Современные тенденции международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить современные тенденции мировой торговли в начале XXI века, выявить современные проблемы и перспективы развития.
Выделяется ряд задач:
1. изучить историю международной торговли, рассмотреть теории международной торговли, а также элементы международной торговли;
2. раскрыть основные проблемы международной торговли, рассмотреть перспективы развития международной торговли.

Содержание

Введение
I глава. Теоретические аспекты международной торговли.
II глава. Современные тенденции и перспективы международной торговли
Заключение

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.doc

— 174.50 Кб (Скачать)


Санкт-Петербургская академия управления и экономики

Петрозаводский филиал

 

Факультет «Экономики и финансов»

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине: Мировая экономика

На тему: Современные тенденции международной торговли.

 

 

 

 

 

Выполнил студент 4 курса,

  заочного отделения

  группа 12-035332/4-4

       специальность «Финансы и кредит»

Яшкова Мария Владимировна

 

                                   Руководитель:

Гиенко Геннадий Викторович,

к.э.н., доцент

 

     Оценка _________________________

Подпись

преподавателя ___________________

 

 

 

 

 

Петрозаводск

2010г


Оглавление


Введение

Мировая торговля является наиболее распространенной формой международных отношений. Значительный интерес представляет изучение как закономерностей развития международной торговли, так и теорий, обосновывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене.

Международная торговля становится все более важным и быстро растущим сегментом мировых экономических связей, следовательно, данная тема курсовой работы в настоящее время весьма актуальна.

Теории международной торговли, берущие начало от английской классической политэкономии, прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической мысли.

Однако их центральными вопросами были и остаются следующие:

что лежит в основе международного разделения труда?

какая международная специализация является наиболее эффективной для отдельных стран и регионов и приносит им наибольшие выгоды?

какими факторами предопределяется конкурентоспособность страны в мировой торговле?

В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

Цель работы – определить современные тенденции мировой торговли в начале XXI века, выявить современные проблемы и перспективы развития.

Выделяется ряд задач:

1. изучить историю международной торговли, рассмотреть теории международной торговли, а также элементы международной торговли;

2. раскрыть основные проблемы международной торговли, рассмотреть перспективы развития международной торговли.

 

I глава. Теоретические аспекты международной торговли

1.1. История возникновения и экономическая сущность международной торговли

Международная торговля все сильнее влияет на экономику каждой страны. Из того, что производится в стране, все большая часть идет на экспорт, а в объеме потребления все большую роль играет импорт. Таким образом, совокупный объем экспорта и импорта растет, хотя их физические и стоимостные характеристики могут испытывать значительные колебания во времени.

Международная торговля взаимовыгодна, так как ведет к специализации и обмену. Выгода извлекается из разницы в издержках в разных странах, из лучшего размещения ресурсов. Во-вторых, она позволяет получить экономию от масштаба. Нынешний высокий уровень жизни в промышленно развитых странах и возможности повышения этого уровня в других странах в значительной степени основаны на международном разделении труда, предполагающем рост как свободной международной торговли, так и эффективное функционирование обслуживающего ее платежного механизма.

Неудивительно поэтому, что существует тесная корреляция между экономическим ростом и международным обменом. С 1948 года по 1986 год среднегодовые темпы роста мирового экспорта в 1,5 раза превосходили темпы роста мирового объема производства. Этот эффект был еще сильнее в XIX в. (когда слабее было влияние НТП на производство). Он отсутствовал лишь в период двух мировых войн и Великой депрессии.

В XX в. мировая торговля пережила ряд глубоких кризисов. Первый из них был связан с мировой войной 1914-1918 гг., он привел к длительному и глубокому нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окончания Второй мировой войны, которая до основания потрясла всю структуру международных экономических отношений. В послевоенный период мировая торговля столкнулась с новыми трудностями, связанными с распадом колониальной системы. Следует отметить, что все эти кризисы были преодолены.

В целом характерной чертой послевоенного периода явилось заметное ускорение темпов развития мировой торговли, достигших наиболее высокого уровня за всю предыдущую историю человеческого общества. Причем темпы роста мировой торговли превысили темпы роста мирового ВВП.

