Современное состояние уровня заработной платы в Республике Беларусь и проблема ее урегулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение заработной платы и проблем ее урегулирования в Республике Беларусь. В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть сущность, виды, функции заработной платы и факторы ее определяющие;
2) обосновать равновесную ставку заработной платы и дифференциацию ставок заработной платы;
3) проанализировать динамику заработной платы в Республике Беларусь;
4) охарактеризовать государственное регулирование заработной платы в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 5
1 Сущность, виды, функции заработной платы и факторы ее определяющие 6
2 Равновесная ставка заработной платы и дифференциация ставок заработной платы 12
3 Современное состояние уровня заработной платы в Республике Беларусь и проблема ее урегулирования 17
3.1 Анализ заработной платы в Республике Беларусь 17
3.2 Государственное регулирование оплаты труда в Республике Беларусь 20
Заключение 27
Список использованных источников 29

Работа содержит 1 файл

Зарплата курсач.doc

— 390.00 Кб (Скачать)

При выработке мер  государственного воздействия на образование и использование доходов населения широко применяются балансы денежных доходов и расходов населения.

Балансы денежных доходов  и расходов населения разрабатываются по республике в целом, а также по областям, районам, городам и отдельным социальным группам населения и имеют многоцелевое назначение. Они включаются в состав плановых, программных и прогнозных документов, отражающих социально-экономические процессы.

Балансы денежных доходов  и расходов населения показывают общий объем и структуру денежных доходов и расходов населения, реальные и номинальные доходы, а также покупательную способность населения. Они позволяют представить доходы и расходы населения по источникам образования и направлениям использования денежных средств, отразить денежный оборот между населением и предприятиями, учреждениями, организациями, а также экономические отношения между государством и населением, положение отдельных социальных групп населения.

Балансы дают возможность  регулировать соотношение между величиной денежных средств, их сбережениями и товарными ресурсами, объемами платных услуг, предоставляемых населению.

Принципиальная схема  баланса денежных доходов и расходов населения представлена в таблице 3.2.1.

Наибольший удельный вес в денежных доходах населения занимает оплата труда, которая призвана выполнять стимулирующую функцию в соответствии с полезностью труда, его качеством и количеством и обеспечивать воспроизводство рабочей силы. Поэтому политика доходов должна строиться, в первую очередь, исходя из политики в области оплаты труда, включая все виды оплаты труда для всех категорий работающих.

В Республике Беларусь на первой стадии экономических преобразований политика государства в области  оплаты труда была направлена на решение  важнейших задач того периода  – финансовой стабилизации, сохранения определенного уровня заработной платы низкооплачиваемых слоев населения и реальной стоимости социальных выплат путем их периодических централизованных повышений или индексации.

В 1991-1992 гг. с принятием  Законов «О предприятиях в Республике Беларусь», «О минимальной заработной плате и государственных гарантиях в области оплаты труда», «О минимальном потребительском бюджете», «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» и других были сделаны первые шаги по переходу к рыночным принципам оплаты труда. Дальнейшее реформирование оплаты труда связано с разработкой новой концепции оплаты труда, одобренной Кабинетом Министров Республики Беларусь в 1995 г., изменениями, внесенными в Кодекс законов о труде: Законом «О коллективных договорах и соглашениях», Указами Президента Республики Беларусь в части повышения заработной платы на предприятиях государственной формы собственности «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», «О развитии социального партнерства», «Об индексации заработной платы» и другими [15, c. 38].

 

Таблица 3.2.1 – Баланс денежных доходов и расходов населения

Доходы 

Расходы и сбережения

  1. Оплата труда
  2. Доходы рабочих и служащих от предприятий и организаций, кроне оплаты труда
  3. Поступления от продажи продуктов сельского хозяйства
  4. Пенсии и пособия
  5. Стипендии
  6. Доходы от собственности
  7. Поступления из финансовой системы всего, в том числе:

а) страховые возмещения;

б) ссуды на индивидуальное жилищное строительство и другие цели;

в) изменение задолженности по ссудам, выданным на потребительские цели;

г) проценты по вкладам;

д) выигрыши и погашения по займам;

е) изменение задолженности населения по покупке товаров в кредит (прирост, уменьшение);

ж) изменение задолженности по ссудам лицам, осуществляющим деятельность без образования юридического лица (прирост,

уменьшение);

и) возмещение ущерба репрессированным гражданам.

