Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:39, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать современный кризис на примере некоторых стран, а также выявить особенности его развития в нашей республике.
В ходе написания работы были использованы учебники по мировой экономике, специальные экономические журналы и статьи.
Введение…………………………………………………................... 3
1 Общее представление о кризисе в экономике…………………… 4
1.1 Сущность экономического цикла………………………………….. 4
1.2 Понятие и классификация кризисов……………………………….. 6
2 Анализ экономического кризиса в развитых странах…………….. 9
2.1 Причины современного экономического кризиса………………… 9
2.2 Особенности развития экономического кризиса в США………… 10
2.3 Государственная политика и перспективы выхода из кризиса для США……………………………………………………………………
13
2.4 Особенности развития экономического кризиса в России………… 19
2.5 Антикризисные меры для российской экономики…………………. 21
3 Особенности развития экономического кризиса в Республике Беларусь………………………………………………………………..
25
3.1 Мировой кризис и внешняя торговля Республики Беларусь……… 25
3.2 Уроки кризиса для Республики Беларусь…………………………… 29
Заключение……………………………………………………………. 32
Список использованных источников………………………………... 33
Приложения…………
Особенно велики конкурентные преимущества США в мировой торговле услугами. Несмотря на общий огромный пассивный баланс в торговле, здесь у них устойчивое положительное сальдо, достигающее почти 90 млрд. долл. Речь, прежде всего, идёт о наукоёмких услугах (компьютерных, информационных, научно-исследовательских, инженерных и др.). Доля США на мировом рынке таких услуг составляет 35%.
Ведущую роль играют США и в международном движении капиталов. Они являются как крупнейшим международным инвестором, так и кредитором, при этом ввоз капитала в страну значительно превосходит его вывоз. Стоимость американских активов за рубежом в 2007 г. составила 17,6 трлн. долл., иностранных в США - 20,1 трлн. долларов.
Особая роль при этом принадлежит американским ТНК, на зарубежных филиалах которых в середине текущего десятилетия работало 9 млн. человек. ТНК США занимают самые весомые позиции в других странах. Из 100 крупнейших ТНК мира 25 - это американские, и на долю пяти из них приходится 35,5% совокупных активов и 27% зарубежных продаж. Ясно, что такая «зарубежная» американская экономика заметно укрепляет позиции страны в мировом хозяйстве.
Весьма сильные позиции США имеют и по обеспеченности природными ресурсами. Так, по запасам угля они находятся на первом месте в мире, природного газа - на третьем, медных руд - на пятом, железной руды - на шестом, нефти - на 12-м, по земельным сельскохозяйственным ресурсам - на первом, лесным - на четвёртом месте в мире. Самое важное, что США по-прежнему опережают другие страны по главным показателям развития экономики - показателям эффективности производства, в частности по производительности труда и фондоотдаче.
Вместе с тем в США накопились социально-экономические проблемы. Помимо пенсионного обеспечения и доступности медицинского обслуживания, это и гигантский внешний и внутренний долг, и дефицит бюджета, и нарастающие, как снежный ком, проблемы в социальной сфере. Как показал нынешний кризис, есть немало проблем и в самом механизме функционирования американской экономики, роли в ней финансового сектора, эффективности государственного регулирования.
Некоторые эксперты в этой связи пишут о кризисе американской экономической модели. Нередко, правда, под экономической моделью понимается не то, что должно в неё включаться — это соотношение частного и государственного сектора в экономике; доля ВВП, перераспределяемая через бюджет; характер трудовой этики и другие институциональные и исторические особенности. Часто американскую модель связывают лишь с большим внешним долгом, с притоком иностранных инвестиций, с дефицитом торгового и платёжного баланса, что не является отличительной чертой той или иной модели экономики, будь то развитой или развивающейся. На самом деле принципиальные черты американской модели - это особая роль предпринимательства в экономике и обществе, что всегда было мощным фактором экономического развития. Это доминирующая роль частного сектора в экономике, относительно низкая доля государства в перераспределении ВВП. Это высокая трудовая этика населения, стремление к успеху, отсутствие многих бюрократических и статусных преград, присущих многим другим странам.
Перечисленные характеристики - это основа американской экономической модели, исторически присущие ей черты. В последние несколько десятилетий её дополнили несколько новых характеристик, заметно усиливших её сильные стороны. Речь идет о постепенном переходе к гибкому, диверсифицированному и мелкосерийному производству, о повышении наукоёмкости всей экономики, о принципиально новой роли информационной инфраструктуры, об особой роли сферы услуг, где ныне сосредоточены такие важнейшие отрасли постиндустриальной экономики, как наука, образование и здравоохранение. Нельзя не упомянуть и об эволюции собственности, где всё более доминирующую роль играет корпоративная собственность - наиболее эффективная с точки зрения привлечения дополнительных капиталовложений, возможности использования новейших управленческих методов и совершенствования трудовых отношений.
