Спрос и предложение в Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: анализ совокупного спроса и совокупного предложения в национальной экономике.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие совокупного спроса и его составляющие элементы.
Рассмотреть графическую модель совокупного спроса.
Рассмотреть понятия совокупного предложения и факторы, влияющие на него.
Провести анализ совокупного спроса и совокупного предложения в экономике РБ.
Предложить соответствующие меры по проблеме макроэкономического равновесия в РБ.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 2.docx

— 532.83 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 

     Данная  курсовая работа посвящена актуальной на сегодняшний день теме, а именно изучению процессов совокупного спроса и совокупного предложения как факторов, влияющих на макроэкономическое равновесие.

     Актуальность  этой темы определяется тем условием, что современная национальная экономика  любой страны глубока интегрирована в мировую экономику и подвержена общим мировым экономическим тенденциям. В условиях мирового финансово-экономического кризиса, нестабильности валютных курсов ведущих к росту инфляции первоочередной задачей правительств стран мира является приведение национальных экономик в экономическое равновесие.

     Современная теория макроэкономического равновесия совокупного спроса и предложения представляется моделью AD-AS. На рынках спроса и предложения механизм ценообразования решает три основных вопроса рыночного хозяйства: что, как и для кого производить. Но, макроэкономического равновесия на товарных рынках недостаточно для нормального развития экономики. Необходимо достижение равновесия и на денежном рынке.

     Модель AD-AS является базовой для изучения колебаний объема выпуска товарного  рынка в зависимости от уровня цен в экономике в целом; а  также для изучения причин и последствий  этих изменений. Исходя из этого, с помощью  модели можно описать различные  варианты экономической политики государства.

     Цель  данной курсовой работы: анализ совокупного  спроса и совокупного предложения  в национальной экономике.

     Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть понятие совокупного спроса и его составляющие элементы.
  • Рассмотреть графическую модель совокупного спроса.
  • Рассмотреть понятия совокупного предложения и факторы, влияющие на него.
  • Провести анализ совокупного спроса и совокупного предложения в экономике РБ.
  • Предложить соответствующие меры по проблеме макроэкономического равновесия в РБ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1

СТРУКТУРА СОВОКУПНОГО СПРОСА И ЕГО ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ 

     В условиях рыночной экономики главным  двигателем роста является совокупный спрос.

     Совокупный  спрос AD -  сумма всех индивидуальных спросов, планируемых расходов на конечные товары и услуги, производимые в экономике и предлагаемые на рынке благ. Совокупный спрос отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами и общим уровнем цен. [2, c. 44]

     Совокупный  спрос имеет две формы:

    • натурально-вещественную;
    • стоимостную.

     Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает потребность в товарах и услугах. Его структура может быть представлена: во-первых, определенными видами продуктов  и услуг непроизводственного  потребления, удовлетворяющими личные и иные непроизводственные потребности; во-вторых, совокупностью всех средств производства и производственных услуг (научные исследования и разработки, направленные на совершенствование технологии; обслуживающая производство информация; связь и т. д.).

     Совокупный  спрос в стоимостном выражении  представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные  в экономике. Он отражает связь между  объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами: населением, предприятиями и государством, и общим уровнем цен в экономике.

     Графически  модель совокупного спроса представляется в виде кривой с отрицательным  наклоном, которая характеризует  обратную зависимость между объемом покупаемого реального ВНП и уровнем цен. На рисунке 1.1 кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.  

     

     Рисунок 1.1. -  Кривая совокупного спроса AD 

     В структуре совокупного спроса можно  выделить 4 макроэкономических субъекта, влияющих на объем спроса:

     1) совокупный спрос домохозяйств  – потребительский спрос (C);

     2) спрос фирм на инвестиции (I);

     3) спрос на товары и услуги  со стороны государства (G);

     4) чистый экспорт (Xn) – разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на импортные товары.

     Чтобы определить объем совокупного спроса, необходимо определить объём спроса каждого из этих субъектов. Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится больше половины объёма конечного совокупного спроса. Потребительский спрос или расходы изменяются медленно, относительно стабильны. Другие компоненты совокупного спроса более динамичны, например инвестиционный спрос, их изменения вызывают колебания экономической активности.

     Из  структуры совокупного спроса выделяют формулу:

      

     AD = C + I + G + Xn (1. 1) 

     При этом в реальной действительности одни компоненты совокупного спроса способны быстро изменяться (инвестиции, государственные  расходы), другие – относительно стабильны  и медленно изменяются (потребительские  расходы). [6, с. 449]

    Факторы AD.

     Главные факторы совокупного спроса, делятся  на ценовые и неценовые.

