Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 09:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение современных микроэкономических проблем (на примере отдельных проблем).
Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические вопросы микроэкономических проблем в со-временных условиях (теневой бизнес, малые предприятия в современных условиях, монополии и проблема конкуренции).
2. Изучить факторы формирования микроэкономических проблем. Методы оценки микроэкономических проблем (теневая экономика, причины проблем малых предприятий, причины образования монополий).
3. Представить способы преодоления микроэкономических проблем (методы борьбы с теневой экономикой в ОВД, поддержка малого предпринимательства, проблема антимонопольного регулирования).
Введение 3
1. Теоретические вопросы микроэкономических проблем в современных ус-ловиях 5
1.1. Теневой бизнес 5
1.2. Малые предприятия в современных условиях 8
1.3. Монополии и проблема конкуренции 11
2. Факторы формирования микроэкономических проблем. Методы оценки микроэкономических проблем 14
2.1. Теневая экономика 14
2.2. Причины проблем малых предприятий 17
2.3. Причины образования монополий 19
3. Способы преодоления микроэкономических проблем 22
3.1. Методы борьбы с теневой экономикой в ОВД 22
3.2. Поддержка малого предпринимательства 24
3.3. Проблема антимонопольного регулирования 28
Заключение 32
Список использованных источников 34
Способы борьбы государства с теневым бизнесом сосредоточиваются на трех основных направлениях:
- на предотвращении втягивания в теневой бизнес легальных предпринимателей и наемных работников;
- на мерах по сокращению численности контингента незаконных предпринимателей;
- на формировании благоприятных условий для функционирования легального предпринимательства.
По
первому направлению
Сокращение численности незаконных предприятий и предпринимателей осуществляется за счет оперативно-розыскных мер правоохранительных органов, связанных с задержанием и наказанием (в том числе уголовным) организаторов теневого бизнеса.
Третье
направление борьбы с теневым
бизнесом включает в себя создание
благоприятных условий для
С целью увеличения эффективности мер по борьбе с теневым бизнесом, государственными структурами привлекаются к сотрудничеству в данном вопросе такие заинтересованные стороны, как легальный бизнес и общественные организации.
Легальный бизнес, как нами отмечалось выше, весьма заинтересован в снижении доли теневого предпринимательства. Обладая значительными финансовыми ресурсами, кадровым потенциалом, влиянием на общественное мнение, предпринимательские объединения и союзы вносят свой вклад в борьбу с теневым бизнесом.
Очень важна в борьбе с теневым бизнесом поддержка широких масс населения, которая осуществляется как в индивидуальном порядке отдельными активистами, так и посредством включения в противостояние теневому бизнесу общественных организаций. В настоящее время существует большое количество международных и национальных общественных организаций, прямо или косвенно противодействующих теневому бизнесу.
В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем «теневой» экономики.
Первый — радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 — начала 1992 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: отмеченные выше критические масштабы «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, — с другой. Не случайно у некоторых политиков стали появляться идеи относительно того, чтобы «провести полную легализацию всей «теневой» экономики и начать жизнь «с чистого листа».
Второй — репрессивный — подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы описанного либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального контроля и доносительства: общее ужесточение законодательства, направленного против «теневой» экономики, усиление мер наказания.
В
заключение подчеркнем, что успех
борьбы с теневой экономикой и
коррупцией возможен лишь при условии
сознательной массовой ее поддержки в
обществе, условием завоевания которой
является высокий уровень доверия граждан
к государственным институтам власти
и управления.
3.2.
Поддержка малого
Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие малого предпринимательства во многом зависит от функционирования разветвленной инфраструктуры поддержки малых предприятий как на уровне государства, так и на региональных уровнях. Например, важную роль в достижении успехов предприятиями малого бизнеса в США играют Администрация по делам малого бизнеса США, органы конгресса США по делам малого бизнеса, министерство торговли, Федеральная торговая комиссия, торговые ассоциации, торгово-промышленные палаты, банки, федеральные фонды и другие организации.
В Российской Федерации сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации.
К федеральным органам, осуществляющим регулирование развитие малого предпринимательства, его поддержку (в том числе функциональную), относятся Президент РФ, федеральные министерства, службы, федеральные агентства. В определенной мере они являются гарантом развития малого бизнеса.
