Современный экономический кризис: причины, последствия, уроки

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать современный кризис на примере некоторых стран, а также выявить особенности его развития в нашей республике.
В ходе написания работы были использованы учебники по мировой экономике, специальные экономические журналы и статьи.

Содержание

Введение…………………………………………………................... 3
1 Общее представление о кризисе в экономике…………………… 4
1.1 Сущность экономического цикла………………………………….. 4
1.2 Понятие и классификация кризисов……………………………….. 6
2 Анализ экономического кризиса в развитых странах…………….. 9
2.1 Причины современного экономического кризиса………………… 9
2.2 Особенности развития экономического кризиса в США………… 10
2.3 Государственная политика и перспективы выхода из кризиса для США……………………………………………………………………
13
2.4 Особенности развития экономического кризиса в России………… 19
2.5 Антикризисные меры для российской экономики…………………. 21
3 Особенности развития экономического кризиса в Республике Беларусь………………………………………………………………..
25
3.1 Мировой кризис и внешняя торговля Республики Беларусь……… 25
3.2 Уроки кризиса для Республики Беларусь…………………………… 29
Заключение……………………………………………………………. 32
Список использованных источников………………………………... 33
Приложения…………

Работа содержит 1 файл

01 Работа.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

     Государственные расходы стали своего рода контрфактором  в период начавшейся депрессии - они выросли и в четвёртом квартале (на 5,8%) и особенно в третьем (13,8%). Также выросли военные расходы - на 2,1% и 18% соответственно.

     Таким образом, непосредственными факторами снижения ВВП стали падение производственных инвестиций, продолжающийся спад инвестиций в жилищное и нежилищное строительство, снижение потребительских расходов и объёмов внешней торговли.

     Весьма  заметно кризис затронул и социальную сферу - только в январе 2008 г. работу в США потеряли 600 тыс. человек, а с начала рецессии (декабрь 2007 г.) - 3,6 млн. человек. Уровень безработицы в стране достиг в мае 2009 г. более 9% - резкий рост по сравнению с уровнем в 4-5%, наблюдавшемся в последние десять лет. Как это и бывало раньше, в период циклических кризисов именно проблема безработицы вышла на передний план и стала социальной угрозой номер один. Одновременно, что тоже характерно для типичного циклического спада, произошло снижение индекса потребительских цен - на 4,1% в последнем квартале 2008 г., в то время как ещё в предыдущие три месяца потребительские цены в среднем выросли на 4,5%. Падение цен в месячном выражении составило почти 1%, что является максимальным снижением с 1949 года.

     По  характеру проявлений нынешний кризис, начавшись несколько нетипично (в ипотечном секторе, чему есть свои объяснения), в дальнейшем проявился в довольно типичных характеристиках классического циклического кризиса (трудности в финансовом секторе, на бирже, спад производства, рост безработицы и снижение потребления). Вместе с тем есть несколько новых черт, делающих нынешний кризис не вполне обычным и требующих более глубокого анализа, который, вероятно, станет возможен на стадии выхода из спада и при наличии всей совокупности фактических и статистических данных. Среди этих черт важнейшими, видимо, можно назвать роль разнообразных финансовых инструментов и степень глобализации кризиса, а также серьёзные ошибки в макроэкономической, финансовой и внешнеэкономической политике государственных органов власти США. [3, с.3-6]. 

2.3 Государственная политика и перспективы выхода из кризиса для США 

     Американское  государство начало реагировать  на кризисные проявления в экономике ещё задолго до признания и фактического проявления макроэкономического кризиса. Так, ещё в феврале 2008 г. был принят закон «О стимулировании экономики». Он предусматривал выделение 113 млрд. долл. (0,8% ВВП) налогоплательщикам в качестве возвращения им части выплаченных налогов для стимулирования спроса. В зависимости от уровня доходов граждане получили чеки на 300 или 600 долларов.

     В июле 2008 г. был принят закон «О поддержке  жилья и восстановлении экономики», предусматривающий финансовую помощь заёмщикам на ипотечном рынке, а в октябре - чрезвычайный закон «Об экономической стабилизации», предусматривающий массированные государственные инвестиции в финансовые институты. В соответствии с данным законом начала реализовываться программа поддержки так называемых «плохих активов», названая «планом Полсона», по имени тогдашнего министра финансов США.

     На  цели стабилизации финансовых рынков было ассигновано 700 млрд. долл., распоряжение которыми было поручено министерству финансов США. Изначально программа была направлена на выкуп государством так называемых «проблемных активов» финансовых институтов, однако фактически половина этой суммы была потрачена на выкуп государством части акционерного капитала банков и страховых компаний, что практически означало их частичную национализацию.

     В конце января 2009 г. Конгресс утвердил расходование второй половины выделенных ассигнований в сумме 350 млрд. долл. Их планировалось направить в первую очередь на поддержку жилищного рынка. Надо заметить, что все предпринятые еще администрацией Буша меры не оказали сколько-нибудь заметного влияния на экономику, положение которой продолжало ухудшаться и в первые месяцы 2009 года.

