Создание свободных экономических зон в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ факторов, препятствующих созданию СЭЗ. Так же выявление причин, усложняющих функционирование данных экономических зон на территории России. Исходя из данной цели, вытекают следующие задачи:
- оценка нынешнего состояния СЭЗ в РФ
- анализ причин, препятствующих функционированию СЭЗ
- перспективы развития СЭЗ в России
При написании данной работы были использованы следующие методы исследования:
- анализ научной и учебной литературы по заявленной теме
- обзор интернет - изданий.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность, основные черты и классификация СЭЗ . 5
Глава 2. Проблемы создания и функционирования СЭЗ в России 14
Глава 3. Перспективные направления СЭЗ в России. 18
Заключение. 27
Список источников 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа12.docx

— 74.66 Кб (Скачать)

Создание технопарков могло  бы не только привести к организации отдельных высокотехнологичных производств, но и содействовать расширению и диверсификации российского экспорта. Технопарки с участием иностранного капитала могли бы дать значительный народнохозяйственный эффект: обеспечить дополнительный приток валютных средств за счет экспорта высокотехнологичной продукции; способствовать развитию отечественной промышленности, которая, будучи неспособной первой интегрировать достижения науки и техники в производство, воспользуется плодами деятельности технопарков, приобретая на внутреннем рынке их высокотехнологичную продукцию; поможет ослабить «утечку умов». Кроме того, технопарки, создаваемые и на базе бывших закрытых городков ВПК, могли бы несколько облегчить проблему конверсии военных отраслей и проблему занятости.

Другое стратегически оправданное  направление – реализация транспортно-географического положения России и потенциала ее припортовых территорий. Создание здесь широкой сети свободных таможенных зон не только бы ускорило интеграцию России в мировую экономику, но и притянуло бы к ней крупные потоки товаров и капиталов, которые ныне направляются в аналогичные зоны зарубежных стран Черноморья и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Наконец, богатые природными ресурсами, но не имеющие особого выигрышного положения зоны (Кемеровская область, Алтайский и Забайкальский край) могут быть преобразованы в ряд крупных концессионных участков. Основное внимание здесь следует уделять не столько традиционным для СЭЗ налоговым льготам для иностранных инвесторов, сколько заключению долгосрочных инвестиционных контрактов на разработку минеральных ресурсов с гибкой шкалой раздела продукции, что способствовало бы притоку иностранного капитала в другие отрасли местной промышленности и социальной сферы.

Кроме того, в настоящее время  вопрос о функционировании, поддержании и контроле СЭЗ рассматривается как один из регуляторов экономики. Так 6 октября 2009 г. президент Дмитрий Медведев своим указом ликвидировал Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами («РосОЭЗ»)18. Все функции и полномочия, а также обязательства, возникшие в результате исполнения судебных решений, ранее принадлежавшие «РосОЭЗ», перешли к Министерству экономического развития.

Изложенное дает основания считать, что в подходе к СЭЗ в  нашей стране неуместен как безоглядный  энтузиазм, так и всеобщий нигилизм. Деятельность свободных экономических зон  в Российской Федерации трудно оценивать однозначно. С одной стороны, российский опыт создания СЭЗ можно назвать неудачным. В погоне за получением льгот по привлечению инвестиций местные власти не принимали во внимание возможную эффективность функционирования зоны и ее влияние па экономику региона в долгосрочной перспективе. Неудивительно, что подавляющее большинство созданных СЭЗ фактически прекратили свое существование. Но, с другой стороны, вряд ли стоит полностью отказываться от практики создания СЭЗ в будущем. При грамотной политике и учете специфики пашен страны деятельность СЭЗ может способствовать ускорению научно-технического прогресса, росту выпуска наукоемкой продукции. При этом нельзя рассматривать СЭЗ как панацею для оздоровления экономики страны в целом, в подавляющем большинстве случаев подобные образования помогают успешно решать локальные и региональные экономические и социальные задачи. Однако для этого в государстве должна быть разработана четкая правовая основа, так как неконтролируемый процесс создания разнообразных зон экономического благоприятствования может нарушить баланс между регионами страны, что особенно опасно для такого крупного федеративного государства, как Россия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проведенный анализ дает основания полагать,  что ответ на вопрос: есть ли перспективы у свободных экономических зон в России - может быть положительным.  Однако, несомненно и то, что эффективная реализация этой формы экономического взаимодействия с остальным миром может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:

