Современный экономический кризис: сущность, причины, пути преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 15:28, реферат

Описание работы

В ходе развития человеческого сообщества развивалась экономика. Человечество росло, множилось, развивалось. Развивалась и усложнялась система межличностных отношений, отношений между группами личностей и между сообществами. Возникла политика и экономика. Человек всегда стремился удовлетворить все свои потребности. Сделать свою жизнь максимально комфортной. Однако в сообществе у каждого индивидуума свои личные потребности. И каждый, естественно, стремится удовлетворять свои собственные потребности и потребности своей семьи. Возникло натуральное и товарное производство. Позже, когда развились государства, целью экономики стало обеспечение стабильности и благополучия населения государств. Международные отношения, торговля, макроэкономика.

Содержание

Введение. c.2.
Кризис 2008 года. с.3.
Современный кризис. с.5.
Причины и возможные последствия кризиса. с.7.
Пути преодоления.с.14.
Выводы.с.22.
Список литературы.с.23.

Работа содержит 1 файл

Реферат по экономике.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

Инфляция в странах - основных торговых партнёрах

Украины ОТП                    -9,7    7,4   7,2    6,4    5,9       8      7,6 5,5

Инфляция в странах, валюта которых  используется во

внешнеторговых операциях Украины (ВВО)

                                             -5       3,8   4,7    4,6     3,1      4.9     4,6   3,1

Обменный курс, гривен за доллар США 

                                             -5,33  5,33 5,31 5,05  5,05   5,05    7,7

Дифференциал между инфляцией  в Украине и США 

                                             -3,1    6,2    8,7   6,3     9,2     12       21,4 15,1

Дифференциал между инфляцией в Украине и ОТП

                                             -9,4   0,8    4,7   3,7     5,4      7,9     13,6   8,9

Дифференциал между инфляцией  в Украине и ВВО 

                                              -5,3   4,3    7,2   5,4     8,3      11,2    16,9 11,6

Паритет покупательской способности гривны, базовый год $ 2002

Индекс дифференциала  инфляции Украины и США

                                             -100 106,2 115,5 122,7 134,1 150,1 182,2 209,8

Реальный обменный курс, Украина – США

                                              -5,7 6,2     6,5    7,1     8         9,7      11,2

Индекс дифференциала  инфляции Украины и ОТП 

                                              -100 100,8 105,5 109,3 115,2 124,4 141,3 154

Реальный эффективный обменный курс, Украина - ОТП

                                               -5,4 5,6     5.8    6,1    6,6       7,5      8,2

Индекс дифференциала  инфляции Украины и ВВО 

                                               -100 104,3 111,8 117,8 127,6 141,9 165.8 185

Реальный эффективный обменный курс, Украина - ВВО

                                                -5,6   6      6,3     6,8   7,6       8,8      9,9

 

В. Уязвимость банковского сектора

 

За последние несколько  лет в Украине наблюдался беспрецедентный  рост объемов банковского кредитования, на фоне расширения доступа к мировым рынкам капитала, выхода на украинский рынок большого количества иностранных банков и мягкой денежно-кредитной политике. В результате, на протяжении последних трех лет объемы банковского (в среднем) кредитования росли на 70% в год. Хотя в Украине отношение

банковских займов физических и юридических лиц к ВВП (48% и 29%, соответственно) ниже аналогичных показателей в развитых странах, более половины всех непогашенных долгов украинской банковской системы выданы в иностранной валюте.

Это означает, что и  заемщики, и коммерческие банки подвержены валютным рискам, поскольку во многих случаях эти риски не могут быть минимизированы за счет денежных потоков в иностранной валюте, которых могут использоваться для обслуживания долга.

Стремительный рост объемов  банковского кредитования привел к  ухудшению качества активов коммерческих банков. Действительно, согласно многим международным исследованиям, чрезмерно высокие темпы роста банковского кредитования часто приводят к увеличению доли негативно классифицированных кредитов, поскольку банки испытывают дефицит времени и ресурсов для надлежащей обработки заявок на получение кредитов. По данным НБУ, доля негативно классифицированных кредитов

(кредитов, классифицированных как субстандартные, сомнительные и безнадежные) в 2007 году была довольно высокой - 13,2% (статистика по субстандартным кредитам за 2008 год отсутствует). Такая высокая доля негативно классифицированных кредитов возникла из-за структурных проблем банковского сектора, а именно из-за недостатков системы банковского надзора и существенного смягчения требований к заёмщикам.

В настоящее время  неудовлетворительное качество управления рисками и ухудшение экономической ситуации, вероятно, повысит кредитные риски в банковском секторе и вызовет рост уровня негативно классифицированных кредитов. В частности, ожидается, что экономика войдет в фазу резкого спада, который еще больше повысит уровень безработицы и сократит реальные доходы населения. В сочетании с резкой девальвацией гривны, это может привести к росту количества заемщиков, неспособных выполнять свои кредитные обязательства перед банками.