     Не  оказало заметного стимулирующего влияния на экономику и принятое в декабре 2008 г. решение ФРС снизить учётную ставку практически до нулевого уровня - официально до уровня в 0-0,25%.

     В условиях углубляющегося кризиса новая  администрация Обамы предложила массированный план поддержки экономики страны. В феврале 2009 г. Конгресс одобрил закон «О восстановлении и реинвестициях», предусматривающий выделение ассигнований на налоговые льготы и различные инвестиционные проекты в сумме 787 млрд. долл. Это беспрецедентные в американской истории бюджетные ассигнования, направленные на государственное стимулирование экономики и выход из кризиса. Если федеральные ассигнования по антикризисным программам «Нового курса» Ф. Рузвельта составляли не более 2% ВВП, то план Обамы уже превышает 5% ВВП и в этом смысле идёт заметно дальше усилий государства как по выходу из «Великой депрессии» 1930-х годов, так и любых других антикризисных мер американского государства. Если же к предстоящим расходам по последнему закону прибавить ассигнования по «плану Полсона», а также предшествующие расходы государства по поддержке ипотечного рынка и стимулированию спроса, то масштабы государственной финансовой интервенции, в американскую экономику достигнут беспрецедентных для американской экономической модели масштабов не только с идеологической, но и с практической точки зрения.

     Стимуляционный  пакет Обамы состоит из двух частей, одна из которых представляет собой разного рода налоговые льготы населению и бизнесу, а другая включает разнообразные инвестиционные и инфраструктурные проекты. Налоговая составляющая проекта (275 млрд. долл.) предусматривает налоговые льготы для граждан (175 млрд. долл.) и для предпринимателей (100 млрд. долл.). В течение ближайших двух лет каждый американец получит налоговый вычет в сумме 400 долл., а семейная пара - в сумме 800 долл. Планируются также налоговые льготы в размере до 3 тыс. долл. на одного ребёнка для семей с невысокими доходами. Предполагается снизить налоги на покупку жилья и получение высшего образования - максимум на 7,5 тыс. и 2,5 тыс. долл. соответственно. Последние коснутся студентов, чьи родители зарабатывают менее 180 тыс. долл. в год в полных семьях и менее 90 тыс. долл. в год в семьях с одним родителем.

     Фирмы при найме новых работников получат  налоговый кредит в 3 тыс. долл. на каждого вновь нанятого работника. Немалые льготы также планируются на вновь устанавливаемое оборудование - единовременное списание до 50% его стоимости. 500 млрд. долл., или две трети всего стимуляционного пакета Обамы, будет направлено на различные инвестиционные, инфраструктурные, социальные, образовательные и научные программы.

     В частности, в целях увеличения социальной помощи нуждающимся предусмотрено выделить 20 млрд. долл. на расширение программы продовольственных талонов, планируется увеличить пособия по безработице в среднем на 25 долл. в неделю, а также расширить доступ безработных к частным страховым системам медицинского обслуживания, на что ассигновано 20 млрд. долларов.

     Одной из крупнейших программ пакета является развитие альтернативных источников энергии, которые в силу их экологической чистоты получили название «зелёных технологий». К этому направлению относятся также программы энергосбережения, как в производстве, так и в жилищном хозяйстве. Только по линии министерства энергетики на эти цели будет ассигновано более 84 млрд. долларов.

     Немалые средства также предусмотрены на инфраструктурные строительные проекты - около 50 млрд. долл. Речь идёт о строительстве и реконструкции автомобильных и железных дорог, мостов, путепроводов, многие из которых не ремонтировались последнюю четверть века. Предполагается также модернизация морских и речных портов, систем водоснабжения и канализации.

     Ещё одно крупное направление государственных  расходов - развитие системы образования, прежде всего школьного. В рамках этого направления предполагается строительство или реконструкция 10 тыс. школ, а также ряда университетских зданий и сооружений, на что будет потрачено 8 млрд. долл. Планируется также увеличить ассигнования на так называемые «гранты Пелла», выделяемые студентам вузов из семей с низкими доходами (около 14 млрд. долл.), повсеместное внедрение в школы широкополосного Интернета. На цели образования инвалидов запланировано потратить 13,5 млрд. долларов.

     На  развитие здравоохранения планируется  потратить более 150 млрд. долл. (крупнейшее направление расходов), в основном в виде субсидий штатам. Нельзя не упомянуть также и планы администрации по компьютеризации системы здравоохранения, в частности, перевода всех амбулаторных карт на электронные носители. В рамках стимуляционного плана намечается также увеличение ассигнований на научные исследования и разработки, особенно в области медико-биологических исследований (около 20 млрд. долл.).

     Как видно, многое из намеченного планом Обамы носит весьма долговременный характер. Ни строительство дорог и мостов, ни энергосбережение и создание «зелёных технологий», ни научно-исследовательские программы не могут быть реализованы за несколько месяцев или даже несколько лет. Многие программы просчитаны до 2019 г. Тем не менее, эксперты Белого дома полагают, что стимуляционный пакет уже в ближайшие 1,5 года позволит создать 3,5 млн. новых рабочих мест. Есть, правда, и более осторожные прогнозы по этому поводу, предсказывающие, что число рабочих мест возрастёт максимум на 2,5 млн., а уровень безработицы составит примерно 9% вплоть до конца 2010 года.

