Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:39, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать современный кризис на примере некоторых стран, а также выявить особенности его развития в нашей республике.
В ходе написания работы были использованы учебники по мировой экономике, специальные экономические журналы и статьи.
Введение…………………………………………………................... 3
1 Общее представление о кризисе в экономике…………………… 4
1.1 Сущность экономического цикла………………………………….. 4
1.2 Понятие и классификация кризисов……………………………….. 6
2 Анализ экономического кризиса в развитых странах…………….. 9
2.1 Причины современного экономического кризиса………………… 9
2.2 Особенности развития экономического кризиса в США………… 10
2.3 Государственная политика и перспективы выхода из кризиса для США……………………………………………………………………
13
2.4 Особенности развития экономического кризиса в России………… 19
2.5 Антикризисные меры для российской экономики…………………. 21
3 Особенности развития экономического кризиса в Республике Беларусь………………………………………………………………..
25
3.1 Мировой кризис и внешняя торговля Республики Беларусь……… 25
3.2 Уроки кризиса для Республики Беларусь…………………………… 29
Заключение……………………………………………………………. 32
Список использованных источников………………………………... 33
Приложения…………
Ответ на этот вопрос может быть положительным, если будут реализованы эффективные институциональные изменения. В чем же они состоят?
Меры, предпринимаемые органами государственной власти и управления в России, во многом схожи с теми, которые предпринимают правительства развитых стран для преодоления последствий кризиса, однако есть и такие, которые прямо противоположны общепринятым. В первом случае речь идет о программе мер государственной поддержки банковского и реального секторов из средств, накопленных в предшествующий период, о сдерживании безработицы, в противовес общим мерам следует рост ставки рефинансирования.
Основным документом по антикризисной поддержке различных секторов экономики является План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики (утв. Председателем Правительства РФ 06.11.2008 №4863п-п 13).
План содержит 55 мероприятий, на конец февраля 2009 г. было выполнено 37 из них, в том числе: принято 17 федеральных законов, свыше 30 постановлений и ряд распоряжений Правительства РФ.
Большинство из них представляет традиционный антикризисный посткейнсианский набор мер в денежно-кредитной сфере (поддержание курса национальной валюты, рефинансирование Внешэкономбанком заимствований российских компаний в зарубежных банках, субсидирование процентных ставок, предоставление отсрочек и рассрочек) и в бюджетно-налоговой (протекционизм в отношении реального сектора, торговли, сокращение части бюджетных расходов, снижение налоговых ставок и закрепление благоприятных режимов налогообложения ряда налогов, стимулирование строительства и инфраструктурных проектов, связанных с поддержанием занятости и ростом спроса, расширением масштабов общественных работ и т.п.), направленных на противодействие экономическому кризису.
Для организации постоянного контроля за реализацией принятых решений, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и других отраслях экономики, образована Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики. Решением данной комиссии утвержден перечень системообразующих организаций для оказания поддержки предприятиям реального сектора. В состав перечня включены 295 организаций и создана рабочая группа по мониторингу их финансово-экономического состояния.
В марте 2009 г. была предложена Антикризисная программа Правительства РФ на 2009г., в которой заявлены семь приоритетов, в том числе: усиление социальной защиты населения, сохранение промышленного и технологического потенциала будущего роста. Отмечено, что кризис — не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Главная модернизационная задача - смена сложившейся модели экономического роста: вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к инновационному.
В условиях кризиса делается ставка на стимулирование спроса. Основой восстановления временно станет внутренний спрос со стороны государства (государственные инвестиции и государственные закупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль.
Ответственный бизнес должен быть освобожден от давления чиновников. Правительство РФ предпримет все необходимые усилия для нормализации функционирования финансового сектора, включая банковскую систему и фондовый рынок. Обеспечит поступление в экономику необходимых объемов кредитных ресурсов через банковский сектор.
Заявлено, что Правительство РФ и Центральный Банк РФ будут придерживаться ответственной макроэкономической политики. Это предполагает взвешенную бюджетную политику, поддержание равновесного обменного курса рубля. Денежная политика будет направлена на борьбу с кризисом ликвидности в финансовой сфере при одновременном снижении инфляции.
По каждому из семи выделенных приоритетов разработан набор конкретных мер и прописано их ресурсное обеспечение. Согласование общенациональных программ с отраслевыми, а также стратегиями социально-экономического регионального развития становится, на взгляд авторов, определяющим.
Первые результаты принятых мер. Валовой внутренний продукт в 2008 г. составил 41,540 трлн. руб., темп его роста - 105,6% к 2007 г. В 2009 г. ожидался в лучшем случае его нулевой прирост.
