Современные тенденции формирования рынка труда Омской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

в работе рассматриваются понятия рынка труда, основные показатели рынка труда региона, целевые программы

Содержание

Введение 4
Глава 1 Теоретический аспекты исследования современных тенденций формирования рынка труда. 5
1.1 Сущность рынка труда 5
1.2 Методы исследования рынка труда 13
1.3 Зарубежный и отечественный рынки труда 22
Глава 2 Анализ тенденций формирования рынка труда Омской области 26
2.1 Социально-демографическая структура формирования рынка труда Омской области 26
2.2 Анализ структуры занятости населения региона и структуры экономически-активного населения 29
2.3 Динамика и структура безработицы. Состав безработных. 33
Глава 3 Мероприятия по совершенствованию рынка труда Омской области 40
3.1 Целевые программы, направленные на развитие рынка труда Омской области 40
3.2 Прогнозные оценки развития рынка труда Омской области 46
Заключение 48
Приложение 52

Работа содержит 1 файл

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА.docx

— 420.86 Кб (Скачать)

     При формировании заработной платы большое  значение придается стажу работы, что удерживает работников от перехода на другие предприятия. Но в последние годы всё большее значение приобретает учет квалификации и эффективности труда.

     Система пожизненного найма облегчает решение  проблемы минимизации безработицы. Она позволяет относительно безболезненно  сокращать производство и сокращать  рабочее время, переводить работников на дочерние предприятия или на предприятия  других фирм по взаимному соглашению. Подобные меры сдерживают рост безработицы.

     Специфическими  чертами обладает модель рынка труда  в Швеции. Эта модель отличается активной политикой занятости, проводимой государством. Шведская модель имеет  ярко выраженный государственно-рыночный механизм, в котором государственные  элементы регулирования наиболее тесно  переплетены с рыночными элементами саморегулирования при доминировании  государственного регулирования. Активность государства проявляется в выделении  значительных финансовых ресурсов на программы поддержки занятости; переподготовку рабочей силы, повышение  её конкурентоспособности. Причем на эти  цели расходуется до 70% фонда занятости.

     Средства  из фонда занятости идут на профессиональную подготовку и переподготовку рабочей  силы, создание рабочих мест, как  в государственном, так и частном  секторе, путем субсидирования частных  компаний, оказания помощи безработным  в поиске рабочих мест, в том  числе через информацию и профориентацию, выплату пособий по переезду к  новому месту работы. Предметом особой заботы государства является поддержание  занятости в отраслях, обеспечивающих социально-необходимые услуги в  депрессивных регионах.

     Российский  рынок труда имеет свои особенности. В результате радикальных реформ 90-х годов в России была разрушена  плановая система движения кадров, государство устранилось от регулирования  заработной платы, установив на национальном уровне размер минимальной заработной платы, которая никакого отношения  к прожиточному минимуму не имеет. Появилась чрезмерная дифференциация оплаты труда, длительные задержки с выплатой уже заработанной платы, которые ограничивают мобильность  рабочей силы, не создан и рынок жилья, за исключением отдельных городов, в первую очередь Москвы. [23, с. 140]

     Становление и развитие ”российской модели рынка  труда” и ее отдельных элементов  описано в целом ряде работ  российских и зарубежных исследователей. Главный ее смысл - в слабой чувствительности количественного показателя занятости  к динамике производства при сверхадаптивности  и крайней гибкости заработной платы. Подобная гибкость обеспечивается, в  частности, с помощью нестандартных  рабочих мест, расширяющих возможности  работодателя ”маневрировать” с  заработной платой своих работников в зависимости от обстоятельств. В итоге в России при всех пережитых  шоках и потрясениях сохранился уровень занятости, который, по международным  стандартам, является достаточно высоким. Но за этим скрывается значительная качественная неоднородность рабочих мест, о чем  свидетельствует массовая бедность здоровых и образованных людей, имеющих  работу. Это наше российское ”ноу-хау”, освоенное также в СНГ, но почти  неведомое за границами последнего.

