Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 20:29, курсовая работа
Целью данной работы является анализ факторов, препятствующих созданию СЭЗ. Так же выявление причин, усложняющих функционирование данных экономических зон на территории России. Исходя из данной цели, вытекают следующие задачи:
- оценка нынешнего состояния СЭЗ в РФ
- анализ причин, препятствующих функционированию СЭЗ
- перспективы развития СЭЗ в России
При написании данной работы были использованы следующие методы исследования:
- анализ научной и учебной литературы по заявленной теме
- обзор интернет - изданий.
Введение 3
Глава 1. Сущность, основные черты и классификация СЭЗ . 5
Глава 2. Проблемы создания и функционирования СЭЗ в России 14
Глава 3. Перспективные направления СЭЗ в России. 18
Заключение. 27
Список источников 29
Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой (доверительной) деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций, в консалтинге. По некоторым оценкам, капитал, задействованный в сфере оффшорного бизнеса, достигает 500 млрд. долл. В нем участвуют почти 2 млн. вкладчиков (юридических и физических лиц), и каждый год регистрируется несколько тысяч новых компаний, увеличивающих объемы оффшорной деятельности10.
Деятельность оффшорных зон оценивается специалистами весьма неоднозначно. Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмывания «грязных денег» и разного рода банковских афер.
Комплексные зоны образуются путем установления особого, льготного по сравнению с общим режимом хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований.
Комплексные свободные экономические зоны появились в начале 80-х годов. Некоторые из них были созданы с нуля, а большинство сформировались на базе зон с экспортно-ориентированной обрабатывающей промышленностью и представляют собой новую, более высокую, ступень развития. Отличие комплексных свободных экономических зон от других форм заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной торговли экспорто-замещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма.
К комплексным СЭЗ можно отнести пять специальных экономических зон Китая, «открытые районы» КНР, а также бразильскую зону «Манаус», территорию «Огненная Земля» в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.
Международные СЭЗ. В 90-е годы активизируются процессы по формированию международных свободных экономических зон. Так, подготовлен проект создания специальной экономической зоны Ту-манган (Туманцзян). Эта СЭЗ должна быть создана на стыке границ России, Китая и КНДР. Проект рассчитан на 20 лет, его стоимость на первом этапе - 90-110 млрд. долл. Создание этой зоны предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России. В свободной экономической зоне будет построен крупный порт, многочисленные промышленные предприятия с использованием китайской и корейской рабочей силы. Россия должна будет поставлять на эти предприятия сырье и материалы для переработки. Предприниматели, организовавшие производство в СЭЗ, будут пользоваться рядом льгот. Предусматривается, что зона будет иметь гибкие границы, к участию в совместном освоении смогут подключиться также и сопредельные районы.
Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а на региональном уровне привела к появлению так называемых «еврорегионов» как формы организации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляет собой добровольное объединение пограничных областей различных государств, прежде всего в хозяйственной сфере, с целью интенсификации внешнеэкономических связей друг с другом. Высшие органы каждой страны, осуществляющей свою деятельность в еврорегионе, делегируют данной области полномочия, способствующие интенсификации приграничных хозяйственных и иных связей. Активную роль в создании еврорегионов играют Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, а также Украина и Беларусь. К середине 90-х годов созданы еврорегионы «Карпаты», «Буг», «Померания».
В 1994 г. подписано соглашение о создании российско-китайской торговой приграничной зоны в районе китайского города Суйфэнхэ11. Совместное образование или использование приграничных свободных экономических зон с сопредельными странами ближнего и дальнего зарубежья, особенно на границе с Китаем, Финляндией, Норвегией, в Калининградской области, может способствовать развитию приграничной торговли, реализации крупных совместных проектов на основе использования сырьевых ресурсов и производственных мощностей обеих сторон, прежде всего, российской.
Глава 2. Проблемы создания СЭЗ в России
Несмотря на короткий срок существования российских СЭЗ, можно подвести предварительные итоги их деятельности. Они сводятся к тому, что деятельность большинства СЭЗ в России, если придерживаться международных стандартов, не эффективна.