8. Прочие поступления:

а) от продажи вещей через комиссионные магазины и скупочные пункты;

б) от продажи утильсырья, металлолома и др.;

в) другие доходы

9. Деньги, полученные по переводам (за вычетом переведенных и внесенных сумм)

  1. Покупка товаров и оплата услуг, всего, в том числе: а) покупка товаров по всем каналам реализации; б) оплата услуг и другие расходы - всего, в том числе: оплата жилья и коммунальных услуг; оплата бытовых услуг; оплата услуг системы образовании; расходы на путевки в санатории и дома отдыха, туризм и медицинские услуги; расходы на кино, театры и другие зрелища; расходы на все виды транспорта; оплата услуг связи; прочие расходы
  2. Обязательные платежи и добровольные взносы - всего; в том числе:

а) налоги и сборы;

б) платежи по страхованию;

в) возврат ссуд;

г) страховые взносы в частные пенсионные фонды

д) приобретение лотерейных билетов;

е) проценты за товарный кредит;

ж) обязательные страховые взносы в пенсионный фонд;

3. Прирост сбережений во вкладах и в ценных бумагах – всего; в том числе:

а) прирост вкладов в учреждениях сберегательного банка;

б) прирост вкладов в коммерческих банках;

в) приобретение облигаций внутренних займов;

г) прирост (уменьшение) средств физических лиц, депонированных в банках для расчетов с использованием пластиковых карт;

ж) приобретение акций  предприятий

  1. Покупка жилых помещении

Расходы населения  на приобретение иностранной валюты

Всего денежных доходов

Превышение  расходов над доходами

Баланс

Всего денежных расходов и сбережений

Превышение  доходов над расходами

Баланс


Примечание – Источник [16, с. 670]

 

Согласно новой концепции  оплаты труда в Республике Беларусь, основной и наиболее эффективной формой регулирования заработной платы является многоуровневая коллективно-договорная система, позволяющая полно отразить интересы заинтересованных сторон при установлении уровня и условий оплаты труда, т.е. интересы нанимателей и наемных работников. Договорное регулирование заработной платы пре дусматривает применение генерального, отраслевых (тарифных) соглашений, коллективных и трудовых договоров.


В рамках генерального соглашения, исходя из уровня развития производительных сил, определяется соотношение минимальной заработной платы и минимального потребительского бюджета.

В отраслевых (тарифных) соглашениях определяются: минимальные месячные (почасовые) тарифные ставки по основным видам деятельности в отраслях, соотношения минимальных тарифных ставок по отраслевым профессионально-квалификационным группам работников, а также минимальные размеры доплат и надбавок, характерных для отрасли.

В коллективных договорах определяются формы, системы и размеры оплаты труда работников предприятия, а также другие условия оплаты труда.

В трудовых договорах (контрактах) между работником и нанимателем устанавливаются индивидуальные условия и нормы оплаты труда, которые не могут быть ниже предусмотренных коллективным договором. Все вопросы оплаты труда регулируются путем переговоров между объединениями нанимателей и профсоюзами.

Государственная политика Республики Беларусь на современном этапе направлена на повышение цены рабочей силы, рост заработной платы в зависимости от увеличения объемов производства, сокращения чрезмерной дифференциации в оплате труда между отраслями, категориями и группами работников. При этом закладываются новые подходы к регулированию оплаты труда во всех сферах деятельности.

Однако следует признать, что в настоящее время механизм коллективно-договорного регулирования не обеспечивает в должной мере рост экономических результатов деятельности предприятий, отраслей, регионов. Не обеспечивает он и оптимального баланса интересов нанимателей и наемных работников, выполнение соглашений и договоров в области оплаты труда. Например, не полностью выполняются соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзами, а также многие отраслевые тарифные соглашения и коллективные договоры.

Важная роль в регулировании  оплаты труда отводится минимальной заработной плате, выступающей важнейшим социальным нормативом. Государство законодательно устанавливает нижний предел (минимальный размер) заработной платы, которая призвана:

  • гарантировать минимальный уровень оплаты труда;
  • обеспечивать воспроизводство рабочей силы;
  • служить исходной величиной для дифференциации оплаты труда в зависимости от его сложности, квалификации работающего, условий и сфер приложения труда, а также при заключении договоров между наемными работниками и работодателями [17, c. 24].

