Современные тенденции международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить современные тенденции мировой торговли в начале XXI века, выявить современные проблемы и перспективы развития.
Выделяется ряд задач:
1. изучить историю международной торговли, рассмотреть теории международной торговли, а также элементы международной торговли;
2. раскрыть основные проблемы международной торговли, рассмотреть перспективы развития международной торговли.

Содержание

Введение
I глава. Теоретические аспекты международной торговли.
II глава. Современные тенденции и перспективы международной торговли
Заключение

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

     Важный факт в оптовой торговле — соотношение универсальных и специализированных оптовых фирм. Всеобщей можно считать тенденцию к специализации (в специализированных фирмах производительность труда значительно выше, чем в универсальных). Специализация идет по предметному и функциональному признаку.

Товарные биржи

     Особое место в торговле занимают товарные биржи. Публичная биржевая торговля основана на принципах двойного аукциона, когда при совпадении цен покупателя и продавца заключается сделка. Каждый заключенный контракт публично регистрируется и доводится до общественности через прессу и каналы связи.

     Существует несколько видов товарных бирж:

1. Открытые или доступные для всех. На них торгуют реальными товарами, поэтому в сделках непосредственно участвуют продавцы и покупатели. Посредники между ними возможны, но не обязательны. Деятельность таких бирж регламентируется слабо.

2. Открытые биржи смешанного типа, уже с посредниками - брокерами, действующими за счет клиента, и дилерами, действующими за свой счет.

3. Закрытые, которые торгуют также реальным товаром, но на них продавцы и покупатели в данном случае не вправе входить в  «биржевое кольцо» и тем непосредственно контактировать друг с другом.

     В настоящее время биржи реального товара сохранились лишь в некоторых странах и имеют незначительные обороты. Они являются, как правило, одной из форм оптовой торговли товарами местного значения, рынки которых отличаются низкой концентрацией производства, сбыта и потребления, или создаются в развитых странах в попытке защитить национальные интересы при экспорте важнейших для этих стран товаров. В развитых странах бирж реального товара почти не осталось. Их заменили фьючерсные биржи.

Фьючерсные биржи

     Сочетание в торговых сделках элементов купли продажи и кредита, а также заинтересованность торговца скорее получить деньги на как можно большую часть стоимости товара, независимо от его фактической реализации, явились важнейшими стимулами для нового типа биржевой торговли - фьючерсной.

     Фьючерсные (срочные) биржи — биржи, где торгуют не товаром, а контрактами на поставку товаров в будущем. Это могут быть:

закрытые срочные биржи, где торгуют лишь профессионалы и преобладают сделки страхования цен контрактных товаров от риска и снижения,

или, наоборот, роста в будущем;

открытые срочные биржи, где, кроме профессионалов участвуют продавцы и покупатели контрактов.

     Фьючерсная биржевая торговля - один из наиболее динамичных секторов мирового хозяйства. В современных условиях именно фьючерсная торговля является господствующей формой биржевой торговли.

Ярмарки

     Ярмарка представляет собой обширную выставку, где стенды с товарами и услугами распределены согласно тематике товаров, отрасли, назначения и т.п. Соответственно и производитель встречает на ярмарке аудиторию, интересующуюся именно его товаром. Чаще всего функционируют специализированные ярмарки, что позволяет потребителю сравнить и выбрать наиболее подходящий по потребительским качествам и цене товар, не затрачивая громадных усилий на поиск информации о необходимых ему товарах. Роль ярмарок в будущем не уменьшится, а, напротив, возрастет, по мере развития и углубления международного разделения труда.

     Организация ярмарочного дела в различных странах Европы весьма различна. Так, в Германии ярмарки, как правило, принадлежат государству или коммунам. Крупнейшие из них имеют годовой оборот от 200 до 400 миллионов марок. Для немецкого ярмарочного дела характерно также интенсивное сотрудничество между тремя сторонами - устроителями, участниками и посетителями. В целом ярмарки в Германии занимают ведущее место в Европе. Одной из старейших является Лейпцигская. Она стала одним из крупнейших и самых динамичных торговых центров Европы.

     Мюнхенская ярмарка - вторая по величине и авторитету. Она приобретает функцию моста между Востоком и Западом. Ежегодно на ярмарке проводится около 20 международных мероприятий с 24 тысячами участников из 88 стран и 2 миллионами посетителей из более чем 130 стран. Мюнхенская ярмарка держит мировой рекорд по частоте «смены декораций».

