Современные тенденции формирования рынка труда Омской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

в работе рассматриваются понятия рынка труда, основные показатели рынка труда региона, целевые программы

Содержание

Введение 4
Глава 1 Теоретический аспекты исследования современных тенденций формирования рынка труда. 5
1.1 Сущность рынка труда 5
1.2 Методы исследования рынка труда 13
1.3 Зарубежный и отечественный рынки труда 22
Глава 2 Анализ тенденций формирования рынка труда Омской области 26
2.1 Социально-демографическая структура формирования рынка труда Омской области 26
2.2 Анализ структуры занятости населения региона и структуры экономически-активного населения 29
2.3 Динамика и структура безработицы. Состав безработных. 33
Глава 3 Мероприятия по совершенствованию рынка труда Омской области 40
3.1 Целевые программы, направленные на развитие рынка труда Омской области 40
3.2 Прогнозные оценки развития рынка труда Омской области 46
Заключение 48
Приложение 52

Работа содержит 1 файл

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА.docx

— 420.86 Кб (Скачать)

     5. Обобщение информации по каждому  фактору и группировка ее в  виде аналитических таблиц.

     6. Построение на основе аналитических  таблиц динамических рядов по  каждому фактору и проведение  количественных расчетов по имеющимся  показателям.

     7. Описание установленных соотношений,  пропорций, выявление основных  закономерностей.

     8. Выявление доминирующих тенденций  развития рынка труда, действие  которых имеет решающее значение  в настоящее время и влияние  которых будет иметь подобное  или еще более возрастающее  действие в перспективе. 

     В качестве основных критериев выделения  факторов рынка труда предлагается использовать следующие факторы, влияющие на спрос и предложение рабочей  силы.

     1. Факторы, определяющие предложение  рабочей силы.

     1.1. Демографические факторы:

     1.2. Факторы, высвобождения занятых  в отраслях народного хозяйства  региона:

     1.3. Факторы, вызывающие изменение  численности незанятых, желающих  трудиться:

     1.4. Факторы, вызывающие изменения  численности безработных:

     1.5. Факторы, вызывающие изменения  предложения рабочей силы за  счет занятых в отраслях народного  хозяйства:

     2. Факторы, влияющие на спрос  на рабочую силу.

     2.1. Изменение числа вакантных рабочих  мест, в том числе труднозаполняемых:

     2.2.Выбытие  занятых из производственной  деятельности:

     2.3. Динамика потребностей в рабочей  силе на новые рабочие места  и должности:

     2.4. Факторы, влияющие на самозанятость  трудоспособного населения:

     Действие  факторов далеко не однозначно. Ряд  факторов влияет как на изменение  спроса, так и на изменение предложения. Влияние некоторых из них вообще может проявиться под действием  дополнительных причин как противоположные  тенденции и т.д. Поэтому при  проведении рыночных исследований на основе факторного анализа можно  рекомендовать использование дополнительных классификационных признаков:

     1) учитывать, усиливает или ослабевает  спрос и предложение рабочей  силы действие данного фактора;

     2) в какой временной протяженности  действует фактор (краткосрочный  или долгосрочный);

     3) оценивать особенности его проявления  в современных условиях и др.

     Анализ  динамики факторов за ряд лет или  нескольких моделей за определенный промежуток времени позволяет установить основные закономерности, присущие анализируемому рынку обосновать тенденции его  развития и разработать прогноз  на будущий период. При этом важно  выделить те факторы, влияние которых  будет доминирующим для данного  рынка труда. От мер воздействия  на последние в решающей степени  зависит эффективность управления рынком труда. [ 21, с. 126-127]

     Существует  также методы  прогнозирования  экономической активности населения. Что касается непосредственно прогноза занятости населения, то в его основе - блок моделей, "ответственных" за два основных показателя: численность экономически активного населения (предложение труда) и спрос на рабочую силу (последний - количество вакансий - можно трактовать как численность занятых).

     Как известно, влиять на уровень безработицы  можно двумя способами: снижая уровень  экономической активности населения  и создавая новые рабочие места. Исходя из этого, методику прогноза экономической активности населения исследователи стремились сделать инструментом не только анализа, но и выработки активной политики занятости.

