Современный экономический кризис: сущность, причины, пути преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 15:28, реферат

Описание работы

В ходе развития человеческого сообщества развивалась экономика. Человечество росло, множилось, развивалось. Развивалась и усложнялась система межличностных отношений, отношений между группами личностей и между сообществами. Возникла политика и экономика. Человек всегда стремился удовлетворить все свои потребности. Сделать свою жизнь максимально комфортной. Однако в сообществе у каждого индивидуума свои личные потребности. И каждый, естественно, стремится удовлетворять свои собственные потребности и потребности своей семьи. Возникло натуральное и товарное производство. Позже, когда развились государства, целью экономики стало обеспечение стабильности и благополучия населения государств. Международные отношения, торговля, макроэкономика.

Содержание

Введение. c.2.
Кризис 2008 года. с.3.
Современный кризис. с.5.
Причины и возможные последствия кризиса. с.7.
Пути преодоления.с.14.
Выводы.с.22.
Список литературы.с.23.

Работа содержит 1 файл

Реферат по экономике.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

гарантии по депозитам  физических лиц были повышены в три раза, до 150 тыс. гривен.

 Начиная с октября  2008 года, НБУ активно поддерживает  ликвидность коммерческих банков посредством рефинансирования. Тем временем, тринадцать банков были взяты под временную администрацию НБУ, а один из них продан новым акционерам. Еще в нескольких банках был введен мониторинг НБУ. Однако масштаб экономических проблем Украины свидетельствует о том, что банковская система в ближайшем будущем

будет оставаться слабой. Тем не менее, принятые меры существенно снизили риск краха национальной банковской системы и заметно ослабили негативное влияние мирового финансового кризиса.

Дальнейшая реализация программы реабилитации банковского  сектора должна основываться на следующих ключевых принципах:

1. центральная роль частного сектора в решении проблем банков,

2. минимизация потерь для налогоплательщиков и Вкладчиков

3. справедливая ответственность акционеров и управляющих банков,

взявших на себя необдуманные кредитные риски,

4. компетентная, независимая и прозрачная оценка потребностей банков в дополнительном капитале,

5. понятные, приемлемые и политически нейтральные условия для выделения банкам государственного финансирования.

Следующим важным шагом  должно стать высвобождение негативно  классифицируемых кредитов из банковских активов. Правительство должны способствовать этому процессу, обеспечив необходимую рыночную инфра-структуру, которая позволит в сжатые сроки и правильно определять справедливую рыночную цену проблемных активов. И наконец, правитель-ство не должно помогать безответственным акционерам и управляющим банков; вместо этого необходимо направлять усилия на быстрое и после-довательное решение проблемы безнадежных кредитов. Если для осуществления этих мер будут созданы логичные административные и организационные механизмы, банковский сектор вскоре стабилизируется, благодаря тому, что выживут и станут сильнее самые платежеспособные банки, обладающие качественными кредитными портфелями. И наконец, правительство должно разработать механизм оказания помощи в рефи-нансировании внешних обязательств корпорациям и банкам, которые испытывают трудности с обслуживанием внешних долгов . Существует необходимость в получении достоверной информации о помесячном наступлении сроков выплат таких займов и оказании помощи должникам в разработке грамотных схем по выходу из чрезвычайных ситуаций и рестру-ктуризации долга.

 

Осуществление программы макроэкономической стабилизации

 

В условиях финансового  кризиса большинство развивающихся  стран нуждаются в жесткой налогово-бюджетной и денежно-кредитной политике, при помощи которой ограничивается совокупный спрос, предотвращается формирование значительного отрицательного сальдо счета текущих операций, снижаются инфляционные ожидания и обеспечивается стаби-льность валютного курса. В противном случае финансовый кризис может распространиться во все сектора экономике, оказывая негативное влияние на отрасли, обремененные высоким внешним долгом. Несмотря на то, что

ужесточение налогово-бюджетной политики неизбежно, для реанимации банковского сектора может потребоваться дополнительное бюджетное финансирование, так как необходимым условием возобновления кредитных потоков в реальную экономику, способствующих восстановлению эконо-мики, является функционирующая банковская система.

Украинские власти уже  приняли ряд мер по ужесточению налогово-бю джетной и Денежно-кредитной политики. Правительство заморозило заработные платы в государственном секторе, уменьшило в два раза заработную плату высокопоставленным государственным чиновникам. Расходы бюджета на государственную администрацию были существенно снижены. Дефицит бюджета в размере 1,5% от ВВП ниже планового.

