Современный протекционизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:45, реферат

Описание работы

Большинство стран мира уже накопило большой опыт в проведении протекционистской политики и защите своего производителя. Инструменты современной протекционистской политики весьма разнообразны. Несмотря на это они продолжают совершенствоваться и обогащаться новыми подходами. Россия и по богатству, и по действенности протекционистских мер пока сильно отстает не только от развитых, но и от многих развивающихся государств.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3
1.Сущность протекционизма ………………………………………………………………….3
2.История протекционизма …………………………………………………………………....3
3.Современная политика протекционизма. Политика протекционизма в России ………...4
3.1. Деятельность иностранных компаний на российском рынке государственных
закупок ……………………………………………………………………………………11
4. Политика протекционизма за рубежом ……………………………………………………12
4.1. Протекционистская политика в США ………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………………………..16
Список использованной литературы…………………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

Современный протекционизм.docx

— 57.39 Кб (Скачать)

     Нынешнее законодательство США посредством Закона о закупках товаров американского происхождения («Buy American Act») ограничивает поставки для государственных нужд товаров зарубежного производства. Все без исключения ГЗ осуществляются на тендерной основе. Информация о проводимых тендерах доступна на платной основе в сети Интернет и в 700 местных библиотеках во всех регионах США. В тех случаях, когда национальная правовая база допускает участие (выигрыш) в тендере иностранных производителей, зарубежный товар должен обладать явными преимуществами перед продукцией американского происхождения (цена с учетом всех налогов, пошлин и транспортных расходов, качество, отсутствие собственного производства или недостаток производственных мощностей в США и т.д.). В случае поступления равнозначных коммерческих предложений от национальных производителей и потенциальных зарубежных партнеров предпочтение всегда отдается американским субъектам хозяйствования. За исключением отдельных случаев, законодательством предписывается использование в строительстве государственных объектов на территории США материалов только американского производства. При определенных условиях контракт на заказ продукции зарубежного производства для государственных нужд утверждается Управлением безопасности ядерной энергетики Министерства энергетики США.

     Положения «Закона о закупках товаров американского происхождения» не применяются в следующих случаях:

1) если в конкретной ситуации  предпочтение американской продукции  перед иностранным аналогом противоречит  государственным интересам США  (как правило, при наличии специальных  контрактов федеральных агентств  США с иностранными правительственными  организациями);

2) если качественные характеристики  и объемы производства собственной  продукции не соответствуют адекватному  удовлетворению запросов государственных  заказчиков и единственным выходом  из ситуации является приобретение  требуемых товаров за рубежом;

3) если тендерное предложение  национального поставщика представляется  заказчику явно неприемлемым  по ценовому фактору, даже с  учетом искусственного начисления  для иностранного товара специальной  дискриминационной ставки (6 или  12%, в зависимости от особенностей  местного производителя);

4) если иностранная продукция  приобретается заказчиком исключительно  для последующей перепродажи.

     Законодательством США установлен перечень товаров, производство которых отсутствует в стране или является незначительным, в связи с чем эти товары освобождаются от ограничительных положений «Закона о закупках товаров американского происхождения».

     Отдельно регулируются следующие категории поставок для государственных нужд:

- закупки вооружений и боеприпасов,  необходимых для обеспечения  обороны страны и национальной  безопасности;

- закупки государственными заказчиками  готовой иностранной продукции  для последующей перепродажи;

- закупки у производственных  предприятий учреждений федеральной  пенитенциарной системы и некоммерческих  структур, использующих труд инвалидов;

- поставки, особо оговоренные в  соглашении США с ВТО и двусторонних  международных соглашениях о  свободной торговле.

     Особый интерес представляет «правовой модуль», являющийся элементом рассматриваемого закона «Покупай американское» («Buy American Act»). В соответствии с ним американское правительство при осуществлении ГЗ местным поставщикам платит на 12%, а для товаров оборонного значения – на 50%, больше, чем иностранным. Несмотря на такой дискриминационный механизм, его можно отнести к разряду условно либеральных по сравнению с практикой западноевропейских стран, где до недавнего времени на государственные фирмы накладывалось обязательство покупать оборудование отрасли связи только у отечественных производителей.

     Ограничения, предусмотренные установленным порядком ГЗ, как правило, не относятся к коммерческим операциям в рамках соглашений США о свободной торговле с различными странами (например, Канадой, Израилем). В таких случаях зарубежные товары при проведении тендеров имеют особый, недискриминационный статус в сравнении с американскими. В частности, товары канадского производства имеют такой же статус, как и товары, произведенные в США.

