Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 15:28, реферат
В ходе развития человеческого сообщества развивалась экономика. Человечество росло, множилось, развивалось. Развивалась и усложнялась система межличностных отношений, отношений между группами личностей и между сообществами. Возникла политика и экономика. Человек всегда стремился удовлетворить все свои потребности. Сделать свою жизнь максимально комфортной. Однако в сообществе у каждого индивидуума свои личные потребности. И каждый, естественно, стремится удовлетворять свои собственные потребности и потребности своей семьи. Возникло натуральное и товарное производство. Позже, когда развились государства, целью экономики стало обеспечение стабильности и благополучия населения государств. Международные отношения, торговля, макроэкономика.
Введение. c.2.
Кризис 2008 года. с.3.
Современный кризис. с.5.
Причины и возможные последствия кризиса. с.7.
Пути преодоления.с.14.
Выводы.с.22.
Список литературы.с.23.
Инфляция в странах - основных торговых партнёрах
Украины ОТП -9,7 7,4 7,2 6,4 5,9 8 7,6 5,5
Инфляция в странах, валюта которых используется во
внешнеторговых операциях
Обменный курс, гривен за доллар США
Дифференциал между инфляцией в Украине и США
Дифференциал между инфляцией в Украине и ОТП
Дифференциал между инфляцией в Украине и ВВО
Паритет покупательской способности гривны, базовый год $ 2002
Индекс дифференциала инфляции Украины и США
Реальный обменный курс, Украина – США
Индекс дифференциала инфляции Украины и ОТП
Реальный эффективный обменный курс, Украина - ОТП
Индекс дифференциала инфляции Украины и ВВО
Реальный эффективный обменный курс, Украина - ВВО
В. Уязвимость банковского сектора
За последние несколько лет в Украине наблюдался беспрецедентный рост объемов банковского кредитования, на фоне расширения доступа к мировым рынкам капитала, выхода на украинский рынок большого количества иностранных банков и мягкой денежно-кредитной политике. В результате, на протяжении последних трех лет объемы банковского (в среднем) кредитования росли на 70% в год. Хотя в Украине отношение
банковских займов физических и юридических лиц к ВВП (48% и 29%, соответственно) ниже аналогичных показателей в развитых странах, более половины всех непогашенных долгов украинской банковской системы выданы в иностранной валюте.
Это означает, что и заемщики, и коммерческие банки подвержены валютным рискам, поскольку во многих случаях эти риски не могут быть минимизированы за счет денежных потоков в иностранной валюте, которых могут использоваться для обслуживания долга.
Стремительный рост объемов банковского кредитования привел к ухудшению качества активов коммерческих банков. Действительно, согласно многим международным исследованиям, чрезмерно высокие темпы роста банковского кредитования часто приводят к увеличению доли негативно классифицированных кредитов, поскольку банки испытывают дефицит времени и ресурсов для надлежащей обработки заявок на получение кредитов. По данным НБУ, доля негативно классифицированных кредитов
(кредитов, классифицированных как субстандартные, сомнительные и безнадежные) в 2007 году была довольно высокой - 13,2% (статистика по субстандартным кредитам за 2008 год отсутствует). Такая высокая доля негативно классифицированных кредитов возникла из-за структурных проблем банковского сектора, а именно из-за недостатков системы банковского надзора и существенного смягчения требований к заёмщикам.
В настоящее время неудовлетворительное качество управления рисками и ухудшение экономической ситуации, вероятно, повысит кредитные риски в банковском секторе и вызовет рост уровня негативно классифицированных кредитов. В частности, ожидается, что экономика войдет в фазу резкого спада, который еще больше повысит уровень безработицы и сократит реальные доходы населения. В сочетании с резкой девальвацией гривны, это может привести к росту количества заемщиков, неспособных выполнять свои кредитные обязательства перед банками.
Согласно оценкам НБУ, доля сомнительных и безнадежных (за исключением субстандартных) кредитов выросла с 2,5% в начале 2008 года до почти 4% на конец года. По предварительным данным, этот показатель мог составить около 6,3% по Состоянию на 1 апреля 2009. Это означает, что в ближайшем будущем основной проблемой банковской системы будет риск неплатежеспособности. Повышение рисков неплатежеспособности ставит под вопрос способность коммерческих банков выдавать новые кредиты и может подорвать доверие к банковской системе. Что касается первого, то банкам необходимо будет значительно увеличить страховые резервы под
кредитные риски и покрыть убытки от неработающих кредитов за счёт собственного капитала . В результате, банки вряд ли смогут найти дополнительные источники финансирования для кредитования частного сектора.
