Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 20:29, курсовая работа
Целью данной работы является анализ факторов, препятствующих созданию СЭЗ. Так же выявление причин, усложняющих функционирование данных экономических зон на территории России. Исходя из данной цели, вытекают следующие задачи:
- оценка нынешнего состояния СЭЗ в РФ
- анализ причин, препятствующих функционированию СЭЗ
- перспективы развития СЭЗ в России
При написании данной работы были использованы следующие методы исследования:
- анализ научной и учебной литературы по заявленной теме
- обзор интернет - изданий.
Введение 3
Глава 1. Сущность, основные черты и классификация СЭЗ . 5
Глава 2. Проблемы создания и функционирования СЭЗ в России 14
Глава 3. Перспективные направления СЭЗ в России. 18
Заключение. 27
Список источников 29
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,
СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА
КАФЕДРА «ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Внешнеэкономическая политика государства
на тему: Создание свободных экономических зон в России
Выполнила:
студент группы ДМГ-401
Пайзулаев Сайхан Султанович
Научный руководитель:
к.э.н., доцент кафедры МЭиМО МЭСИ
Назарова Елена Анатольевна
Москва,
2012 г.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Сущность, основные черты и классификация СЭЗ . 5
Глава 2. Проблемы создания и функционирования СЭЗ в России 14
Глава 3. Перспективные направления СЭЗ в России. 18
Заключение. 27
Список источников 29
Введение
Тема создания свободных экономических зон, в частности в России, является актуальной, т.к. на данном этапе развития мировой экономики, СЭЗ стали неотъемлемой частью международных экономических отношений. Они существуют в государствах, различных по уровню и характеру экономического развития. СЭЗ функционируют как в промышленно развитых и новых индустриальных, так и в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой. Но в России существуют некоторые барьеры как на этапе создания СЭЗ, так и в дальнейшем её функционировании.
Целью данной работы является анализ факторов, препятствующих созданию СЭЗ. Так же выявление причин, усложняющих функционирование данных экономических зон на территории России. Исходя из данной цели, вытекают следующие задачи:
- оценка нынешнего состояния СЭЗ в РФ
- анализ причин, препятствующих функционированию СЭЗ
- перспективы развития СЭЗ в России
При написании данной работы были использованы следующие методы исследования:
- анализ научной и учебной литературы по заявленной теме
- обзор интернет - изданий.
Практическая значимость заключается в том, что данный аналитический материал позволяет оценить результаты реформ проводимых в сфере создания СЭЗ в России, проанализировать мировой опыт создания и функционирования особых экономических зон.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность заданной темы, её значимость, объект и предмет исследования, цели и задачи, методы для достижения цели, а также практическая значимость.
В первой главе рассматривается понятие СЭЗ, ее особенности и предпосылки создания. Также описаны все виды имеющихся СЭЗ.
Во второй главе рассмотрены некоторые аспекты, отрицательно сказывающиеся на создании и функционировании СЭЗ.
В третьей главе, на основании рассмотрено материала, даны некоторые предложения по развитию СЭЗ в России.
В заключении приводятся задачи, поставленные в данной работе, и подводятся основные итоги, сделанные в результате исследования.
Глава 1. Сущность, основные черты и классификация СЭЗ
В международно-правовой практике “свободная зона” означает часть территории государства, где любые ввезенные товары обычно рассматриваются в том, что касается импортных пошлин и налогов, как находящиеся вне пределов таможенной территории и не являющиеся предметом обычного таможенного контроля1. Данное определение было дано в Киотской конвенции2 от 18 мая 1973 года, установившей коммерческую и промышленную свободные зоны.
СЭЗ создаются с какими-то
определенными целями, которые направлены
на повышение благосостояния как в самих
зонах, так и на территории целой страны.
К таким целям, как правило, относятся:
– активизация внешнеторговой деятельности;
– увеличение объемов экспорта;
– создание дополнительных рабочих мест;
– стимулирование промышленного производства;
– привлечение в страну иностранных инвестиций;
– подъем депрессивных территорий;
– выравнивание межрегиональных различий.
Способы
достижения этих целей чаще всего одинаковы
– это налоговые и таможенные льготы,
различные преференции.
Выделим следующие характерные черты СЭЗ:
1) Применение различных видов льгот
и стимулов, в том числе:
– внешнеторговых (снижение или отмена
экспортно-импортных пошлин, упрощенный
порядок осуществления внешнеторговых
операций);
– фискальных, связанных с налоговым стимулированием
конкретных видов деятельности. Льготы
могут затрагивать налоговую базу (прибыль
или доход, стоимость имущества и т. д.),
отдельные ее компоненты (амортизационные
отчисления, издержки на заработную плату,
НИОКР и транспорт), уровень налоговых
ставок, вопросы постоянного или временного
освобождения от налогообложения;
– финансовых, включающих различные формы
субсидий, предоставляемых как в прямом
виде – за счет бюджетных средств и преференциальных
государственных кредитов, так и косвенно
– в виде установления низких цен на коммунальные
услуги, снижения арендной платы за пользование
земельными участками и т п.
– административных, упрощающих процедуры
регистрации предприятий, режима въезда-выезда
иностранных граждан.
В научной литературе выделяется до 30
разновидностей СЭЗ3. Иногда довольно трудно классифицировать
ту или иную свободную зону однозначно,
поскольку они обладают чертами многих
зон. Российскими специалистами разработана
примерная классификация по признаку
хозяйственной специализации - профилю
деятельности большинства хозяйствующих
в зоне фирм.
