Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:45, реферат
Большинство стран мира уже накопило большой опыт в проведении протекционистской политики и защите своего производителя. Инструменты современной протекционистской политики весьма разнообразны. Несмотря на это они продолжают совершенствоваться и обогащаться новыми подходами. Россия и по богатству, и по действенности протекционистских мер пока сильно отстает не только от развитых, но и от многих развивающихся государств.
Введение………………………………………………………………………………………...3
1.Сущность протекционизма ………………………………………………………………….3
2.История протекционизма …………………………………………………………………....3
3.Современная политика протекционизма. Политика протекционизма в России ………...4
3.1. Деятельность иностранных компаний на российском рынке государственных
закупок ……………………………………………………………………………………11
4. Политика протекционизма за рубежом ……………………………………………………12
4.1. Протекционистская политика в США ………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………………………..16
Список использованной литературы…………………………………………………………17
Конкурентоспособность экономики Российской Федерации на данном этапе развития ниже, чем у экономик развитых и даже у ряда развивающихся стран. В связи с этим возникает опасность, что в глобальном мировом хозяйстве Россия может занять место, не отражающее ее истинного потенциала, причем как природно-ресурсного, так и научно-технического, и превратиться в поставщика ресурсов для промышленно развитых стран. Между тем на данный процесс можно повлиять путем защиты отечественного производства и конкурентной среды при помощи проведения политики протекционизма.
Итак, для государственного политики и государственной поддержки в настоящее время актуальны следующие направления:
- Антимонопольное регулирование. В 2009 г. Госдума одобрила в третьем чтении законопроекты, составляющие второй антимонопольный пакет законов. Поправки к ФЗ «О конкуренции» нацелены на дальнейшую защиту национального производителя и развитие конкуренции в России, ужесточение санкций за нарушение антимонопольного законодательства, а также доработку существующих положений. Антимонопольное регулирование должно быть направлено на совершенствование законодательства в отношении естественных монополий, а также на повышение эффективности работы Федеральной антимонопольной службы.
- Таможенно-тарифное регулирование: внедрение новых технологий таможенного администрирования в рамках Таможенного союза-2010, ориентация на снижение средневзвешенного таможенного тарифа.
- Нетарифное регулирование: расширение использования нетарифных методов регулирования, которые реализуются в рамках административного управления, в частности, поддержка экспорта высокотехнологичной продукции, услуг и технологий.
- Инновационное развитие. В долгосрочной перспективе, особенно в условиях исчерпания потенциала эффективности другими факторами, инновации приобретут исключительное значение для повышения стандартов и качества жизни населения. Инновационная политика предполагает создание условий для повышения инновационной активности российских компаний и доли инвестиций, направляемых на внедрение качественно новых продуктов и технологических процессов.
- Поддержка среднего и малого бизнеса. В рамках проведения административной реформы предполагается снижение административных барьеров, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, упрощение порядка регистрации.
- Формирование инвестиционно-привлекательной среды, снижение совокупной налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов. В долгосрочной перспективе (2020 г.) налоговая политика направлена на снижение налоговых доходов бюджетной системы РФ до 33% ВВП.
«Россия уже испытала положительный эффект от введения протекционистских мер. В начале 2000-х гг. были введены 25%-е пошлины на импортные автомобили, которые побудили около 15 мировых производителей принять решение о строительстве в России автомобильных производств. Конечно, в большинстве случаев речь пока шла лишь о сборочных производствах, но некоторые из этих фирм уже начали налаживать в России производство комплектующих. Указанные заводы по сборке автомобилей могут в будущем дать мощный толчок развитию самых разнообразных смежных производств, которые участвуют в автомобилестроении. Но это – всего лишь один пример, касающийся одной отрасли. Речь же идет о том, чтобы высокие импортные пошлины (порядка 40-50%) распространялись на все готовые изделия и полуфабрикаты, которые Россия планирует производить сама, а не импортировать. А такую задачу необходимо ставить в отношении подавляющего большинства готовых изделий и в отношении всех продуктов переработки отечественного сырья, если Россия хочет покончить с опасной зависимостью от импорта и со своим положением страны третьего мира, в которую она превратилась за последние два десятилетия, и опять стать развитой страной" (Кузовков Ю. История коррупции в России. п. 27.4).
"...по тем товарам, которые Россия не производит и не собирается производить (бананы, кофе, чай и т.д.), равно как и по импорту любого сырья, пошлин не должно быть вообще" (Кузовков Ю. История коррупции в России. п. 27.4).
В условиях включения России в мирохозяйственные процессы регулирующая функция государства приобретает особое значение для решения задач, связанных с формированием конкурентной среды, со структурной перестройкой, созданием условий для экономического роста и повышением конкурентоспособности национальной экономики.
Россия лидирует по числу
принятых во время кризиса
Россия стала абсолютным лидером по количеству принятых во время кризиса протекционистских мер. На ее долю приходится 20 самых вредных защитных действий. Далее следует Германия – 15 мер, 3-е место делят Индия и Индонезия – по 10. На 4-м месте одновременно находятся Италия, Испания и Великобритания – по 9 вредных мер. Такие данные содержатся в работе европейского Центра по исследованию экономической политики.
