Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:09, курсовая работа
Цель работы – определить современные тенденции мировой торговли в начале XXI века, выявить современные проблемы и перспективы развития.
Выделяется ряд задач:
1. изучить историю международной торговли, рассмотреть теории международной торговли, а также элементы международной торговли;
2. раскрыть основные проблемы международной торговли, рассмотреть перспективы развития международной торговли.
Введение
I глава. Теоретические аспекты международной торговли.
II глава. Современные тенденции и перспективы международной торговли
Заключение
Таблица 2
Страновая структура международной торговли (2008 год)
Экспорт | Импорт | ||||
место | страна | доля, % | место | страна | доля, % |
1 | Германия | 9,1 | 1 | США | 13,2 |
2 | Китай | 8,9 | 2 | Германия | 7,3 |
3 | США | 8,0 | 3 | Китай | 6,9 |
4 | Япония | 4,9 | 4 | Япония | 4,6 |
5 | Нидерланды | 3,9 | 5 | Франция | 4,3 |
6 | Франция | 3,8 | 6 | Великобритания | 3,8 |
7 | Италия | 3,3 | 7 | Нидерланды | 3,5 |
8 | Бельгия | 3,0 | 8 | Италия | 3,4 |
... | ... | ||||
9 | Россия | 2,9 | 16-17 | Россия | 1,8 |
Таблица 3
Торговые связи
Период | Запад - Запад | Запад - Юг | Запад-Восток | Юг - Юг | Юг - Восток | Восток- Восток |
1990-2000 | 55,0% | 27,4% | 3,3% | 7,3% | 2,6% | 4,4% |
2000-2008 | 41,7% | 25,7% | 4,4% | 24,5% | 1,6% | 2,1% |
«Запад» – промышленно развитые страны, «Юг» - развивающиеся страны, «Восток» - страны с переходной экономикой.
Основные тенденции в географической структуре международной торговли:
сохранение высокой доли развитых стран - более ¾ - США, Германия, Япония и др.;
концентрация международной торговли внутри группы развитых стран (55%);
географическая диверсификация – расширения числа внешнеторговых партнеров;
повышение доли развивающихся стран (в первую очередь НИС);
снижение доли стран с переходной экономикой (за исключением стран центральной и восточной Европы – членов и кандидатов ЕС).
Таблица 4
Товарная структура международной торговли, %
№ | Группа товаров | 1980 | 1990 | 2000 | 2007 | 2008 |
1 | Промышленные товары | 54,2 | 70,5 | 74,9 | 69,8 | 66,5 |
2 | Сырьевые товары | 29,2 | 14,3 | 13,1 | 19,5 | 22,5 (18,2*) |
3 | Товары АПК (с/х) | 15,4 | 12,2 | 9,0 | 8,3 | 8,5 |
4 | Прочее | 1,2 | 3,0 | 3,0 | 2,4 | 2,5 |
*-энергетическое сырье
Основные тенденции изменения товарной структуры международной торговли:
1. Существенное увеличение удельного веса промышленной продукции, а в ее составе – продукции высоких технологий. Резкое расширение номенклатуры промышленных товаров. Концентрация ТНК в сферах сложной наукоемкой техники. Сокращение сроков обновления основного капитала.
2. Сокращение удельного веса сырьевых и топливно-энергетических товаров. Переход от ресурсоемкой к инновационной ресурсосберегающей модели экономического развития. Увеличилась степень переработки ресурсов. Развитие перерабатывающей промышленности в местах добычи ресурсов. Активизация разработки странами собственных ресурсов.
3. Сокращение удельного веса товаров аграрно-промышленного комплекса, прежде всего продовольствия.
4. Рост масштабов торговли услугами и результатами интеллектуальной деятельности.
Для развитых стран характерно присутствие во всех товарных сегментах международной торговли. Они сохраняют за собой не только позиции крупнейших поставщиков промышленной продукции, но и крупнейших поставщиков сырья (Канада, Австралия, ЮАР, Великобритания, Норвегия).
