Создание и ликвидация предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 02:49, курсовая работа

Описание работы

В период перехода экономики от административно-хозяйственной к рыночной системе появляется потребность в переосмыслении форм и методов ведения экономики предприятия. При этом возникает множество вопросов и проблем, требующих решения: как создавать новую компанию или фирму, как должна работать экономика предприятия, от чего зависит эффективность ее ведения, что следует предпринимать для большей результативности деятельности предприятия.

Содержание

Введение

1.Предприятие как хозяйствующий субъект

1.1. Классификация предприятий …………

1.2.Организационно-правовые формы хозяйствования юридических лиц

2. Создание предприятия

2.1.Порядок и способы создания предприятия

2.2. Порядок государственной регистрации

2.3. Основные проблемы при создании предприятия

3. Ликвидация предприятия

3.1. Основания для ликвидации предприятия

3.2. Порядок ликвидации предприятия

3.3. Основные проблемы при ликвидации предприятия

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Создание и ликвидация предприятий.docx

— 91.40 Кб (Скачать)

    Далее ликвидационная комиссия принимает  меры к выявлении кредиторов и  получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

    После окончания срока для предъявления требований кредиторами (но перед началом  удовлетворения их требований) ликвидационная комиссия составляет промежуточный  ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества  ликвидируемого юридического лица, перечне  предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

    Согласно  п. 2 п. ст. 12 ФЗ № 129-ФЗ «О бухгалтерском  учёте» и п. 27 Положения по ведению  бухгалтерского учёта и бухгалтерской  отчётности в РФ, утверждённого Приказом Министерством Финансов РФ от 29.07.1998 г. № 34н, при ликвидации юридического лица необходимо провести инвентаризацию его имущества и обязательств. Порядок её проведения установлен Методическими  указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждённых Приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995 г. № 49 п. 1.5 данного Приказа уточнено, что инвентаризация при ликвидации проводится перед составлением ликвидационного баланса.

    Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) организации или высшим органом управления организации, принявшим  решение о её ликвидации.

    Пунктом 2 ст. 63 ГК РФ определено, что в установленных  законом случаях промежуточный  ликвидационный баланс утверждается по согласованию с Банком России (ст. 23 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).

    Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного  баланса юридического лица предоставляется  в регистрирующий орган с приложением  самого баланса.

    На  основании промежуточного ликвидационного  баланса ликвидационная комиссия определяет источники погашения кредиторской задолженности.

    Если  имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества  юридического лица с публичных торгов порядке, установленном для исполнения судебных решений.

    Очерёдность удовлетворения требований кредиторов установлена ст. 64 ГК РФ.

    После завершения расчётов с кредиторами  ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или  органом, принявши решение о ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

    Согласно  п. 2 ст. 22 Закона «О государственной  регистрации» ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

    Имущество, оставшееся у организации после  всех расчётов с кредиторами и  составления ликвидационного баланса, распределяется между её учредителями пропорционально их доле в уставном капитале.

    По  окончании ликвидации ликвидационная комиссия обязана предоставить в  регистрирующий орган Заявление  «О государственной регистрации  юридического лица в связи с его  ликвидацией» по форме № Р16001, ликвидационный баланс и документ, свидетельствующий  об уплате государственной пошлины (в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ госпошлина за государственную  регистрацию ликвидации организации  составляет 400 руб.).

    В соответствии со ст. 9 Закона «О государственной  регистрации» Заявление, предоставляемое  в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность  которой должна быть засвидетельствована  в нотариальном порядке.

    Государственная регистрация при ликвидации организации  осуществляется в срок не более чем  пять дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган. Ликвидация считается завершённой, а организация  прекратившей свою деятельность после  внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

    Порядок снятия организаций с налогового учёта определён Приказом МНС  РФ от 03.03.2004 г. № БГ-3-09/178. В соответствии с п.3.4 указанного документа снятие с учёта организации и исключение сведений из ЕГРН осуществляется на основании  выписки из ЕГРЮЛ, содержащей сведения о ликвидации организации, не позднее  рабочего дня, следующего за днём внесения записи в ЕГРЮЛ.

    Налоговый орган, осуществляющий снятие организации  с учёта, обязан направить сведения о снятии организации с учёта  в связи с ликвидацией и  выписку в ЕГРЮЛ по каналам  связи в налоговые органы, в  которых организация состоит  на учёте по различным основаниям, установленным НК РФ (по месту нахождения обособленных подразделений, недвижимого  имущества, транспортных средств), не позднее  рабочего дня, следующего за нём снятия организации с учёта.

    На  основании полученной информации налоговые  органы, в которых организация  состоит на учёте по какому-либо из указанных оснований, снимают  организацию с учёта и исключают  сведения из ЕГРН.

    Датой снятия организации с учёта и  исключения из ЕГРН является дата внесения в ЕГРЛЮ записи о ликвидации юридического лица.

    Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) организации  при снятии её с учёта в налоговом  органе в случае ликвидации признаётся недействительным. 

Ликвидация в связи с банкротством

С 8 февраля  1998 г. вступил в силу Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)». В законе дано определение банкротства, типы процедур, применяемых к банкротам.

    Под несостоятельностью (банкротством) предприятия  понимается объявленная арбитражным  судом или должником неспособность  удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая  неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Внешним признаком несостоятельности  является приостановление текущих  платежей, когда предприятие не обеспечивает или заведомо неспособно обеспечивать выполнение требований кредиторов в  течение трех месяцев со дня наступления  сроков их исполнения.

