Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:30, контрольная работа
Успешная реализация целей любого предприятия непосредственно связана с оптимальным использованием человеческих ресурсов, т. е. персонала (работников). Персонал предприятия - это его личный состав, работающий по найму, обладающий качественными характеристиками и имеющий трудовые отношения с работодателем.
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Факультет
Кафедра
Контрольная работа
по Экономике
и управлению малым предприятием
Выполнила студентка 5 курса 53 группы
Рецензент
Москва
2011г.
Содержание
Успешная
реализация целей любого предприятия
непосредственно связана с
Управление
персоналом - комплексное, целенаправленное
воздействие на коллективы и отдельных
работников в направлении обеспечения
оптимальных условий для
Менеджмент любого предприятия, независимо от сферы его деятельности, включает два основных равнозначных аспекта:
1) Определение целей предприятия, разработка мероприятий по их достижению и осуществление контроля результатов;
2) Управление людьми, работающими на предприятии. Обеспечение комфортных условий работы на - залог эффективной работы организации.
Особенности малого предприятия требуют от руководителей высокого профессионализма в области управления персоналом.
Рассмотрим ряд общих особенностей, не зависящих от формы собственности и сферы деятельности организации.
Комплексный характер деятельности и гибкая организация труда. Отсутствие четкого функционального разделения между административным и производственным персоналом способствует сокращению дистанции между персоналом, однако не устраняет социальных различий (например, в оплате труда). Работникам малого предприятия приходится выполнять функции не свойственные их должностям, поэтому здесь необходимы не профессионалы узкого профиля, а универсальные работники, способные совмещать должности и выполнять различные виды работ. Одна из сильных сторон малого бизнеса - свобода в определении круга обязанностей и способность к быстрым переменам.
Отсутствие многоуровневой организационной структуры. Это приводит персонал к пониманию карьеры как расширения и усложнения функциональных обязанностей, роста профессионализма, увеличения заработной платы, а не повышения в должности.
Относительно
более высокая
Меньшая
степень бюрократичности в
Организационное обучение практически отсутствует. Объясняется это рядом причин: недооценка руководителем предприятия необходимости обучения, нехватка средств, неопределенность перспектив предприятия, низкая оценка существующих курсов обучения.
Повышенные
требования к личным качествам работника.
Малый коллектив быстрее
Принципы отбора персонала иногда ориентированы не на прямые, а на косвенные доказательства профессиональной пригодности работника. Значимость рекомендаций на малых предприятиях в настоящее время рассматривается не только с точки зрения подтверждения профессионализма работника, фактически они являются подтверждением наличия у кандидата знакомых и коллег, готовых отвечать своей репутацией за действия работника. Важно не только содержание рекомендации, а личность (должность) того, кто ее дает. В этом случае принципы кадрового отбора ориентированы не на прямые, а на косвенные доказательства профессиональной состоятельности кандидата. Предприятие получает работника, обладающего специфическим капиталом в виде личных знакомств, должностных контактов и неформальных связей, которые в дальнейшем принесут предприятию дополнительные заказы и предложения.
Самая важная проблема работников малого предприятия - социальная незащищенность. Благополучие персонала зависит от руководителя. Прослеживается слабая формализация трудовых отношений: часто предпочтение отдается устным трудовым договорам, редко гарантируется охрана труда, широко практикуются гибкие формы принуждения сотрудников к труду без оплаты больничных и ежегодных отпусков. Практически на всех малых предприятиях отсутствуют коллективные договоры, профсоюзы, которые смогли бы оказать давление на администрацию, в защиту интересов работников. Единственный документ, который регулирует отношения работодателя с работниками, - Трудовой кодекс РФ. В ст. 59 Трудового кодекса РФ (и это единственная норма, касающаяся непосредственно субъектов малого бизнеса) сказано, что: «срочный трудовой договор может заключаться по инициативе работодателя либо по инициативе работника ... с лицами, поступающими на работу в организации - субъекты малого предпринимательства с численностью до 40 работников (в организации розничной торговли и бытового обслуживании - до 25 работников), а также к работодателям - физическим лицам». На всех предприятиях различных сфер деятельности рабочие рассматриваются как наемные работники, а специалисты - как единомышленники.