Экспертная оценка практики функционирования свободных экономических зон в России, проведенная международной ассоциацией развития СЭЗ, показывает, что предполагаемые цели создания СЭЗ не достигнуты. При отсутствии надежной правовой базы по созданию СЭЗ деятельность этих территориальных объединений не способствует решению приоритетных для страны проблем в области стабилизации и подъема экономики, регионального развития и укрепления федерализма, развития внешнеэкономических связей.
Вместо инструмента
Так же существуют проблемы, касающиеся вообще правомерности принятия каких-либо решений об образовании различных СЭЗ на территории России. Функционирование СЭЗ в режиме свободной таможенной зоны (а именно это привлекает большинство регионов, добивающихся статуса СЭЗ) означает, что территория зоны подпадает под условия таможенной экстерриториальности. Между тем Конституция Российской Федерации запрещает образование таможенных границ внутри территории страны: «На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств»12. Исключения допускаются лишь в целях «...обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей»13. Таким образом, пока эта коллизия не устранена, таможенные зоны не имеют никакой правовой базы и находятся под угрозой ликвидации.
Слишком большие размеры территории СЭЗ. Площадь первых одиннадцати зон в России превышала территории таких европейских государств, как Франция и Испания, вместе взятых. В России целые области и края получили статус СЭЗ без учета предпосылок и возможностей эффективной деятельности на внешних рынках. Даже технически невозможно установить в масштабах краев и областей таможенный режим. На что, скажем, могла рассчитывать «Даурия», включив в СЭЗ всю территорию области – свыше 400 тыс. км2 или «Ева» (Еврейская автономная область) – 360 тыс. км2. Другие зоны также стремились взять под свою юрисдикцию как можно большую территорию, не понимая, что чем она крупнее, тем ниже эффективность функционирования зоны. Исходя из мировой практики для нормального обустройства 1 км2 зоны экспортного производства требуются вложения порядка 45-50 млн. долл., свободной таможенной зоны – 15-20 млн. долл. Гигантомания в этом деле не могла приводить к реальному успеху: одни затраты на обустройство специального таможенного режима намного превысили бы возможные будущие доходы14.
Нахождение большинства СЭЗ во внутренней части страны. Успешность функционирования СЭЗ во многом зависит от ее экономико-географического положения, важной составляющей которого является близость к основным транспортным магистралям и мирохозяйственным центрам, что в большинстве случаен, обеспечивается за счет приграничного расположения.
Отрицательное воздействие СЭЗ на экономику региона. Ярким примером такого рода является ситуация в Калининградской области, где предприятиям-импортерам было предоставлено право неограниченного ввоза па территорию области товаров иностранного производства с освобождением от всех видов таможенных платежей. Льготы, действовавшие на территории СЭЗ, негативно сказались на состоянии местных промышленных предприятий, неспособных конкурировать с дешевой, практически беспошлинной импортной продукцией. В результате, поданным Госкомстата РФ, падение физического объема производства промышленной продукции в Калининградской области в 1991 – 1998 гг. составило 71,2%15. Это один из самых худших показателей в Российской Федерации: в среднем по стране падение производства за данный период было равно 49,7%.16 Затем, постановлениями правительства было введено квотирование импорта па территории области, однако это не способствовало улучшению ситуации, так как в состав квотируемой попала продукция, не производимая в области и необходимая промышленным предприятиям (например, бензин). А также отсутствие четкого контроля со стороны государства дают возможность злоупотреблений на территории СЭЗ.
Слабое звено в деятельности российских СЭЗ – отсутствие эффективной системы управления зонами на федеральном и местном уровнях. С одной стороны, эта система должна учитывать потребности и интересы местных территорий в привлечении иностранных капиталов, заинтересованность местных властей в развитии управляемых ими территорий, в обеспечении их успешного выхода на мировой рынок. С другой стороны, предоставляя финансовые ресурсы в пользу зональных территорий, федеральное Правительство заинтересовано не только в обеспечении местных, но и общенациональных интересов. Поэтому одним из ключевых вопросов образования СЭЗ является создание такой системы управления, в которой сочетался бы баланс этих взаимосвязанных интересов. Однако до настоящего времени подобная система управления зонами не создана.