     Подчеркивая относительную стабильность уровня занятости в России в пореформенный  период, исследователи зачастую абстрагируются от ее огромной неоднородности, хотя именно это является одной из ключевых характеристик  российского рынка труда. Причем характерно, что российское трудовое законодательство (сначала старый Кодекс законов о труде, а затем новый  Трудовой кодекс) предписывает своего рода ”стандарт” занятости, предполагающий бессрочный трудовой контракт и полное рабочее время. Реально в ходе рыночных реформ произошла существенная диверсификация форм занятости. Отклонения от предписанного стандарта формально  разрешены только в особых случаях, которые перечислены в законодательстве. Однако за короткое время на российском рынке труда появились и распространились разнообразные отклонения как от самого ”стандарта”, так и от списка разрешенных исключений. Грань между законодательно разрешенным и запрещенным зачастую оказывается размытой, поэтому такие формы занятости мы будем условно называть нестандартными или атипичными. Речь идет о неформальной, неполной, сверхурочной, временной, случайной, вторичной и других разновидностях занятости.

     Нестандартные формы занятости в совокупности делают рынок труда достаточно гибким и так или иначе позволяют  сдерживать рост издержек на труд. Выигрыш  работодателя здесь очевиден. Такая  адаптация осуществляется во многом за счет работника; при этом одни социально-демографические  группы (молодежь, женщины, неквалифицированные  работники) оказываются в большей  степени, чем другие, подвержены риску  перехода из стандартной в нестандартную  занятость. Впрочем, работник не всегда в такой ситуации проигрывает. Он либо получает новую работу, либо сохраняет  старую, чего в противном случае могло бы и не произойти. Возможно, именно здесь кроется одна из главных  причин, по которой безработица в  России так и не достигла критических  значений. [9]

Глава 2 Анализ тенденций формирования рынка  труда Омской области

2.1 Социально-демографическая структура  формирования рынка труда Омской  области

 

   Для формирования рынка труда очень  важное значение имеют такие показатели, как численность населения, миграция, показатель естественного прироста. Это обусловлено тем, что рынок труда формируется из человеческих ресурсов, если этих ресурсов нет, то соответственно нет и необходимости в создании рынка труда.  

Таб. 1. Основные демографические показатели населения  Омской области

Показатели 2000 2008 2009 2010
Численность населения – всего, тыс. человек

   в том  числе:

2136,1 2018 2014,1 2012,1
городское 1456,6 1397,6 1396,4 1394,5
сельское 679,5 620,4 617,7 617,6
Из  общей численности населения - население  в возрасте, тыс. человек

   моложе  трудоспособного

 
 
461,3
 
 
326,3
 
 
325,6
 
 
328,6
  трудоспособном 1237,9 1297,1 1289,9 1277,2
  старше  трудоспособного 400,9 394,6 398,6 406,3
На 1000 человек населения

  родившиеся, человек

 
8,6
 
12,4
 
12,7
 
12,9
  умершие,  человек 13,5 14,3 13,6 13,6
Естественный  прирост, убыль (-), человек населения -4,9 -1,9 -0,9 -0,7
Миграционный  прирост, убыль (-) населения на 10 000 тыс. человек населения -2,8 -0,05 -0,2

  

     Таким образом, можно наблюдать следующие  основные тенденции развития: численность  населения в общем имеет негативное развитие. В сравнении с 2000 годом  на 124 тыс. человек.  За 10 лет население  уменьшилось на 5,8% . Как городское  население, так и сельское уменьшается. Но необходимо отметить тот факт, что  сельское население в 2010 году имела  небольшое отклонение от 2009 года, всего 0,1 тыс. чел. Число родившихся увеличивается  с каждым годом, но такую же направленность имеет и  умерших. При этом число  умерших превышает родившихся, из-за чего возникает естественная убыль  населения. Но если сравнивать динамику естественной убыли, то можно выявить  положительную тенденцию. За 10 лет  убыль уменьшилась на 4,2 человека. Резкий скачок в изменении произошел  в 2009 году – по сравнению с 2008 годом  убыль  уменьшилась на одного человека.  Если говорить о миграционном приросте (убыли), то самый маленький уровень  миграционной убыли был в 2008 году, он составлял всего 0,05.

