Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 09:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение современных микроэкономических проблем (на примере отдельных проблем).
Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические вопросы микроэкономических проблем в со-временных условиях (теневой бизнес, малые предприятия в современных условиях, монополии и проблема конкуренции).
2. Изучить факторы формирования микроэкономических проблем. Методы оценки микроэкономических проблем (теневая экономика, причины проблем малых предприятий, причины образования монополий).
3. Представить способы преодоления микроэкономических проблем (методы борьбы с теневой экономикой в ОВД, поддержка малого предпринимательства, проблема антимонопольного регулирования).
Введение 3
1. Теоретические вопросы микроэкономических проблем в современных ус-ловиях 5
1.1. Теневой бизнес 5
1.2. Малые предприятия в современных условиях 8
1.3. Монополии и проблема конкуренции 11
2. Факторы формирования микроэкономических проблем. Методы оценки микроэкономических проблем 14
2.1. Теневая экономика 14
2.2. Причины проблем малых предприятий 17
2.3. Причины образования монополий 19
3. Способы преодоления микроэкономических проблем 22
3.1. Методы борьбы с теневой экономикой в ОВД 22
3.2. Поддержка малого предпринимательства 24
3.3. Проблема антимонопольного регулирования 28
Заключение 32
Список использованных источников 34
Слияние компаний происходит, когда одна фирма приобретает акции другой. В результате вторая компания становится частью первой.
Правительство обычно предпринимает меры, когда в результате горизонтального слияния (объединения сходных компаний) фирм их рыночная доля значительно увеличивается. Исключение может быть сделано, когда одна из фирм находится на грани банкротства.
В
случае вертикального слияния (объединения
последовательно связанных
Конгломератные слияния (объединения компаний из различных отраслей) обычно разрешается, поскольку обычно в этом случае производство оказывается более эффективным, а позиции компаний на соответствующих рынках практически не меняются.
Для характеристики монопольной власти используется и показатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван в связи с фамилиями предложивших его ученых индексом Херфиндаля – Хиршмана (IHH). При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли (формула 3.3.1). Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:
,
где IHH – Херфиндаля – Хиршмана;
S1 – удельный вес самой крупной компании;
S2 – удельный вес следующей по величине компании;
…
Sn
– удельный вес наименьшей компании.
Важнейшая роль в реализации задачи развития конкурентной экономики в России принадлежит Федеральной антимонопольной службе (ФАС России).
ФАС России — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, естественных монополий, рекламе, размещении государственных заказов, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Основными
функциями Федеральной
- надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг (Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года) [3];
- надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях (Федеральный закон «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17 августа 1995 года, Федеральный закон «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ от 26 марта 2003 года) [1,2];
- надзор и контроль за соблюдением законодательства об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года);
- надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок заказа (Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года);
- надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе (Федеральный закон «О рекламе» № 38-ФЗ от 13 марта 2006 года).
С 01 февраля 2010 года ФАС России также осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» № 381-ФЗ от 28 декабря 2009 года.
ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно Председателю Правительства Российской Федерации). Служба представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о результатах своей деятельности.
В
структуре антимонопольного ведомства
находятся территориальные
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены современные микроэкономические проблемы (на примере отдельных проблем).
Рассмотрев определенный перечень вопросов по данной теме можно сделать следующие выводы.
Итак, в России параллельно легальной экономике возникла теневая, сопоставимая с ней по масштабам. Более того, в теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, имеется специфический набор профессий со своим кодексом поведения, работают собственные механизмы инвестирования. Эти теневые механизмы изменили жизнь миллионов людей, создали особые условия работы предприятий. Трудно ожидать, что в ближайшие пять-десять лет эти механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения. Скорее всего, нас ожидают постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них и медленное изживание неприемлемых для цивилизованного общества норм.
Малые
предприятия являются неотъемлемой
частью социально-экономической
Подводя
итоги, можно охарактеризовать монополию
и конкуренцию как необходимые
атрибуты во всех сферах экономики
страны. На данном этапе проблема монополизации
и конкуренции перестает быть чисто экономической
— она все больше становится политической
и общественной. Также можно охарактеризовать
антимонопольное законодательство и антимонопольную
политику России как необходимые атрибуты
структурных преобразований во всех сферах
экономики страны. Бесспорно, в некоторых
случаях существование монополии является
оправданным и необходимым, но за этими
процессами должен осуществляться жесткий
контроль со стороны государства по недопущению
злоупотребления своим монопольным положением.
В современном мире конкуренция занимает
ведущую роль в рыночном хозяйстве.
Список
использованных источников