  • формирования  на  федеральном  уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;
  • разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ;
  • организации СЭЗ на ограниченной территории,  исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны;
  • взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;
  • возможности (и готовности) федеральных органов направить  значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ,  с понимаем того,  что реальный эффект для страны может быть  получен лишь в перспективе;
  • создания  на  федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания СЭЗ и  осуществляющего  контроль за  выполнением  свободными  зонами их обязательств по отношению к государству,  включая использование средств,  получаемых из  федерального бюджета;
  • предоставления иностранным и российским инвесторам,  действующим в СЭЗ,  лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те,  которые  они  имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.

Как видно,  здесь нет  принципиально невыполнимых условий. Думается, что проблемы свободных экономических зон могут быть решены при согласованных действиях всех заинтересованных сторон.

Создание СЭЗ  в России может стать,  как и во многих странах мира, одним  из  эффективных  способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором  развития  внешнеэкономических  связей  и  экономики страны в целом.  Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников

  1. Арутюнян Л.О. Особые экономические зоны как фактор стимулирования развития инновационной деятельности // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, организация. 2006.
  2. Бахтин С.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах России и офшорных зонах: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2006.
  3. Гасумянова А.В. Правовой режим предпринимательства в особых экономических зонах Российской Федерации: Автореф. дис. ... к.ю.н. СПб., 2008.
  1. Дергачев В.А. Международные экономические отношения. Учебник для вузов, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 368 с.

  1. Диденко Н.И. Экономика развития: Учебное пособие для магистров экономики. - СПб.: СПбГПУ, 2007. - 56 с.
  2. Дралин А.И., Михнева С.Г. Международные экономические отношения: учебное пособие. Изд. 2-e, пeрeрaб. и дoп. - Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2006. - 162 с. 
  3. Закон о торговых соглашениях от 12 июня 1934 г. // http://www.cofe.ru/finance/russian/8/90.htm
  1. Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах (справочное издание). - М.: РУСАКИ, 2007. - 288 c. 

  1. Конституция РФ // http://www.constitution.ru/
  2. Кочергина Т. Е. Мировая экономика. Ростов н/Д: Феникс, 2008. —   267 с.
  3. Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник / В.М. Кудров. - Москва: Дело, 2004. - 515 с. 
  4. Ломакин В.К. Мировая экономика. Учебник. М.: Ветвь, 2007. - 672 с.
  5. Любецкий В.В. Мировая экономика: Учебно-методические материалы. - М.: МИЭМП, 2005. - 80 с.
  6. Морозова Т. Г. Региональная экономика: Учебник для вузов / Под ред. проф. Т. Г. Морозовой ;. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 519 с.
  7. Титов И.В. Экономика предприятия. Учебник, М.: Эксмо, 2008. – 414 с.
  1.  Указ Президента Российской Федерации о создании зоны свободной торговли «Шереметьево» //  http://www.consultant.ru/

  1.  Филиппова И.А. Мировая экономика и международный бизнес: Учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2008. - 168 с. 

  1.  Фролова Т.А., Мировая экономика: конспект лекций, Таганрог: ТРТУ, 2005. – 364 с.
  1.  Челноков И.В. Региональная экономика: организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона. - Тамбов: Изд-вo ТГТУ, 2002. - 112 с. 

