Спрос и предложение в Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: анализ совокупного спроса и совокупного предложения в национальной экономике.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие совокупного спроса и его составляющие элементы.
Рассмотреть графическую модель совокупного спроса.
Рассмотреть понятия совокупного предложения и факторы, влияющие на него.
Провести анализ совокупного спроса и совокупного предложения в экономике РБ.
Предложить соответствующие меры по проблеме макроэкономического равновесия в РБ.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 2.docx

— 532.83 Кб (Скачать)

Таблица 3. 6 - Расходы республиканского бюджета по функциональной классификации расходов бюджета по разделам, подразделам и видам расходов 

  2008 2009 2010
Расходы(функциональная

классификация):

40 342 173 851,0 57 699 262 425,0 38 222 389 047,0
Общегосударственные расходы 8 877 916 304,0 11 872 742 564,0 14 779 932 463,4
Национальная  оборона 1 240 431 439,0 1 732 969 415,0 1 469 503 689,1
Правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности 1 949 039 998,0 2 642 165 691,0 2 475 199 150,3
Национальная  экономика 11 026 431 719,0 17 349 787 758,0 12 932 670 139,2
Охрана  окружающей среды 550 096 439,0 620 677 096,0 233 418 868,6
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 24 087 540,0 60 754 883,0 85 802 333,5
Здравоохранение 1 026 004 053,0 1 539 675 988,0 1 260 955 440,5
Физическая  культура, спорт, культура и средства массовой информации 488 238 952,0 672 312 622,0 537 069 601,5
Образование 1 278 200 531,0 1 774 759 409,0 1 423 233 160,9
Социальная  политика 13 881 726 876,0 19 433 416 999,0 3 024 604 200,0
 

     Примечание  – Использованы Данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь [9] 

     Учитывая  экспортную направленность экономики  Республики Беларусь, немаловажно проанализировать динамику экспортных поставок нашей  страны.

Таблица 3.7 Основные показатели внешней торговли (миллионов долларов США) 

  2008 2009 2010

(январь-август)

Объем внешней торговли Республики Беларусь 71952 49873  
35796,4
экспорт товаров 32571 21304 15394,1
импорт  товаров 39381 28569 20405,1
сальдо -6810 -7265 -5013,6
со  странами СНГ 40317 27540 20644,3
экспорт товаров 14360 9316 8366,5
импорт  товаров 25957 18224 122777,8
сальдо -11597 -8908 -3911,3
из  них с Россией 34059 23444 16993,3
экспорт 10552 6718 6080,1
импорт 23507 16726 10913,5
сальдо -12955 -10008 -4833,4
со  странами вне СНГ 31635 22333 15152,1
 
 
Продолжение таблицы 3. 7
экспорт товаров 18211 11988 7024,9
импорт  товаров 13424 10345 8127,2
сальдо 4787 1643 -1102,3
 

     Примечание  – Использованы Данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь [9] 

     Исходя  из таблицы 3. 7 можно сделать вывод, что в целом экспорт постоянно рос как в физическом, так и в стоимостном выражении.

     На  протяжении 8 лет до 2009 экономика  страны сумела выйти из кризиса и  начала довольно быстро развиваться. Об этом свидетельствуют вышеописанные  показатели, а также об этом свидетельствует  денежное обращение.

     Денежное  обращение представлено следующими показателями: 

Таблица 3.8 - Денежное обращение (на начало года, миллиардов рублей)

  2008 2009
денежная  масса M2 16764,6 20541.7
наличные  деньги в обороте М0 3323,2 3836.2
безналичные средства 13441,4 16705,5
удельный  вес М0 в М2, % 19,8 18,7
 

     Примечание - Данные взяты из статистического ежегодника Республики Беларусь [4, с. 541] 

     Из  таблицы 3. 8 следует, что денежная масса в 2009 году составила 20541,7 млрд. руб., т.е наличных денег в обороте 3836,3 млрд. руб., а безналичных 16705,5 млрд. руб.  В 2009 году денежная масса увеличилась по сравнению с 2008 годом.

     С начала 2009 г., на фоне девальвации рубля и роста денежных доходов населения более чем на 20%, темп инфляции в Беларуси ускорился и в январе-апреле 2009 г. был выше, чем в среднем по СНГ.

     Темп  потребительской инфляции достиг 4-летнего  максимума в середине 2008 г.