     Для определения численности экономически активного населения в качестве базы обычно используется демографический  прогноз, регулярно подготавливаемый Госкомстатом РФ. Но при этом надо учитывать, что он, как и большинство применяющихся  прогнозов занятости, игнорирует изменения  в социально-экономическом положении  основных половозрастных групп населения, которые могут существенно повлиять как на показатели рождаемости, так  и на коэффициенты дожития. Поскольку  Госкомстат России не дает прогноза численности  населения в пятилетней разбивке по мужчинам и женщинам, но соответствующие  отчетные данные имеются, исследователи самостоятельно спрогнозировали численность населения по пятилетним половозрастным группам, полагая, что коэффициенты дожития соответствующих групп на ближайшие годы сохранятся на уровне последнего года базисного периода.

     Прогнозирование численности экономически активного  населения можно проводить и  на базе прогноза общей численности  населения Госкомстата, в котором  обычно выделяют всего три возрастные группы населения: моложе трудоспособного  возраста, в трудоспособном возрасте и старше трудоспособного (с распределением по полу). Прогноз численности экономически активного населения проводится в два этапа, начиная с определения  численности населения трудоспособного  возраста. Затем делается досчет по отношению ко всему населению.

     На  первом этапе используются данные о  прогнозируемой численности населения  трудоспособного возраста и базовом  уровне его экономической активности. В качестве источника необходимых  сведений можно использовать результаты соответствующих выборочных обследований населения. Однако они дают сведения на определенную дату, тогда как  для прогноза предпочтительнее среднегодовые  показатели. С учетом этого разработана также методика расчета среднегодового уровня экономической активности населения трудоспособного возраста на основе баланса трудовых ресурсов. Смысл подобных расчетов в том, чтобы на основе данных о занятости и безработице определить численность экономически активного населения. Для этого балансовая занятость (включая лиц, занятых в личном подсобном хозяйстве) "очищается" от лиц, не входящих в состав постоянного населения трудоспособного возраста, и дополняется теми, кто согласно действующему законодательству о занятости населения в случае их обращения в государственную службу занятости вправе претендовать на статус безработного.

     Анализируя  полученные результаты, важно иметь  в виду, что в балансовую численность  занятых включаются лица, которые  трудятся и в неформальном секторе. При досчете учитывается только сокращение численности экономически не активного населения; он не затрагивает  безработных. Официальные же данные об общей численности безработных  дают основания сомневаться в  их реальности. Как известно, существует целый ряд причин, по которым люди скрывают свою неформальную занятость.

     Поэтому логично было бы вести досчет занятости  в неформальном секторе исходя из того, что "прибавка" не менее чем  на 1/3 произойдет вследствие сокращения общей численности безработных.

     Сравнение базового уровня экономической активности и прогнозируемой численности населения  трудоспособного возраста позволяет  определить потенциальную численность  экономически активного населения. Далее она подлежит корректировке  с учетом предполагаемых изменений  в структуре населения по возрасту и полу, в динамике численности  учащейся молодежи в трудоспособном возрасте, а также в связи с  действием специфических факторов, характерных для рассматриваемого периода (например, при заметном сокращении численности военнослужащих). Ну и, конечно, постоянным и важным корректирующим фактором являются изменения в экономике, которые могут вовлечь в производство ныне экономически не активное население. Чтобы довершить расчеты и учесть экономически активных лиц за пределами трудоспособного возраста, используется базовый коэффициент экономической активности подростков и пенсионеров. Он корректируется экспертным путем в зависимости от стратегии социально-экономического развития.

     Приведенный выше алгоритм расчета численности  экономически активного населения  достаточно хорошо отработан, но его  нельзя с легким сердцем предложить для широкого использования, поскольку  он включает множество эвристических  процедур и экспертных оценок, что  снижает объективность получаемых результатов.

     Данные недостатки можно устранить. Исследователями осуществлены модельные расчеты с целью установить функциональную зависимость экономической активности всех половозрастных групп населения от макроэкономических показателей, которые в наибольшей степени (с позиций статистической значимости) влияют на их трудовую активность.