Cписок интернет-источников

  1. Дудченко Г.Б. Восток провинции Хэйлунцзян как перспективный район российско-китайского экономического взаимодействия  // http://kitairu.info/rus/articles/dudchenko/22/
  2. Журнал «Экономика России XXI век» электронная версия - http://www.ruseconomy.ru/
  3. Золотухин И.М., Классификация и виды свободных экономических зон // http://www.tisbi.org/science/vestnik/2008/issue2/Economica/ Zolotuhin.html
  4. Информационно-аналитический портал «Таможня.ру»//

http://www.tamognia.ru/doc_base/document.php?id=1571053

  1. Российские особые экономические зоны -  http://www.rosez.ru/
  2. Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru 
  3. Чижов С. Тенденции развития ОЭЗ на базе аэропортов. // http://www.ppp-russia.ru/analitica/item-11.html
  4. Шарапов С.А.,  Свободные экономические зоны. Сборник статей//  http://zhurnal.lib.ru/s/sharapow_sergej_aleksandrowich/swobodnyeekonomicheskiezony.shtml
  5. Шумков А.В. «РФ до и после распада СССР». Сравнение результатов развития за периоды 1945-1960 (РСФСР) и 1995-2010 (РФ) // http://www.warandpeace.ru/ru/analysis/view/57006/
  6. Экономический интернет журнал «Nota Bene»//  http://www.nbene.narod.ru/econom/feconom18.htm
  7. Электронное периодическое издание «Русское экономическое обозрение» от  23 марта 2011 г. // http://economic-review.ru/publications/67/

1 Экономический интернет журнал «Nota Bene»// http://www.nbene.narod.ru/econom/feconom18.htm

2 Информационно-аналитический портал "Таможня.ру"//

http://www.tamognia.ru/doc_base/document.php?id=1571053

3 Золотухин И.М., Классификация и виды свободных экономических зон// http://www.tisbi.org/science/vestnik/2008/issue2/Economica/Zolotuhin.html

4 Закон о торговых соглашениях от 12 июня 1934 г. // http://www.cofe.ru/finance/russian/8/90.htm

5 Электронное периодическое издание «Русское экономическое обозрение» от  23 марта 2011 г. // http://economic-review.ru/publications/67/

6 Чижов С., Тенденции развития ОЭЗ на базе аэропортов. // http://www.ppp-russia.ru/analitica/item-11.html

7 Дергачев В.А., Международные экономические отношения. Учебник для вузов, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 – 154 с.

8 Дергачев В.А., Международные экономические отношения. Учебник для вузов, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 – 178 с.

9 Фролова Т.А., Мировая экономика: конспект лекций, Таганрог: ТРТУ, 2005. // http://www.aup.ru/books/m175/6_1.htm

10 Шарапов С.А.,  Свободные экономические зоны. Сборник статей // http://zhurnal.lib.ru/s/sharapow_sergej_aleksandrowich/swobodnyeekonomicheskiezony.shtml

11 Дудченко Г.Б. «Восток провинции Хэйлунцзян как перспективный район российско-китайского экономического взаимодействия» // http://kitairu.info/rus/articles/dudchenko/22/

12 Конституция РФ. статья 74, часть 1// http://www.constitution.ru/10003000/10003000-5.htm

13 Конституция РФ. статья 74, часть 2// http://www.constitution.ru/10003000/10003000-5.htm

14 http://www.rosez.ru/ - Российские особые экономические зоны

15 http://www.gks.ru  - Федеральная служба государственной статистики

16 А.В. Шумков РФ до и после распада СССР. Сравнение результатов развития за периоды 1945-1960 (РСФСР) и 1995-2010 (РФ) // http://www.warandpeace.ru/ru/analysis/view/57006/

17 Указ Президента Российской Федерации о создании зоны свободной торговли "Шереметьево"// http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=EXP;n=224545

18 http://www.rosez.ru/ - Российские особые экономические зоны

 


Информация о работе Создание свободных экономических зон в России