Современный этап рынка ценных бумаг России

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:51, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа имеет своей целью изучение рынка ценных бумаг России, его истории и динамики, через его основные индексы и определение ведущих тенденций на этом рынке.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- рассмотрена история рынка ценных бумаг
- выявлены особенности его становления в России
- определенны т проанализированы основные индексы рынка ценных бумаг России
- проанализирована динамика основных индексов
- выявлены основные направления развития рынка ценных бумаг

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Возникновение рынка ценных бумаг за рубежом…………….…….5
1.1 Рынок ценных бумаг в Европе………………………………………………5
1.2 Рынок ценных бумаг в США……………………………………………..….8
Глава 2. История рынка ценных бумаг в России……………………………..10
2.1 Дореволюционный этап…………………………………………………....10
2.2 Советский период…………………………………………………………...16
Глава 3.Современный этап рынка ценных бумаг России…………………....25
3.1 Индекс ММВБ……………………………………………………………….25
3.2Индекс ММВБ 10…………………………………………………………….27
3.3 Индекс РТС…………………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………..……………………………….33

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2.1.docx

— 126.54 Кб (Скачать)

-«Правила для фондового отдела Санкт-Петербургской биржи» (1901), в которых в полной мере нашли отражение основные принципы государственного контроля и регулирования торговли фондовыми ценностями;

– «Правила о допущении бумаг к котировке на фондовом отделе Санкт-Петербургской биржи» (1902). Рассмотренное правило дополнялось постановлением об ответственности лиц, входящих в обращение с ценными бумагами на Санкт-Петербургской бирже;

– «Правила для сделок по покупке и продаже иностранной валюты, фондов и акций на Санкт-Петербургской бирже» (1907). В них подробно регламентировались порядок заключения и исполнения сделок с ценными бумагами, а также последствия невыполнения условий сделок

Новые правила знаменовали  собой начало проведения крупной  биржевой реформы в России и способствовали формированию в Санкт-Петербурге крупнейшего  организованного международного рынка  ценных бумаг. В дальнейшем торговля акциями учреждаемых компаний, а  также долговыми обязательствами  получила быстрое распространение  и на региональных биржах.

Биржевая информация о  курсах ценных бумаг, динамике цен товаров  составляла основу материалов знаменитой российской газеты «Биржевые ведомости», которая издавалась с 1861 г. по 6 октября 1917 г. С 1893 г. газета выходила два раза в день и доставлялась к завтраку и обеду в банки и большинство  ресторанов, трактиров и кофеен Санкт-Петербурга, Москвы и Одессы. Перед началом Второй мировой войны возможность читать газету дважды в день имели коммерсанты и банкиры в Одессе и Киеве, Львове и Черновцах, а также в ряде других крупных торговых городов европейской части Российской империи. «Биржевые ведомости» становились культурным достоянием просвещенной русской интеллигенции. Газета стала необходимым дополнением литературных, а также политических, философских и экономических споров по переустройству России.

В тот период сделки на фондовых отделах бирж заключались только за наличную плату, а все сложные  виды сделок оставались под запретом. Это, безусловно, тормозило развитие предпринимательства на рынке ценных бумаг. Тем не менее перед началом  Первой мировой войны на Санкт-Петербургской  бирже котировались акции 295 промышленных предприятий, имевших основной капитал 1504 млн. руб. 123 вида облигаций суммой 15 531 млн. руб.Значительная часть сделок осуществлялась с акциями железных дорог, коммерческих и земельных банков, нефтяных и металлургических предприятий, страховых компаний.

По правовому статусу все фондовые биржи можно разделить на три типа:

а) публично-правовые фондовые биржи, находящиеся под контролем  государства. Государство полностью  регламентирует их деятельность. Такой  тип фондовых бирж распространен  в Германии, Франции и других странах;

б) частные фондовые биржи, создающиеся в форме акционерных  обществ и полностью самостоятельные  в ведении биржевой торговли. Однако все сделки совершаются в соответствии с действующим в стране законодательством. Такие биржи характерны для Великобритании и США;

в) смешанные фондовые биржи, создающиеся в виде акционерных  обществ, но при этом не менее 50% их капитала принадлежит государству. Подобные биржи распространены в Австрии, Швеции и Швейцарии. Торговля ценными бумаги происходит между членами биржи. Для организации торговли необходима лицензия.

Торговля осуществлялась между профессиональными участниками  рынка ценных бумаг (брокерами, дилерами, управляющими ценными бумагами, банками, клиринговыми организациями и т. д.). К торгам на бирже допускались  только достаточно качественные и высоколиквидные  бумаги.