     Тем не менее, высокая ставка рефинансирования Национального банка (14% с начала 2009 г.) позволила сдержать инфляционные тенденции.

     Ставку  рефинансирования характеризуют следующие  данные: 

Таблица 3.9 - Ставка рефинансирования НБ РБ(на конец года, в %) 

  2008 2009 2010

(январь-сентябрь)

Размер  базовой ставки рефинансирования

(учетной ставки),

% годовых

12 13,5 10,5
 

    Примечание - Использованы данные Национального банка Республики Беларусь [12] 

      Из таблицы 3. 9 видно, что ставка рефинансирования в 2009 году  составляла 13,5%, а в 2008 году 12%, можно сказать, что ставка рефинансирования увеличилась в 2009 году по сравнению с 2008 годом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 4

     ПРОБЛЕМА  МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО  РАВНОВЕСИЯ В РБ

     Макроэкономическое  равновесие – это равенство совокупного  спроса и совокупного предложения, это состояние экономики, когда  весь произведенный национальный продукт  равен совокупным расходам.

     Графически  данная модель представлена на рисунке  4. 

     

 

     Рисунок 4. - Макроэкономическое равновесие: модель «AD-AS» 

     Модель  «AD-AS» позволяет рассмотреть механизм формирования равновесного объема национального производства в краткосрочном периоде в условиях изменяющихся цен. Макроэкономическое равновесие достигается тогда, когда совокупный спрос равен совокупному предложению.

     Макроэкономическое  равновесие в Беларуси – тема отдельного исследования и пристального внимание как отечественных так и зарубежных экономистов. Макроэкономические показатели развития Беларуси таковы, что сегодня можно говорить о продолжающемся росте темпов инфляции, нарастании денежной массы, увеличении внешних задолженностей. Почти все, что происходит сегодня в экономике Беларуси было унаследовано ею с прежних времен, от командно-административного режима бывшего СССР.

       На экономике Беларуси очень  сказался мировой финансово-экономический кризис.

     Сокращение  внешнего спроса на белорусскую продукцию  привело к снижению ее экспорта, уменьшению объемов производства, росту  запасов готовой продукции на складах, ухудшению финансовых результатов  работы предприятий республики.

     Заметно ухудшились условия торговли и с  нашим основным партнером – Российской Федерацией.

     Работа  по противодействию влиянию негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса в Республике Беларусь носит  комплексный характер и охватывает все сферы экономики страны.

     Экономическая политика нацелена на минимизацию последствий  воздействия негативных внешних  факторов, адаптацию экономики к  новым условиям жизни.

     Правительством  и Национальным банком выработан и реализуется антикризисная программа.

     В Беларуси программа государственного регулирования в первую очередь  предусматривает:

    • поддержку промышленного потенциала страны, в том числе предприятий, выпускающих экспортную продукцию, повышение конкурентоспособности;
    • сохранение и поиск новых связей во внешнеэкономической деятельности;
    • привлечение иностранных кредитов, в основном в целях развития реального сектора экономики, внедрения энергосберегающих технологий, технического перевооружения предприятий;
    • возможность получения кредитов, в частности для развития малого и среднего предпринимательства;
    • поэтапное снижение налогов;
    • осуществление мероприятий по либерализации экономической деятельности с целью стимулирования деловой активности предпринимательства, привлечения инвестиций, улучшение бизнес - климата.

     Таким образом, основным направлением антикризисной  программы в Беларуси является развитие реального сектора экономики.

     Разработана программа оптимизации всех видов  государственных расходов, в том  числе оплаты труда работников бюджетной  сферы. Рекомендации МВФ в отношении  зарплат допускают их рост в государственных  организациях с преобладающей долей  государственной собственности  не более 5% в год. Государственное  регулирование предполагает динамичное повышение зарплат в бюджетной  сфере в зависимости от финансовых возможностей государства в конкретный период времени. [7]

     Проводятся  мероприятия по поддержке системообразующих предприятий, принимаются активные меры по улучшению деловой среды и инвестиционного климата.

     В Беларуси реализуются меры по росту  заработной платы:

  • предоставление широких прав субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы;
  • установление прямой зависимости повышения заработной платы от показателей эффективности производства, качества и производительности труда;
  • создание экономических предпосылок для легализации всех трудовых доходов;
  • рост доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности.

Информация о работе Спрос и предложение в Республики Беларусь