     Как известно, экономическая активность зависит от множества разнородных  факторов. По некоторым из них нет  соответствующих статистических данных, а по тем, по которым они имеются, не просматривается сколько-нибудь значимая их взаимосвязь. Задача состояла в том, чтобы выбрать комплекс факторов, существенно влияющих на экономическую активность населения, получить по ним статистические данные, выявить те функциональные связи, которые  надежно подтверждаются с позиций  формальной статистики, а уже из них выделить те, что в наибольшей степени поддаются экономическому обоснованию, могут быть вариативно спрогнозированы, а главное, дать хорошие  результаты при верификации модели на фактических данных.

Достоинство предлагаемой модели в том, что она позволяет учесть специфику поведения на рынке труда таких разных контингентов населения, как молодежь, мужчины и женщины различных возрастов, лица предпенсионного и послепенсионного возраста и т.д. Выделяются возрастные групп с пятилетним интервалом (отдельно по мужчинам и женщинам), что делает прогноз весьма конкретным. Кроме того, появляется возможность непосредственно перейти от демографического прогноза к прогнозу численности экономически активного населения (т.е. спроса на рабочие места), что практически исключает субъективизм в оценках. [2]

1.3 Зарубежный и отечественный рынки  труда

     Модель  рынка США характеризуется высокой  активностью субъектов рынка  труда, поощряемая государственной  политикой поддержки конкурентного  состояния экономики и всей жизненной  установкой на индивидуальный успех, на зарабатывание денег, культивируемой в обществе его основными институтами (государством, средствами массовой информации, наукой, литературой, образованием и  т.д.) Рядовой американец заражен  желанием приобретать деньги, класть их в банк, покупать акции и т.д., чтобы снова получить деньги, но уже с прибылью, словом, поощряется активная роль предпринимателя и  работника.

     Политика  занятости на предприятиях ориентируются  на высокую географическую  (территориальную) мобильность работников между предприятиями, на прием уже подготовленных в  учебном заведениях страны кадров, на минимум издержек предприятия  на производственное обучение. Заработная плата выступает как результат  индивидуальных и коллективных переговоров, заключения контракта или коллективного  договора. Важную роль в коллективных переговорах играют профсоюзы. Большинство  из них строится по отраслевому принципу. В итоге заработная плата зависит  от спроса и предложения рабочей  силы, сложности работ, производительности труда, возможностей предприятия.

     Страховая по безработице регулируется федеральными законами и законами штатов. Федеральный  закон устанавливает общие принципы страхования по безработице, которые  затем детализируются в законах  каждого из штатов. Страховые взносы по безработице платят предприниматели и наемные работники, большая доля падает на предпринимателей. Собранные деньги направляются отдельно в федеральный фонд и фонды штатов.

     В США имеется не только внешний, но и внутренний рынок труда. Например,  принципа пожизненной гарантии занятости  придерживается крупнейшая компания ИБМ. Реализуя этот принцип, компания осуществляет политику непрерывного роста фондов социального развития, предоставляет  работникам многочисленные льготы и  поощрения. Однако преобладающим остается всё-таки внешний рынок, о чем  говорит более высокая безработица  по сравнению с Японией и Швецией.

     Внутренний  рынок более характерен для Японии. Поэтому модель рынка нередко  называют японской. Отличительной особенностью японской модели рынка труда является «система пожизненного найма», гарантирующая  занятость на весь срок трудовой деятельности работников и формирование самостоятельных  профсоюзных организаций внутри компаний.

     Такая политика занятости позволяет компании осуществлять профессиональную подготовку и повышение квалификации , не опасаясь того, что квалифицированные специальных  могут покинуть фирму и затраты, понесенные фирмой на их подготовку, окажутся напрасными. При этом подготовка ведется  в соответствии с научно-техническим  прогрессом, структурой рабочих мест, модификацией выпускаемой продукции, заранее предусматривается профессиональная мобильность внутри фирмы (руководству  фирмы позволено по своему усмотрению перемещать работников с одних мест на другие), воспитание у работников творческого отношения к труду.

Информация о работе Современные тенденции формирования рынка труда Омской области