В условиях кризиса ключевую роль будет продолжать играть бюджетная политика. В условиях падения прогнозируемых доходов федерального бюджета на четверть по сравнению с 2008 г. планируемые расходы выше уровня расходов прошлого года, что само по себе является важнейшей антикризисной мерой. Основное - усиление социальной защиты, сохранение и создание рабочих мест.
Вывод: в краткосрочной перспективе (2009-2010гг.) нет предпосылок ни для серьезного бюджетного кризиса, ни для обвала рубля, хотя в среднесрочной перспективе текущие финансовые трудности могут усложниться в связи с необходимостью платежей по внешним банковским и корпоративным долгам. Однако выход на стратегические приоритеты развития России и ее регионов в долгосрочной перспективе (к 2020 г.), хотя и с некоторыми корректировками, должен состояться. [4, 10-14].
3 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1
Мировой кризис и внешняя
торговля Республики
Беларусь
Что касается Республики Беларусь, то если мировой финансовый кризис затронул ее экономику в меньшей степени (в силу неразвитости финансового сектора и рынка высокотехнологичных услуг), то мировой экономический кризис заметно сказался на развитии белорусской экономики. Во-первых, происходит значительное увеличение внешнего долга страны, а дефицит финансовых ресурсов на мировом рынке приводит к росту расходов на его обслуживание. Во-вторых, в банковской сфере кризис может иметь комплекс негативных проявлений — сокращение ликвидности и ресурсной базы, рост внешней задолженности, потеря собственного капитала. В условиях эскалации угрозы кризиса ликвидности особую важность приобретает проблема низкого уровня капитализации белорусской банковской системы. В-третьих, мировой кризис ведет к обесценению валют и импорту инфляции в Республику Беларусь.
В 2010 г. ВВП Беларуси увеличился на 2,4%. При этом дефицит текущего счета составил около 10% ВВП, а инфляция сократилась до 7,3%.
Министерство финансов Беларуси ожидало прироста ВВП в 2010 г. на уровне 0%. По оценке Минфина, дефлятор ВВП Беларуси в 2010 г. составил 115,5%. Инфляция в Беларуси составила 13%.
Международное рейтинговое агентство Moody's понизило прогноз по рейтингам банковской системы Беларуси со «стабильного» до «негативного». В агентстве отметили, что снижение прогноза связано с ухудшением экономической ситуации в республике на фоне международного финансового кризиса. Изменение прогноза на «негативный» отражает мнение Moody's на ситуацию в банковской сфере Беларуси практически на весь 2010 г.
Все страны — основные торговые партнеры Республики Беларусь находятся под сильным влиянием мирового финансово-экономического кризиса. Их ВВП начало расти только в 2010 г. (а в странах Балтии и того позже) крайне незначительными темпами, поэтому следует ожидать восстановления уровня предыдущих лет не ранее чем к 2011—2012 гг.
Для Беларуси это означает невозможность быстрого восстановления уровня экспорта в эти страны, во-первых, из-за снижения покупательной способности населения в них, во-вторых, из-за проводимой многими правительствами данных государств политики сокращения государственных расходов и экономии бюджетных средств (особенно это касается Латвии и Литвы).
В данных условиях единственными путями сохранения экспортного потенциала Беларуси является повышение конкурентоспособности отечественной продукции (в целях сохранения занятых на традиционных рынках ниш), а также дальнейшая географическая и товарная диверсификация экспортных потоков республики. Следует отметить возможность наращивания белорусского экспорта в страны, менее других пострадавшие от мирового финансово-экономического кризиса. К таким в первую очередь нужно отнести Китай, Индию, Бразилию, страны Персидского залива.
Мировой финансово-экономический кризис заметно сказался на объемах внешней торговли Республики Беларусь. Так, экспорт по результатам 2009 г. упал на 34,7% по сравнению с 2008 г., импорт — на 27,5%. В результате сальдо внешней торговли товарами возросло по модулю более чем на 400 млн. долл. США и достигло 7 281,4 млн. со знаком «минус». Беларусь потеряла 83% рынка грузовых автомобилей, продажи тракторов уменьшились на 40%, а калийных удобрений — на 38%.