Согласно оценкам НБУ, доля сомнительных и безнадежных (за исключением субстандартных) кредитов выросла с 2,5% в начале 2008 года до почти 4% на конец года. По предварительным данным, этот показатель мог составить около 6,3% по Состоянию на 1 апреля 2009. Это означает, что в ближайшем будущем основной проблемой банковской системы будет риск неплатежеспособности. Повышение рисков неплатежеспособности ставит под вопрос способность коммерческих банков выдавать новые кредиты и может подорвать доверие к банковской системе. Что касается первого, то банкам необходимо будет значительно увеличить страховые резервы под

кредитные риски и покрыть убытки от неработающих кредитов за счёт собственного капитала . В результате, банки вряд ли смогут найти дополнительные источники финансирования для кредитования частного сектора.

Украина не защищена от риска традиционного массового изъятия

банковских депозитов. К счастью, своевременные действия НБУ помогли

предупредить распространение паники на всю банковскую систему.

Когда в середине сентября 2008 года население стало массово изымать

средства с депозитных счетов в шестом по величине украинском банке, Национальный банк Украины быстро отреагировал, предоставив экстренное рефинансирование банку в размере 5 миллиардов гривен (около

1 млрд. долларов США), а позже взял данный банк под свой контроль.

Несмотря на это, этот инцидент пошатнул доверие вкладчиков к

украинской банковской системе. Более того, меры НБУ по стабилизации банковского сектора не сопровождались последовательной и решительной государственной программой по стабилизации экономики, что подорвало доверия общественности к способности власти бороться с финансовым кризисом. В результате, на конец марта 2009 года из банковской системы

было изъято депозитов  на общую сумму около 13 млрд. долларов США. Это означает, что в настоящее время банки вряд ли могут рассчитывать на депозитные средства, как на надежный источник финансирования и ликвидности. Снижение уровня ликвидности, в свою очередь, привело к тому, что несколько банков превысили сроки погашения как внутренних, так и внешних обязательств, а в ряд банков была введена временная администра- ция НБУ. Рост кредитных рисков и рисков платежеспособности привел к

тому, что многие рейтинговые  агентства понизили кредитные рейтинги большинства украинских банков. Все это еще больше усилило финансовые риски банковской системы Украины.

 

  1. Пути преодоления.

 

Высокие темпы экономического роста Украины частично объясняются  притоком иностранных кредитов и высоким мировым спросом на промыш- ленное сырьё. С началом финансового кризиса оба эти фактора значительно ослабли. Как следствие этого, в ближайшем будущем экономику ожидает коррекция в сторону замедления темпов роста. Более того, переход к более устойчивому и стабильному росту может оказаться сложным и длительным. Это означает, экономическая политика правительства играет критическую роль в процессе этого перехода для минимизации социальных потрясений и бюджетных затрат и обеспечения сбалансированного восстановления экономики.

Поэтому, экономическая  и финансовая стабилизация в Украине  требует немедленной, всесторонней и целостной политической программы. Как показывает лучшая международная практика, такая политическая программа должна состоять из следующих пяти основных компонентов:

1. Создание сильной организационной

структуры для выхода из кризиса,

  2. Привлечение значительной зарубежной

финансовой помощи,

3. Проведение комплексной программы для проблемных банков

и их заемщиков,

4. Осуществление программы макроэкономической стабилизации

5. Реализация структурных реформ для восстановления роста экспорта и экономики.

 

 

 

Создание сильной  организационной структуры для выхода из кризиса

 

По сути, все страны, успешно преодолевшие кризис, создавали  исполнительный орган власти, наделенный значительными юридическими полномочиями (что позволяло действовать быстро) и независимостью от центрального банка (во избежание конфликтов между целями денежно-кредитной политики и затратами бюджета на преодоление кризиса). Такой орган должен заключить протокол о намерениях с правительственными структурами (Национальным Банком, Министерством Финансов, Минис- терством Экономики, и т.д.) для четкого определения сфер ответственности за меры преодоления финансового кризиса. Этот исполнительный орган также должен заключить протокол о намерениях с центральными банками других стран, коммерческие банки которых владеют крупными банками в Украине, по вопросам координации, обмена информацией и возможного финансирования. Данный орган должен разработать систему раннего оповещения на основе ключевых индикаторов, которая будет сигнализи- ровать о том, усугубляется финансовый кризис или нет, и позволит своевременно внести коррективы в стабилизационную программу. К тому же, этот орган должен тщательно контролировать объем внешнего долга частного сектора (банковского и корпоративного), сроки погашения по которому наступают в течение следующих 12 месяцев.