       Ценовые факторы объясняют убывающий характер зависимости величины совокупного спроса от роста цен. Такая зависимость объясняется следующими эффектами:

  • процентной ставки. Если в обществе денежная масса остается постоянной, то рост цен может привести к повышению процентной ставки, что снижает инвестиционный и потребительский спрос, так как многие товары длительного пользования приобретаются на основе потребительского кредита. Следовательно, более высокому уровню цен соответствует меньший объем совокупного спроса, и наоборот;
  • богатства (эффект реальных кассовых остатков). Повышение уровня цен приводит к снижению покупательной способности денег, реального дохода и совокупного спроса. Понижение уровня цен соответственно приводит к увеличению совокупного спроса;
  • импортных закупок, которые имеют место при изменении соотношения цен на импортные товары и отечественную продукцию. Если цены на товары внутри страны растут, их экспорт становится более дорогим и проблематичным, вместе с тем, увеличивается спрос на более дешевые импортные товары. В результате объем чистого экспорта уменьшится, как и совокупный спрос.

     Все эти эффекты связаны с изменением общего уровня цен на товары и услуги. При этом имелось в виду, что  все другие условия являются неизменными. Однако на практике необходимо учитывать  и так называемые «прочие условия» - ими являются неценовые факторы  совокупного спроса. Эти факторы  называют ещё детерминантами. [8, с. 47-48]

     Изменение совокупного спроса под воздействием изменения уровня цен имеет вид  кривой совокупного спроса. Неценовые факторы, оказывающее влияние на совокупный спрос, действуют при данном, т. е. фиксированном, уровне цен. Поэтому графически это изображается как смещение самой кривой совокупного спроса вправо (если спрос возрастает) или влево (если спрос падает).  

     

     Рисунок 1. 2 - Изменение совокупного спроса 

     Поэтому различают  изменения в объёме совокупного спроса на национальный продукт, вызванные изменениями  в уровне цен, и изменениями в  самом совокупном спросе, которые  вызваны изменениями одной или  нескольких неценовых детерминант совокупного спроса (рисунок 1.2). [8, с. 48]

     К неценовым факторам, смещающим кривую совокупного спроса, можно отнести:

  1. Потребительские расходы

     – благосостояние потребителя. Материальные ценности состоят из всех активов, которыми владеют потребители, будь это акции, облигации, недвижимость. Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров), как  средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских  расходов совокупный спрос уменьшается, и его кривая смещается влево  и наоборот. Здесь изменения в  реальной стоимости материальных ценностей  не зависят от изменений уровня цен;

       – ожидания потребителя. Изменения  в характере потребительских  расходов зависят от прогнозов,  которые делают потребители, например, когда считают, что в будущем  их реальный доход увеличится. Тогда они готовы тратить большую  часть своего нынешнего дохода, следовательно, в это время  потребительские расходы возрастают, кривая совокупного спроса смещается  вправо. Ситуация противоположна, если  потребители полагают, что их доходы в будущем уменьшаться;

     – задолженность потребителей. Высокий уровень задолженности потребителя, образовавшийся в результате прежних покупок в кредит, может заставить его сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Кривая спроса сместиться влево;

       – налоги. Уменьшение ставок подоходного  налога влечёт за собой увеличение  чистого дохода и количества  покупок при данном уровне цен и наоборот.

  1. Инвестиционные расходы

       – процентные ставки. При «прочих  условиях», увеличение процентной  ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен,  приведёт к уменьшению инвестиционных  расходов и сокращению совокупного спроса;

       – ожидаемые прибыли от инвестиций. Более оптимистичные прогнозы  на получение прибыли на вложенный  капитал увеличивают спрос на  инвестиционные товары и тем  самым смещают кривую совокупного спроса вправо;

       – налоги с предприятий. Их  увеличение приведёт к уменьшению  прибылей, следовательно, и к уменьшению  инвестиционных расходов и совокупного спроса;

       – увеличение избыточных мощностей, то есть наличного неиспользуемого капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос. Т. е. у фирм, работающих не на полную мощность, нет достаточного стимула, чтобы строить новые заводы. И наоборот, если фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности уменьшаются, они готовы строить новые заводы и покупать больше оборудования. Следовательно, увеличиваются инвестиционные расходы, и кривая совокупного спроса смещается вправо.

  1. Государственные расходы

     Увеличение  государственных закупок национального  продукта при данном уровне цен будет  приводить к возрастанию совокупного  спроса до тех пор, пока налоговые  сборы и процентные ставки будут  оставаться неизменными. И наоборот, уменьшение государственных расходов приведёт к сокращению совокупного спроса.

  1. Расходы на чистый экспорт

     Изменение совокупного спроса будет происходить  тогда, когда происходят изменения  в закупках отечественных товаров  зарубежными потребителями. Увеличение чистого экспорта (экспорт минус  импорт) смещает кривую  совокупного  спроса вправо, так как увеличивается  спрос на отечественные товары за рубежом, а следовательно, и совокупный спрос в целом на эти товары. К аналогичному результату приводит и сокращение импорта, так как в этом случае увеличивается спрос на отечественные товары внутри страны.

     Идеальной ситуацией роста совокупного  спроса за счет увеличения чистого  экспорта была бы такая, когда объём  экспорта увеличивается с одновременным  уменьшением импорта.

Информация о работе Спрос и предложение в Республики Беларусь