Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 13:07, реферат
Цель реферата состоит в выявлении современных тенденций стимулирования персонала в российских организациях. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих основных задач: - раскрыть сущность понятия стимулирование персонала; - описать основные виды стимулирования; - раскрыть сущность материального и нематериального стимулирования персонала; - проанализировать тенденции в области стимулирования персонала.
Введение 3
1. Сущность, виды и принципы стимулирования персонала. Тенденции в области стимулирования. 4
2. Материальное стимулирование персонала: современные тенденции 7
3. Социальная политика организации и нематериальное стимулирование: современные тенденции 13
Заключение 18
Список литературы 19
Приложения ………
1. Повременная форма оплаты
2.
Сдельная форма оплаты труда
используется для
3.
Ставка + надбавка за высокие
4. Ставка + надбавка на группу (за
высокие показатели работы
5.
Ставка + надбавка по результатам
работы всей фирмы (на основе
общекорпоративного критерия) используется
в условиях хорошего
6. Премиальная надбавка в
7.
Участие в прибылях в
Каждая система оплаты труда имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Это означает, что выбор нельзя рассматривать изолированно от остальных направлений работы с персоналом. Это касается построения работ (работа в группах или на индивидуальном уровне), обучения, подготовки кадров, профессионального продвижения персонала фирмы и других.
За
годы реформ в России заработная плата
перестала выполнять свои функции
воспроизводства рабочей силы и
стимулирования труда. Она превратилась
практически в форму
В
организациях применяются меры материального
взыскания за нарушение производственной
дисциплины, некачественное и несвоевременное
выполнение работы, порчу материальных
ценностей. Чаще всего администрация
прибегает к неофициальным
В формировании мотивации работников, повышении их самовыражения в работе особое место занимает социальная политика предприятия.
Зарубежный и отечественный опыт проведения социальной политики на предприятиях позволяет составить примерный укрупненный перечень выплат, льгот и услуг социального характера, предоставляемых в различных формах15:
а) материальная (денежная) форма: выплаты предприятия на приобретение собственности и имущества (приобретение акций предприятия по номинальной стоимости); оплачиваемое освобождение от работы (при вступлении в брак, смерти родителей и т.п.); - дополнительные отпускные и другое.
б) в форме обеспечения работников в старости (корпоративная пенсия - дополнение к государственной пенсии из фондов предприятия.
в) неденежные - в форме пользования социальными учреждениями предприятия: - дотации на питание в столовых предприятия; - пониженная квартплата в служебном жилье; - беспроцентные ссуды под строительство жилья .
Заинтересованность работников в работе на предприятии и его успешной экономической деятельности тем выше, чем больше количество предоставляемых льгот и услуг, а также зависит от того, насколько сумма выплат превышает установленный законом размер. При этом сокращается текучесть кадров, так как работник вряд ли захочет терять многочисленные льготы при увольнении.
В 2006 году в Санкт-Петербурге было проведено исследование особенностей нематериального стимулирования, используемого в практике отечественных организаций16. Инструментом исследования являлся опрос менеджеров предприятий различных сфер деятельности. Опрос проводился по анкете, составленной на основе следующей классификации нематериальных стимулов:
♦ стимулы, не требующие инвестиций со стороны компании;
♦ стимулы, предполагающие инвестиции, распределяемые безадресно;
♦ стимулы, требующие адресных инвестиций.
В приложении 3 приведены данные о количестве представителей исследованных организаций и их распределении по отраслям. Респонденты — менеджеры среднего звена и топ-менеджеры частных компаний численностью от 100 до 1 тыс. человек. Анкета состояла из двух частей. Задача первой части анкеты — общая оценка степени удовлетворенности респондента системой нематериального стимулирования, существующей в компании. Степень удовлетворенности оценивалась в процентах от 1 до 100. Задача второй части анкеты — выявление наиболее распространенных методов нематериального стимулирования. Респондентам предлагалось выбрать из предложенного списка и отметить только те методы, которые применяются в их организации. В приложении 4 представлены результаты опроса, отражающие процент удовлетворенности нематериальным стимулированием.
Опрос показал, что в целом респонденты удовлетворены нематериальными методами стимулирования на 53%17. В наибольшей степени удовлетворены существующим положением дел в области нематериального стимулирования представители компаний, работающих в сфере услуг, в наименьшей — работники производственных предприятий. В приложении 5 приведены обобщенные результаты исследования по применяемости каждого стимула в организациях.
Исследованные компании в большей степени уделяют внимание стимулам, не требующим инвестиций, и стимулам, требующим инвестиций, но распределяемым безадресно. Анкетирование показало, что руководители не очень активно стремятся отмечать хорошую и отличную работу своих подчиненных. «Доска почета» используется лишь в 20% компаний, награды лучшему работнику выдаются только в 14% компаний, выделение «легенд компаний» осуществляется лишь в 42% организаций (см. Приложение 5). Самым простым и не требующим инвестиций стимулом — похвалой — пользуются лишь 58% руководителей (см. Приложение 5). Не часто применяются и такие адресные формы поощрений, как помощь в устройстве детей сотрудников, оплата отдыха, предоставление ссуд на приобретение жилья.
На третьем месте в таблице — делегирование полномочий (78%) (см. Приложение 5). Наделение ответственностью влияет на повышение эффективности деятельности и осознание особой значимости трудового вклада. Однако делегирование полномочий является стимулирующим фактором только в том случае, если работник стремится их получить и готов принять. Всего 48% компаний пытаются вовлечь сотрудников в процесс принятия решения, причем многие респонденты добавляли, что это только формальная процедура, а на деле с их мнением не считаются. Только 4 компании (8%) из опрошенных занимаются планированием карьеры сотрудников (см. Приложение 5). Следует отметить: несмотря на то, что эти методы не требуют прямых инвестиций, именно они должны иметь «адресную» ориентацию и стимулировать в первую очередь творческую интеллектуальную вовлеченность в дела организации.
Стимулы, требующие инвестиций и распределяемые безадресно, достаточно активно используются при работе с персоналом. Например, корпоративные праздники как элемент развития организационной культуры занимают первое место в списке стимулов по популярности — 86% компаний регулярно организовывают различные мероприятия. Менеджеры российских предприятий думают об организации труда персонала — 70% компаний выделяют средства на улучшение условий труда. Однако, только 32% опрошенных отметили инвестиции в организацию медицинского обслуживания, на невысоком уровне находится и организация питания за счет компании (22%) (см. Приложение 5).
В
целом итоги анкетирования
Информация о работе Современные тенденции в стимулировании персонала на российских предприятиях