Объем мировой торговли в 2009 году по сравнению с предыдущим годом сократился на 12%. Падение мирового товарооборота стало максимальным с 1945 года. Главной причиной уменьшения объема торговли стало одновременное снижение совокупного потребительского спроса во всех лидирующих мировых экономиках. Также снижению товарооборота способствовали, хотя и в гораздо меньшей степени, увеличение госпошлин, внутренних субсидий и принятие дополнительных антидемпинговых мер. С ноября 2008 года до конца 2009 года правительства разных стран ввели порядка 280 протекционистских мер, при этом 121 из них приходится на государства G20, решившие препятствовать протекционизму.
Между тем, зав. лаборатории внешнеэкономической деятельности Института Экономики Переходного Периода Н.П. Воловик напоминает: правительством России в течение 2009 года было принято более 60 постановлений, корректирующих импортный тариф РФ. Ставки таможенных пошлин не только повышались, но по значительному количеству товаров и понижались – прежде всего, ставки ввозных таможенных пошлин на высокотехнологичное оборудование. Из 600 товарных позиций, по которым были изменены ставки ввозных пошлин в 2009 г., на 350 позиций ставки пошлин были повышены. "В тех случаях, когда пошлины повышались, это касалось ряда чувствительных для российской экономики отраслей и товаров, где имело место большое давление импорта, часто и импорта с применением демпинга и субсидий. Среди важнейших отраслей, в отношении которых были приняты меры таможенно-тарифной защиты в целях повышения конкурентоспособности, – автомобильная промышленность, сельхозмашиностроение, черная металлургия, станкостроение", - поясняет эксперт.
В условиях кризиса во многих странах скопились огромные запасы готовой продукции, и многие производители были готовы сбывать их в других странах даже по заниженным ценам. Поэтому меры российского правительства были вынужденными и защитными. Но, тем не менее, в целом в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом средневзвешенная ставка импортной пошлины даже сократилась: в 2008 г. она была 11,45%, а в 2009 г. – 10,7%.
Для целого ряда товарных позиций принятые меры сыграли определенную роль в защите отечественных производителей, однако для части из них сложно говорить об определенных результатах до этапа восстановления спроса на соответствующую продукцию.
В отношении российских товаров в 2009 году торговые партнеры инициировали 4 антидемпинговых расследования, 5 пересмотров введенных ранее антидемпинговых мер, а также 10 специальных защитных расследований. По данным Минэкономразвития, на 31 декабря 2009 года зафиксировано 95 ограничительных мер, применяемых иностранными государствами в отношении российских товаров, в том числе 41 антидемпинговая мера, 7 специальных защитных мер и 47 мер нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования. Максимальное количество ограничительных мер действует в Белоруссии (24), ЕС (17), Украине (13) и США (11). Более половины всех введенных антидемпинговых мер направлены против российских черных металлов и изделий из них. Второе место занимают минеральные удобрения и химикаты.
3.1. Деятельность иностранных компаний на российском рынке государственных закупок.
Еще один пример асимметричных и неэффективных действий российских властей состоит в допущении неправомерно большой доли иностранной продукции в величине ГЗ. Как уже указывалось, в Великобритании государственные закупки у зарубежных поставщиков составляют только 0,4%, а в Германии – 3,8%. На этом фоне аналогичный показатель в России выглядит абсолютно беспрецедентным. Хотя агрегированных данных по всему рынку ГЗ нет, можно оценить долю иностранных компаний на некоторых продуктовых рынках. Например, в 2006 году от имени Российской Федерации было заключено 60 контрактов на поставку медицинской техники для государственных нужд (табл.3). Общая сумма контрактов составила 602,8 млн. рублей, из которых около 60% были направлены на покупку медицинской техники зарубежного производства (в табл.3 темным цветом отмечены наиболее крупные контракты, по которым поставлялась техника зарубежного производства). Несложно видеть, что разрыв в долях рынка, «захваченных» иностранными компаниями, для России и Великобритании составляет совершенно фантастическую цифру – в 150 раз. Таким образом, в России на некоторых рынках ГЗ «нормальная» доля иностранных товаров превышена на 2 порядка, что говорит либо о полной несостоятельности отечественного производства соответствующей продукции, либо о полном отсутствии какого-либо регулирования доступа иностранных экономических агентов.
Указанная ситуация усугубляется другой настораживающей тенденцией. Так, по нашим оценкам, лишь менее 15% контрактов были заключены непосредственно с отечественными производителями медицинского оборудования; в подавляющем же большинстве случаев договора заключаются с дилерами и посредниками, участие которых позволяет скрыть иностранное происхождение поставляемой продукции. Это означает, что полученная нами цифра в 60% может служить лишь в качестве минимальной оценки иностранного участия на российском рынке ГЗ.