Недостаточное и
неэффективное использование
Результатом подобной политики зонирования в России, несмотря на определенные коррективы, вносимые на местах, служат слабая эффективность этих зон и иррациональность.
Глава 3. Перспективные направления по развитию СЭЗ в России
Цели, преследуемые другими
странами при создании СЭЗ, преследуются
и Россией. И в нашей стране специальные
экономические зоны могут служить:
-
фактором вовлечения экономики в МРТ через
развитие экспортноориентированного
или импортозамещающего производства;
-
стимулом развития отдельных регионов
страны;
-
средством совершенствования специальных
отраслевых производств;
-
в качестве территории свободного предпринимательства,
где апробируется особый механизм перехода
к рынку;
-
способом косвенного модернизирующего
воздействия на экономику через демонстрационные
и обучающие эффекты, выходящие за пределы
зональной территории;
-
методом образования в национальной экономике
так называемых центров развития, или
центров роста.
Однако
все эти цели сразу не могут быть достигнуты.
Да и стремиться к этому вовсе не обязательно.
России в настоящее время можно сконцентрировать
свои усилия на достижении всего лишь
нескольких целей. Надо избирательно проводить
определенные мероприятия, которые будут
способствовать привлечению иностранного
капитала в страну. Нам представляется,
что на нынешнем этапе участия России
в мировой экономике главной целью создания
свободных экономических зон является
более глубокое включение России в международное
разделение труда посредством привлечения
в эти зоны иностранного капитала. Хотя
бы приближенное достижение этой цели
предполагает решение многих важных экономических
задач.
Прежде
всего, необходимо разработать государственную
программу организации специальных экономических
зон на территории Российской Федерации,
которая стала бы встроенным блоком в
общую программу развития национальной
экономики Российской Федерации. При этом
целесообразно саму программу развития
СЭЗ на территории России составить из
ряда частей. Изначальной ее составляющей
должен быть сектор регламентации условий
функционирования специальных экономических
зон. Зарубежные инвесторы заинтересованы
иметь четкое представление о таможенных
льготах, т.е. об освобождении их от импортных
пошлин или их существенном снижении по
сравнению с обычными. Их необходимо ознакомить
с налоговыми льготами, т.е. со снижением
или полным снятием налогов на добавленную
стоимость и на прибыль, а также акцизов.
Инвесторы должны быть информированы
о предоставлении разного рода бюджетных
субсидий, об упрощенном правовом режиме
учреждения и регистрации своих предприятий,
о банковском льготном кредитовании и
полной либерализации валютных операций.
Со всеми этими и другими условиями зарубежные
предприниматели должны без каких-либо
проволочек ознакомиться в информационном
центре зональной территории.
Важной
задачей углубления участия страны в международном
разделении труда является концентрация
усилий на развитии не всех имеющихся
видов СЭЗ, а только трех-четырех видов.
При избирательном подходе задача организации
зональных территорий может быть решена
в минимально короткие сроки. На наш взгляд,
такими первостепенными для реализации
видами свободных экономических зон могут
быть свободные таможенные зоны, экспортноориентированные
зоны и зоны импортозамещающего производства.
Практика
свидетельствует, что развитие внешнеторгового
оборота России нередко сдерживается
из-за отсутствия определенных услуг при
экспорте и импорте товаров. К примеру,
для приема, складирования и хранения
грузов могут широко использоваться свободные
таможенные зоны, которые имеют систему
таможенных складов. В качестве примера
свободной таможенной зоны может послужить
зона «Шереметьево», указ Президента о
создании которой был подписан в декабре
1992 г.17 Товары, ввезенные в эту зону,
рассматриваются как находящиеся вне
таможенной территории России и потому
не подлежащие обложению таможенными
пошлинами. Свободные таможенные зоны
можно рассматривать как начальный этап
создания других видов зон. Их особенность
состоит в том, что они требуют наименьших
затрат со стороны государства на развитие
инфраструктуры и полное обустройство
зональной территории.