     Говоря  о дифференциации населения по возрасту трудоспособности  в динамике, то для большей наглядности её лучше  представить в виде следующей  диаграммы.

     Рис.  1. Разграничивание населения по возрасту трудоспособности.

     

     Гистограмма наглядно показывает, то изменения  в численности той или иной группы  по годам происходят незначительные, исключение составляет  лишь численность  населения моложе трудоспособного  возраста. Заметен скачок в промежутке от 2000 до 2008 года, в связи, с чем  можно заметить, что выросла численность  трудоспособного населения.

     Для завершения анализа структуры дифференциации населения необходимо просмотреть  структуру населения по возрастно-половому признаку. 
 
 
 
 
 

     Рис. 2 Возрастно-половая структура населения (на  1 января 2010 года, человек)

     

      Из  диаграммы можно пронаблюдать следующую  картину:  лишь в 20 лет количество мужчин и женщин одинаково.  До 20 лет преобладает мужское  население, после – женское. Уже после 60 лет  заметно резкое снижение количества мужчин, наблюдается большой разрыв в количестве женщин и мужчин.

2.2 Анализ структуры занятости населения  региона и структуры экономически-активного  населения

     Экономически  активное население — население страны, которое имеет или желает и потенциально может иметь самостоятельный источник средств существования. По методологии Международной организации труда в эту категорию включают людей в возрасте от 10 до 72 лет:

     - занятых (предпринимателей и нанятых работников)

     - безработных

      Рассмотрим  показатели экономически активного  населения Омской области,  а также  её структуру. 
 

Таб. 2 Численность  экономически активного населения  Омской области, тыс. чел

Субъект 2000 2008 2009 2010
Российская  Федерация 72770 75159 75757 75658
Сибирский Федеральный округ 10078 10144 10249 10175
Омская  область 1037 1046 1079 1062
 

    Таким образом, можно заметить общие черты. Начиная с 2000 года, намечается тенденция  увеличения населения. Наибольшее своё значение оно достигло в 2009 году, по всем трём рассматриваемым субъектам  значение наибольшее. Затем идет небольшой  спад в численности экономически активного населения.  Наибольшее уменьшение в 2010 году по сравнения с 2009 в процентах наблюдается у  Омской области, процентное уменьшение составляет 1,57%. Наименьшее уменьшение произошло по Российской Федерации  в целом, на 0,13%. Что же касается Сибирского Федерального округа, то здесь уменьшение произошло на 0, 72%.  

     Таб. 3 Среднегодовая численность занятых  в экономике по видам экономической  деятельности в Омской области, тыс. чел.

Отрасль экономики 2000 2008 2009 2010
Всего в экономике,

из них по видам экономической деятельности:

957,9 943,4 947,5 942,8
сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство  175,7 147,8 146,6 144,5
рыболовство, рыбоводство  0,1 0,2 0,2 0,2
добыча  полезных ископаемых 0,1 0,4 0,6 0,6
обрабатывающие  производства 162,4 141,2 140,7 139,5
производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 31,9 25,9 25,4 25,3
строительство 64,5 66,8 68,5 66,1
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 126,3 134,5 135,4 137,3
гостиницы и рестораны  17,5 16,0 17,1 17,1
транспорт и связь  77,2 77,8 78,9 79,0
финансовая  деятельность 10,3 14,6 15,0 15,1
операции  с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 58,1 56,5 58,0 59,8
государственное управление и обеспечение военной  безопасности; социальное страхование  44,2 56,7 55,8 56,1
образование 92,8 92,2 90,6 86,4
здравоохранение и предоставление социальных услуг 66,2 75,6 76,8 77,8
предоставление  прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 30,7 36,1 36,7 36,6

Информация о работе Современные тенденции формирования рынка труда Омской области