Руководство биржей осуществляется общим собранием членов биржи, к  комплектации которого отнесено:

-   определение количественного биржевого состава или совета директоров;

-    утверждение стратегических планов развития биржи;

-    внесение изменений и дополнений в состав биржи или утверждение устава биржи в новой редакции;

-  образование исполнительного органа биржи, досрочное прекращение его полномочий, если уставом биржи решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров или биржевого совета;

-    избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) биржи и досрочное прекращение их полномочий;

-   утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей с убытков;

-    утверждение сметы расходов на содержание совета и персонала биржи;

-    прием новых членов биржи;

-    принятие решения о прекращении деятельности биржи;

-     утверждение и внесение изменений во внутрибиржевые нормативные документы.

Контроль над деятельностью  биржи осуществляют структурные  подразделения:

а) биржевой совет (руководил  биржевой деятельностью в перерывах  между общими собраниями);

б) ревизионная комиссия (осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью биржи, избирается общим собранием в соответствии с уставом биржи);

в) совет гувернеров (осуществление  руководства биржей в периоды  между общими собраниями. В его состав входили 23 представителя действительных членов биржи и общественности, а также президент биржи, исполнительный президент и директор);

– условия выплаты процентов  и дивидендов по бумагам;

– технические вопросы.

Руководил фондовыми биржами  Совет фондовых отделов бирж, утвержденный Министерством финансов.

 

 

2.2 Советский период

После очередной смены политической власти в стране декретом ВЦИК в  январе 1918 г. были аннулированы все  внешние и внутренние долги и  гарантийные обязательства царского и Временного правительств. Ликвидация российского рынка облигаций  и акций была окончательно завершена  в сентябре 1920 г. декретом СНК.

Возрождение рынка ценных бумаг  в стране началось с переходом  к нэпу. Государственные заимствования  на внутреннем рынке возобновились  в 1922—1923 гг., когда была проведена  не имевшая ранее аналогов эмиссия  облигаций первого и второго так называемых хлебных займов, а также сахарного займа. Они носили краткосрочный (сезонный) характер: срок обращения каждого не превышал года. Бумаги номинировались соответственно в пудах ржи и сахара, приобретались за деньги, а погашались либо натурой, либо деньгами — по усмотрению держателей. Максимальный номинал хлебных облигаций, например, составлял 100 и 10 пудов ржи — соответственно для первого и второго займов. Облигации хлебных и сахарного займов принимались в уплату существовавшего тогда натурального налога и были привлекательны для граждан, особенно занятых в сельском хозяйстве. Натуральные займы имели очевидный успех, благодаря ним в стране появился вторичный рынок облигаций. Позже предпринимались попытки эмиссии краткосрочных денежных займов, но из-за отсутствия должного опыта их выпуск оказался нерентабельным для государства. 

Эти же годы ознаменовались первым в  СССР выпуском долгосрочного займа, именуемого в обиходе золотым  займом 1922 г.1 Период его обращения  превышал 11 лет, а продажа облигаций, выплата доходов, в том числе  выигрышей, осуществлялись в рублях по курсу, привязанному к золоту. Заем отличался широким спектром преимуществ для владельцев, в частности освобождением доходов от налогов, ежегодными тиражами выигрышей, возможностью залога

официальное название — Государственный  внутренний долгосрочный 6%-ный с  выигрышами заем 1922 г.1.облигаций и т.д., однако успеха не имел. Это послужило вынужденной причиной организации его принудительного размещения, что стало широко практиковаться с тех пор. Принудительно размещались: второй государственный выигрышный заем 1924 г., ряд специальных займов для аккумуляции временно свободных денежных ресурсов государственных предприятий и учреждений, займы индустриализации, укрепления крестьянского хозяйства, предназначенные для государственных служащих и рабочих и др. Однако в период 1922— 1926 гг. выпускались и добровольные долгосрочные и среднесрочные займы, например так называемые крестьянские. Они были вполне привлекательны для вкладчиков, но не достаточно эффективны для государства, поэтому со временем их выпуск был прекращен. 

В 1924—1925 гг. предпринимались меры для преодоления практики принудительных займов. Наркомат финансов проводил фондовые интервенции, т.е. активно скупал государственные  ценные бумаги, что способствовало значительному оживлению этого  рынка. 

Купля-продажа государственных  ценных бумаг изначально проводилась  Государственным банком, специальными банками и сберегательными кассами, а в результате реорганизации  в 1927—1928 гг. первичного и вторичного рынков единственным посредником между  государством и населением стал институт сберегательных касс. Все расходы  по обслуживанию государственных займов финансировались за счет бюджета  страны.

Рынок частных ценных бумаг в СССР возник с утверждением в марте 1922 г. Положения о комиссии для рассмотрения предложений об образовании смешанных обществ. Она определяла порядок создания и функционирования акционерных обществ с долевым государственным и иностранным участием.

Суммарный капитал таких учреждений, в том числе банков, превышал к 1925 г. 300 млн руб. Имеющихся ресурсов было достаточно для активизации фондовой торговли, но этот рынок не получил все же значительного развития. Причины крылись в доминировании государства в структуре акционерных капиталов и отсутствии его стремления к существенному расширению круга акционеров, что выражалось в запретах частных эмиссий.