     Берлинская ярмарка также является крупнейшим торговым центром и весьма привлекательна для Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, балтийских и скандинавских стран, а также для России и стран бывшего СССР. Ее выставочные павильоны резервируются на месяцы вперед. Берлинская ярмарка занимает ведущие позиции на континенте в таких областях, как сельское хозяйство, туризм, радиоэлектроника. Быстро растет ее значение и в таких отраслях, как строительная, электротехническая, автомобильная, авиакосмическая, а также сантехника, конторское оборудование, оборудование по водоснабжению и охране водоемов. Оборот ярмарки имеет устойчивую тенденцию к росту.

      Во Франции многочисленные отраслевые ярмарки находятся в ведении или принадлежат торгово-промышленной палате, тогда как в провинции многие устроители располагают собственными возможностями для организации ярмарок и выставок. Но подавляющее большинство отраслевых и специализированных ярмарок проводится во французской столице.

     В ярмарочном хозяйстве Италии большое количество ярмарок либо принадлежит промышленным объединениям, либо являются частными. По официальным данным, около 30 процентов внешней торговли Италии производится именно через ярмарки. Крупнейшей итальянской ярмарочной компанией является Миланская ярмарка. Она имеет 20 представительств за рубежом.

     В ярмарочном деле Великобритании выделяются две крупные компании, действующие за пределами страны -«Рид» и «Бленхейм», годовой оборот которых постоянно растет.

     Крупнейший и наиболее успешно действующий ярмарочный центр в малых странах Западной Европы находится в г. Утрехт (Голландия). Он располагает 60 тысячами квадратных метров площади, расположенных на пересечении важнейших транспортных магистралей, а также 4 тысячами квадратных метров для торговли непродовольственными и потребительскими товарами. Ежегодно он принимает более 2,5 миллионов посетителей.

     В Скандинавии выделяется Копенгагенский ярмарочный центр «Белла-сентрет» с ежегодным числом посетителей 700 тысяч человек, и более 30 мероприятий в год. На площади 24 тысяч м2 размещена постоянная выставка одежды, мебели, конторского оборудования, на которой представлена продукция ведущих скандинавских фирм. За короткое время посетитель может познакомиться с лучшими образцами того, что может предложить в этой области промышленность скандинавских стран.

 

Теории международной торговли

 

     Международная торговля возникла задолго до появления каких-либо теорий. Но на определенном этапе ее развития успешно торговать стало невозможно без обобщения богатого опыта и теоретического обоснования роли, значения и путей развития торговых отношений. Так появились теории, объяснявшие механизм торговых процессов в мире и предлагавшие на научной основе стратегии и концепции дальнейшего развития торговых отношений.

     Первой из таких теорий стала теория меркантилизма (1500-1800). Согласно ей богатство любой страны измеряется количеством получаемых от торговли денег (золота). Поэтому страны, принявшие такой подход к роли и значению торговли в качестве торговой ориентации, старались больше экспортировать и как можно меньше ввозить (импортировать). Многие годы они стремились стать экономически самостоятельными, организуя производство всех товаров внутри страны и ограничивая проникновение к себе иностранных купцов.

     Теория неомеркантилизма и сегодня имеет место в основе политики тех стран, которые хотят достичь социальной или политической независимости. В этом случае разница между активным и пассивным торговым балансом компенсируется кредитами такой стране с следующим за ними дефицитом торгового баланса.

     Теория абсолютного преимущества стран в международной торговле. Автор ее - видный английский экономист XVIII в. - основоположник классической школы, Адам Смит. Он считал.что гораздо выгоднее покупать товары у той страны, которая в их производстве имеет преимущества, чем производить их самим, при заведомо убыточных условиях. Смит отводил большую роль специализации производства на основе абсолютного преимущества данной страны в природных ресурсах (ископаемые, рабочая сила и т.д.). От этой теории позднее отпочковалась теория размера страны, в силу которой крупные страны рассматривались как страны, имеющие преимущества в развитии ряда отраслей.

     Теорию сравнительного преимущества стран в международной торговле разработал еще один крупный английский экономист - Давид Рикардо. Он считал, что торговля может быть взаимовыгодной, если одна страна откажется от менее эффективного производства какого-либо товара в пользу более эффективного производства того же товара другой страны.

     Таким образом, теории, выдвинутые Смитом и Рикардо, помогали странам выявлять, какие виды производимых товаров смогут обеспечить им преимущество в торговых отношениях.