Украина не защищена от риска традиционного массового изъятия
банковских депозитов. К счастью, своевременные действия НБУ помогли
предупредить распространение паники на всю банковскую систему.
Когда в середине сентября 2008 года население стало массово изымать
средства с депозитных счетов в шестом по величине украинском банке, Национальный банк Украины быстро отреагировал, предоставив экстренное рефинансирование банку в размере 5 миллиардов гривен (около
1 млрд. долларов США), а позже взял данный банк под свой контроль.
Несмотря на это, этот инцидент пошатнул доверие вкладчиков к
украинской банковской системе. Более того, меры НБУ по стабилизации банковского сектора не сопровождались последовательной и решительной государственной программой по стабилизации экономики, что подорвало доверия общественности к способности власти бороться с финансовым кризисом. В результате, на конец марта 2009 года из банковской системы
было изъято депозитов на общую сумму около 13 млрд. долларов США. Это означает, что в настоящее время банки вряд ли могут рассчитывать на депозитные средства, как на надежный источник финансирования и ликвидности. Снижение уровня ликвидности, в свою очередь, привело к тому, что несколько банков превысили сроки погашения как внутренних, так и внешних обязательств, а в ряд банков была введена временная администра- ция НБУ. Рост кредитных рисков и рисков платежеспособности привел к
тому, что многие рейтинговые агентства понизили кредитные рейтинги большинства украинских банков. Все это еще больше усилило финансовые риски банковской системы Украины.
Высокие темпы экономического роста Украины частично объясняются притоком иностранных кредитов и высоким мировым спросом на промыш- ленное сырьё. С началом финансового кризиса оба эти фактора значительно ослабли. Как следствие этого, в ближайшем будущем экономику ожидает коррекция в сторону замедления темпов роста. Более того, переход к более устойчивому и стабильному росту может оказаться сложным и длительным. Это означает, экономическая политика правительства играет критическую роль в процессе этого перехода для минимизации социальных потрясений и бюджетных затрат и обеспечения сбалансированного восстановления экономики.
Поэтому, экономическая и финансовая стабилизация в Украине требует немедленной, всесторонней и целостной политической программы. Как показывает лучшая международная практика, такая политическая программа должна состоять из следующих пяти основных компонентов:
1. Создание сильной организационной
структуры для выхода из кризиса,
2. Привлечение значительной зарубежной
финансовой помощи,
3. Проведение комплексной программы для проблемных банков
и их заемщиков,
4. Осуществление программы макроэкономической стабилизации
5. Реализация структурных реформ для восстановления роста экспорта и экономики.
Создание сильной организационной структуры для выхода из кризиса
По сути, все страны, успешно преодолевшие кризис, создавали исполнительный орган власти, наделенный значительными юридическими полномочиями (что позволяло действовать быстро) и независимостью от центрального банка (во избежание конфликтов между целями денежно-кредитной политики и затратами бюджета на преодоление кризиса). Такой орган должен заключить протокол о намерениях с правительственными структурами (Национальным Банком, Министерством Финансов, Минис- терством Экономики, и т.д.) для четкого определения сфер ответственности за меры преодоления финансового кризиса. Этот исполнительный орган также должен заключить протокол о намерениях с центральными банками других стран, коммерческие банки которых владеют крупными банками в Украине, по вопросам координации, обмена информацией и возможного финансирования. Данный орган должен разработать систему раннего оповещения на основе ключевых индикаторов, которая будет сигнализи- ровать о том, усугубляется финансовый кризис или нет, и позволит своевременно внести коррективы в стабилизационную программу. К тому же, этот орган должен тщательно контролировать объем внешнего долга частного сектора (банковского и корпоративного), сроки погашения по которому наступают в течение следующих 12 месяцев.
К сожалению, в связи с политическими разногласиями и неопределенностью, качество центрального управления и координации мер по преодолению кризиса в Украине очень низкое. В Украине не существует такого независимого исполнительного органа власти, который отвечал бы за вывод страны из кризиса. И НБУ, и правительство принимают меры по борьбе с кризисом, но из*за отсутствия согласованности и непрозрачности
действий часто звучат противоречивые заявления, подрывающие общест- венное доверие. При отсутствии формального центра преодоления кризиса, эффективным координирующим механизмом стала программа МВФ. Эта программа, требующая подписания протокола о намерениях по применению налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, а также мер по стабилизации банковского сектора, создала единую платформу действий, которая должна быть согласована со всеми соответствующими органами власти. Поскольку политическая неопределенность, вероятно, продолжится и в 2009 году, дальнейшая реализация программы МВФ необходима для обеспечения принятия всех необходимых мер всеми соответствующими государственными органами.
