Создание и ликвидация предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 02:49, курсовая работа

Описание работы

В период перехода экономики от административно-хозяйственной к рыночной системе появляется потребность в переосмыслении форм и методов ведения экономики предприятия. При этом возникает множество вопросов и проблем, требующих решения: как создавать новую компанию или фирму, как должна работать экономика предприятия, от чего зависит эффективность ее ведения, что следует предпринимать для большей результативности деятельности предприятия.

Содержание

Введение

1.Предприятие как хозяйствующий субъект

1.1. Классификация предприятий …………

1.2.Организационно-правовые формы хозяйствования юридических лиц

2. Создание предприятия

2.1.Порядок и способы создания предприятия

2.2. Порядок государственной регистрации

2.3. Основные проблемы при создании предприятия

3. Ликвидация предприятия

3.1. Основания для ликвидации предприятия

3.2. Порядок ликвидации предприятия

3.3. Основные проблемы при ликвидации предприятия

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Создание и ликвидация предприятий.docx

— 91.40 Кб (Скачать)

    Сегодня ФЗ «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» напрямую запрещает регистрирующему органу требовать подобного рода документы. На практике используется понятия «юридический» и «фактический» адрес того или иного предприятия, хотя Федеральный Закон № 129-ФЗ такого понятия не дает. Допускается регистрация нескольких юридических лиц по одному и тому же адресу, и в результате многие предприятия регистрируются по одному и тому же адресу без должных оснований, не изжита практика недобросовестного предоставления юридических адресов исключительно для целей государственной регистрации. Таким образом, при регистрации можно указать практически любой адрес.

    Другой  проблемой можно назвать то, что  нет компетентного органа, контролирующего  наименование того или иного предприятия, что влечет не желательные последствия  в случае появления «двойника»

    В соответствии с частью 2 статьи 13 главы IV Федерального Закона N 129-ФЗ предоставление документов для государственной  регистрации юридических лиц  при их создании осуществляется в  порядке, предусмотренном статьей 9 Закона, которая устанавливает, что при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

  1. руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
  2. учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
  3. иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

    В соответствии с Постановлением Правительства  РФ № 439 от 19.06.2002 г., утверждены формы  документов (заявлений, сведений, сообщений) для подачи в Федеральную налоговую  службу. При этом независимо от того, лично обратился к регистратору учредитель (руководитель) или доверенное лицо, необходимо предоставить заявление (сведения, сообщение и т.п.) по установленный  форме и заверенное нотариально. Нотариальное заверение вышеназванных  документов должно являться гарантией  их предоставления в налоговый орган  действительно правомочным лицом. Однако, при действующем порядке  нотариально заверяется только часть  сведений заявления о регистрации, касающиеся лишь полномочий по предоставлению документов в налоговую службу, сами сведения (их смысловое содержание), будь то внесения изменений в учредительные  документы, принятие новой редакции. Устава, учредительного договора и  прочих изменений, заверяются лишь подписью уполномоченного лица, подающего  документы на регистрацию. Указанный  порядок создает почву для  всевозможных злоупотреблений, при  которых осуществляется государственная  регистрация сведений о юридическом  лице, несоответствующих волеизъявлению правомочных на то лиц. Данное утверждение  подтверждается имеющейся к настоящему времени обширной судебной практикой  по конкретным арбитражным делам  о признании недействительными  решений налоговых органов о  государственной регистрации сведений в отношении юридических лиц, вносимых в Единый государственный  реестр юридических лиц при том  условии, что с формальной точки  зрения налоговыми органами соблюдены  все нормы действующего Федерального Закона № 129-ФЗ.

    Таким образом, можно сделать вывод, что указанные выше проблемы при государственной регистрации в отношении юридических лиц, требуют немедленного разрешения, так как создают благодатную почву для всевозможного рода злоупотреблений. Например, все решения участников юридических лиц, являющихся основаниями для последующей государственной регистрации сведений в отношении юридических лиц, заверять нотариально.

    3. ЛИКВИДАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 
 

    Ликвидация предприятия – это форма прекращения юридических лиц, причём без перехода их субъективных прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация может быть как добровольной, так и принудительной.

    Решение о добровольной ликвидации принимается участниками юридического лица или его органом, уполномоченным учредительными документами. При этом мотивы для принятия решения о добровольной ликвидации могут быть любыми. Решение о принудительной ликвидации принимает суд по требованию уполномоченного на это государственного или муниципального органа.

3.1. Основания для ликвидации предприятия

Ликвидация  является заключительным этапом жизненного цикла предприятия. В соответствии с мировой практикой и ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по следующим причинам:

  1. По решению учредителей (участников) либо органа организации, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе:
      1. в связи с истечением срока, на который была создана организация;
      2. достижением цели, ради которой организация была создана;
      3. признанием судом недействительной регистрации организации в связи с допущенными при её создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер;

    Учредители (участники) организации при прекращении  её деятельности обязаны обеспечить ликвидацию этой организации в срок, согласованный с регистрирующим органом.

