Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:45, реферат
Большинство стран мира уже накопило большой опыт в проведении протекционистской политики и защите своего производителя. Инструменты современной протекционистской политики весьма разнообразны. Несмотря на это они продолжают совершенствоваться и обогащаться новыми подходами. Россия и по богатству, и по действенности протекционистских мер пока сильно отстает не только от развитых, но и от многих развивающихся государств.
Введение………………………………………………………………………………………...3
1.Сущность протекционизма ………………………………………………………………….3
2.История протекционизма …………………………………………………………………....3
3.Современная политика протекционизма. Политика протекционизма в России ………...4
3.1. Деятельность иностранных компаний на российском рынке государственных
закупок ……………………………………………………………………………………11
4. Политика протекционизма за рубежом ……………………………………………………12
4.1. Протекционистская политика в США ………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………………………..16
Список использованной литературы…………………………………………………………17
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Сущность протекционизма ………………………………………………………………….3
2.История протекционизма …………………………………………………………………....3
3.Современная политика протекционизма. Политика протекционизма в России ………...4
3.1. Деятельность иностранных компаний на российском рынке государственных
закупок ………………………………………………………………………………
4. Политика протекционизма за рубежом ……………………………………………………12
4.1. Протекционистская политика в США ………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
Проблема применения
протекционизма или свободной торговли
в национальной экономике по отношению
к другим странам до сих пор является одной
из самых острых проблем в мировой экономике.
Разрешая или ограничивая экспорт страна
пытается защитить свой рынок от его упадка
от вытеснения собственных товаров более
конкурентоспособными товарами других
стран.
В принципе полная свобода торговли (отсутствие
барьеров), казалось бы, обеспечивает наибольшие
выгоды от торговли для всех стран, даже
тех, кто по разным причинам не обладает
абсолютными преимуществами в производительности
и эффективности. Но на практике международная
торговля осуществляется по ценам, которые
отличаются, иногда сильно, от стоимости
замены.
Большинство стран мира уже накопило большой опыт в проведении протекционистской политики и защите своего производителя. Инструменты современной протекционистской политики весьма разнообразны. Несмотря на это они продолжают совершенствоваться и обогащаться новыми подходами. Россия и по богатству, и по действенности протекционистских мер пока сильно отстает не только от развитых, но и от многих развивающихся государств. В этой связи имеющийся международный опыт представляется исходным пунктом для выработки более адекватных и действенных механизмов защиты российского производителя.
1.Сущность протекционизма
Протекциони́зм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства. С другой — может привести к усилению монополистов, застою и снижению конкурентоспособности экономики.
Протекционизм - это экономическая политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства.
2.История протекционизма
С легкой руки Адама Смита протекционизм XVI-XVIII вв. стали называть меркантилизмом. И хотя сегодня существуют два разных понятия - протекционизм и меркантилизм, но экономические историки применительно к эпохе XVII-XVIII вв. ставят между ними знак равенства. А историк П.Байрох уточняет, что начиная с 1840-х гг. меркантилизм стал называться протекционизмом
В XVIII в. протекционизм был господствующей доктриной, признанной ведущими государствами Европы: Великобританией, Пруссией, Австрией, Швецией. В XIX в. на смену протекционизму пришла доктрина свободной торговли, инициатором которой была Великобритания. Однако и в этот период было много сторонников протекционизма. Среди экономистов, развивавших данное учение, наиболее известным является Фридрих Лист (Германия). Другие экономисты: Генри Кэри и Александр Гамильтон (США), Жан-Антуан Шапталь и Шарль Дюпэн (Франция), Адам Мюллер (Германия). В России активными сторонниками протекционизма являлись Егор Францевич Канкрин Иван Алексеевич Вышнеградский и Сергей Юльевич Витте - министры финансов в правительствах Николая I и Александра III, проводившие соответствующую политику, а также Дмитрий Иванович Менделеев.
Повсеместный переход к политике протекционизма начался в континентальной Европе в конце XIX в., после затяжной экономической депрессии 1870-х-1880-х гг. После этого депрессия закончилась, и во всех странах, проводивших эту политику, начался быстрый промышленный рост. В США политика протекционизма наиболее активно проводилась в период между концом Гражданской войны (1865 г.) и концом Второй мировой войны (1945 г.), но в неявной форме продолжалась до конца 1960-х гг.. В Западной Европе повсеместный переход к жесткой протекционистской политике произошел в начале Великой депрессии (1929-1930 гг.). Эта политика продолжалась до конца 1960-х гг., когда в соответствии с решениями т.н. "Кеннеди-раунда" США и западноевропейские страны осуществили скоординированную либерализацию своей внешней торговли.