Биржевая торговля в стране возобновилась  в начале 1923 г., когда был открыт фондовый отдел Московской товарной биржи. Затем аналогичные учреждения стали функционировать в Ленинграде, Харькове, Киеве, Владивостоке и других центрах. Их организационные основы во многом совпадали с устоями  дореволюционной биржи, поскольку  вся деятельность фондовых отделов  еще более жестко контролировалась и регламентировалась государством.

Некоторое время в структуре  биржевого оборота преобладали  валютные операции, однако вскоре сделки с ценными бумагами стали доминировать на вторичном рынке, а основную массу  сделок заключали с государственными облигациями. Если в 1923—1924 гг. среднемесячный объем сделок с государственными облигациями составлял примерно 3 млн руб., то в 1925—1926 гг. он превышал уже 16 млн руб.

Главными участниками биржевой торговли были кредитные учреждения (более 60% оборота), а также государственные предприятия и хозяйственные органы (около 30%). Операции физических лиц составляли примерно 9% оборота, а остальное приходилось на акционерные, кооперативные и общественные организации. Во всех аспектах биржевой деятельности в СССР преобладало государство.

Внебиржевой вторичный рынок ценных бумаг в начальный период нэпа был прерогативой физических лиц  и в буквальном смысле — уличным  и стихийным. Однако утверждение  Наркоматом финансов Положения о  московской вечерней валютно-фондовой бирже в 1923 г. положило начало упорядочению его деятельности. Вечерние фондовые биржи, или «американки», начали функционировать  при фондовых отделах отдельных  крупных товарных бирж: в Москве, Ленинграде и Харькове. Главными их участниками стали кредитные  учреждения, частные предприятия  и физические лица. Доступ государственных  и кооперативных учреждений на них  имел определенные ограничения.

Управление «американками» отличалось существенно большей либеральностью по сравнению с фондовыми отделами бирж, под эгидой которых они функционировали. Их появление позволило упорядочить  и активизировать оборот бумаг, не котирующихся на основных фондовых площадках. Создание вечерних бирж не имело аналогов в  истории страны. Они стали прообразом современных альтернативных биржевых рынков. С завершением периода  нэпа деятельность всех фондовых отделов  бирж была прекращена, и рынок ценных бумаг СССР окончательно стал государственным.

В период с начала 1930-х по 1957 г. правительство  разместило всего 45 займов, тогда как  в 1920-е годы было выпущено в общей  сложности 24 государственных займа. Число эмиссий сократилось, однако объем заимствований несравненно  возрос, что было причиной влияния  ряда объективных факторов на развитие экономики страны в этот период. Объем заимствований государства  в довоенное ; время составил около 50 млрд руб., а в течение 1941—1945 гг. — - более 76 млрд руб. 

После войны, одновременно с денежной реформой, была проведена конверсия  займов, распространенных среди населения  в период 1936—1946 гг., в облигации  Государственного 2%-го займа 1948 г. Одновременно с этим проходило размещение новых  займов. Всего с 1947 г. были выпущены облигации 11 займов на сумму около 26 млрд руб. (в масштабе цен после реформы 1961 г.). Облигации государственных займов не могли приносить населению ощутимых выгод, поскольку установленные размеры доходов были весьма непривлекательны. Если в 1920-е годы они приносили годовой доход в 6—12%, то в последующем он составлял лишь 2—4% (для облигаций, реализуемых по номиналу). Непривлекательность облигаций зачастую компенсировалась политическим давлением в ходе их размещения. Нередко часть заработной платы трудящихся принудительно выдавалась облигациями. Это позволяло правительству осуществлять крупномасштабные заимствования среди широких слоев населения. В 1950-е годы, например, число держателей государственных облигаций превышало 70 млн чел.

Привлекая огромные денежные ресурсы, государство не обеспечивало эффективности  их использования и поэтому не всегда своевременно справлялось со своими обязательствами по займам. В таких случаях обычно предпринимались  конверсии одних займов в другие. В СССР в апреле 1957 г. было принято  беспрецедентное решение об отсрочке на 20 лет начала погашения послевоенных займов, что существенно подорвало  доверие граждан к способности  правительства выполнять свои обязательства. В результате этой акции активность эмиссии государственных бумаг  надолго была значительно снижена. Погашение замороженных послевоенных займов началось немного ранее объявленных  сроков — в 1974 г. и завершилось  к концу 1991 г. В 1960-е годы было осуществлено размещение лишь одного — государственного 3%-го выигрышного займа, завершившего обращение в начале 1980-х. Практика масштабных заимствований возобновилась  с выпуском в 1982 г. нового 3%-го выигрышного  займа. Облигации свободно продавались  и покупались государством в течение  всего срока обращения, а в 1990—1991 гг. был повышен процент выплат по ним и проиндексирован (увеличен на 40%) номинал. 

Информация о работе Современный этап рынка ценных бумаг России