     Современной разновидностью теории Рикардо является теория соотношения факторов производства. Ее авторы -шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин. Они разработали практические рекомендации по направлениям и структуре товарных потоков в зависимости от факторов производства. П. Самуэльсон (США) придал им математическую основу. Данную модель на Западе часто называют моделью Хекшера-Олина-Самуэлъсона. Суть теории соотношения факторов сводится к следующему: все страны имеют разный набор факторов производства: труд, земля, капитал. Если одна страна обеспечена в избытке трудом, то трудоемкие товары будут обходиться ей дешевле. В странах же с избытком, например, капитала дешевле производить товары капиталоемкие. Соответственно, первой стране выгодно экспортировать трудоемкую продукцию, а импортировать - капиталоемкую, а второй наоборот - экспортировать капиталоемкую продукцию, а импортировать трудоемкую. Отсюда очень серьезное значение приобретает проблема сбалансированности экспорта и импорта.

     Конечно, сравнительные преимущества в разных странах не всегда проявляются столь очевидно. Современная экономическая наука указывает на ограниченность данной теории. Так, страны Западной Европы имеют в наше время сходные с Японией показатели сравнительного преимущества. Но соотношение экспорта и импорта у них более сбалансировано. Или, например, положение Германии и Англии в торговле технически сложной продукции ухудшилось в 70-80 гг. XX в., хотя обе страны имели высокие темпы роста квалифицированного персонала.

     Подобные факты поставили перед экономической наукой проблему поиска новых подходов к развитию мировой торговли.

     Существенно обновила сложившиеся в мировой практике взгляды теория жизненного цикла товара, разработанная американцем Р. Верноном. Суть ее в том, что любая продукция (услуга), выходя на рынок, проходит свой жизненный цикл, состоящий их четырех стадий: внедрение, рост, зрелость, упадок. И производство этой продукции должно соответствовать этим стадиям. Р. Верной доказал, что США лидируют на рынках новых и перспективных товаров потому, что спрос на них возникает на национальном рынке США раньше, чем на международном. Это приводит к технологическим преимуществам США. Американские фирмы на стадии развития производства экспортируют эти новшества, а по мере роста спроса на них организуют их производство за рубежом. Новая технология распространяется, торговля этими товарами растет.

     Понятие «цикл товара» стало основой не только нового подхода к развитию мирохозяйственных связей, но и для анализа взаимосвязи национального и внешнего рынков.


1.3. Динамика и структура международной торговли

Динамику международной торговли определяют две группы факторов.

Первая группа - факторы, влияющие на общее состояние экономики. К ним относятся:

1)     НТР, обновление и расширение основного капитала, создание новых отраслей.

2)     Рост экономической мощи ТНК.

3)     Соревнование экономических систем.

Вторая группа - непосредственные причины роста мировой торговли. К ним относятся:

1)     Расширение международной специализации и кооперирования приводит к отказу во внешнеторговой политике от мер импортного протекционизма и к либерализации внешней торговли, отмене количественных ограничений импорта и существенному снижению таможенных пошлин.

2)     Либерализация внешнеторговой политики, переход к более открытой экономике сами стали фактором роста международного обмена.

3)     Международная интеграция.

4)     Выход на мировой рынок стран - бывших колоний в целях получения из промышленно развитых стран машин и оборудования, необходимых для индустриализации.

Динамика мирового экспорта – 1990-2000 гг. – среднегодовой показатель роста 6%, 2001 г. – спад на 4%, 2002 г. - рост на 4%, 2003 г. – рост на 16%, 2006 г. – рост на 8,5%, 2007 г. – рост на 6,0%, 2008 г. – рост на 15,4%.

Одновременно с ростом масштабов международной торговли меняется и ее структура – географические сдвиги (изменения в соотношениях между странами и группами стран) и сдвиги в товарной структуре.

Таблица 1

Страновая структура международной торговли (2007 год)

Экспорт

Импорт

место

страна

доля, %

место

страна

доля, %

1

Германия

9,7

1

США

14,2

2

Китай

8,9

2

Германия

7,4

3

США

8,3

3

Китай

6,7

4

Япония

5,1

4-6

Япония

4,4

5-6

Франция

4,0

Великобритания

Нидерланды

Франция

7

Италия

3,5

7-8

Италия

3,5

8

Великобритания

3,1

Нидерланды

...

...

12

Россия

2,5

16

Россия

1,6

Информация о работе Современные тенденции международной торговли