Привлечение значительной внешней финансовой помощи
Развивающиеся страны, которые в прошлом переживали периоды финансовыхкризисов, сумели стабилизировать финансовую ситуацию только после того, как они привлекли достаточные объемы среднесрочного внешнего финансирования и убедили иностранных кредиторов в том, что они располагают достаточными валютными ресурсами для обслуживания всего своего краткосрочного долга. Например, в 1994 году Мексике пришлось привлечь внешнее финансирование в размере 50 млрд. долларов США. В 1997 года три азиатские страны (Таиланд, Корея и Индонезия) получили иностранную помощь на сумму свыше 112 млрд. долларов США.
Основным слабым местом Украины действительно является высокий объем внешнего долга. Таким образом, правительство поступило правильно, немедленно обратившись за среднесрочным финансированием к международным финансовым организациям. В последнем квартале 2008 года Украина подала заявки и получила кредиты от МВФ (16,5 млрд. долларов США.) и от Всемирного Банка (0,5 млрд. долларов США.). Утверждение программы МВФ способствовало, в том числе, и укреплению доверия к украинскому правительству, так как эта программа предусматривает ряд стабилизационных мер по выходу из финансового и экономического кризиса. В частности, одно из положений данной программы предусматривает снижение совокупного спроса путем усиления налогово-бюджетной и
Денежно-кредитной политики, а также понижение курса национальной валюты. Кроме того, положительный ответ МВФ открыл Украине доступ к альтернативным внешним источникам финансовой помощи. Многие страны, международные организации и частные инвесторы доверяют мнению МВФ, поскольку реализация программы МВФ, как правило, означает, что экономическая стратегия страны устойчивая и стабильная.
Правительству Украины необходимо продолжить продуктивный диалог с Международным Валютным Фондом, чтобы в полном объеме и своевременно получить все средства. По сути, то, насколько успешным
окажется сотрудничество Украины с МВФ, является единственным достоверным индикатором серьезности намерений правительства Украины проводить необходимые структурные и экономические реформы. Это означает, что Украина сможет привлечь дополнительное внешнее финансирование для покрытия дефицита бюджета от других международных финансовых организаций и через двусторонние договорённости лишь
при условии наличия программы МВФ.
Не менее важным является то, что действия властей по урегулированию вопросов, связанных с выплатой краткосрочного долга частного сектора, могут обеспечить достаточное внешнее финансирование. В частности, НБУ ужесточил контроль за уровнем частного внешнего долга. Коммерческие банки обязаны отчитываться о квартальных объемах собственных внешних займов и внешних займов своих клиентов, сроки выплат по которым наступают в течение следующих 12 месяцев.
И наконец, украинские власти взяли на себя обязательство способствовать частным корпорациям и банкам в реструктуризации текущего кратко-срочного внешнего долга и поощрять частные компании увеличивать уставной капитал.
Внедрение комплексной программы для проблемных банков и их
заемщиков
Большинство стран, переживших финансовый кризис, вынесли важный урок для устранения недостатков и рисков банковского сектора необходимы
скоординированные и комплексные государственные меры по восстанов-лению жизнеспособности банков. Необходимо восстановить функциона-льность финансового сектора, т.е. способность банков выполнять функцию финансового посредника.
Национальный Банк и правительство Украины разработали грамотную программу помощи проблемным банкам на основе международного опыта. Однако самую серьезную угрозу стабильности страны представляет возможный провал программы по реабилитации банковского сектора и риск массового изъятия банковских депозитов.
Государственная программа сосредоточена, главным образом, на рекапита-лизации проблемных банков. В 17 крупнейших банках международными аудиторскими фирмами проведены аудиты. Иностранные банки подтвердили намерения выделить 2 млрд долларов США на рекапитализацию своих украинских дочерних компаний, а еще 1млрд. долларов США будет предоставлен отечественными банками. На данный момент проходят аудиты в средних банках. Для предотвращения паники и недоверия к банковской системе был принят ряд мер. В середине октября 2008 года НБУ ввёл
шестимесячный мораторий на досрочное изъятие депозитов и ужесточил правила выдачи банковских кредитов в иностранной валюте. В начале ноября 2008 года
Информация о работе Современный экономический кризис: сущность, причины, пути преодоления