Со второй половины XX века, когда международный обмен приобретает «взрывной характер», мировая торговля развивается высокими темпами. В период 1950-1994 гг. мировой торговый оборот вырос в 14 раз. По оценке западных специалистов, период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. Так, среднегодовой темп роста мирового экспорта составил в 50-х гг. 6%, в 60-х гг. - 8,2. В период с 1970 по 1991 г. физический объем мирового экспорта (т. е. рассчитанный в неизменных ценах) возрос в 2,5 раза, среднегодовой темп роста - 9,0%, в 1991-1995 гг. этот показатель был равен 6.2%.

Соответственно возрастал и объем мировой торговли. Так в 1965 г. он составил 172,0 млрд, в 1970 г. - 193,4 млрд, в 1975 г. - 816,5 млрд долл., в 1980 г. - 1,9 трлн, в 1990 г. - 3,3 трлн, в 1995 г. - свыше 5 трлн долларов, в 2000 г. – свыше 8,5 трлн долларов. Национальные экономики становятся все более открытыми.

Ведущими в настоящее время являются четыре экономические пары: США - Канада, США – Япония, Франция – Германия, Япония – Китай. Последняя из этих пар может стать первой.

Именно в этот период был достигнут ежегодный 7%-ный рост мирового экспорта. Однако уже в 70-е годы он снизился до 5%, еще больше сократившись в 80-е годы. В конце 80-х мировой экспорт продемонстрировал заметное оживление (до 8,5% в 1988 г.). После явного спада в начале 90-х, в середине 90-х годов и по настоящее время он вновь демонстрирует высокие устойчивые темпы.

На стабильный, устойчивый рост международной торговли оказали влияние ряд факторов:

1) развитие международного разделения труда и интернационализация производства;

2) НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;

3)активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;

 

4)регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ);

5) либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин - образование свободных экономических зон;

6)развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли;

7) получение политической независимости бывших колониальных стран. Выделение из их числа «новых индустриальных стран» с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок.

Главной ареной экономических событий становится мировая экономика в целом,  а не отдельные национальные экономики. Увеличение темпов экономического роста за рубежом, уменьшение зарубежных номинальных процентных ставок или усиление внешней инфляции стимулирует внутреннюю экономическую активность. Наоборот, снижение темпов экономического роста за рубежом, рост номинальных процентных ставок или сокращение уровня внешней инфляции сдерживает темпы развития внутри страны.

Высокие темпы мировой торговли сохранились и в дальнейшем: к 2003 г. объем мировой торговли увеличился на 50% и превысил 7 трлн долл.

Со второй половины XX века заметно проявилась неравномерность динамики внешней торговли. Это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке. Доминирующее положение США было поколеблено. В свою очередь, экспорт Германии приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его. Помимо Германии заметными темпами рос экспорт и других западноевропейских стран. В 80-е годы значительный рывок в сфере международной торговли сделала Япония. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по факторам конкурентоспособности. В тот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии - Сингапур, Гонконг, Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. За ними вплотную идут Сингапур, Гонконг, а также Япония, которая ранее на протяжении шести лет занимала первое место.

 

Пока развивающиеся страны в основном остаются поставщиками сырья, продовольствия и сравнительно простых изделий готовой продукции на мировой рынок. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли. Такое отставание обуславливается выработкой заменителей сырья, более экономным его использованием, углублением его переработки. Промышленно развитые страны практически полностью захватили рынок наукоемкой продукции. Вместе с тем, отдельные развивающиеся страны, прежде всего «новые индустриальные страны», сумели добиться существенных сдвигов в реструктуризации своего экспорта, повышения в нем доли готовой продукции, промышленных изделий, в том числе, машин и оборудования. Так, доля промышленного экспорта развивающихся стран в общем мировом объеме в начале 90-х годов составила 16.3%

Сегодня в мире более 200 независимых государств. Усиление взаимозависимости между ними привело к тому, что их экономическое благополучие перестало определяться размерами территории и емкостью внутреннего рынка. Теперь даже самые малые из них могут успешно поставлять свои товары на международный рынок и занять достойное место в мире.