     Закупки для государственных нужд из стран Европейского Союза не подпадают под рестриктивные положения «Закона о закупках», если сумма контракта на поставку промышленных товаров не превышает 190 тыс. долларов США (для строительных материалов – 7,31 млн. долларов США). Для ГЗ из стран-членов Северо-американского соглашения о свободной торговле (НАФТА) эти пределы составляют соответственно 50 тыс. долл. и 6,5 млн. долл. США. В то же время, запрещается заключение федеральными ведомствами контрактов на поставки из стран ЕС, в отношении которых специальными указами президента США введены целенаправленные ограничительные торгово-экономические санкции, если такие контракты предусматривают закупки готовой продукции на сумму более 175 тыс. долл. США и строительных материалов на сумму более 6,7 млн. долл. США, а также оплату услуг, предоставляемых указанными странами в области транспортных перевозок в интересах государственных органов США, обеспечения жизнедеятельности государственных объектов, производства 17 информационной продукции для телевещания, заключения концессий на использование авиапортов, предоставления юридических и образовательных услуг, ресторанного и гостиничного обслуживания, санаторно-курортного лечения и т.д.

     Существующие в США правовые механизмы препятствуют взаимодействию в области поставок для государственных нужд с лицами, организациями и правительствами, внесенными казначейством США в список объектов финансовых санкций. Так, запрещены практически любые международные банковские транзакции с участием кубинских, суданских и иранских резидентов, а также импортные поставки из КНДР.

     Все импортные поставки в США, в том числе предназначенные для государственных нужд, проходят общую процедуру таможенного оформления в полном объеме, за исключением ограниченного круга товаров, предусмотренных таможенным законодательством (в основном в эту группу входят материалы, закупаемые Национальным агентством по аэронавтике и космосу (НАСА) в рамках международных программ, а также продукция научного, образовательного и религиозного назначения, поставляемая в соответствии с заказами государственных органов США). В отдельных случаях для ГЗ также предусматриваются исключения из общей системы налогообложения и взимания таможенных пошлин, когда административные процедуры по оформлению налоговой и таможенной документации влекут за собой нежелательные для государственных заказчиков расходы.

     Законодательство о порядке осуществления государственных закупок не относится к сотрудничеству с представителями малого бизнеса и к поставкам незначительных партий товаров для государственных органов.

     Особо следует указать на такой инструмент протекционистской политики, как требование о содержании местных компонентов. Это скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем, чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требования о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости.

     На практике, в ряде случаев, иностранному производителю оказывается невыгодным выполнять требование о содержании местных компонентов. В этой связи стала применяться новая форма международных экономических отношений, которая предполагает заключение государственных соглашений, предусматривающих вместо соблюдения требования о содержании местного компонента осуществление эквивалентного экспорта местных полуфабрикатов. В частности, американские автомобильные фирмы, осуществляющие производство в Мексике, избрали вариант, при котором они экспортируют некоторые узлы из Мексики в США. Такая политика позволяет американским фирмам использовать меньше деталей, сделанных мексиканцами при производстве автомобилей на территории Мексики, для продажи на внутреннем мексиканском рынке.

Заключение

     В условиях глобализации экономического пространства и интеграции России в мировую экономику актуализируется проблема защиты отечественного производителя. Изучение опыта таких развитых стран, как США, Великобритания, Италия, показывает, что, несмотря на заключенные многосторонние договоры в рамках ВТО и других торговых организаций о свободном доступе товаров иностранного производства на внутренние рынки национальные правительства не отказываются от реализации протекционистской политики с использованием более тонких механизмов и инструментов.

     В современных условиях невозможно полностью исключить поставки товаров иностранного производства на внутренний рынок. Когда речь идет об обычных потребителях, открытой конкуренции отечественных товаров с зарубежными трудно избежать. Практика показывает, что реальной защитой отечественных производителей становится система государственных закупок, в рамках которой национальным законодательством устанавливаются особые правила конкуренции между товарами отечественного и зарубежного производства. Рынок государственных закупок во многих развитых государствах составляет значительную часть ВВП и является площадкой протекционистской политики.

     До недавнего времени в российской системе государственных закупок принцип приоритета национальных товаров отсутствовал, и в отношении зарубежных товаров политика властей была достаточно либеральной. Все это привело к игнорированию интересов отечественных производителей и результатов их производственной и коммерческой деятельности, безвозвратному переливу потоков бюджетных средств за границу. Таким образом, вектор развития российской системы государственных закупок не вписывался в общемировую практику.

 

Список использованной литературы.

1. Киреев А.П. Международная  экономика. Ч. 1. Международная макроэкономика; движение товаров и факторов  производства. Учебное пособие. - М.: Международные отношения, Юрайт-Издат, 2006.

2. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. - 4-е изд. - М.: ИНФРА_М, 2007. -640 с.

3. Курс экономической  теории учебник / Под ред. проф. Чепурина М.Н./ - 6-е, исправле6нное, дополненное и переработанное издание. - Киров: «АСА», 2007.

 

 

 


Информация о работе Современный протекционизм