Для развивающихся стран характерен рост в экспорте удельного веса готовой продукции (особенно для НИСов) как трудоемкой, так и ресурсоемкой.
II глава. Современные тенденции и перспективы международной торговли
2.1. Проблемы международной торговли.
Фирмы могут стать участниками внешнеэкономической деятельности по разным причинам:
1.Фирмам может потребоваться закупка сырья, товаров и оказания услуг за рубежом для ведения своего бизнеса, поскольку необходимые материалы, товары или услуги нельзя получить от отечественных производителей. Поэтому они становятся импортерами.
2. Многие фирмы могут получать прибыль, продавая свои товары или услуги на рынках за рубежом, то есть становясь экспортерами.
3.Другие фирмы действуют как экспортные торговые фирмы или импортно-экспортные коммерсанты, то есть, являясь посредниками между покупателями и продавцами в разных странах.
Посредничество во внешней торговле представляет собой процесс, посредством которого коммерсант в стране А покупает товары в стране В и отгружает их непосредственно в страну С без того, чтобы в начале завезти их в страну А. Это известно как "торговля через третью страну", или посредничество.
Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Он связан с множеством практических и финансовых затруднений для фирм, участвующих в нем. Необходимо понимать характер этих трудностей, а также роль банков и других организаций в обеспечении средств и процедур для их преодоления.
Наряду с обычными проблемами торговли и коммерции, которые возникают в любых типах бизнеса, в международной торговле существуют дополнительные проблемы:
· время и расстояние — кредитный риск и время выполнения контракта;
· изменение курсов иностранных валют — валютный риск;
· различия в законах и правилах;
· правительственные постановления — валютный контроль, а также суверенный риск и страновой риск.
1. Последствия колебаний валютных курсов: валютная экспозиция и валютный риск
Основным последствием колебания валютных курсов для международной торговли является риск для экспортера или импортера, заключающийся в том, что стоимость иностранной валюты, которую они применяют в своих торговых оборотах, будет отличаться от той, на которую они надеялись и рассчитывали.
Экспозиция к иностранной валюте и валютный риск могут принести дополнительные прибыли, а не только убытки. Однако находиться в экспозиции к валюте - значит полагаться на случай, и большинство бизнесменов предпочитает не допускать, чтобы их компания была чувствительна к неожиданным изменениям. Поэтому предприятия отыскивают способы сведения к минимуму или полного устранения экспозиции к иностранной валюте, чтобы планировать деловые операции и более достоверно прогнозировать прибыль.
Импортеры стремятся минимизировать экспозицию к иностранной валюте по тем же причинам.
Но, как и в случае с экспортером, большинство бизнесменов предпочитает минимизировать свою экспозицию к иностранной валюте или полностью ее избегать, а импортеры предпочитают точно знать, сколько им придется заплатить в своей валюте, а не принимать участие в азартной игре на изменении валютных курсов. Существуют различные способы устранения экспозиции к иностранной валюте. Они осуществляются при помощи банков.
В международной торговле экспортер должен выставить счет покупателю в иностранной валюте, или Покупатель должен оплатить товары в иностранной валюте.
Стоимость импортных товаров для покупателя или стоимость экспортных товаров для продавца может быть увеличена или уменьшена из-за изменения валютных курсов. Поэтому фирма, осуществляющая платежи или получающая доход в иностранной валюте, имеет потенциальный "валютный риск " из-за неблагоприятных изменений в обменных курсах.
Всегда имеется шанс получить прибыль от благоприятных изменений обменных курсов, но существует реальная опасность понести убытки. Постоянные изменения валютных курсов, происходящие на внешних валютных рынках, порождают серьезный элемент риска, который может оттолкнуть фирмы от участия в международных соглашениях по купле или продаже.
Валютный риск не возникает там, где платежи поступления осуществляются в одной валюте, поскольку платежи в этой валюте могут быть выполнены из поступлений наличными в той же валюте.
Информация о работе Современные тенденции международной торговли