Существенное различие стартовых условий предприятий: бывшие государственные предприятия уже имели помещения, оборудование, сложившуюся систему хозяйственных связей. Это дает им возможность развивать и совершенствовать социально-бытовую сферу и вкладывать средства в обучение и развитие персонала. Однако ориентация на традиционную организацию труда не позволяет им обеспечивать достаточную для функционирования в рыночной среде гибкость, что и отражается в более низкой доходности по сравнению с новыми предприятиями.
Наряду с общими особенностями управления, персоналом малого предприятия существуют различия на предприятиях разных сфер деятельности. В производственных организациях сложная структура персонала: администрация, специалисты, производственные рабочие. Следовательно, этим предприятиям необходимо использовать более разнообразные методы стимулирования и вознаграждения за труд. Такие методы стимулирования, как карьерный рост, обучение за счет предприятия, участие в доходах или собственности, практически отсутствуют. Производственные организации в основном имеют дело с рабочими специальностями, что упрощает методы отбора работников и их оценку. В производственных организациях более заметна статусная разница между работниками и противоречия интересов. Это ведет к повышению уровня конфликтности.
Банковская
сфера характеризуется
Торговые малые предприятия обучение персонала проводят внутри предприятия и ориентируют работников на самообразование и самостоятельное приобретение опыта работы. При отборе персонала руководители не всегда имеют представление о требованиях, которые предъявляет к работнику та или иная специальность.
На малом предприятии, как правило, нет специальных кадровых служб. Работой с персоналом занимается либо руководитель организации, либо сотрудник, которому эта работа поручена.
В классическом понимании в функции управления персоналом входят следующие виды деятельности:
а) планирование человеческих ресурсов - определение потребности в кадрах (с количественной и качественной стороны), разработка политики управления персоналом;
б) формирование кадрового состава - отбор, наем, введение в должность, увольнение, сокращение, перемещение работников. Разработка методов отбора и системы квалификационных требований к принимаемым работникам;
в) организация труда - расстановка кадров, распределение и перераспределение обязанностей, установление режимов труда и отдыха и т. д.;
г) обучение персонала - введение в должность (при приеме на работу), повышение квалификации, переобучение, развитие (содействие самообразованию работника);
д) оценка деятельности (аттестация) персонала с целью определения соответствия работника требованиям выполняемой работы, его загруженности, способности к росту;
е) оплата и стимулирование труда, включая различные социальные компенсации;
ж) охрана труда и здоровья;
з)
формирование и поддержание системы коммуникаций
внутри
предприятия - обеспечение информированности
персонала, взаимодействие с профсоюзом,
устранение конфликтов, формирование
социально-психологического климата в
коллективе;
и)
ведения информационно-аналитической
работы по персоналу
и делопроизводства.
Руководители малых предприятий сами решают, какие функции необходимы для успешной деятельности их предприятия. Характерен следующий набор первостепенных функций:
1)
формирование состава
2) обучение и развитие работников;
3)
оценка результатов работы персонала
и вознаграждение за
труд;
4) делопроизводство в управлении персоналом.
Подбор персонала - наиболее ответственный этап в управлении малым предприятием, Так как ошибка обходится слишком дорого.
Для малых предприятий возможны следующие варианты подбора персонала:
- индивидуальный (по рекомендациям, через личные знакомства);
- по объявлениям (через средства массовой информации и рекламу предприятия);
- через службу занятости населения.
Поиск работников по личным каналам приводит к ненужности специальных процедур отбора, поскольку на работу приглашается человек, о котором уже многое известно.
Однако
при использовании любых
- основной род деятельности в настоящее время, профессиональные интересы;
- причины, по которым кандидат хотел бы поменять место работы, какие цели он ставит перед собой;
-
что нестандартного (нового) он может предложить
на новом
месте работы;
- что он ожидает от предстоящего места работы;
- какая работа ему наиболее по душе;
- на какую заработную плату он рассчитывает;
- как он повышает свои профессиональные знания;
- как строит он свои взаимоотношения с коллегами и испытывает ли трудности в общении;
- не помешает ли его личная жизнь новой работе.
Следует обратить внимание на его внешний вид (стиль одежды, умение держаться), культуру поведения, культуру речи (умение формулировать мысли), умение слушать, его активность и заинтересованность.
Кандидату
следует разъяснить некоторые специфические
особенности и правила
а) каковы основные требования, предъявляемые к работнику, критерии оценки производительности его труда и связанная с ними оплата (санкции);
б) кто определяет, каким образом должна быть обеспечена требуемая производительность и качество труда;