Все эти тенденции, как представляется, в долговременном плане укрепляют американскую модель экономики, повышают её эффективность. Именно такая модель экономики зарекомендовала себя как наиболее эффективная с экономической точки зрения, хотя и очевидно менее социально ориентированная, чем некоторые другие известные экономические модели (например, германская, скандинавская).
Разумеется, данная модель экономики, как, впрочем, и рыночная экономика вообще, не является идеальным хозяйственным механизмом. Ей присущи и известные «провалы» рынка, и тенденция к монополизации, и неспособность в полной мере производить и распределять общественные блага, и социальная дифференциация. Кризис конца первого десятилетия XXI века все это в полной мере подтвердил. Этот кризис становится во многом вызовом американской модели, очередной проверкой её способности решать как традиционные рыночные, так, и новые возникающие проблемы.
Представляется,
что заметное усиление роли государства
и государственных расходов в экономике,
наблюдаемое в настоящее время и в принципе
присущее периодам экономических кризисов,
вряд ли поколеблет основополагающие
принципы американской экономической
модели. Слишком органично и глубоко эта
модель присуща американскому обществу,
его культуре и психологии. А справится
ли данная модель с новыми экономическими
вызовами - покажет время. [3, с.10-16].
2.4
Особенности развития
экономического кризиса
в России
Пагубные последствия экономического кризиса в настоящее время очевидны: в январе 2009 г. ВВП РФ понизился по сравнению с январем 2008 г. на 8,8 %. Минэкономразвития России ожидало, что ВВП в 2009 г. понизится на 2,2 % вместо ранее ожидавшегося снижения на 0,2%, по оптимистичным прогнозам предполагается его нулевой прирост. Падение промышленного производства в 2009 году составил 7,4 %. Такого глубокого падения российская экономика не переживала более десяти лет — похожая ситуация была только в конце 1998 г., когда объем ВВП снизился почти на 9%.
Состояние в реальном секторе: за ноябрь-декабрь 2008 г., согласно официальным данным, промышленное производство в России снизилось на 22,1 %. В январе многие крупные российские предприятия проработали всего несколько дней, спад составил около 16%.
Российская экономика ощутила резкое сокращение спроса на производимые товары на внешнем рынке. По цепочке произошло падение производства. Заместить внутренним спросом такие объемы производства крайне сложно.
Безработица, по оценкам Российского статистического агентства, достигла более 7% от активного населения. Во многих компаниях первоочередными стали меры по повышению эффективности, сокращению расходов не только в форме сокращения числа нанятых, но и в виде роста частичной занятости, отпусков по инициативе администраций.
Банковский сектор России еще до финансового кризиса характеризовался недостаточной степенью капитализации, что не позволяло ему осуществлять адекватное финансирование крупнейших российских предприятий. Это привело к тому, что как для российского финансового рынка, так и для российских предприятий характерна высокая зависимость от внешнего финансирования.
На 01.10.2008 г. внешний долг российских банков и предприятий, за исключением участия в капитале, составлял 497,8 млрд. долл. Чистый отток частного капитала из России за 2008 г. составил 130 млрд. долл. В таких условиях уход зарубежных инвесторов с российского рынка не мог не спровоцировать кризис ликвидности в банковском секторе страны. А повышение ставок на мировом финансовом рынке и ограничение кредитования заемщиков из развивающихся стран привело к существенному удорожанию заемных средств крупнейших банков России и вызвало кризис рынка межбанковского кредитования.
По данным Центрального банка РФ, в октябре 2008 г. объем международных резервов страны составлял около 556 млрд. долл. Затем, всего за два последующих месяца, золотовалютные резервы уменьшились на 20% — пятую часть всех запасов. Это связано, в первую очередь, с поддержанием курса рубля. В феврале 2009 г. объем международных резервов страны составил уже 387 млрд. долл. Такое изменение золотовалютных резервов привело к снижению денежного предложения в экономике (за 2008 г. его прирост составил всего 1,7% против 47,5 % за 2007 г.). Это стало причиной замедления темпов кредитования банками предприятий и предпринимателей.
Федеральный бюджет 2009г. был принят исходя из нереальных параметров, когда кризис уже разразился в полную силу: инфляции — 8,5 %; курса рубля - 24,7 руб. за доллар; роста ВВП — 6 %; цены на нефть - 95 долл. за баррель, профицит бюджета должен был составить 3,7 % ВВП. Государственная Дума такой бюджет приняла, но когда Совет Федерации его одобрил, нефть уже стоила 50 долл. за баррель, и стало очевидным, что бюджет невыполним, и его надо принимать заново.
