Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 19:10, курсовая работа
Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение заработной платы и проблем ее урегулирования в Республике Беларусь. В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть сущность, виды, функции заработной платы и факторы ее определяющие;
2) обосновать равновесную ставку заработной платы и дифференциацию ставок заработной платы;
3) проанализировать динамику заработной платы в Республике Беларусь;
4) охарактеризовать государственное регулирование заработной платы в Республике Беларусь.
Введение 5
1 Сущность, виды, функции заработной платы и факторы ее определяющие 6
2 Равновесная ставка заработной платы и дифференциация ставок заработной платы 12
3 Современное состояние уровня заработной платы в Республике Беларусь и проблема ее урегулирования 17
3.1 Анализ заработной платы в Республике Беларусь 17
3.2 Государственное регулирование оплаты труда в Республике Беларусь 20
Заключение 27
Список использованных источников 29
При выработке мер государственного воздействия на образование и использование доходов населения широко применяются балансы денежных доходов и расходов населения.
Балансы денежных доходов и расходов населения разрабатываются по республике в целом, а также по областям, районам, городам и отдельным социальным группам населения и имеют многоцелевое назначение. Они включаются в состав плановых, программных и прогнозных документов, отражающих социально-экономические процессы.
Балансы денежных доходов и расходов населения показывают общий объем и структуру денежных доходов и расходов населения, реальные и номинальные доходы, а также покупательную способность населения. Они позволяют представить доходы и расходы населения по источникам образования и направлениям использования денежных средств, отразить денежный оборот между населением и предприятиями, учреждениями, организациями, а также экономические отношения между государством и населением, положение отдельных социальных групп населения.
Балансы дают возможность регулировать соотношение между величиной денежных средств, их сбережениями и товарными ресурсами, объемами платных услуг, предоставляемых населению.
Принципиальная схема баланса денежных доходов и расходов населения представлена в таблице 3.2.1.
Наибольший удельный вес в денежных доходах населения занимает оплата труда, которая призвана выполнять стимулирующую функцию в соответствии с полезностью труда, его качеством и количеством и обеспечивать воспроизводство рабочей силы. Поэтому политика доходов должна строиться, в первую очередь, исходя из политики в области оплаты труда, включая все виды оплаты труда для всех категорий работающих.
В Республике Беларусь на первой стадии экономических преобразований политика государства в области оплаты труда была направлена на решение важнейших задач того периода – финансовой стабилизации, сохранения определенного уровня заработной платы низкооплачиваемых слоев населения и реальной стоимости социальных выплат путем их периодических централизованных повышений или индексации.
В 1991-1992 гг. с принятием Законов «О предприятиях в Республике Беларусь», «О минимальной заработной плате и государственных гарантиях в области оплаты труда», «О минимальном потребительском бюджете», «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» и других были сделаны первые шаги по переходу к рыночным принципам оплаты труда. Дальнейшее реформирование оплаты труда связано с разработкой новой концепции оплаты труда, одобренной Кабинетом Министров Республики Беларусь в 1995 г., изменениями, внесенными в Кодекс законов о труде: Законом «О коллективных договорах и соглашениях», Указами Президента Республики Беларусь в части повышения заработной платы на предприятиях государственной формы собственности «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», «О развитии социального партнерства», «Об индексации заработной платы» и другими [15, c. 38].
Таблица 3.2.1 – Баланс денежных доходов и расходов населения
Доходы |
Расходы и сбережения |
а) страховые возмещения; б) ссуды на индивидуальное жилищное строительство и другие цели; в) изменение задолженности по ссудам, выданным на потребительские цели; г) проценты по вкладам; д) выигрыши и погашения по займам; е) изменение задолженности населения по покупке товаров в кредит (прирост, уменьшение); ж) изменение задолженности по ссудам лицам, осуществляющим деятельность без образования юридического лица (прирост, уменьшение); и) возмещение ущерба репрессированным гражданам. 8. Прочие поступления: а) от продажи вещей через комиссионные магазины и скупочные пункты; б) от продажи утильсырья, металлолома и др.; в) другие доходы 9. Деньги, полученные по переводам (за вычетом переведенных и внесенных сумм) |
а) налоги и сборы; б) платежи по страхованию; в) возврат ссуд; г) страховые взносы в частные пенсионные фонды д) приобретение лотерейных билетов; е) проценты за товарный кредит; ж) обязательные страховые взносы в пенсионный фонд; 3. Прирост сбережений во вкладах и в ценных бумагах – всего; в том числе: а) прирост вкладов в учреждениях сберегательного банка; б) прирост вкладов в коммерческих банках; в) приобретение облигаций внутренних займов; г) прирост (уменьшение) средств физических лиц, депонированных в банках для расчетов с использованием пластиковых карт; ж) приобретение акций предприятий
Расходы населения на приобретение иностранной валюты |
Всего денежных доходов Превышение расходов над доходами Баланс |
Всего денежных расходов и сбережений Превышение доходов над расходами Баланс |
Примечание – Источник [16, с. 670]
Согласно новой концепции оплаты труда в Республике Беларусь, основной и наиболее эффективной формой регулирования заработной платы является многоуровневая коллективно-договорная система, позволяющая полно отразить интересы заинтересованных сторон при установлении уровня и условий оплаты труда, т.е. интересы нанимателей и наемных работников. Договорное регулирование заработной платы пре дусматривает применение генерального, отраслевых (тарифных) соглашений, коллективных и трудовых договоров.