Однако, несмотря на обещания украинского правительства обеспечить в 2011 году сбалансированный бюджет, принятый Закон Украины "О Государ-ственном бюджете на 2011 год" предусматривает дефицит свыше 3% ВВП, в то время как доходы бюджета базируются на довольно оптимистическом макроэкономическом прогнозе. С учетом средств, необходимых для проведе-ния программы рекапитализации банков, дефицит может составить 75 миллиардов гривен (9,4 млрд. долларов США), или 7% от Прогнозируемого ВВП. В настоящее время, чтобы покрыть такой дефицит, правительство пытается привлечь среднесрочное финансирование от ряда стран и

международных организаций.

 

Реализация  структурных экономических реформ для  возобновления роста экспорта и экономики

 

Ужесточение налогово-бюджетной  и денежно-кредитной политики является

необходимым для стабилизации макроэкономической ситуации в стране. Однако эти стабилизационные меры снизят экономический рост и приведут к повышению уровня безработицы. Поэтому правительственная программа должна также включать меры по возобновлению экономического роста и роста экспорта.

Возможности использования инструментов налогово-бюджетной политики для стимулирования экономического роста ограничиваются сложностью доступа к неинфляционным внешним долгосрочным займам для финансирования этих мер. Более того, по мере замедления темпов экономи-ческого роста исполнение бюджета может резко ухудшиться в связи с уменьшением налоговых поступлений. Ситуация может оказаться еще более сложной в странах, вступивших в кризис со слабыми бюджетными показа-телями из-за высоких государственных расходов в прошлом. В данном случае, принимая решение об увеличении расходов бюджета в период экономического спада, необходимо сопоставить риск существенного ухудше-ния показателей бюджета вближайшем будущем (из-за высокого дефицита и растущего государственного долга) и способность фискальных стимулов стабилизировать экономику и обеспечить восстановление экономического роста. Очевидно, эффективность Налогово-бюджетной политики, так же как и потенциал налогово-бюджетных инициатив, зависят от конкретных структурных характеристик страны. Однако в большинстве стран с развива-ющейся экономикой, ориентированной на экспорт и зависящей от импорта, дополнительные меры налогово-бюджетной политики по Увеличению совокупного спроса могут не оказать существенного влияния на внутреннее производство. По сути, увеличение расходов бюджета может просто вызвать рост импорта, а влияние на внутреннее производство и создание новых

рабочих мест окажется минимальным. Причем данный эффект имеет еще большее значение в тех случаях, когда экономический спад был вызван слабым внешним спросом, а не падением внутреннего (как и произошло в Украине). Фискальные стимулы могут быть нерезультативными и тогда, когда из-за многочисленных структурных и институциональных недостатков реакция отечественного производства на увеличение внутреннего спроса является ограниченной. Недавнее ослабление курса гривны должно способствовать восстановлению конкурентоспособности украинского экспорта и может частично смягчить негативные последствия от понижения мировых цен на товары. Однако, судя по последним оценкам экономической ситуации, одной лишь девальвации будет недостаточно, чтобы компен-сировать снижение внешнего спроса, а это означает, что необходима

целенаправленная программа  восстановления экономического роста.

При ограниченной эффективности инструментов налогово-бюджетной политики наиболее реалистичным способом возобновления экономического роста является стимулирование устойчивого восстановления экономики, основной движущей силой которого должен стать частный сектор. Это позволит поднять производство, создать новые рабочие места и обеспечить стабильные налоговые поступления, которые в будущем будут направлены на погашение государственного долга. Для реализации таких планов правительство должно принять меры по улучшению условий для ведения

экономической деятельности, чтобы привлечь внутренние и внешние частные инвестиции. Как неоднократно указывалось в ряде отчетов Фонда Блейзера, низкая конкурентоспособность Украины относительно других развивающихся стран является системной проблемой и может быть исправлено лишь с помощью программы радикальных реформ. В настоящей обстановке пошаговых реформ недостаточно. Чтобы привлечь инвестиции и возобновить рост экономики, Украине необходимо убедить иностранных инвесторов в том, что правительство серьезно настроено на улучшение инвестиционного климата. Для этого страна должна сделать огромный

прорыв в экономических  реформах и внедрить кардинальные меры как в самом ближайшем будущем, так и в среднесрочной перспективе. К сожалению, многие структурные реформы требуют сильной политической воли для принятия непопулярных мер. Эффект от проведения многих структурных преобразований обычно проявляется лишь в среднесрочной перспективе, что еще больше ослабляет желание политиков осуществлять такие меры. И действительно, процесс разработки долгосрочного плана действий по выводу Украины из кризиса застопорился в связи с затяжной политической нестабильностью. Однако данный кризис дает политическим лидерам возможность принять трудные решения по пенсионной реформе, реформе государственной администрации, налоговым и регуляторным реформам, судебной реформе и т. д. Эта возможность не должна пасть

жертвой пресловутой  неспособности украинских властей  обеспечить эффективную координацию действий по решению жизненно важных социальных и экономических вопросов. Существует множество низкозатратных политических решений, которые могут дать положительные экономические результаты даже в краткосрочной перспективе.