     Опубликованный  в феврале прогноз экономического доклада президента, тем не менее, следует считать чересчур оптимистичным. По прогнозу Экономического совета при президенте, если в 2009 г. ожидаемый рост ВВП (в текущих ценах) составил 2,2%, то уже в 2010 г. - 6,6%. Более поздние прогнозы, сделанные экспертами американской администрации, выглядят иначе: в 2009 г. ожидалось падение ВВП на 1,2%, а в 2010 г. - рост на 3,2%. Соответствующие показатели безработицы составляют 7,7 и 6,9%, а уровень инфляции 1,7 и 1,5%.

     Аналитики Белого дома надеются и на относительно скорое сокращение резко возросшего бюджетного дефицита. По имеющимся оценкам, дефицит федерального бюджета в 2009 г. достиг рекордного уровня в 1,75 трлн. долл. (12,3% ВВП). Это - наивысший показатель с 1945 г. По проекту нового бюджета на 2010 фин. г., представленному президентом Конгрессу, в этом году дефицит бюджета составил уже 1,2 трлн. долл., или 8,3% ВВП. Впрочем, некоторые аналитики полагают, что с учётом всех стимуляционных расходов государства, дефицит может достичь величины в 2 трлн. долл.

     В проекте на 2010 фин.г. размер дефицита бюджета составит 1,2 трлн. долл. и 1,0 трлн. долл. в 2011 г., а к 2013 г. будет сокращён до 533 млрд. долл., что составляет уже вполне управляемую величину в 3% ВВП. Достигнуть этого предполагается за счёт увеличения налогов на доходы выше 250 тыс. долл. в год (с 35 до 39,6%), на прирост капиталов (с 15 до 20%) и на недвижимость дороже 3,5 млн. долл. Определённый рост доходов бюджета дадут сокращения федеральных расходов с 26% ВВП до планируемых 22%. По оценке Бюджетного управления Конгресса (БУК) уменьшить более чем вдвое дефицит бюджета поможет также планируемое свёртывание американского военного присутствия в Ираке и отмена к 2011 г. ряда налоговых льгот, принятых при предшествующей администрации. Только эти меры, считают в БУКе, сократят дефицит до 715 млрд. долл. В целом доходы бюджета вырастут с 16% в 2009 г. до 19% в 2013 году.

     В целом в бюджетном проекте  на 2010 г. новая администрация ставила  весьма амбициозные задачи. Так, несмотря на огромный дефицит, планировались масштабные ассигнования в сумме 634 млрд. долл. на покрытие расходов на медицинские услуги американцев, не имеющих медицинского страхования. В бюджет включён пакет мер по развитию энергетики и энергосбережению в сумме в 150 млрд. долл. Значимыми мерами являются и новые приоритеты в налогообложении, направленные на увеличение налоговой нагрузки на американцев с высокими налогами. Бюджетом предусмотрен также некий резерв в 250 млрд. долл. на случай необходимости дополнительно поддержать банковскую систему страны.

Как отмечает аналитик из Бруклинского института У. Галстон, новую экономическую программу Б. Обамы по масштабу влияния можно поставить в один ряд с такими поворотными стратегиями в истории США, как «Новый курс» Ф. Рузвельта, «Великое общество» Л. Джонсона и политика Р. Рейгана. Однако, чтобы достичь намеченных оптимистических показателей, ситуация в экономике должна начать меняться в позитивном направлении, что пока не просматривается. И дело здесь не только в увеличении государственных расходов, стимулировании спроса и создании рабочих мест. Выход из нынешнего кризиса, несомненно, сопряжен с достаточно трудной перестройкой экономики, прежде всего частного сектора, связанной с необходимостью обновления основных фондов, модернизации финансового сектора страны, согласования интересов США с их основными партнёрами и конкурентами, установления новых условий функционирования мировой финансовой системы.

     Разумеется, США преодолеют современный финансово-экономический кризис. Вопрос - с какими издержками. Несомненно, что американская экономика остаётся самой мощной на планете как по уровню развития базовых рыночных институтов, так и по масштабам и уровню развития своей материально-технической базы. Финансовые потрясения не отменяют того факта, что в США сосредоточены самые современные отрасли обрабатывающей промышленности мира (от 30 до 40% мирового объёма производства), здесь сосредоточены самые развитые отрасли сферы услуг, и в первую очередь крупнейший и наиболее мощный научно-технический потенциал мира, передовые высшее образование и здравоохранение, т.е. те отрасли, которые определяют современное экономическое развитие.

     США занимают лидирующие позиции и в  международных экономических отношениях. Так, в мировом экспорте высокотехнологичной продукции их доля в середине текущего десятилетия составила 16%, доля Японии была - 9%, Германии - 8%. В товарной части американского экспорта доля высокотехнологичных товаров составляет 30%, а всей продукции обрабатывающей промышленности - 90%.

Информация о работе Современный экономический кризис: причины, последствия, уроки