Коль
мы хотим углубить включение страны в
мировую экономику, то необходимо повысить
наш экспортный потенциал за счет создания
в свободных экономических зонах экспортноориентированного
производства. Достижению этой цели будут
служить экспортнопроизводственные зоны,
в которых следует стимулировать развитие
конкурентоспособных производств как
в высокотехнологичных отраслях, так и
в отраслях по переработке топливно-сырье-вых
товаров. Пожалуй, классическим примером
таких зон можно назвать «Находку».
Перспективным
видом зон можно считать зоны импортной
направленности, т.е. территории, где может
происходить сборка изделий, предназначенных
для внутреннего рынка. Организация таких
зон приводит к удешевлению импорта, так
как доработка деталей и других частичных
изделий на территории зоны обходится
дешевле, чем импорт готовой продукции.
В этих же зонах можно наладить и импортозамещающее
производство. Например, было бы хорошо
в устье Онеги организовать зону по производству
легковых автомобилей посредством привлечения
иностранного капитала из Швеции, США
и Южной Кореи.
В
связи с дефицитом средств у федерального
правительства и местных властей важнейшей
задачей является создание эффективной
системы финансирования инфраструктуры
в СЭЗ. Разработка подобной системы должна
предусматривать создание специального
фонда развития данной зоны. Этот фонд
может формироваться за счет средств государственного
бюджета, различных национальных коммерческих
предприятий, а также путем привлечения
иностранных правительственных и коммерческих
кредитов. При этом эффективная система
финансирования развития инфраструктуры
зон должна быть в основном ориентирована
на возвратные формы предоставления финансовых
ресурсов. В связи с этим можно предоставить
местной администрации право в течение
нескольких лет использовать налоговые
платежи предприятий для покрытия привлеченных
на развитие инфраструктуры государственных
и коммерческих кредитов.
Анализ
зарубежного опыта создания СЭЗ показывает,
что для их нормального функционирования
важнейшей задачей является обеспечение
страхования иностранных инвестиций.
Поэтому неотъемлемой составной частью
государственной программы организации
зон на территории Российской Федерации
является необходимость обеспечить федеральное
и региональное страхование российских
и зарубежных капитальных вложений от
различных рисков, в том числе и политических.
Страхование также должно гарантировать
неприкосновенность капитала, вложенного
отечественными и зарубежными предпринимателями
в развитие данной зональной территории.
В
отечественной литературе, посвященной
вопросу создания СЭЗ в пределах Российской
Федерации, большое внимание уделяется
предоставлению зарубежным инвесторам
различного рода льгот — таможенных, налоговых,
правовых и др. Это закономерный подход,
отражающий практику формирования свободных
экономических зон в других странах мира.
Однако этим ограниваться нельзя. Дело
в том, что, по мнению многих зарубежных
экспертов, наибольший интерес для иностранных
инвесторов представляют не дополнительные
прибыли от предоставления им каких-либо
льгот, а скорее обеспечение доступа к
обширному российскому рынку. Видимо,
это последнее обстоятельство должно
находиться в центре внимания государственных
программ по составлению определенных
проектов СЭЗ, так как это стремление предполагает
установление экономических связей предприятий
СЭЗ с отечественными предприятиями на
основной территории Российской Федерации
и так или иначе затрагивает основы структуры
национальной экономики и механизма ее
функционирования.
Актуальной
задачей государственной программы организации
и развития свободных экономических зон
на территории Российской Федерации является
разработка эффективной системы управления
зонами в центре и на местах. С одной стороны,
эта система должна учитывать потребность
местных территорий в привлечении иностранных
капиталов, заинтересованности местных
властей в развитии управляемых ими территорий,
в обеспечении их успешного выхода на
мировой рынок. С другой стороны, предоставляя
финансовые ресурсы в пользу зональных
территорий, федеральное правительство
заинтересовано не только в удовлетворении
местных, но и общенациональных интересов.
