Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 09:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение современных микроэкономических проблем (на примере отдельных проблем).
Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические вопросы микроэкономических проблем в со-временных условиях (теневой бизнес, малые предприятия в современных условиях, монополии и проблема конкуренции).
2. Изучить факторы формирования микроэкономических проблем. Методы оценки микроэкономических проблем (теневая экономика, причины проблем малых предприятий, причины образования монополий).
3. Представить способы преодоления микроэкономических проблем (методы борьбы с теневой экономикой в ОВД, поддержка малого предпринимательства, проблема антимонопольного регулирования).
Введение 3
1. Теоретические вопросы микроэкономических проблем в современных ус-ловиях 5
1.1. Теневой бизнес 5
1.2. Малые предприятия в современных условиях 8
1.3. Монополии и проблема конкуренции 11
2. Факторы формирования микроэкономических проблем. Методы оценки микроэкономических проблем 14
2.1. Теневая экономика 14
2.2. Причины проблем малых предприятий 17
2.3. Причины образования монополий 19
3. Способы преодоления микроэкономических проблем 22
3.1. Методы борьбы с теневой экономикой в ОВД 22
3.2. Поддержка малого предпринимательства 24
3.3. Проблема антимонопольного регулирования 28
Заключение 32
Список использованных источников 34
2) средняя численность
работников за предшествующий
календарный год не должна
превышать следующие
3)
выручка от реализации товаров
(работ, услуг) без учета
-микропредприятия - 60 млн. рублей;
- малые предприятия - 400 млн. рублей.
Как уже было сказано, малые предприятия играют значительную роль в экономике страны.
При рассмотрении качественных характеристик малого предпринимательства можно говорить о его влиянии на:
С точки зрения влияния малого предпринимательства на ресурсные и сбытовые рынки есть основания говорить о его роли как:
а) важного потребителя, осуществляющего значительные закупки для собственных производственных нужд;
б) гибкого производителя, оперативно реагирующего на изменения конъюнктуры рынка и придающего рыночной экономике необходимую эластичность;
в) крупного работодателя, к тому же использующего рабочую силу социально уязвимых слоев (женщин, иммигрантов, инвалидов) и выполняющего в силу этого важную социальную функцию.
В аспекте воздействия малого предпринимательства на важнейших агентов рыночных отношений целесообразно выделить следующие моменты:
а)
малое предпринимательство
б) выступает как амортизатор колебаний экономической конъюнктуры;
в) играет роль катализатора научно-технического и технологического прогресса (по оценкам специалистов, на его долю приходится около половины всех изобретений и научных разработок).
Воздействие малого предпринимательства на политические и социокультурные процессы выражается в его роли:
а) амортизатора социальной напряженности, поскольку именно малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования «среднего класса» и, следовательно, ослабления присущей рыночной динамике тенденции к социальной дифференциации;
б) источника обученных кадров, охватывающего подавляющее большинство мест производственного обучения.
Роль малого предпринимательства возрастает в силу того, что оно призваны: значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья; принять активное участие в конверсии через кооперирование как с малыми (то есть внутри размерной группы), так и более крупными предприятиями; обеспечить эффективное использование высвобождающихся ресурсов; приблизить производство товаров и услуг к потребителю, помочь выравниванию условий жизни в населенных пунктах различных масштабов; вовлечь в производство часть материальных и финансовых средств населения, ранее использовавшихся исключительно для личного потребления; создать благоприятные предпосылки для трудоустройства части рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях; ускорить демонополизацию производства, развитие конкуренции, оптимизацию размерной структуры рыночных субъектов; послужить источником ощутимых бюджетных поступлений.
Что касается количественных характеристик малого предпринимательства, к ним относят: абсолютное и удельное количество малых предприятий, число занятых на малых предприятиях, доля малых фирм в ВВП и др.
На
данный момент в России малым предпринимательством
занимается только 9 % населения, производя
12 % ВВП. Исходя из вышесказанного можно
утверждать, что в России существует
большой потенциал развития малого
предпринимательства.
1.3.
Монополии и проблема
Монополия (греч. «монос» — один, «полео» — продаю) — исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия — сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная же монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий.
Может показаться, что монополия и конкуренция совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополизация способна, в конечном счете, устранить свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чье-либо господство на рынке.
Между тем монополия находится в весьма сложной и противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-то продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество — стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии: если какой-то предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словом, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция — монополию.