    Дела  о банкротстве рассматриваются  арбитражным судом по месту нахождения должника. Основанием для возбуждения  дела о банкротстве предприятия  является заявление кредитора или  должника. По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает  одно из следующих решений: о признании  должника несостоятельным и открытии конкурсного производства; об отклонении заявления в тех случаях, когда  в ходе судебного разбирательства  выявлена фактическая состоятельность  должника и требования кредитора  могут быть удовлетворены; о приостановлении  производства по делу о банкротстве  предприятия.

    Типы  применяемых к должнику процедур: реорганизационные; ликвидационные; мировое  соглашение.

    Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом должника и санацию.

    Основанием  для установления внешнего управления имуществом должника является наличие  реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия для  продолжения его деятельности путем  реализации части имущества должника и осуществления других организационных  и экономических мероприятий, а  также заключения мирового соглашения с кредиторами. Продолжительность  проведения процедуры внешнего управления имуществом должника не должна превышать 12 месяцев.

    При установлении внешнего управления имуществом должника арбитражный суд назначает  арбитражного управляющего. При этом кредиторы и должники вправе предложить кандидатуры арбитражного управляющего. При наличии нескольких кандидатур управляющий назначается на конкурсной основе. Кандидат в арбитражные управляющие  должен быть юристом или экономистом  либо обладать опытом практической работы в хозяйстве, а также не иметь  судимостей. Арбитражный управляющий  должен иметь лицензию, выдаваемую государственным органом Российской Федерации по делам о банкротстве  и финансовому оздоровлению. Им не могут быть назначены лица, осуществлявшие в течение трех последних лет  управление делами должника - юридического лица.

    Арбитражный управляющий руководит предприятием должником, распоряжается его имуществом, отстраняет руководителя предприятия, назначает и увольняет должностных  лиц.

    В зависимости от результатов проведения внешнего управления имуществом арбитражный  суд может: принять решение о  завершении процедуры внешнего управления имуществом должника и прекращении  производства по делу о банкротстве  предприятия либо решение об утверждении  мирового соглашения; принять решение  о прекращении внешнего управления имуществом должника, признании его  банкротом и об открытии конкурсного  производства.

    Санация. Основанием для проведения санации  является наличие реальной возможности  восстановить платежеспособность предприятия  для продолжения деятельности путем  оказания предприятию финансовой помощи его собственником или третьими лицами.

    При удовлетворении ходатайства о санации  арбитражный суд объявляет конкурс  желающих принять в ней участие. Если по истечении срока подачи заявлений  на участие в конкурсе желающих участвовать  в санации не оказалось, арбитражный  суд отклоняет свое решение о  ее проведении и принимает иное решение.

    К ликвидационным процедурам, применяемым  к предприятию-должнику, относятся: принудительная ликвидация предприятия  на основе конкурсного производства; добровольная ликвидация предприятия.

    Признание предприятия банкротом означает, что арбитражный суд принимает  решение о принудительной ликвидации предприятия. Она осуществляется в  порядке конкурсного производства.

    Арбитражный суд назначает на предприятие  конкурсного управляющего, который  получает следующие права: распоряжаться  имуществом должника; изучать обоснованность требований кредиторов; формировать  состав ликвидационной комиссии и руководить ее работой и т. д. Созданная на предприятии ликвидационная комиссия проводит оценку стоимости имущества  предприятия, устанавливает очередность  удовлетворения требований кредиторов из стоимости имущества предприятия. Имущество предприятия-банкрота подлежит продаже покупателю, предложившему  самую высокую цену.

    Добровольная  ликвидация предприятия проводится по решению его собственников  под контролем кредиторов. Собственники предприятия принимают решение  о его ликвидации, информируют  об этом кредиторов, производят расчеты  с ними. Добровольная ликвидация предприятия  проводится во внесудебном порядке, т. е. без подачи заявления в арбитражный  суд и открытия конкурсного производства.

    На  любом этапе производства по делу о банкротстве предприятия между  должником и кредитором может  быть заключено в письменной форме  мировое соглашение (отсрочка, рассрочка, изменение обязательств должника и  др.), которое подлежит утверждению  арбитражным судом и считается  принятым, если за него высказалось  большинство кредиторов от их общего числа. Оно вступает в силу со дня  утверждения его арбитражным  судом и является обязательным для  всех кредиторов.

3.3. Основные проблемы при ликвидации юридических лиц

С развитием  бизнеса, очень часто встаёт вопрос о том, каким образом и как  безболезненно прекратить деятельность организации, которая уже выполнила  свою задачу и не приносит её учредителям  никакой прибыли, является лишней и  может навлечь различные проблемы и нездоровый интерес со стороны  государства.

    Наиболее  часто такие вопросы приходится решать при плановых ликвидациях юридических лиц. Причём приходиться решать не только вопросы о прекращении деятельности того или иного предприятия, но и вопросы о сохранении и передаче различной собственности и обязательств, которыми обременено предприятие и с которыми по различным причинам не хотелось бы расставаться – недвижимость, дебиторская задолженность, права по договорам, дорогостоящие лицензии и др.

    Важнейшим препятствием на пути к официальной  ликвидации предприятия являются отказы уполномоченных органов. В среднем  отказы получают 9,4% заявителей, вставших на официальный путь. В регионах данный показатель варьирует от 4,2%до 15%. По данным опроса, отказы значительно  тормозят процесс ликвидации, удлиняя  в среднем сроки этой процедуры  на один месяц.9

    В половине случаев причиной отказа является задолженность предприятия перед  бюджетом или социальными внебюджетными  фондами. Задолженность перед партнёрами является причиной отказа в 6% случаев. Около 20% заявителей получают отказ  в связи с недоработками в  оформлении документов.

Информация о работе Создание и ликвидация предприятий