К сожалению, в связи  с политическими разногласиями  и неопределенностью, качество центрального управления и координации мер по преодолению кризиса в Украине очень низкое. В Украине не существует такого независимого исполнительного органа власти, который отвечал бы за вывод страны из кризиса. И НБУ, и правительство принимают меры по борьбе с кризисом, но из*за отсутствия согласованности и непрозрачности

действий часто звучат противоречивые заявления, подрывающие общест- венное доверие. При отсутствии формального центра преодоления кризиса, эффективным координирующим механизмом стала программа МВФ. Эта программа, требующая подписания протокола о намерениях по применению налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, а также мер по стабилизации банковского сектора, создала единую платформу действий, которая должна быть согласована со всеми соответствующими органами власти. Поскольку политическая неопределенность, вероятно, продолжится и в 2009 году, дальнейшая реализация программы МВФ необходима для обеспечения принятия всех необходимых мер всеми соответствующими государственными органами.

 

Привлечение значительной внешней финансовой помощи

 

Развивающиеся страны, которые  в прошлом переживали периоды  финансовыхкризисов, сумели стабилизировать  финансовую ситуацию только после того, как они привлекли достаточные объемы среднесрочного внешнего финансирования и убедили иностранных кредиторов в том, что они располагают достаточными валютными ресурсами для обслуживания всего своего краткосрочного долга. Например, в 1994 году Мексике пришлось привлечь внешнее финансирование в размере 50 млрд. долларов США. В 1997 года три азиатские страны (Таиланд, Корея и Индонезия) получили иностранную помощь на сумму свыше 112 млрд. долларов США.

Основным слабым местом Украины действительно является высокий объем внешнего долга. Таким образом, правительство поступило правильно, немедленно обратившись за среднесрочным финансированием к международным финансовым организациям. В последнем квартале 2008 года Украина подала заявки и получила кредиты от МВФ (16,5 млрд. долларов США.) и от Всемирного Банка (0,5 млрд. долларов США.). Утверждение программы МВФ способствовало, в том числе, и укреплению доверия к украинскому правительству, так как эта программа предусматривает ряд стабилизационных мер по выходу из финансового и экономического кризиса. В частности, одно из положений данной программы предусматривает снижение совокупного спроса путем усиления налогово-бюджетной и

Денежно-кредитной политики, а также понижение курса национальной валюты. Кроме того, положительный ответ МВФ открыл Украине доступ к альтернативным внешним источникам финансовой помощи. Многие страны, международные организации и частные инвесторы доверяют мнению МВФ, поскольку реализация программы МВФ, как правило, означает, что экономическая стратегия страны устойчивая и стабильная.

Правительству Украины  необходимо продолжить продуктивный диалог с Международным Валютным Фондом, чтобы в полном объеме и своевременно получить все средства. По сути, то, насколько успешным

окажется сотрудничество Украины с МВФ, является единственным достоверным индикатором серьезности намерений правительства Украины проводить необходимые структурные и экономические реформы. Это означает, что Украина сможет привлечь дополнительное внешнее финансирование для покрытия дефицита бюджета от других международных финансовых организаций и через двусторонние договорённости лишь

при условии наличия  программы МВФ.

Не менее важным является то, что действия властей по урегулированию вопросов, связанных с выплатой краткосрочного долга частного сектора, могут обеспечить достаточное внешнее финансирование. В частности, НБУ ужесточил контроль за уровнем частного внешнего долга. Коммерческие банки обязаны отчитываться о квартальных объемах собственных внешних займов и внешних займов своих клиентов, сроки выплат по которым наступают в течение следующих 12 месяцев.

И наконец, украинские власти взяли на себя обязательство способствовать частным корпорациям и банкам в реструктуризации текущего кратко-срочного внешнего долга и поощрять частные компании увеличивать уставной капитал.

 

 

Внедрение комплексной  программы для проблемных банков и их

заемщиков

 

Большинство стран, переживших финансовый кризис, вынесли важный урок для устранения недостатков и рисков банковского сектора необходимы

скоординированные и  комплексные государственные меры по восстанов-лению жизнеспособности банков. Необходимо восстановить функциона-льность финансового сектора, т.е. способность банков выполнять функцию финансового посредника.

Национальный Банк и правительство Украины разработали грамотную программу помощи проблемным банкам на основе международного опыта. Однако самую серьезную угрозу стабильности страны представляет возможный провал программы по реабилитации банковского сектора и риск массового изъятия банковских депозитов.

Государственная программа  сосредоточена, главным образом, на рекапита-лизации проблемных банков. В 17 крупнейших банках международными аудиторскими фирмами проведены аудиты. Иностранные банки подтвердили намерения выделить 2 млрд долларов США на рекапитализацию своих украинских дочерних компаний, а еще 1млрд. долларов США будет предоставлен отечественными банками. На данный момент проходят аудиты в средних банках. Для предотвращения паники и недоверия к банковской системе был принят ряд мер. В середине октября 2008 года НБУ ввёл

шестимесячный мораторий на досрочное изъятие депозитов и ужесточил правила выдачи банковских кредитов в иностранной валюте. В начале ноября 2008 года

Информация о работе Современный экономический кризис: сущность, причины, пути преодоления