К таким краткосрочным  мерам относятся:

A. Немедленное снижение регуляторного бремени частного сектора, чтобы избавиться от устаревших и рудиментарных законов и нормативных актов, которые вредят конкуренции и допускают чрезмерное вмешательство

государства в экономическую  деятельность. Чтобы начать данный процесс и

избежать ошибок, допущенных в 2005 - 2006 годах во время первого пересмотра нормативно-правового климата, правительство должно создать мобильную координационную группу при Государственном Комитете по Вопросам Регуляторной Политики и Предпринимательства. Такая группа должна быть наделена необходимыми полномочиями пересматривать законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, и отменять законы и нормативно правовые акты, необоснованно повышающие затраты на ведения бизнеса в Украине. Более того, данная группа должна заручиться поддержкой и содействием всех регуляторных правительственных органов. Если отобранные законы или нормативно правовые акты могут быть отменены только по решению Верховной Рады, то президент, премьер-министр или Кабинет министров должны быть готовы подать в парламент

соответствующие проекты  законов. Координационная группа должна завершить свою работу в жесткие и четко обозначенные сроки (желательно, до конца 2011 года). Нормативно- правовые акты, не отобранные группой, должны автоматически утратить свою силу по окончании пересмотра.

Необходимые знания, подготовку и финансирование для такой работы можно

получить с помощью либо международных организаций, таких как Всемирный Банк и ЕБРР, либо международных агентств по развитию США, Великобритании, Швеции, Канады и других стран.

Б. Устранить коррупцию в Таможенной и Налоговой Администра-циях путем передачи управления этими органами авторитет-ному и независимому иностранному агентству. Без сомнения, Украине не хватает ресурсов для эффективной борьбы с коррупцией. Следовательно, для решения данной задачи следует привлечь компетентную организацию с большим международным опытом. Например, частная международная компания по развитию, Crown Agents, из Великобритании работает в более чем 100 странах. Для начала, такое соглашение необходимо заключить для управления украинскими таможенными учреждениями.

Процесс необходимо начать немедленно, и первоначальный договор  должен быть подписан как минимум на 2 года. После получения и оценки первых результатов необходимо заключить новый договор, на управление Налоговой Администрацией Украины.

Расходы на выполнение такого договора могут быть компенсированы

международными организациями, такими, как Всемирный Банк или ЕБРР, либо за счет финансовой помощи от Агентства по Международному Разви-тию (Великобритания) или технической помощи от Европейского Союза.

В. Запустить всестороннюю программу по борьбе с коррупцией. Создать специальный ресурс в Интернете и открыть бесплатную общественную телефонную линию, по которой можно будет анонимно сообщать о случаях коррупции. Этим процессом должна управлять специальная мобильная группа под руководством Интерпола.

Г. Повысить прозрачность судебной системы введением обязательного требования о немедленной публикации судебных решений и об их анализе и детальной проверке независимым органом в Интернете на специально отведенном для этого сайте с абсолютно свободным доступом к нему.

Д. Наделить правительство оперативными полномочиями для ведения переговоров с Европейским Союзом по поводу заключения договора о свободной торговле.

Е. Снять мораторий на продажу земли, что должно ускорить развитие сельского хозяйства.

 

  1.  Выводы

 

Рецептов спасения от экономического кризиса множество. Президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой называет два: перевести экономику на внутренние резервы, чтоб страна могла себя сама прокормить и одеть, и повсеместно ввести энергосберегающие программы – не придется больше платить за все дорожающее топливо.

Глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко дает властям один рецепт: Успокойте общество – и снимете многие предпосылки для нового кризиса. Мы хорошо знаем, как в Украине кризисным двигателем выступает простая человеческая паника.

Но нужны ли сейчас государству спокойные и уверенные в своем завтра граждане? Складывается впечатление, что не очень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список литературы:

 

  1. Большой Энциклопедический  Словарь
  2. «Аргументы и факты в Украине» еженедельная газета, № 25-43;
  3. «Деньги» журнал,  № 17-18;
  4. «Weekly.ua» еженедельная газета, № 38, Олесь Гнатиев, Иван Воронцов: «Дежавю 2008»;
  5. Государственный комитет статистики Украины;
  6. Национальный банк Украины;
  7. Фонд Блейзера;
  8. Информационный ресурс: http://znaki.fm/;
  9. Информационный ресурс: www.vedomosti.ru/newspaper/article/252911/bez_buduschego/;
  10. Информационный ресурс: http://worldcrisis/ru/

 

 

Информация о работе Современный экономический кризис: сущность, причины, пути преодоления