значении цены товара вызывает увеличение общей выручки на некоторую величину, которая называется предельной величиной, и одновременно увеличение общих издержек на величину, которую называют предельными издержками.

Если выпуск дополнительной единицы продукции  прибавляет к общей выручке величину большую, чем величина, добавляющаяся  за счет выпуска этой единицы продукции  к общим издержкам (то есть предельная выручка больше предельных издержек), то прибыль производителя увеличивается. В противном случае, когда предельная выручка меньше предельных издержек, прибыль уменьшается. Наибольшую прибыль  производителю обеспечит такой  объем выпуска, при котором предельные издержки будут равны предельной выручке, то есть цене товара.

Для ясности  обратимся к простому примеру. Многие фермеры комплектуют стадо коров с таким расчетом, чтобы надой молока от каждой буренки в год был максимально приближен к 6 тыс.кг. Меньшая величина говорит о недостаточной продуктивности животного, что ведет к росту затрат на каждый литр молока. За пределами 6 тыс. возрастает себестоимость каждого последующего литра в результате меньшей прибавки молока на единицу корма и затрат в целом. Это явление экономисты называют предельной производительностью факторов производства. Убывание предельной производительности означает не что иное, как возрастание предельных издержек. Закон убывающей производительности гласит: если один из факторов производства является переменным, а другие - постоянными, то начиная с некоторого момента предельная производительность каждой следующей единицы переменного фактора уменьшается. Закон убывающей производительности объясняет поведение производителя, максимизирующего прибыль и определяющий характер зависимости предложения от цены. 

Движение  кривой предложения

Как мы уже выяснили, важнейшим фактором, влияющим на величину предложения, является цена на единицу  блага в данный момент времени. Изменение  цены означает движение по кривой предложения. В действительности на предложение  блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы:

  1. Цены факторов производства. Повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение. В нашей экономике непрерывное повышение цен на энергоносители затронуло все отрасли хозяйства и сделало производство многих видов продукции невыгодным. Высокие цены на готовую продукцию резко уменьшили спрос на нее, в результате чего производство продолжает сокращаться. Снижение ресурсных цен снижает издержки производства и увеличивает предложение.
  2. Технология. Совершенствование технологии означает, что открытие и внедрение новых знаний позволяет производить продукцию с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на них снижаются издержки производства и увеличивается предложение. В настоящее время при передаче электрической энергии по проводам потери составляют около 30 процентов. Недавние мощные прорывы в области сверхпроводимости открывают перспективы для передачи ее почти или вовсе без потерь. Переход к ресурсосберегающим технологиям стал центральной проблемой фирм, отраслей, государств.
  3. Цены на другие товары. Изменение цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Объем предложения данного товара зависит от цен всех других товаров. Товары могут находиться между собой в отношении взаимодополняемости и взаимозаменяемости как в производстве, так и в потреблении. Снижение цены на один товар может побудить производителя производить и предлагать к продаже больше другого товара по каждой из возможных цен.
  4. Размер налогов и субсидий. Предприятия рассматривают налоги как издержки производства. Поэтому увеличение налогов на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Государство, осуществляя законодательную деятельность, устанавливает тем самым правила поведения экономических агентов. Налоговая политика должна разрабатываться не только исходя из интересов формирования государственного бюджета, но и с целью оказания того или иного влияния на производство товаров.
  5. Число продавцов. При данном объеме производства каждого предприятия чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо.
  6. Ожидания. Ожидания изменений цен продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время: попридержать его или выбросить как можно больше.

Информация о работе Спрос и предложение