К сказанному можно добавить, что, по данным Росстата, объем внутреннего производства медицинской техники в 2006 году достигал 16,5 млрд. руб., в то время как ее импорт – 45 млрд. руб. Данные пропорции соответствуют доле иностранной продукции в 73,2%, что не соответствует никаким международным нормам, превышая таковые в 3-4 раза (для сравнения: в Великобритании макрооценка доли импорта – 22%). Данные цифры лишний раз свидетельствуют о недопустимых пропорциях машиностроительной продукции отечественного и зарубежного производства на российском рынке.
Проведенный межстрановой сравнительный анализ доли импортных товаров в системе ГЗ показывает, что этот сегмент рынка в России остается почти полностью «открытым», в то время как развитые страны мира (например, Германия, Великобритания) не позволяют этой доле подниматься выше 5%.
4. Политика протекционизма за рубежом
4.1. Протекционистская политика в США
В США протекционистская тарифная политика очень сильно привязана к экономическую циклу: когда национальная экономика ослабевает, вводятся высокие импортные пошлины; когда американская экономика испытывает подъем, импортные тарифы снижаются. Так, в 1828 г. Конгрессом был утвержден высокий протекционистский тариф. В 1861-65 гг. Конгресс снова принял высокие тарифы, направленные на защиту американской промышленности. Пошлины на импортируемые товары еще больше возросли в 1890 г., когда был принят тариф Мак-Кинли, оказавшийся весьма эффективным в смысле устранения иностранной конкуренции. И хотя введенный в 1909 г. тариф Пейна-Олдрича предусматривал понижение пошлин на некоторые товары, на большую часть импорта налог оставался высоким.
В 1912 г. В.Вильсон потребовал введения низких тарифов, что и было сделано Конгрессом путем принятия тарифа Андервуда. Это стало первым реальным понижением тарифных ставок в США. Однако после первой мировой войны импортные пошлины вновь возросли, и в 1930 г. согласно закону Холи-Смита был введен самый высокий в американской истории тариф. После экономического кризиса во время Великой депрессии в политике США наметилась тенденция к снижению тарифных ставок и в 1934 г. был принят закон о торговых отношениях, согласно которому пошлины на импорт были снижены, в результате чего объем торговли США с некоторыми странами значительно увеличился. В 1962 г. Конгрессом был принят закон о развитии торговли, в результате которого произошло еще большее снижение пошлин на импорт и устранение тарифных барьеров. Однако протекционизм и в настоящее время остается для США животрепещущей проблемой.
Из перечисленных регулятивных актов хорошо просматривается тарифный регуляторный цикл, в соответствии с которым тарифное давление на иностранных конкурентов в разные периоды времени было неодинаковым. Следовательно, правовая система США «пульсирует» в зависимости от реального состояния дел в экономике и отдельных отраслях.
История экономики США имеет ряд ярких примеров, когда протекционистская политика была направлена на сохранение «старых», традиционных отраслей и производств. Так, торговое законодательство в сталелитейной, текстильной и мотоциклетной отраслях промышленности периода правления Р.Рейгана является образцом протекционистских действий. Хорошей иллюстрацией протекционизма в американской промышленности, проводимого администрацией Р.Рейгана, может служить правовая основа мотоциклетной отрасли. Компания «Харли-Дейвидсон» является производителем мотоциклов в США, который до сих пор функционирует благодаря тому, что в тот момент, когда она была близка к завершению своей деятельности из-за наплыва более дешевых японских мотоциклов, она обратилась за помощью к администрации президента и получила ее. Так как Р.Рейган считал необходимым поддерживать мотоциклетную промышленность в США и делать экономику страны более разнообразной, он ввел налог в 49.9% на ввозимые тяжелые мотоциклы, в результате чего цена на импортные мотоциклы возросла на 10-15%. Такие меры позволили компании «Харли-Дейвидсон» продолжать производство своих товаров и оставаться конкурентоспособной на внутреннем рынке мотоциклов.
Другим хрестоматийным примером протекционистской политики служит американская сталелитейная промышленность. Конкуренция в 1980-е годы со стороны Западной Германии, Нидерландов, Японии и нескольких других стран нанесла серьезный ущерб сталелитейной индустрии США. В 1984 году компании углеродной сталелитейной промышленности США направили в правительство ряд прошений, объясняя свои постоянные потери и их влияние на экономику страны (увеличение безработицы в случае сворачивания этой индустрии). Президент Р.Рейган отправил министра торговли М.Бэлдриджа для переговоров с европейскими сталепроизводителями, в результате чего были введены квоты на импортируемую в США углеродистую сталь. Рейган также продолжил политику протекционизма, начатую администрацией Форда в 1976 году, в форме пошлин для сталелитейной промышленности, позволивших выжить американской сталелитейной промышленности.
В приведенных выше примерах проявляется одно важное свойство хозяйственно-правовой системы США – высокая институциональная чувствительность власти к проблемам национального бизнеса.. Данное свойство проявляется, в частности, в доступности высшей власти страны для американских производителей и в оперативности ее реакции на возникающие проблемы.