Следует отметить, что если экспорт из стран СНГ и вне СНГ сократился примерно одинаково, на 35 и 34,4% соответственно, то импорт из стран СНГ упал почти на 7% больше, чем из стран вне СНГ (на 29,8 и 23% соответственно). Приведенные выше данные свидетельствуют не только о влиянии мирового кризиса на экономику Беларуси, в значительной степени зависящую от импорта и также сильно ориентированную на экспорт, но и о том, что зависимость от импорта республики значительно выше, чем потребность в ее экспортных товарах на мировом рынке. Кроме того, еще раз подтверждается тот факт, что экономика Беларуси является малой, то есть страна практически не оказывает влияния на мировые цены. В результате по большинству товарных групп в 2009 г. индекс средних цен экспорта был ниже аналогичного показателя по импорту.
В плане общих цифр значительных изменений в региональном разрезе внешней торговли Республики Беларусь не наблюдалось, географическая структура внешнеторговых операций достаточно стабильна. Наиболее значимыми изменениями можно назвать увеличение удельного веса в экспорте Азии на 2,1 процентного пункта (за счет Южной и Центральной Азии), а также уменьшение доли в экспорте Южной Америки на 0,8 процентного пункта. В импорте самым значительным изменением было снижение доли Восточной Европы на 2,2 процентного пункта.
Это
говорит о необходимости
Экспорт уменьшился практически во все страны — основные торговые партнеры республики, хотя их состав существенных изменений не претерпел. Экспорт Беларуси по-прежнему остается высококонцентрированным: на первую десятку стран приходится более 80% белорусских поставок за рубеж.
Обращает на себя внимание хорошая динамика роста поставок в Германию, а также активизация внешней торговли между Беларусью и Индией.
Что касается Германии, то следует отметить, что рост поставок в данную страну произошел в основном за счет более чем двукратного увеличения экспорта сырой нефти. Несколько увеличились поставки овощей, лесоматериалов продольно распиленных, мебели и некоторых других позиций, не занимающих большого удельного веса в структуре экспорта. Поставки остальных товарных позиций значительно уменьшились. Так, поставки азотных удобрений сократились почти в 2 раза, нитей комплексных синтетических — в 2,1 раза, полуфабрикатов из нелегированной стали — более чем в 20 раз. Без учета позиции сырой нефти экспорт в Германию сократился в 2010 г. на 27,9% по сравнению с предыдущим годом.
Рост экспорта в Индию был вызван значительным увеличением поставок калийных удобрений (в 1,7 раза) и полуфабрикатов из нелегированной стали (в 3,9 раза), то есть тоже имел место рост сырьевого и полусырьевого экспорта, в то время как поставки товаров с большей степенью обработки не возросли.
Несмотря на кризис, белорусский экспорт возрос в следующие страны: Дания (темп роста 117,8% по сравнению с 2008 г.), Албания (201,2), Греция (243,7), Португалия (107,4), Германия (121,5), Тайвань (126,5), Монголия (141,6), Афганистан (163,4), Бангладеш (845,6), Индия (155,5), Пакистан (268), Туркменистан (153,9), Филиппины (166), Азербайджан (114,1), Израиль (187,8), Ирак (505,8), Йемен (114,7), Ливан (947,7), ОАЭ (129,3), Саудовская Аравия (148,8), Эфиопия (647,8), Камерун (191,9), Алжир (332,8), Гана (221,5), Нигерия (166,6), Мексика (113,9), Венесуэла (133,2), Чили (269,8%) и некоторые другие.
Удельные веса основных стран, откуда Беларусь ввозит продукцию, остались без изменений. К ним относятся: Россия (58,5% совокупного импорта в 2009 г.), Германия (7,8%), Украина (4,5%), Китай (3,8%), Польша (2,8%), Италия (2,5%), США (1,5%), Франция (1,4%), Великобритания (0,9%), Чехия (0,8%). На вышеназванные страны приходится около 85% совокупного импорта Республики Беларусь. По сравнению с 2008 г. импорт из всех этих стран уменьшился в среднем на 10—25%.
Несмотря на общую тенденцию снижения импорта, он возрос из следующих стран: Исландия (темп роста 107% по сравнению с 2008 г.), Сербия (120,3), КНДР (126), Монголия (116,8), Бангладеш (116,5), Бутан (348,3), Таджикистан (113,1), Грузия (128,7), Оман (360,2), Саудовская Аравия (301,6), некоторые страны Африки, Канада (111,4%) и некоторых других.
Эти данные еще раз подтверждают тезис о снижении спроса на белорусские товары на основных рынках. Вместе с тем они говорят о возможностях по наращиванию поставок за счет расширения рынков сбыта белорусских экспортных товаров. Так, платежеспособный спрос сохраняется во многих странах, которые пострадали от кризиса менее значительно. В основном это азиатские страны и страны Латинской Америки.
Информация о работе Современный экономический кризис: причины, последствия, уроки