  1. По решению хозяйственного суда в случае:
    1. непринятия решения о ликвидации в связи с истечением срока, на который было создано предприятие, достижением цели, ради которой оно было создано;
    2. осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещённой законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям коммерческой организации;
    3. признанием судом недействительной регистрации организации в связи с допущенными при её создании нарушениями законодательства;
    4. экономической несостоятельности (банкротства) этой организации, а также в иных случаях предусмотренных законодательством;
 
  1. Решением  регистрирующего органа в случае:
    1. осуществления деятельности, противоречащей уставным целям организации, либо непредусмотренной её учредительными документами, либо без специального разрешения (лицензии), либо запрещённой законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства;
    2. сокрытия (занижения) прибыли (доходов) и других объектов налогообложения;
    3. нарушения сроков регистрации акций, установленных законодательством;
    4. нарушения сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда в соответствии с законодательством;
    5. наличия убытков по итогам второго и последующих финансовых годов и ненаправления организации по окончании финансового года регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах возникновения убытков;
    6. наличия задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более 6 месяцев подряд с даты государственной регистрации организации;
    7. размещения органов управления организации, а также документов бухгалтерского учёта и отчётности не по месту нахождения организации;
    8. неоднократного непредставления статистической и иной обязательной отчётности в установленный законодательством срок;
    9. отсутствия движения средств на счетах в банках в течение определённого периода и ненаправления организацией банку, регистрирующему и налоговому органам сообщения о причинах отсутствия движения средств на счетах;
    10. осуществления недобросовестной рекламы и неоднократного нарушения прав потребителей;
    11. нарушения прав работников, установленных законодательством о труде;
    12. уменьшение стоимости чистых активов ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда и др;

    Важнейшими  экономическими причинами ликвидации предприятия являются уменьшение стоимости чистых активов ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда и экономическая несостоятельность, т.е. банкротство.

    Соотношение чистых активов и уставного фонда  контролируется ежегодно при утверждении  годового баланса и характеризует  финансовую устойчивость предприятия. Если частные активы предприятия  меньше уставного фонда – уставный фонд подлежит уменьшению, а если при этом размер уставного фонда окажется меньше установленной государством величины, то такое предприятие подлежит ликвидации.

    Если  величина чистых активов ниже размера  зарегистрированного уставного  фонда, это свидетельствует о  неспособности предприятия погашать свои обязательства за счёт собственных  средств, о наступлении экономической  несостоятельности.

    Правовые  и экономические отношения, связанные  с несостоятельностью (банкротством) организаций, отличаются большой спецификой, и регулируется специальным законодательством.

    Гражданский кодекс РФ (ст. 65) определяет круг организаций, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами). Что касается коммерческих организаций, банкротами могут быть признаны любые из них, за исключением  казенного предприятия.

    Под несостоятельностью (банкротством) предприятия  понимается объявленная арбитражным  судом или должником неспособность  удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая  неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Внешним признаком несостоятельности  является приостановление текущих  платежей, когда предприятие не обеспечивает или заведомо неспособно обеспечивать выполнение требований кредиторов в  течение трех месяцев со дня наступления  сроков их исполнения.

    Дела  о банкротстве рассматриваются  арбитражным судом по месту нахождения должника. Причем размеры претензий  к должнику в совокупности должны быть не меньше 500 установленных законодательством  размеров минимальной заработной платы.

 

3.2. Порядок ликвидации предприятия

Общий порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ. Однако существует немало подзаконных актов, которые  при этом также необходимо учитывать.

    Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами, по решению суда, а также вследствие признания его банкротом.

    Прежде  всего, учредители юридического лица или  орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно  письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится  в процессе ликвидации.

    Статьей 20 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен трёхдневный срок для предоставления письменного уведомления в налоговый орган по месту регистрации юридического лица.

    Форма такого уведомления (а также иные формы, заполняемые при ликвидации) установлена Постановлением Правительства  РФ от 19.06.2002 г. № 439 «Об утверждении  форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной  регистрации юридических лиц, а  также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». Порядок  заполнения Уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (форма № Р15001) (и иных форм указанных далее) разъяснён Приказом ФНС РФ от 01.11.2004 г. № САЭ-3-09/162 «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя». К уведомлению прилагается решение о ликвидации юридического лица.

    Получив уведомление, регистрирующий орган  вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что  юридическое лицо находится в  процессе ликвидации. С этого момента  не допускается государственная  регистрация изменений, вносимых в  его учредительные документы. Также  запрещается государственная регистрация  юридических лиц, учредителем которых  выступает ликвидируемая организация, или государственная регистрация  юридических лиц, которые возникают  в результате его реорганизации.

    Кроме того, ликвидационная комиссия обязана  направить уведомление о ликвидации в ФСС по месту регистрации  в 10-дневный срок с даты её назначения (Постановление Правительства РФ от 17.11.2000 г. № 863).

    Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают  порядок и сроки ликвидации в  соответствии с нормами законодательства, которое не указывает предельные сроки ликвидации.

    С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

    После этого в регистрирующий орган  необходимо направить Уведомление  «О формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего)» (форма  № Р15002).Вместе с данным уведомлением предоставляется документ, подтверждающий формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора либо конкурсного  управляющего. Срок предоставления такого уведомления законом не установлен.

    Ликвидационная  комиссия помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» публикацию о ликвидации организации, порядке  и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может  быть менее двух месяцев с момента  публикации.

Информация о работе Создание и ликвидация предприятий