Размер минимальной заработной платы устанавливается ежегодно с 1 января исходя из показателей бюджета Республики Беларусь, утвержденного на очередной бюджетный (финансовый) год. В течение года минимальная заработная плата подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции.

Месячная минимальная  заработная плата в Беларуси в  августе 2011 года составила 687 370 рублей. Часовая минимальная зарплата - 4 050 рублей [11].

Приостановка с 1993 г. Закона «О минимальной заработной плате и государственных гарантиях в области оплаты труда» была продиктована политикой в области занятости населения, однако на сегодняшний день роль и значение минимальной заработной платы как социального стандарта целесообразно восстановить и повысить.

Важнейшей проблемой  в области регулирования оплаты труда является оплата труда в  бюджетной сфере и внебюджетном секторе экономики. На сегодняшний день в республике наблюдается необоснованный рост различий в оплате труда в этих сферах, что требует выработки соответствующих мер со стороны государства.

В государственной политике в области оплаты труда, выделяющей два направления – оплата труда во внебюджетном секторе экономики и оплата труда в бюджетной сфере, необходимо обеспечить:

  • в рамках первого направления – дальнейшее развитие системы соглашений между работодателями и работниками на всех уровнях социального партнерства, определяющей их взаимную ответственность и полномочия; повышение эффективности действующей тарифной системы, усилив ее воспроизводственную и стимулирующую функции;
  • в рамках второго направления – совершенствование оплаты труда путем уточнения параметров Единой тарифной сетки в органической увязке с механизмом надбавок и доплат, дополнительным стимулированием труда высококвалифицированных работников (с учетом надбавок к должностным окладам за непрерывный стаж работы и высокую результативность труда), повышения ставок заработной платы работников бюджетной сферы не только в зависимости от темпов роста потребительских цен (индексация ставок), но и с учетом динамики заработной платы во внебюджетном секторе экономики. Этой же цели должны служить и меры, компенсирующие работникам бюджетной сферы потери в связи с инфляцией [15, c. 39].

Совершенствование оплаты труда требует:

  • пересмотра минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда, приближения их к величине прожиточного минимума трудоспособного человека. Так с 1 октября 2011 года тарифная ставка первого разряда была повышена с 118 000 до 151 000 рублей. Повышение составило 28%. Бюджет прожиточного минимума составляет в Беларуси с 1 ноября 574 790 рублей [11];
  • усиления зависимости оплаты труда от результатов хозяйствования;
  • совершенствования системы налогообложения, которая должна содействовать усилению мотивации труда работников, развитию их деловой активности и предпринимательства.

Одним из механизмов государственного регулирования доходов населения является социальное партнерство, обеспечивающее взаимодействие органов государственного управления, профсоюзов и нанимателей [16, c. 25].

Правовую основу социального  партнерства в республике составляют действующая Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс, Законы «О профессиональных союзах», «Об общественных объединениях», Указ Президента Республики Беларусь «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь», Положение об организации взаимодействия государственных органов, профессиональных союзов и нанимателей в целях предотвращения массовой безработицы. Однако незрелость трудовых отношений, их несоответствие условиям рыночной экономики не позволяют на сегодняшний день в полной мере использовать механизм социального партнерства. В перспективе это направление должно получить дальнейшее развитие.

Необходимо также отметить, что 10 мая 2011 г. Президентом Республики Беларусь был издан Указ №181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» [17].

В соответствии с данным Указом наниматели получили право самостоятельно определять систему, условия и порядок оплаты труда работников.

Коммерческие организации  и индивидуальные предприниматели  при введении новых условий оплаты труда работников, в том числе  без применения ЕТС РБ, обязаны  обеспечить:

  • недопущение снижения размеров заработной платы работников на момент их введения;
  • соблюдение для работников гарантий, предусмотренных законодательством о труде.

Повышение тарифных ставок и окладов теперь зависит от результатов  работы и в пределах имеющихся  финансовых возможностей нанимателя. Ограничение размера премии, включаемой  в состав затрат в размере 80%, теперь отменено [18].

Информация о работе Современное состояние уровня заработной платы в Республике Беларусь и проблема ее урегулирования