В рамках генерального соглашения, исходя из уровня развития производительных сил, определяется соотношение минимальной заработной платы и минимального потребительского бюджета.
В отраслевых (тарифных) соглашениях определяются: минимальные
месячные (почасовые) тарифные ставки
по основным видам деятельности в отраслях,
соотношения минимальных тарифных ставок
по отраслевым профессионально-
В коллективных договорах определяются формы, системы и размеры оплаты труда работников предприятия, а также другие условия оплаты труда.
В трудовых договорах (контрактах) между работником и нанимателем устанавливаются индивидуальные условия и нормы оплаты труда, которые не могут быть ниже предусмотренных коллективным договором. Все вопросы оплаты труда регулируются путем переговоров между объединениями нанимателей и профсоюзами.
Государственная политика Республики Беларусь на современном этапе направлена на повышение цены рабочей силы, рост заработной платы в зависимости от увеличения объемов производства, сокращения чрезмерной дифференциации в оплате труда между отраслями, категориями и группами работников. При этом закладываются новые подходы к регулированию оплаты труда во всех сферах деятельности.
Однако следует признать, что в настоящее время механизм коллективно-договорного регулирования не обеспечивает в должной мере рост экономических результатов деятельности предприятий, отраслей, регионов. Не обеспечивает он и оптимального баланса интересов нанимателей и наемных работников, выполнение соглашений и договоров в области оплаты труда. Например, не полностью выполняются соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзами, а также многие отраслевые тарифные соглашения и коллективные договоры.
Важная роль в регулировании оплаты труда отводится минимальной заработной плате, выступающей важнейшим социальным нормативом. Государство законодательно устанавливает нижний предел (минимальный размер) заработной платы, которая призвана:
Размер минимальной заработной платы устанавливается ежегодно с 1 января исходя из показателей бюджета Республики Беларусь, утвержденного на очередной бюджетный (финансовый) год. В течение года минимальная заработная плата подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции.
Месячная минимальная заработная плата в Беларуси в августе 2011 года составила 687 370 рублей. Часовая минимальная зарплата - 4 050 рублей [11].
Приостановка с 1993 г. Закона «О минимальной заработной плате и государственных гарантиях в области оплаты труда» была продиктована политикой в области занятости населения, однако на сегодняшний день роль и значение минимальной заработной платы как социального стандарта целесообразно восстановить и повысить.
Важнейшей проблемой в области регулирования оплаты труда является оплата труда в бюджетной сфере и внебюджетном секторе экономики. На сегодняшний день в республике наблюдается необоснованный рост различий в оплате труда в этих сферах, что требует выработки соответствующих мер со стороны государства.
В государственной политике в области оплаты труда, выделяющей два направления – оплата труда во внебюджетном секторе экономики и оплата труда в бюджетной сфере, необходимо обеспечить:
Совершенствование оплаты труда требует:
Одним из механизмов государственного
регулирования доходов населени
Правовую основу социального партнерства в республике составляют действующая Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс, Законы «О профессиональных союзах», «Об общественных объединениях», Указ Президента Республики Беларусь «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь», Положение об организации взаимодействия государственных органов, профессиональных союзов и нанимателей в целях предотвращения массовой безработицы. Однако незрелость трудовых отношений, их несоответствие условиям рыночной экономики не позволяют на сегодняшний день в полной мере использовать механизм социального партнерства. В перспективе это направление должно получить дальнейшее развитие.
Необходимо также отметить, что 10 мая 2011 г. Президентом Республики Беларусь был издан Указ №181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» [17].
В соответствии с данным Указом наниматели получили право самостоятельно определять систему, условия и порядок оплаты труда работников.
Коммерческие организации и индивидуальные предприниматели при введении новых условий оплаты труда работников, в том числе без применения ЕТС РБ, обязаны обеспечить:
Повышение тарифных ставок и окладов теперь зависит от результатов работы и в пределах имеющихся финансовых возможностей нанимателя. Ограничение размера премии, включаемой в состав затрат в размере 80%, теперь отменено [18].