При организации особых экономических зон используют два различных концептуальных подхода к формам СЭЗ: территориальный и функциональный (точечный). Несмотря на то, что в их основе лежит единый принцип предоставления преференциального режима хозяйствования. Тем не менее, между ними есть существенные различия, определяющие выбор одного из них. Согласно первому подходу льготным режимом пользуются предприятия и организации, расположенные на обособленной территории. При втором подходе преференции применяются к определённым видам предпринимательской деятельности вне зависимости от места их размещения.
Выбор одного из двух указанных подходов зависит от конкретных задач, которые должны быть решены в результате организации свободной экономической зоны. Так, территориальный подход лучше применить для решения проблемы развития какого-либо региона, а функциональный применим при крупной перестройке экономики в целом или её отдельных сфер. Функциональный подход более гибок, так как он даёт возможность создать так называемые точечные зоны, представленные отдельными предприятиями. Из-за этого он более удобен для инвесторов, в том числе и иностранных. Не ограничивая их местоположением соответствующей фирмы. Однако на практике преобладает территориальный подход.
Торговые зоны. Одной из простейших форм свободных экономических зон являются свободные (беспошлинные) таможенные зоны (СТЗ). Эти зоны относятся к зонам первого поколения. Они существуют с 17-18 века. Эти зоны представляют собой транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют бондовыми складами или свободными таможенными территориями. В них обычно открывают свои филиалы нерезидентные для данной страны предприятия-импортеры. СТЗ освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Они имеются во многих странах, но наиболее распространены в индустриально развитых странах.
Зоны свободной торговли (ЗСТ) также широко распространены в мире. Наибольшее развитие они получили в США. Их создание предусмотрено специальным законом США от 1934 г.4, целью которого было поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. Такие зоны представляют собой ограниченные участки территории США, в пределах которых установлен льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности. Законом было установлено, что при каждом официальном порте прибытия могут быть созданы одна или несколько внешнеторговых свободных зон.
В соответствии с существующим законодательством США, свободные таможенные зоны, действующие на территории страны, подразделяются на зоны общего назначения и специализированные (субзоны). Зоны общего назначения занимают небольшое пространство (несколько кв. км) и находятся за пределами национальной таможенной территории. В них осуществляются операции по складированию и переработке ввезенных товаров (упаковка, сортировка, маркировка, доработка и т. п.).
Субзоны создаются для отдельных крупных компаний, деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения. В субзонах производится экспортная или импортозамещающая продукция. Субзоны являются результатом использования комбинации режимов ЗСТ и импортозамещающих производственных зон. К середине 90-х годов в США насчитывалось около 500 зон свободной торговли5.
К числу простейших ЗСТ
можно отнести специальные
Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.
Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами. Наибольшее распространение, особенно в развивающихся странах, получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Современная модель таких зон берет начало от зональной структуры, созданной в 1959 г. в ирландском аэропорту Шэннон6. Наибольший эффект от таких зон был получен в новых индустриальных странах (НИС).
Логика образования ЭПЗ была предопределена экономической стратегией развивающихся стран, когда с середины 60-х годов возникла необходимость стимулирования промышленного экспорта и занятости за счет притока иностранных капиталов.
Технико-внедренческие зоны относят к зонам третьего поколения (70-80-е годы). Они образуются стихийно (США) или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров (Япония, Китай). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.
Наибольшее число технико-
Самый известный в мире и крупнейший в США технопарк «Силикон Вэлли» дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников. В начале 90-х годов в США функционировало около 150 технопарков. Родственных им образований, именуемых «инкубаторами бизнеса» в начале 90-х годов насчитывалось более одной тысячи. В Европе к концу 80-х годов было уже более 200 научных парков, причем они имелись практически во всех регионах7.
В Японии в рамках специальных правительственных программ создано два десятка технополисов на базе ведущих научных организаций. В КНР подобные зоны создаются, как правило, в ходе реализации государственных планов по развитию науки и техники. В середине 90-х годов в Китае функционировало более 50 зон развития новой и высокой технологии. Характерно, что в азиатских «новых индустриальных странах» технико-внедренческие зоны формируются как инновационные центры сложившихся экспортно-производственных зон, которые уже находятся в достаточной степени развития и им требуется переориентация на выпуск наукоемкой продукции.
С 80-х годов к созданию научных парков подключились Индия, Малайзия, Таиланд и др. В результате в 90-х годах в мире функционировало более 7 тыс. научных парков, включающих собственно научные парки, регионы науки, технополисы и «инкубаторы бизнеса»8.
Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.
К числу сервисных зон
относятся оффшорные зоны (ОЗ) и
налоговые гавани (НГ), которые привлекают
предпринимателей благоприятным валютно-
Главное требование от компании, зарегистрированной в оффшорной зоне, претендующей на получение налоговых и иных льгот, - не быть резидентом страны, где находится оффшорный центр и не извлекать на его территории прибыль. Налоговые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что в них (в НГ) все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности. В настоящее время в мире насчитывается более 300 оффшорных центров. Среди них налоговых гаваней - около 70. К числу стран, где уже давно функционируют оффшорные компании, относятся: Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, остров Мэн (Британия), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и др. В последнее десятилетие оффшорные зоны появились на Мальте, Маврикии, Западном Самоа, в Израиле, Малайзии (о. Лабуан) и других странах9.
Промышленные, торговые, банковские, страховые и другие компании в ОЗ либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама, остров Мэн и др.). В Швейцарии, например, установлен более низкий размер налога, который может и не взиматься при определенных условиях. Льготный режим в оффшорных зонах определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем уставного капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для стран, организующих оффшорные зоны, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных капиталов, получении дохода от пребывания зарегистрированной компании в этой зоне, создании дополнительных рабочих мест для местных специалистов, что в целом способствует развитию национальной экономики.
Информация о работе Создание свободных экономических зон в России