Поэтому ключевым вопросом создания СЭЗ
является определение баланса этих взаимосвязанных
интересов. Однако на каком бы уровне—макроэкономическом
или местном — ни разрабатывалась система
управления специальными экономическими
зонами, во всех случаях она должна придерживаться
основополагающего принципа — быть эффективным
инструментом для инвестора при решении
всех организационных вопросов.
Итоги
деятельности СЭЗ в России довольно незначительные.
Все зоны фактически действуют на основе
правил, разработанных и внедренных в
жизнь за рубежом. Между тем есть мнение,
что этот вопрос должен решаться на российских
принципах. Для этого необходимо определиться
в том, какие зоны нам нужно иметь в будущем.
Не обязательно копировать в этом вопросе
развитые или развивающиеся государства.
Видимо, пора приступить к разработке
собственной концепции и механизма создания
и функционирования СЭЗ. Но этот вопрос
столь большой, что он заслуживает самостоятельного
рассмотрения. Здесь же можно лишь отметить
только некоторые контуры этой концепции.
Во-первых, зоны должны формироваться
не под давлением местных региональных
администраций, а исходя из мотивов народнохозяйственной
эффективности. Во-вторых, представляется,
что нашей стране нужно создавать специальные
экономические зоны в первую очередь для
своих предпринимателей. Привлекать национальный
капитал в зональные территории, в том
числе и тот, который выведен за границу.
В-третьих, развитие СЭЗ надо начинать
с отраслевых или точечных производств.
В современных условиях требуется пересмотр политики зонирования на основе экономической целесообразности, необходимого профессионализма и более конструктивного использования мирового опыта.
Очевидно, что только часть ранее созданных СЭЗ может сохранится в новых, более жестких условиях рыночных отношений. Чтобы привлечь инвесторов, как иностранных, так и российских, надо отказаться от территориальной аморфности и более четко определить модель развития СЭЗ.
Вместе с тем это не означает, что у действующих российских СЭЗ совсем нет будущего. Некоторые из них имеют право на существование при проведении корректировки своей политики и функциональной направленности. Перспективными представляются СЭЗ Санкт-Петербурга и Выборга, особенно первая, если создать на ее основе несколько небольших припортовых и технологических зон. Например, как это сделано в зоне свободного предпринимательства Ленинградской области, где одна большая зона разделена на 13 субзон. Хорошие перспективы у СЭЗ «Шерризон» – российского варианта СЭЗ «Шеннон». Пока здесь многое находится в процессе становления, но активно ведущееся обустройство прилегающей к международному аэропорту «Шереметьево» территории, быстро и масштабно осуществляемые работы по созданию общей инфраструктуры, складских помещений и экспортоориентированных производств в сочетании с продуманным технико-экономическим обоснованием проекта обещают ему в будущем успех. Создание и успешное функционирование «Шерризон» может повлечь за собой образование аналогичных зон в районе аэропортов «Домодедово» и «Внуково».
Перспективной формой СЭЗ могут быть технопарки, что в значительной степени объясняется особенностями взаимоотношений науки и производства в нашей стране. Отечественная наука занимает приоритетные позиции в ряде высокотехнологичных отраслей, в особенности в фундаментальных исследованиях. Однако до сих пор остается неразрешимой проблема интеграции науки и производства. Из-за несовершенства хозяйственного механизма предприятия промышленности и сельского хозяйства почти не используют достижения научно-технического прогресса. Наука, как и производство, сильно монополизирована. Не существует институтов и инфраструктуры венчурного бизнеса, т.е. специализированной предпринимательской деятельности, обслуживающей продвижения новшеств от научной идеи до ее практического освоения. В этих условиях связующим звеном между наукой и производством могут быть технологические парки с исследовательскими центрами различной ведомственной принадлежности, в которых будут заняты десятки тысяч высококвалифицированных специалистов, обладающих многолетним опытом в важнейших областях знаний.
Информация о работе Создание свободных экономических зон в России