В современных условиях крупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, а сосуществуют вмести с ней, что обостряет и углубляет общее соперничество.
Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране монополии встречают в числе конкурентов иностранные компании, проникающие на внутренний рынок. Стало быть, за небольшим исключением монополизация не приводит к сосредоточению всего производства какого-либо товара в руках единственной фирмы.
Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.
В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль.
Стремление
монополиста к максимизации прибыли
путем установления контроля над
ценой и объемом продаж есть нарушение
свободной конкуренции и
Существует три вида монополии:
1.
Закрытая монополия. Она
2.
Естественная монополия - отрасль,
в которой долгосрочные
3. Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого - либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.
Модель монополии, предлагает действие одного дополнительного ограничения: монополист должен продавать свою продукцию по одинаковой цене всем потребителям. Монополия, при которой соблюдается это условие, называется простой монополией
Монополия в чистом виде - явление крайне редкое. Довольно часто в качестве примера чистой монополии приводят систему телефонной связи, и это почти верно. Но не следует забывать, что иные виды связи создают скрытую конкуренцию, предлагая качественные заменители телефонной связи. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны отечественных или иностранных производителей товара.
Монополия, возникающая со стороны спроса, когда на рынке имеется только один покупатель при множестве продавцов, называется монопсонией.
Такая
рыночная структура во всем схожа
с монополией, черты которой переносятся
на покупателя.
2.
Факторы формирования
2.1.
Теневая экономика
Термин «теневая экономика» произошел от немецкого слова «Schattenwirtschaft». Теневую экономику можно охарактеризовать как совокупность разнотипных экономических отношений и неучтенных, нерегламентированных и противоправных видов экономической деятельности. Но, прежде всего, теневая экономика – это неконтролируемые обществом и скрываемые от него производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег и услуг. В данном случае мы имеем дело с очень сложным экономическим явлением, которое в той или иной степени присуще социальным системам любого типа.
Несмотря на свое повсеместное распространение, теневой бизнес в различных странах имеет далеко не однородную структуру и долю в производстве валового внутреннего продукта. Экономики отдельных стран в буквальном смысле базируются на незаконном бизнесе – торговле наркотиками и оружием (к таким странам относятся Колумбия, Афганистан), на нелегальном производстве контрафактной продукции (Китай, Россия, страны СНГ) на бытовом незаконном предпринимательстве.
Даже в самых благополучных странах теневой бизнес имеет место. Его доля в экономике таких стран оценивается на уровне 9-15%, что само по себе немало, так как речь идет о десятках миллиардов долларов.
Рассмотрим основные причины возникновения и относительно устойчивого функционирования теневого бизнеса.
Одной из значимых причин развития теневого бизнеса являются высокие ставки налогов на легальную предпринимательскую деятельность. Местные власти, устанавливая завышенные ставки налогов на бизнес, пытаются решить, в первую очередь, задачу наполнения бюджета. Однако подобное повышение вызывает у предпринимателей и предприятий реакцию двоякого рода: с одной стороны, часть бизнеса сворачивается (или переносится в другие регионы), с другой – определенный контингент предпринимателей смещается в сектор теневого бизнеса, осуществляя производство неучтенной продукции и всячески уклоняясь от избыточных налогов. К таким действиям предпринимателей подталкивает не только жадность. Налоги, как известно, являются весомым фактором повышения или понижения конкурентоспособности продукции. Повышение налогов вынуждает предпринимателей поднимать цены, что ведет к снижению торгового оборота и прибыли бизнесменов.
Немаловажным фактором отказа от легальной предпринимательской деятельности являются административные и бюрократические барьеры, возникающие как при вхождении в бизнес, так и в процессе осуществления коммерческой деятельности. Высокие государственные пошлины, сложный финансовый и налоговый учет, длительность и запутанность процедур регистрации предпринимателей и предприятий могут быть активным катализатором разрастания теневого бизнеса. Значительно осложняют и делают малопривлекательным легальный бизнес государственные чиновники. Представители лицензионных органов, санэпидстанции, полиции, пожарного надзора, экологической, торговой и налоговой инспекции вполне могут сделать деятельность предпринимателей невыносимой из-за постоянных претензий, проверок и предписаний. Сопряженные с вымогательством, такие действия заставляют коммерсантов сворачивать легальный бизнес и заниматься незаконным предпринимательством.