За основу расчета уточненного бюджета 2009 г. была взята среднегодовая цена нефти в 41 долл. за баррель вместо 95 долл., как планировалось ранее. Итоги исполнения федерального бюджета за январь 2009 года не радуют: только Федеральная таможенная служба показала снижение таможенных сборов почти на треть по сравнению с январем 2008г. Низкие таможенные сборы обеспечены плохой нефтяной конъюнктурой, российско-украинской газовой войной, падением цен на металлы, девальвацией рубля, ростом процентных ставок по кредитам.
Проблемы
с исполнением бюджета
Экономика нуждается в инвестициях, однако кризис вносит свои коррективы.
Для прогнозного анализа финансовых потоков в экономику важна динамика структуры использования ВВП. Его структура по расходам включает четыре составляющие: расходы домашних хозяйств, государственные закупки, инвестиции и чистый экспорт. Данные по структуре использования ВВП России в 2000-2007 гг. представлены в таблице 2 (Приложение Б, таблица 2), в которой показано, что в предкризисный период расходы домашних хозяйств, инвестиции и государственные расходы постоянно росли, хотя и разными темпами.
В
2009 г. расходы российских домашних хозяйств
по причинам, связанным с углублением
кризиса, снизились. Инвестиции невысоки
- иностранный капитал в конце прошлого
и начале нынешнего года уходил из страны,
а внутренние инвесторы предпочитают
не рисковать; чистый экспорт уже в январе
2009 г. стал отрицательным, и вся надежда
в прогнозах ВВП возлагается на рост государственных
расходов. Таким образом, вопросы о государственных
расходах, бюджетной и налоговой политике
становятся ключевыми. [4, с.8-10].
2.5
Антикризисные меры
для российской экономики
В 2008 г. в России, наконец-то, появилась долгосрочная стратегия и программа развития на 10—15 лет, где обозначены не только амбициозные задачи вхождения страны в тройку-пятерку наиболее динамично развивающихся стран мира, но и пути достижения поставленных целей, получившая название «Концепция 2020». В том же 2008 г. разразился мировой экономический кризис, приведший к стагнации экономики США и Западной Европы, замедлилось движение российской экономики. Завершающий этап подготовки «Концепции 2020» не был благоприятен для точных прогнозов: к осени волны мирового экономического кризиса достигли экономических границ России, вовлекая страну в рецессию. Однако разум преобладал, и было признано очевидным, что в условиях мирового финансового и экономического кризиса, в условиях неопределенности наличие долгосрочной стратегии развития страны становится крайне актуальным. Вместе с тем, принятие политического решения о переходе на инновационный путь развития вовсе не означает его автоматического выполнения. Самыми острыми остаются проблемы эффективных методов перехода с инерционного на инновационный путь развития, от решения которых зависят реальные перспективы развития страны на последующие десятилетия.
В настоящее время российское государство предпринимает существенные усилия для нивелирования тяжелых последствий масштабного кризиса, однако смогут ли антикризисные меры Правительства РФ стать первым этапом необходимых реформ для выхода на инновационный путь развития страны?
Признавая,
что экономика развивается
Принятый долгосрочный план развития страны до 2020 г., по мнению авторов, не ограничивает политику Правительства РФ в краткосрочном периоде, которая направлена сейчас на минимизацию потерь от мирового финансового кризиса. Однако очевидно, что принятие оперативных решений по стабилизации российской финансовой системы, реального сектора, регионального развития должно учитывать и долгосрочные приоритеты. В настоящее время в различных секторах экономики, социальной сферы в абсолютном большинстве регионов России уже принимаются решения с перспективой на 10 — 20 лет. Наличие долгосрочной стратегии позволяет избежать многих противоречий, согласовывать принимаемые решения. Таким образом, «Концепция 2020» может стать ключевым элементом стратегического управления развитием экономики и социальной сферы страны.
В кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны. Правительство РФ декларирует намерения с максимальной ответственностью подходить ко всем своим действиям, с тем, чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажений в мотивации предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритет опоры в развитии экономики на частную инициативу планируется обеспечить и в кризисных условиях. При этом роль государства будет постепенно снижаться по мере послекризисного восстановления.
Смогут ли антикризисные меры Правительства РФ стать первым этапом необходимых реформ для выхода на инновационный путь развития страны?
Информация о работе Современный экономический кризис: причины, последствия, уроки