3.Современная политика протекционизма. Политика протекционизма в России.
Современный протекционизм развитых капиталистических
государств выражает в первую очередь
интересы крупных национальных и международных
монополий. Захват, делёж и перераспределение
рынков сбыта товаров и капиталов составляют
главное его содержание. Осуществляется
с помощью сложной системы государственно-
Развитие процессов капиталистической
интеграции привело к появлению своеобразного
«коллективного» протекционизм, который осуществляется с
помощью согласованных действий групп
развитых капиталистических стран. Примером
является внешнеторговая политика стран
«Общего рынка». Особенность
современного протекционизма — приспособление торговой
политики капиталистических государств
к новой обстановке, сложившейся в мире.
Протекционизм развивающихся стран носит
принципиально иной характер. Их внешнеэкономическая
политика направлена на защиту формирующихся
отраслей национального хозяйства от
экспансии со стороны империалистических
держав. Этот протекционизм содействует достижению экономической
независимости молодых суверенных государств.
Государства, проводя протекционистскую
политику, используют таможенно-тарифные
и нетарифные ограничения. Основная задача
правительства в области международной
торговли — помочь экспортерам
вывезти как можно больше своей продукции,
сделав их товары более конкурентными
на международном рынке, и ограничить импорт,
понизив конкурентоспособность иностранных
товаров на внутреннем рынке. Часть
методов государственного регулирования
направлена на защиту внутреннего рынка
от иностранной конкуренции и относится
прежде всего к импорту. Другая группа
методов соответственно имеет своей целью
форсирование экспорта.
Классификация тарифных и нетарифных инструментов политики протекционизма представлена в табл. 1.
Таблица 1. Классификация инструментов торговой политики.
Методы |
Инструмент торговой политики |
Регулируют преимущественно | ||
Тарифные |
Таможенные пошлины |
импорт | ||
Тарифная квота |
импорт | |||
Н е т а р и ф н ы е |
количественные |
Квотирование |
импорт | |
Лицензирование |
экспорт |
импорт | ||
Добровольные ограничения |
экспорт |
|||
скрытые |
Государственные закупки |
импорт | ||
Требование к содержанию |
импорт | |||
местных компонентов |
||||
Технические барьеры |
импорт | |||
Налоги и сборы |
импорт | |||
финансовые |
Субсидии экспорта |
экспорт |
||
Кредитование экспорта |
экспорт |
|||
Демпинг |
экспорт |
В соответствии с решением Комиссии таможенного союза ЕврАзЭс с 1 января 2010 г. в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации введены единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый Таможенный тариф.
Между тем с тарифами связан ряд специфических проблем. Так, ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что вообще может перекрыть импорт. Отсюда проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию национального экономического благосостояния. Средний уровень ставок тарифа в настоящее время составляет 11%. Мало это или много? Средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в развитых странах снизился с 40-50% в конце 1940-х гг. до 3-5% в настоящее время. В силу того что Россия собирается вступать в ВТО, 11% — лишь первый шаг на пути снижения тарифного регулирования.
За последние десятилетия роль таможенных тарифов заметно ослабла. Однако степень воздействия государства на международную торговлю не снизилась, а наоборот, возросла в силу расширения использования нетарифных ограничений. Наиболее эффективно работает система нетарифного регулирования, принятая в развитых странах. По мнению специалистов, используется более 50 способов нетарифного регулирования. К ним относят технические нормы, санитарные стандарты, сложную систему валютного контроля, государственные закупки и т. д.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. записано: «Целью государственной политики является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики». Решаемые правительством РФ задачи по ключевым вопросам развития, включая повышение национальной конкурентоспособности, могут быть дополнены и уточнены на основе анализа положения страны в мировых рейтингах. Изучение мнения международных экспертов позволяет выявить существующие возможности и ограничения для экономического роста, взглянуть на основные проблемы развития страны с разных точек зрения.
Глобальный индекс конкурентоспособности ежегодно готовится Всемирным экономическим форумом на основании 110 показателей. В 2010 г. Российская Федерация опустилась на 12 пунктов по сравнению с прошлым годом (на 63-е место), опережая Румынию, Уругвай и Казахстан и уступая Черногории, Турции и Мексике. Несомненно, мировой финансовый кризис усугубил позиции России в глобальном рейтинге. В группе стран БРИК наша страна, к сожалению, занимает последнее 4-е место. По оценкам ВЭФ, Россия находится на переходной стадии развития от «экономики, движимой эффективностью» к «инновационной экономике» (табл. 2). Сравнение РФ со странами, имеющими индекс GCI на 1-3 пункта выше и уровень ВВП на душу населения меньший, чем в России, свидетельствует о нереализованных в нашей стране возможностях.