Малые страны обычно сосредотачивают усилия на производстве нескольких видов товаров и услуг, а скромные по мировым меркам масштабы экспорта не могут составить конкуренцию производителям из крупных стран. Маврикий, например, процветает благодаря экспорту готовой одежды и туризму. Простые правила сбора необременительных налогов и отсутствие института типа Центрального банка ведет к созданию зон свободной торговли (оффшорных центров) на Багамах, Барбадосе, Бермудах, Гонконге, Панаме, Сингапуре и т.д.

Достижение свободы торговли во всем мире, а не только в оффошорных центрах – главная задача сначала Генерального соглашения по тарифам и торговле, а затем Всемирной торговой организации (ВТО), предполагающей одинаковый внешнеторговый режим для всех стран-участниц. ВТО расширяет сферу деятельности, охватывая не только торговлю товарами, но и сферу услуг: банковские, страховые, транспортные, защиту интеллектуальной собственности и инвестиций.

 

Основные взаимные ограничения для участников ВТО:

1.Члены ВТО не должны использовать экспортных субсидий, за исключением субсидирования сельскохозяйственной продукции.

2. Они не могут вводить односторонние квоты на импорт, за исключение случаев «подрыва рынка» (такого наплыва импортных товаров, который может создать угрозу исчезновения той или иной отрасли).

3.Любому введению новой таможенной пошлины или увеличению уже существующей должно быть противопоставлено сокращение других пошлин в целях компенсации затронутых ими стран.

Слаборазвитые страны экспортируют в основном сырье и импортируют промышленные товары, развитые – наоборот. Поэтому они заинтересованы в разных ценах на сырье и промышленные товары. Конкурентные разногласия возникают также между странами, экспортирующими одни и те же товары. Поэтому так трудно идут переговоры в рамках ГАТТ и ВТО.


1.2 Виды и теории международной торговли

Проблемы международной торговли интересовали ученых и политиков еще в те времена, когда иные направления экономической теории еще не были развиты.

Первой попыткой теоретического осмысления международной торговли и выработки рекомендаций а этой области явилась доктрина меркантилизма, господствовавшая в мануфактурный период, т.е. с XVI в. до середины XVIII в. когда международное разделение труда было преимущественно ограничено двусторонними и трехсторонними отношениями. Промышленность тогда еще не оторвалась от национальной почвы, и товары производились на экспорт из национального сырья. Так, Англия обрабатывала шерсть, Германия - лен, Франция - шелк в лен и т.д. Меркантилисты придерживались взглядов, согласно которым государство должно продавать на внешнем рынке как можно больше любых товаров, а покупать как можно меньше. При этом будет накапливаться золото, отождествлявшееся с богатством. Понятно, что если такую политику отказа от импорта будут проводить все страны, то покупателей не окажется и ни о какой международной торговле не будет, и речи.

Виды международной торговли

 

     Основной организационной формой международной торговли является оптовая. В странах с развитой рыночной экономикой ее осуществляют независимые фирмы, занятые собственно торговлей. Но с проникновением в оптовую торговлю промышленных фирм ими создавался собственный торговый аппарат. Таковы в США оптовые филиалы промышленных фирм: оптовые конторы, занятые информационным обслуживанием клиентов, и оптовые базы. У крупных фирм Германии имеются собственные отделы поставок, специальные бюро или отделения сбыта, оптовые склады. Промышленные компании создают дочерние общества для сбыта своей продукции фирмам и могут иметь свою оптовую сеть.

     Распространены вертикальные объединения «контрактного типа» - когда промышленный концерн объединяется с торговыми фирмами. В таких «цепных компаниях» создаются центральные закупочные конторы, а самостоятельность мелких фирм ограничивается. Вертикальные объединения дают их участникам ряд преимуществ: более благоприятные условия воспроизводства, более надежный сбыт, соответствующее уменьшение затоваривания и т.д.

     Организационная структура оптовой торговли Японии имеет свои отличия. Ее основу составляют торговые дома, обеспечивающие все стадии не только торговли, но и производства товаров. Они снабжают промышленные предприятия сырьем, материалами, сбывают их готовую продукцию, полуфабрикаты, координируют деятельность смежных предприятий, участвуют в разработке новых товаров и т.д. В Японии почти нет прямых связей производства с розничной торговлей и конечными потребителями. Преобладающим является обязательное посредничество оптовых фирм, главным образом специализированных, выступающих торговыми представителями промышленных компаний.

Информация о работе Современные тенденции международной торговли