Как показывает опыт, малое предпринимательство успешно развивается, если в регионах страны создана и функционирует действенная инфраструктура малого предпринимательства, так как малые предприятия являются активными субъектами рыночной экономики в первую очередь на территории субъектов Федерации, которые имеют право применять законодательные акты по поддержке и развитию малого предпринимательства, формировать органы поддержки малых предприятий, направлять собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для поддержки малых предприятий. Важной функцией местных органов самоуправления является разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства.
В
настоящее время почти во всех
регионах Российской Федерации созданы
государственные органы поддержки
и развития малого предпринимательства,
действуют региональные фонды поддержки
малого предпринимательства, а также
другие институты инфраструктуры малого
предпринимательства (бизнес-инкубаторы,
информационно-аналитические
Отсутствие достаточного стартового капитала и ликвидного обеспечения под банковский кредит у предпринимателей ставят малый бизнес в России в разряд одного из самых рискованных секторов финансовых вложений. Банки, обладая достаточными финансовыми средствами, не рискуют в условиях еще достаточно высокой инфляции вкладывать их в малые предприятия, им нужны надежные гарантии. Решить данную проблему можно следующим образом: на базе Федерального фонда поддержки малого предпринимательства совместно с региональной сетью инфраструктуры необходимо создать гарантийные резервы и предусмотреть выделение средств из федерального бюджета на программу гарантирования кредитных рисков. Этот шаг со стороны государства позволит стимулировать банки к предоставлению кредитов малым предприятиям. Потенциальными кредиторами в этом случае могут выступить банки, имеющие развитую сеть филиалов и опыт работы с населением.
Основой успеха гарантийного механизма должно являться доверие банков к распорядителям гарантийных средств. Банки должны быть уверены, что в случае неплатежеспособности предприятия основная часть средств, предоставленных по кредитам, будет возвращена. Такое доверие может быть достигнуто при выполнении следующих условий:
-
гарантия банкам должна
-
должен быть установлен
Следующим эффективным механизмом является развитие системы микрокредитования.
Логика
услуг микрокредитования
Цель микрокредитования состоит в создании высокодинамичной и эффективной системы финансирования малых предприятий для дополнительного стимулирования производства и распределения товаров и услуг, а также для оказания помощи начинающим предпринимателям в приобретении опыта получения прибыли и накопления капитала.
Микрокредит представляет собой гибкую форму классического банковского кредита, позволяющий беспрепятственно начать бизнес без наличия стартового капитала и кредитной истории.
Микрокредитование способствует решению как минимум трех задач:
- увеличению количества предпринимателей без образования юридического лица;
- росту налоговых поступлений;
-
наличию кредитной истории для
дальнейшего развития
Лизинг - еще один из ключевых инструментов привлечения инвестиционных ресурсов в малый бизнес. Для малых и средних предприятий лизинговые операции иногда представляют собой единственную возможность оснастить и модернизировать производство, не имея достаточных средств на это и не прибегая к привлечению кредитов.
Использование
лизингового механизма
Именно лизинг как средство обновления основных фондов в малом предпринимательстве дает наиболее быстрый инвестиционный доход, снижает сроки окупаемости проекта и повышает эффективность использованных финансовых средств.
Одним из решений проблемы доступа предпринимателей к финансовым средствам должно стать субсидирование процентной ставки по банковским кредитам. Это обусловливается тем, что банки устанавливают достаточно высокий уровень процентной ставки по выдаваемым ими кредитам. Вполне естественно, что такой уровень ставок совершенно неприемлем для малого бизнеса, а тем более для начинающих предпринимателей. Поэтому кредитование субъектов малого предпринимательства должно осуществляться на льготных условиях с компенсацией разницы части процентных ставок за счет бюджетных средств через систему фондов поддержки малого предпринимательства. Но следует заметить, что данная схема требует большого объема бюджетных средств, и, вследствие этого, должна использоваться для поддержки определенных проектов, критерии отбора которых необходимо четко определить и обосновать.
Предоставление
субъектам малого предпринимательства
льготных кредитов за счет активов
фондов поддержки малого предпринимательства,
а также региональных и муниципальных
бюджетов, является необходимым фактором
развития малого предпринимательства.
Но данный механизм будет работать эффективно
только при условии создания действенной
системы государственных гарантий. Это
связано с тем, что выдача льготных займов
для субъектов малого предпринимательства,
так же как и субсидирование процентной
ставки по кредитам, требует привлечения
больших средств и является очень рискованным
проектом для организаций, предоставляющих
кредиты.
3.3.
Проблема антимонопольного
Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.
В
последние десятилетия
Современные
антимонопольные