Таблица 2. Стадии развития экономики на основе глобального рейтинга конкурентоспособности в 2009-2010 гг.
Стадия 1 |
Переходная стадия 1-2 |
Стадия 2 |
Переходная стадия 2-3 |
Стадия 3 | |
Стадия экономического развития |
Экономика, движимая факторами |
Экономика, движимая эффективностью |
Экономика, движимая инновациями | ||
ВВП на душу населения (метод Атласа) |
<$2000 |
$2000 — $3000 |
$3000 — $9000 |
$9000 — $17000 |
>$17000 |
Описание механизма |
Экстенсивное развитие — эксплуатация природных ресурсов и дешевой рабочей силы |
Интенсивное развитие — повышение эффективности экономической деятельности; высокая инвестиционная активность |
Интенсивное развитие — создание инновационных продуктов | ||
Global Competitiveness Index, GCI Совокупный индекс на основе ключевых факторов конкурентоспособности | |||||
Число стран по этапам развития (133) |
38 |
18 |
26 |
14 |
37 |
Примеры стран |
Индия Кения Пакистан Танзания Эфиопия |
Катар Египет Саудовская Аравия Сирия Венесуэла |
Армения Бразилия Китай Таиланд Украина |
Латвия Польша Румыния Россия Турция |
Швейцария США Сингапур Швеция Дания |
Несомненно, существует зависимость между уровнем ВВП на душу населения и уровнем конкурентоспособности страны. Однако страны с сопоставимым уровнем ВВП существенно различаются по показателям конкурентоспособности. Это свидетельствует о важности качественных индикаторов, составляющих сводный индекс. Вывод: рост благосостояния и уровня конкурентоспособности России может быть обеспечен и при текущем уровне душевого ВВП, хотя более важны качественные показатели конкурентоспособности.
При анализе качественных характеристик глобального индекса конкурентоспособности (GCI) в России выявлены следующие критичные показатели: общественные институты, инфраструктура, уровень развития финансового рынка и бизнеса, технологическая развитость и инновации. Сравнительный анализ совокупных показателей конкурентоспособности России свидетельствует, что 7 из 12 имеют значения выше среднемировых. Наиболее высокое место (9-е из 133) Россия занимает по размеру рынка. Провальными являются показатели общественные институты (116-е место) и уровень развития финансового рынка (109-е место). Показатели конкурентоспособности России с уровнем выше средне мировых имеют как положительные, так и негативные характеристики.
Таблица 3.Характеристики
показателей
Показатель, место в рейтинге (средний уровень по миру — 66) |
Положительные характеристики |
Отрицательные характеристики |
Емкость рынка, 9 |
||
Эффективность рынка труда, 33 |
Производительность труда, уровень вовлечения женского труда, практика найма и увольнения, низкий уровень затрат при увольнении |
«Серая» схема зарплат, стереотипность, сложность при приеме на работу (прием «по знакомству»), уровень / надежность профессионального менеджмента |
Макроэкономическая стабильность, 37 |
Баланс государственного бюджета, низкий правительственный долг
(во многом это обеспечено благоприятной
внешнеэкономической |
Инфляция, широкий диапазон процентных ставок по банковским кредитам |
Высшее образование и тренинг, 45 |
Качество образования в |
Тренинг работников, доступность специализированных научно- исследовательских услуг, качество школы менеджеров, доступность Интернета |
Инновации, 57 |
Численность научных работников и инженеров, качество разработок научно- исследовательских институтов, затраты компаний на исследования и развитие (R&D) |
Использование на правительственном уровне продвинутых технологий, сотрудничество высшей школы и производства, возможности для развития и внедрения инноваций |
Здравоохранение и начальное образование, 60 |
Уровень влияния ВИЧ / СПИД и малярии на бизнес, качество начального образования |
Продолжительность жизни, заболеваемость туберкулезом, затраты на начальное образование, доля школьников среди детей школьного возраста, детская смертность |
Инфраструктура, 65 |
Количество мест ж/д транспорта, качество ж/д инфраструктуры, протяженность телефонных линий |
Качество дорог, качество инфраструктуры, качество авиаинфраструктуры, качество электроснабжения, качество портов |